{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему один бизнес переходит от малого к среднему, а другой нет

Интересная тема, хочу разобрать причины, по которым так происходит. Спойлеры: нужно влюбиться и уметь считать финансовую модель.

Всё начинается с любви

Первая и, наверное, самая главная причина кроется в основателе бизнеса. Ведь основатель бизнеса – это как ядерный реактор, он определяет динамику развития компании.

Почему топ-менеджеры, которые знают о бизнесе буквально все, очень редко становятся успешными предпринимателями? Дело тут не в рисках и даже не в сложности. Просто им неинтересно.

Нельзя заставить мозг думать о чем-то 24 на 7, если вы этим не горите. Топ-менеджер будет смотреть на бизнес как на работу, а основатель – как на свою жизнь. Поэтому если хотите, чтобы бизнес рос, вам нужно влюбиться в идею того, что делаете. Когда мы влюбляемся, нам постоянно хочется думать, говорить, наблюдать, изучать, проверять, а самое главное – делать. И это такое волшебное чувство, которое сразу выделяет человека, у которого получится. Такой человек не остановиться, пока идея его держит.

В этом смысле основатель даже может отставать по уровню компетенций или величине опыта, но по заряженности и желанию достичь результата он будет сильно впереди.

Если единственное, на чем держится идея, это желание заработать денег, то при наступлении плохих времен (а плохие времена наступают всегда, особенно на ранних стадиях развития бизнеса) деньги уже не будут греть душу, и основатель бросит бизнес.

Очень много успешных бизнесов остаются маленькими, потому что их основатели либо недостаточно зажглись, либо слишком быстро потухли и переключили свое внимание с компании на что-то другое. Это останавливает динамику развития компании и лишает ее шансов стать крупным бизнесом.

Есть еще много других факторов, из-за которых может не получиться, но без желания и энергии у вас просто не будет сил, чтобы с ними справиться.

Финансовая модель

У вас горят глаза, вы полны идей и решимости, а бизнес не растет. Как так?

Давайте посмотрим на финансовую модель вашего бизнеса. Может, вы вовсе не основатель – атомный реактор, который постоянно работает на расширение компании, а обезьяна с гранатой, которая носится и не знает как использовать свой энтузиазм?

Финансовая модель очень хорошо показывает предпринимателю, за счет чего бизнес растет, причем в нее закладывается сразу несколько гипотез роста. Да, может повезти и бизнес вырастет за счет удачи, но рост не будет системным, поэтому, как только изменятся правила игры, он точно уйдет в минус или разорится.

Как проверить финансовую модель

Достаточно попросить основателя посчитать свой бизнес. Если он не ответит, то это первый сигнал, что у него недостаточно данных и информации о своем деле.

Например, вы собираетесь открыть точку в офлайне по франшизе Lucky Child, и мне очень важно, чтобы вы, как партнер, были успешным и зарабатывали. Тогда базовыми гипотезами будут:

  • целевой трафик

  • средний чек

  • средняя конверсия в рынке

  • арендная плата

Если я буду разговаривать с потенциальным партнером и спрошу у него стоимость аренды, а он не сможет ответить, то сразу понятно, что он не делал никаких полевых исследований и, скорее всего, не будет способен на системное развитие бизнеса.

Если партнер не видит свои цифры, то мы просто откажем ему в сотрудничестве. Ведь именно финансовая модель способствует развитию, потому что помогает определить доходы и расходы, которые выступают основными параметрами, на которых держится бизнес.

Что делать, чтобы перейти к крупному бизнесу

5 лет – обычно столько требуется предпринимателю, чтобы начать задумываться о том, как масштабировать свой бизнес. Если вы не готовы столько ждать, то вот рекомендации, которым можно следовать уже сейчас.

1. Я бы посоветовал начать с книги «Управление жизненным циклом корпораций» Ицхака Адизеса. Да, это фундаментальная теоретическая работа, но, наблюдая, как развивался наш бизнес, я могу сказать, что этапы перехода между стадиями точно есть.

2. Искренне верю, что пока компания не построила у себя финансовую систему, пока вы не можете одной кнопкой генерировать отчет о доходах и убытках, а другой – отслеживать движение денежных средств и баланс, из которого вы видите состояние ваших активов, пассивов и капитала, то переход не случится.

Если стартап не создаст работающую финансовую систему – не нарисованную, а именно работающую! – то он не вырастет. Пока финансовый директор делает отчет в Excel, о росте бизнеса говорить не приходится, это просто не финансовая система. Предприниматель и так способен сам подсчитать свою прибыль, причем в уме.

Финансовая система – это когда вы можете одной кнопкой получать три ключевых отчета, и они будут совпадать с жизнью.

Чтобы перейти из состояния «go-go» (по Адизесу), когда бизнес растет, а предприниматель окрылен успехом и безумно радуется из-за увеличения выручки, и оказаться на стадии «раннего расцвета», когда вы можете масштабировать маржу и оборот, нужно строить финансовую модель.

Потому что выручка действительно может расти по разным причинам, а прибыль может либо быть где-то «в пути», либо ее может вообще не быть. Пока предприниматель не перешел к управлению через финансовую систему, ему очень легко ошибиться с размером прибыли. Как только у компании появляется финансовая система, сразу включается профессиональное управление, и бизнес переходит из малого в крупный.

Какие ещё причины вы считаете важными при переходе к среднему и крупному бизнесу?

Больше о моем предпринимательском и управленческом опыте я рассказываю в своем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

0
2 комментария
Михаил Ходус

Вода из воды. Будь я дельфином, оценил был. За книгу спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Вахрамов

Прочитал, посмотрел сайт, не понятно - почему у франшизеров должны гореть глаза, это же рутина. У вас производство, проектировка (кстати, а где светоотражающие элементы? Разве это не стандарт для детской верхней одежды? Сколько покупателей потерялось изза этого?), и контрагенты в виде b2c (гораздо более операционно сложный сегмент, чем b2b).

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда