{"id":13641,"url":"\/distributions\/13641\/click?bit=1&hash=54ad57c4617320c107392085a34311acc98a801723ceed43ac5a66c11a945977","title":"\u0422\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435 \u043a\u0430\u043a \u0441\u0430\u043c\u043e\u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u044b\u0439","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"92ef5acf-26f1-5102-8f72-40ca3bb88998","isPaidAndBannersEnabled":false}

Исследование: треть российских стартапов не получают доход, но рассчитывают на инвестиции Статьи редакции

Главные проблемы, основные ниши работы, портрет среднего основателя и другие выводы исследования «Стартап барометр», в котором приняли участие более 500 стартаперов.

Венчурный инвестор Алексей Соловьёв вместе с консалтинговой компанией EY и Фондом развития интернет-инициатив провели второе ежегодное исследование «Стартап барометр», посвящённое состоянию российских стартапов. Партнёрами выступили также МТС и венчурный фонд АФК «Система» Sistema VC.

В 2019 году эксперты опросили более 530 основателей стартапов в России. Они ответили на 56 вопросов об источниках финансирования, отношениях с инвесторами, уровне доходов, планах по развитию за границей и так далее.

Среди основателей — всё больше людей с опытом работы

Среднестатистический основатель — 36-летний москвич с высшим техническим образованием (64% респондентов). Большинство (27%) до запуска собственного стартапа работали в крупных компаниях, у 24% был собственный бизнес (в 2018 году таких было 30% опрошенных).

Меньше всего среди участников опроса оказалось студентов, только 5% запустили стартап после учёбы. Всего предпринимателей в возрасте 18-25 лет среди ответивших — 10%.

Факт прихода в бизнес опытных людей позволяет говорить о потенциальной зрелости создаваемых продуктов. Человек, пришедший из корпорации в частный бизнес — это человек с высокой степенью осознанности. Это не юный предприниматель, кидающийся с головой в новую отрасль не оценив риски.

Как правило, человек с корпоративным опытом обладает профильной экспертизой и опытом, что при формировании команды с необходимыми для стартапа компетенциями является неоспоримым преимуществом.

Дмитрий Курин

Количество основателей, у которых был негативный опыт, связанный с провалом стартапа, сократилось с 64% до 56%. При этом большинство предпринимателей (63%) совмещают работу над стартапом с другой деятельностью: работают по найму, развивают другой стабильный бизнес или пытаются параллельно построить несколько стартапов.

Как выглядят российские стартапы

Средний российский стартап запущен один-три года назад, имеет двух и более основателей. 15% компаний работают больше пяти лет. Основной фокус — на продуктах и услугах для бизнеса в разных отраслях, внедрение искусственного интеллекта и больших данных.

Почти четверть опрошенных (23%) считают, что их решения не имеют аналогов в России. 19% полагают, что аналогов нет не только на российском, но и на международном рынке. При этом основным регионом сбыта остаётся Россия.

Четверть предпринимателей объяснили отсутствие продаж за рубежом нехваткой ресурсов на продвижение и отсутствием понимания работы за границей. 21% хотят сначала протестировать бизнес в России, 19% считают, что пока не готовы для экспансии новых рынков.

Топ-10 ниш, которые выбирают предприниматели

  1. Продукты и услуги для бизнеса — 16%.
  2. Искусственный интеллект — 13%.
  3. Big Data — 11%.
  4. Технологии в образовании (EdTech) — 10%.
  5. Интернет-приложения и сервисы — 9%.
  6. Интернет вещей — 9%.
  7. Маркетплейсы — 8%.
  8. Мобильные приложения и сервисы — 8%.
  9. Электронная коммерция — 8%.
  10. Финтех — 6%.

Половина стартапов работают по модели b2b, только 14% продуктов и решений создаются для конечного потребителя.

Треть стартапов не получают доход

Готовые прототипы и первые продажи есть у 45% стартапов, 18% компаний находятся на стадии разработки прототипа. Количество стартапов со стабильными продажами сократилось с 20% до 15%.

Треть компаний (33%) пока не получают дохода, 22% стартапов имеют выручку не более 1 млн рублей в год. Ещё 22% получают до 10 млн рублей, 16% — больше 10 млн рублей в год.

Почти половина стартапов (46%) зарабатывают на прямых продажах, 20% предпочитают модель с подписками.

На что живут стартапы

63% основателей ответили, что запустили стартапы на собственные деньги, в 2018 году их было больше — 71%. На второе место вышли стартапы, основанные на гранты — 16% против 2% в 2018 году.

По мере развития бизнеса 33% стартапов продолжают работать на начальном финансировании, 30% существуют на собственную выручку от продаж. 14% основателей продолжают поддерживать проекты на собственные деньги.

Несмотря на то, что у 77% стартапов нет внешних инвесторов, больше всего предпринимателям нужны деньги — на первое место финансирование поставили 51% опрошенных.

Четверть стартапов рассчитывает привлечь до $1 млн инвестиций до конца 2019 года, 13% надеются на более значительные суммы. 14% компаний до конца года не планируют привлекать финансирование, 17% пока не определились.

Каждый десятый стартап без продаж и выручки надеется привлечь более $5 млн до конца 2019 года

Ожидания по привлечению инвестиций до миллиона долларов при выручке до 10 млн рублей в год не оправданы, и исследование подтверждает, что внешнее финансирование удается привлечь единицам.

Возможно, это происходит потому, что основатели на ранних стадиях настолько верят в уникальность своей идеи, что не могут правильно оценить свою компанию: инвесторы в России не готовы финансировать стартапы, которые не показывают устойчивого развития и реальных бизнес-результатов.

Алексей Соловьёв

Ожидания российских стартапов настолько не совпадают с реальностью и ожиданиями инвесторов, потому что основатели много внимания уделяют новостям об инвестициях в западные стартапы даже на самых ранних стадиях. Отсюда и аппетиты. В России возможности венчурного рынка не такие большие, отличаются от западных и коэффициенты при оценке компаний.

Искандер Гиниятуллин

Главные проблемы российских стартапов

  • Нехватка денег для развития — 63%.
  • Низкая заинтересованность стратегов в инновационных продуктах и компаниях — 45%.
  • Нехватка квалифицированного персонала — 37%.
  • Текущее состояние экономики и положение России на международной политической арене — 34%.
  • Недостаток знаний у предпринимателей и возможности их получить — 34%.
  • Нет или мало помощи со стороны государства — 19%.
0
129 комментариев
Написать комментарий...
Илья Константинович

как говорит Потапенко: "если вы не готовы под свой стартап заложить квартиру, машину и набрать кредитов, то зачем вам давать деньги инвесторов" ?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Потапенко мудак, может еще почку под высокорискованный и уникальный бизнес нужно закладывать? Если инвестор не готов вкладывать нормальную сумму на ранней стадии, то зачем давать ему долю потом, когда основные риски уже позади?

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
SocialWarrior

а Потапенко сам что-нибудь заложил ?

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Максим Калинин

Стартап это повышенный риск, естественно, что люди не готовы закладывать единственное жилье под рисковый проект. Грамотный инвестор ведь тоже все яйца в одну корзину не складывает. Он тоже инвестирует не последние деньги. Но за повышенный риск берет себе соответствующую долю. Которую потом может перепродать другим инвесторам, менее склонным к риску. Если проект себя оправдает.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ardintsev

По такой логике, венчурное инвестирование надо вообще отменить, ведь стоящие проекты и так справятся, инвесторы пусть чем-нибудь другим займутся. Впрочем, в России его и так почти нет, так что это не далеко от правды.

Ответить
Развернуть ветку
Благодарный Гоша

"У инвесторов много денег, что им жалко что ли?"

Ответить
Развернуть ветку
Карина Иванова

хороший способ оценить свою идею прежде чем идти к инвесторам. А готов ли я ....?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Малахов

Потапенко явно не гуру инвестиций.
В том же продовольственном ритейле его проект масштабировался существенно медленнее конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Bushkov

Ключевая фраза: "Среднестатистический основатель — 36-летний москвич с высшим техническим образованием". За МКАДом стартапов не предвидится, простите.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Логично, как по мне. Работать на местный рынок - так его (рынка) в провинции попросту нет, весь стартап будет на грани самозанятости с нулевым масштабированием. Выходить на Москву - единственный выход, но там и вход дороже, а у стартапера-провинциала трешки в Москве нет по определению.

Остается "господдержка", если есть подвязы, немного слепой удачи или умерший дядя из США.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Mark Khil

Было бы неплохо посмотреть сравнение с зарубежными рынками.

Стартапы работают на капитализацию, а не на прибыль и это нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Chimbur

Бизнес вообще-то прибыль и должен приносить. Если он прибыль не приносит, это хуйня, а не бизнес. Так что ничего нормального.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
тима махотлов

у меня возник вопрос который напрашивается сам собой - почему в США инвесторы вкладыватют в стартапы на стадии идеи зная что процент неудачи состовляет примерно 9/10, а в России стартапу чтобы в него вложили надо показать "доход" или "продажи"? Экономика США на первом месте, экономика России далеко позади. Может не в стартапах проблема кроется а в "инвесторах" отечественных?

Ответить
Развернуть ветку
petr

может у нас процент неудачи составляет 99/100?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Гайнулин

Поделюсь (и пофиг на ваш возможный холивар)... делаю проект (так не хочется называть это «стартап»). До этого работал в ведущей ит компании рф и в других больших компаниях - делал разные системы (несколько с нуля).
Идёт девятый месяц моей разработки (занимаюсь только им - притом, что до этого разрабатывал параллельно основной работе, а проработке идеи уделил...короче, много времени). Отказался - пока не рассматриваю - забугорные офферы - «ем дошираки», взял ссуду (был один потенц инвестор - но просил «все»), если вкладываю деньги - то свои. Брал дизайнера недешевого, одного «подмастерия» ещё немного всякого.
Уже не думаю ни о прибыли, ни о инвесторах (не верю уже в эту тему и оч рад такому состоянию - должно быть либо партнёрство - либо это все, обычно, туфта), думаю только о продукте. Хочу его сделать так, как считаю нужным (технологически не сговариваясь - вот почти ровно те же технологии, что у нового фб (просто научился следить за технологиями и следить какой инструмент технологически приемлем).

Совершенно не буду переживать если не пойдёт. средства взятые - вполне по силам отбить за полгода работы в крупной компании (естественно, была накоплена подушка безопасности). (Офферы и так были, а с реализованным продуктом -больше возможностей правильно выбрать следующий оффер/дело). На год точно из «привычной трудовой непрерывности выпал». Продукт через несколько месяцев планирую довести до базовой версии.

К чему я это. Да к тому, что вы пишете про инвестиции и что все такие классные и за наши идеи нам таким классным дадут деньги...:
- Я очень рад, что уже не исповедую эти глупости.
- если есть возможность накопить и/или взять посильную ссуду - то если знаете,какая цель, то инвестор вам и не нужен будет довести до того состояния, где можно «проверить идею»..
- ...а ну да - это только если вы разработчик (иначе очень все дорого)...

Ответить
Развернуть ветку
Вел Колдин
Основной фокус — на продуктах и услугах для бизнеса в разных отраслях, внедрение искусственного интеллекта и больших данных.

ваще неожиданно. прям ВОТ СОВСЕМ НЕОЖИДАННО. моё скромное мнение, что в b2c что-то сделать гораздо проще. или я не прав?
плюс показалось, что 530 опрошенных, это лишь те, кто обращался к авторам исследования и партнёрам (венчурный фонд/инвестор), соответсвенно велика вероятность перекоса данных. ко мне вот, например, никто не обращался.

Ответить
Развернуть ветку
tristan ghost

стартап Вселенная уже давно стала придатком инвестиционного рынка, где текущие "прибыль-убыток" вторичны. Не знаю, кого это удивляет сегодня

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Можно еще короче: в стране экономическая и социальная депрессия, стартапам просто не с кем работать. Даже в Москвабаде у хипстоты падеж начался.
Вы ж не ждете сотен успешных стартапов в Монголии, а они не так уж далеко от нас уже...

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Лукьянченко

Как-будто проекты запускают только хипстеры со смузи.
Что за стереотипы?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ware Wow

16% делают ИИ... как такое возможно?
Это сложный продукт, как такое кол-во стартаперов могут делать подобные проекты...
Или под ИИ они понимают что-то другое?

Ответить
Развернуть ветку
Andre
Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Ну, делать не значит же сделать))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Столько комментов и у многих своя принципиальная позиция. Первое ощущение было - слишком близко и узко смотрим, свой опыт накладываем на чужую ситуацию. Один стартап инвестиции не может найти, другой отказывается сам, третий придирчиво выбирает инвесторов. Даже на VC столько историй было взлетов и падений, что я бы не стал говорить, что эта модель работает, а другая не работает. Стартап по определению - либо новый продукт, либо новый рынок. Успех и неудача легко объяснима задним числом, а вот заранее предсказать будет ли стартап успешен... это тема для стартапа) Всем добра!

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Целью стартапа по определению не может быть получение дохода в какой-то перспективе, потому что стартап ставит своим ориентиром занятие ниши, тестирование подхода или концепции.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Константинович

Где деньги, Зин?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Помню общался с одним основателем, обсуждали сотрудничество. Предложил работать по бартеру: берите у меня продукт, который сейчас оплачиваете в другом месте, а я на эту сумму оформлю подписку на ваш сервис для своих нужд. Профит очевиден: сэкономленные деньги - это заработанные деньги. Однако человек отказался, мол наличка нужна.

Незнаю, сколько он еще потом искал "идеальных" клиентов, но в моем понимании, пока ты маленький, нужно делать первые продажи на любых условиях. Пусть это будет бартер, рассрочка, взаимозачет или прочие "партизанские" схемы. Особенно если у тебя Saas.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Лукьянченко

Звучит вполне логично. Вопрос только в том идентичны ли продукты? Т.е. продукт по бартеру просто может же не закрыть всех потребностей, которые закрывает другой, но за деньги.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юрий Б.

Вкратце: вы классный, он дурак.

Ответить
Развернуть ветку
SoftBlocks

НЕ ВЕРЮ!- "Искусственный интеллект — 13%. Big Data — 11%."
не так уж много вообще движухи в этих областях. в той же крипте ну как минимум сопоставимо

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 129 комментариев
null