Финансы Roman Romanovich
904

Slack выходит на биржу. Стоит участвовать или подождать?

Автор Telegram-канала «Практика личных финансов» Роман Романович - о предстоящем размещении акций Slack Technologies.

В закладки
Стюарт Баттерфилд, исполнительный директор Slack Financial Times

В четверг 20 июня на бирже в США начнут торговаться акции Slack Technologies - разработчика корпоративного мессенджера для управления проектами и общения. Компания основана в США в 2013 году. Slack собирает в одном окне обсуждения в каналах, приватных группах и личных сообщениях. Slack интегрируется со сторонними сервисами - Dropbox, Google Drive, Google Docs, Twitter, Trello и другими. За первый год существования сервиса пользователями установлено 800 тысяч таких интеграций. Сервис полюбился российскими и зарубежными командами разработчиков, продавцов, журналистов и других специализаций. В мессенджере работают команды eBay, PayPal, Wall Street Journal, Airbnb, Adobe и других компаний.

По данным отчета компании по итогам первого квартала 2019 мессенджером пользовались 95 тысяч платных пользователей, а 645 из них потратили на услуги свыше $100 тысяч. Динамика роста выручки впечатляет - по итогам 1 квартала - $134,8 млн, что на 67% выше в сравнении с прошлым годом. По итогам второго квартала компания ожидает выручку на уровне $139-141 млн., а за полный 2019 год - $590-600 млн.

Показатели прибыли пока настораживают - за 1 квартал компания зафиксировала убыток $0,26 на акцию, а за полный год убыток ожидается на уровне $0,44 на акцию, что говорит сокращении квартальных показателей в течение года. Обратим внимание на рынок, в котором работает Slack. Компания позиционирует себя как "убийцу Skype и корпоративной электронной почты", однако здесь Slack сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны Microsoft - владельца Skype и аналогичного сервиса Microsoft Teams. Согласно опросу Financial Times среди руководителей и менеджеров корпораций чаша весов пока на стороне Microsoft и в ближайшие 2 года доля компании Била Гейтса будет только расти.

Конкуренция Slack с другими подобными сервисами Financial Times

Доля пользователей, которые планируют начать использовать Slack в ближайшие 1-2 года меньше в сравнении с теми, кто планирует перейти на Skype или Microsoft Teams.

Также обратите внимание, что Slack выходит на биржу путем прямого размещения. По этому пути уже прошел Spotify. Прямой листинг исключает из процедуры размещения инвестбанки. С одной стороны это снижает ажиотаж и дает сконцентрироваться на фактах и финансовых показателях. С другой стороны такая процедура не дает оценить спрос на бумаги перед выходом на биржу и никак не ограничивает продавцов. При классическом IPO действует локап период, который запрещает продавать акций первые 3 месяца после размещения. Здесь же подобного ограничения нет, поэтому динамику первых дней торгов предсказать сложно.

Основываясь на последних ценах, по которым акции переходили из рук в руки на частном рынке, Slack оценивается в $16,7 млрд., что в 36 раз превышает годовые продажи. Для сравнения у Microsoft этот показатель - 8,47. Так что пока Slack выглядит переоцененным и я буду следить за динамикой финансовых показателей. Если они будут расти так, как планирует компания, то рассмотрю их для включения в свой портфель.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Roman Romanovich", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 17, "likes": 2, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 72238, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 19 Jun 2019 15:51:22 +0300" }
{ "id": 72238, "author_id": 49668, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/72238\/get","add":"\/comments\/72238\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/72238"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
17 комментариев

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Спасибо за статью и небольшой анализ при сравнении с Skype. Тут еще рядом статья есть про мессенджеры https://vc.ru/services/72214-7-besplatnyh-ploshchadok-dlya-provedeniya-biznes-videokonferenciy-2019

Я бы не рекомендовал еще долго вкладываться. Причина банальна. Компания не генерирует прибыли. Вот убытки по годам в млн. долл.

2016: - 146.9
2017: - 140.1
2018: - 138.9

Динамика конечно позитивная, но так еще лет n-цать пройдет до генерации прибыли. А сейчас компания уже насосала из инвесторов 1.3 млрд. долл. А вся эта выручка для меня большой вопрос, поскольку все это напоминает поведение других единорогов типа Uber. Создать видимость большой компании с планами захватить весь мир. Too big too fail что называется.

Больше информации к размышлению здесь: https://craft.co/slack/metrics

Ответить
2

Спасибо за ссылки! С позицией полностью согласен. Сам не покупаю компании со стабильным убытком, поэтому написал материал. Многие, к сожалению, не смотрят на финансовые показатели, а думают: "О, прикольно, Slack на биржу выходит. У нас весь офис в нем сидит и друзья с других компаний тоже там, надо купить немного акций"

Ответить
1

Фундаментал рулит

Ответить
0

Да, я за стоимостной топлю.

Ответить
0

Странный из Вас инвестор. Для нынешних стартапов работать годами в убытки - обычное дело, вспомните Теслу, Твиттер, Убер. Slack по revenue растет на 51%, попутно увеличивая затраты на R&D, Sales и Marketing. Понятно, что при таких раскладах будут убытки. Платных юзеров у них всего 95К, что крайне немного и потенциал для роста еще огромный. Поэтому есть хороший сценарий - вложиться и подождать, пока выйдут в прибыль, там акции и покажут реальные цифры.

Ответить
0

Какой есть, Вася. Сорян.

Мне плевать как работают нынешние стартапы. Удобно с точки зрения юзера - отлично. Но я не управляющий многомиллионным фондом, чтобы рассовывать деньги куда попало. И я что-то не припомню никого из тех, кто недавно вышел на IPO и продержался. Посмотрим на HeadHunter, а так шляпа же. Вот Spotify http://prntscr.com/o3y786 например. За это время S&P 500 вырос на 10% примерно (с апреля 2018). А спотифайчик потерял чуть меньше 1%. Твиттер там же где-то. Только вот S&P 500 за то же время (с 2013) вырос почти на 100%.

И таких примеров куча. Это все повторение славного бума доткомов и того, что было в 70-е и до этого. Статистика с..штука беспощадная. На каждый Microsoft приходится по сотне Теслотвиттеров. И я безумно рад за Маска, что он гений и изобретает что-то, покуривая траву, но только зачем мне это если я не то, что прироста стоимости или дивов не вижу, но даже инфляцию не побью. Т.е. проще пойти в банк.

А ждать это как и сколько? Каждый день - новый стартап. И у всех свои затраты. И так будут они биться до бесконечности, раздавая промо, насасывая базу юзеров и надеясь, что когда-нибудь они сорвут куш и их выкупит и закроет к херам какая-нибудь Apple, если увидит конкурента, или же они пойдут на дно с охеренной выручкой и столь же охерительными долгами.

Платных юзеров у них всего 95К, что крайне немного и потенциал для роста еще огромный.

За 10 лет работы так себе результат. Честно. И не будм про монетизацию. Хочешь моих денег - доказывай свою состоятельность.

Ответить
0

Что-то Вы смешали все - мухи, котлеты..
Если мы говорим за инвестиции, а не спекуляции, то логично смотреть не новоприбывших HH и Spotify, а тех, кто уже давно на public-пространстве. С прошлого года рынок акций весьма штормит, а уж Nasdaq так вообще, спасибо дядюшке Трампу за львиную долю, так что "10% S&P" сегодня могут быть 0% к концу года или вообще уйдет в минус. Консервативные так вообще в облигации уходят, предчувствуя неспокойное время у D&J.

Slack стал фактически стандартом в мессенжерах для работы, в январе этого года у них количество пользователей, использующих мессенжер каждый день превысило 10M. То, что платных всего 95К я отношу к негибкости их ценовой политики, которая не менялась со дня основания, если я не ошибаюсь. Это сильно контрастирует с тем же Твиттером, который уже давно не растет. По моей оценке, Slack вполне может достичь кэп в десятки миллиардов через несколько лет. А уж конкурентов ему чуть ли не каждый день появляются, но тут примерно как с Facebook - конкурентов масса, а миллиарды юзеров - только у FB.

Ответить
0

Ваши предположения насчёт негибкой ценовой политики уже парированы ранее, мне добавить нечего.

А насчёт мух и котлет я специально привел пример за 1 год и за 5 лет. Так что ваши инсинуации насчёт S&P неактуальны. Индексы/биржа/рынок всегда корректируются, потому что они растут. И закономерность здесь простая - если ты не генерируешь прибыль - ты рано или поздно идёшь ко дну. Что будет со Slack - это догадки.

Пока же, как известно, прошлое поведение определяет будущее. И Шлак можно оставить венчурам и другим гениям, которые распоряжаются чужими деньгами. Самое смешное в этой истории это заявление Uber после IPO, что компания, возможно никогда не станет прибыльной. И вот это подтверждается практикой.

Ответить
0

Я знаю очень много стартапов, которые годами работают в убыток. Есть даже целый сектор - беспилотные авто. Ни одна компания не заработала еще на продаже беспилотных авто, пока только многомиллиардные убытки. Инвесторы ведь тоже не дурачки, если готовы терпеть убытки - значит, во что-то верят и надеятся вернуть бабло рано или поздно.

Ответить
0

Долгая для развития тема. Вернемся через 1 и/или 2 года посмотрим, что будет конкретно со Слаком. В лучшем случае будет как Тоттэнхэм через пару лет https://www.youtube.com/watch?v=GdBYkDB5AEU

Ответить
0

Ок, через год посмотрим, сколько условный Вася мог бы на Слаке поднять. Если больше 100% - с Вас бутылочка пива.

Ответить
1

Спасибо за анализ.
Выход напрямую - очень настораживающий фактор для подобной компании.

Ответить
1

Волков с Уолл Стрит бояться - напрямую на IPO не ходить.

Ответить
1

Ну очевидно, что они как минимум на "консультантах" хотят сэкономить. Которые процентов 10 могут сожрать от привлеченной суммы. А все остальное - увидим в отчетах за квартал, год и т.д.

Ответить
1

Ничего не понимаю в столь сложных вещах, как акции. Но разве Слак не офигенно успешная компания, которая только растёт?
Да, сейчас у них убытки, ну так они очень деликатно внедряют монетизацию. При необходимости, уверен, они легко могут внедрить жёсткую систему монетизации и выйти на прибыль.

Ответить
1

Подобный ход может привести к потери аудитории, потому что есть к кому уходить. Такой вариант оцениваю как маловероятный.
За любой акцией всегда стоит бизнес, а бизнес у Slack пока убыточен и когда станет прибыльным - не понятно. Хотя мне симпатизирует их продукт и если они наладят дела, я с удовольствием куплю их акций

Ответить
0

Slack изначально на старте имел монетизацию. Так же как и бесплатную версию.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }