Быстрый обзор инвестиционных показателей, а также очень простой способ расчёта инвестиционных коэффициентов

В конце статьи ссылка на файл XLS с примерами расчёта NPV и IRR. Наиболее часто инвесторов интересует расчёт следующих показателей в бизнес-плане.

В закладки
  • Масштаб проекта
  • Горизонт планирования
  • Другие временные показатели
  • Вложения
  • Прибыль
  • Рентабельность
  • ROI
  • NPV
  • IRR

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Каждый показатель рассчитывается за определенный период времени.

Масштаб проекта

Средняя заработная плата полицейского в США, в пересчёте на рубли — 4 миллиона в год.

Средняя заработная плата высококвалифицированного специалиста в России (в столицах, при хорошем работодателе, извините) — 1 миллион рублей в год.

Зачем создавать компанию, размер которой будет менее, чем состояние среднестатистического специалиста? Инвесторы рискуют деньгами, фаундеры — деньгами, силами и временем. Пожалуй, компания должна зарабатывать не менее, чем несколько хороших специалистов. Тогда её создание становится очевидно целесообразным.

Если в планах проекта — стать «единорогом», на каком-то очевидном этапе развития, для начала, она должна стать просто стабильной компанией — самоокупаемой и приносящей понятный доход.

Как спрогнозировать доход проекта?

Взять 10 компаний из отрасли, коррелировать исходные данные рассчитываемого бизнес-плана с учётом масштаба рассматриваемых компаний, взять средние показатели — с наибольшей вероятностью плановые показатели будут соответствовать полученным значениям. Почему этот простой подход упрямо работает всегда — отдельный вопрос. Если интересно, переспросите в комментариях, расскажу отдельно.

Горизонт планирования

Период, на который рассчитывается бизнес-план.

Обычно для быстрорастущих проектов, к примеру в информационных технологиях — 1 год. Для более капитальных, строительство или производство — 3 года. Применять более длительный горизонт планирования целесообразно в проектах, которые реализуются в государствах со стабильным законодательством и экономикой.

Что касается детализации планирования.

Если компания уже работает свыше года, полезной будет месячная детализация.

Для стартапов на начальной стадии имеет смысл применять квартальные расчёты. У проектов в возрасте до 1 года обычно бывают проблемы с менеджментом, поэтому их показатели категорически не стабильны. В течение одного-двух месяцев стартап может испытывать проблемы, а на третьем месяце выровнять, нагнать и перегнать плановые показатели. Поэтому целесообразно планировать и контролировать показатели по кварталам.

Другие временные показатели

Срок окупаемости

Временной период в месяцах, по окончанию которого компания должна выйти в положительный баланс, и принести прибыль, в сумме превышающую объём вложений.

Срок до начала получения прибыли

Как показывает опыт, для IT-проектов, когда фактическое значение этого показателя превышает 3 месяца, с вероятностью свыше 99% компания не будет прибыльной и закроется в ближайшей перспективе. И наоборот.

Срок до выхода на плановые показатели

Временной период в месяцах от начала деятельности до месяца, в котором прибыль будет соответствовать среднемесячному плановому значению (прибыль за год поделить на 12).

Вложения

Здесь всё просто — это сумма денег, которую нужно потратить для реализации проекта.

Речь идёт не о стоимости доли, предлагаемой для покупки конкретному инвестору. Это не наружный, а сугубо внутренний показатель.

Вложения должны включать в себя:

  • Инвестиционная группа. Разовые траты, которые необходимо совершить для запуска бизнес-проекта
  • Постоянные расходы
  • Переменные расходы
  • Запас

Постоянные и переменные расходы прогнозируются исходя из периода окупаемости проекта. Обязательно должны быть свободные средства, не менее 20% от инвестиционных затрат.

Нормой является превышение прогнозируемых расходов в 2 раза. Вне зависимости от эмоциональной оценки, это общеизвестный факт.

Объем необходимых вложений определяется, как сумма расходов на период до выхода на плановые показатели, плюс запас.

Прибыль

Это деньги, заработанные компанией, за вычетом всех расходов.

Рентабельность

Отношение прибыли к расходам.

ROI

Отношение прибыли ко вложениям (IC — Invested Capital).

NPV

Net Present Value — сколько деньги будут стоить по истечению периода времени, с учётом ключевой ставки, инфляции и рисков.

Методическая литература предлагает красивую формулу.

где:

IC — вложения,

CF — денежный поток (Cash Flow) во времени,

i — ставка дисконтирования.

Расчёт ставки дисконтирования

Ставка дисконтирования рассчитывается как сумма ключевой ставки, ставки инфляции и премии за риск.

Ключевая ставка Центробанка, текущее значение — 7,25%.

Инфляция — 4%. Вынужден использовать официальные источники, извините.

Премия за риск — 15%. Это дополнительный доход, который инвестор хочет получить как альтернативу безрисковых вложений (к примеру, банковскому вкладу).

Методика определения премии за риск используемая при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации

Вложения при интенсификации производства на базе освоенной технологии: 3–5%

Увеличение объема продаж существующей продукции: 8–10%

Производство и продвижение на рынок нового продукта: 13–15%

Вложения в исследования и инновации: 18–20%

Конечно, следует заметить, что это не единственная методика, но по определённым причинам мы берём ее за основу.

Таким образом, для расчёта NPV на сегодняшний день в России применяется ставка дисконтирования, равная сумме ключевой ставки, инфляции и премии за риск: 7,25% + 4% + 15% = 26,25%.

Простой расчёт NPV

Рассчитать NPV можно, не погружаясь в математику, с помощью электронных таблиц.

Для расчёта используется функция ЧПС(Ставка; Значение1{; Значение2:ЗначениеN}).

Два первых параметра — ставка дисконтирования и первое значение — являются обязательными. Остальные параметры опциональны.

Поступления CF передаётся в функцию, как положительные значения, а вложения IC — со знаком минус.

IRR

Internal Rate of Return — внутренняя норма доходности. Процентная ставка, при которой NPV равна нулю.

Формула для расчёта

Один стажёр напугал меня рассказом о подходе к расчёту, которому его обучили в институте. Преподаватель рекомендовал подбирать значения экспериментально. Конечно, численные методы решения уравнений — это здорово, но, как мне кажется, не для этого случая.

Для расчёта IRR есть функция ЭКВ.СТАВКА в электронных таблицах.

Формат: ЭКВ.СТАВКА(N, C0, CN), где:

N — количество периодов

C0 — стоимость инвестиций на текущий момент

CN — стоимость инвестиций в будущем

Скачать XLS с примерами расчёта NPV и IRR: https://shemabiznesa.ru/example

Интересуют ответы вопросы о стартапах и инвестициях? Задавайте в комментариях, с энтузиазмом расскажу в новых постах.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Артем Спиридонов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 5, "favorites": 83, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 80045, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 21 Aug 2019 12:41:18 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 80045, "author_id": 74952, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/80045\/get","add":"\/comments\/80045\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/80045"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Во втором случае 33 млн вместо 39 соответственно (если не дисконтировать отток нулевого периода). Ну и IRR поменяется тоже.

Еще там не работает логика IRR - если в расчет подставите ставку 88,65%, то NPV не будет равен нулю (19 млн получается).

"Для расчёта используется функция ЧПС(Ставка; Значение1{; Значение2:ЗначениеN})." - в экселе фигурные скобки означают массив, необязательный параметр в описании лучше указывать через "[ ]".

Еще не могу припомнить ни одного бизнеса (кроме распилов, наркотраффика, работорговли и проч.) который бы давал в первые два года 180-200% вложений а в третий аж 320%. И это при 10 млн вложений.

"Обязательно должны быть свободные средства, не менее 20% от инвестиционных затрат." - это откуда?

Ответить
1

Спасибо!

По расчётам, надо проверить. Есть подозрения и соответствующая гипотеза! Было бы круто, если бы можно было вносить исправления в статью. Хорошо, что можно отредактировать файл на моём сервере =)

Большой рост бывает у IT-стартапов. У меня было 2 компании, которые выросли на миллионы процентов менее, чем за год, в 2011 и в 2014.

"не менее 20%" - из опыта. Ключевое слово - "не менее". Общественное мнение склоняется к 100%. Неопытные фаундеры - 500% и более.

Ответить
1

Исправил. Опубликовал https://shemabiznesa.ru/example

Указанный ранее способ работает для одного периода. Для нескольких - расчёт другой.

Еще раз благодарю!

Ответить
1

Добрый день!
Очень полезная статья!
Есть небольшой вопрос по ROI

За какой период обычно берут выручку?

Ведь насколько я понимаю, рост ROI прямопропорционален прибыли при неизменных вложениях.

Ответить
0

Спасибо!

Исследования по финансовому менеджменту всегда производятся в масштабе 1 год.

Для бизнес-планирования могут рассматриваться большие сроки, кратные году.

Ответить
1

в эксель файле в первом примере NPV 9,9 млн, а должен быть 6,2
еще формулой NPV подразумевается дисконтирование первого периода
хотя вложения первого года обычно идут нулевым периодом и не дисконтируются

Ответить
0

Смотря, какая отрасль и на сколько детально нужно будет смотреть за динамикой показателей, можно и за месяц и за квартал взять, а лучше за пол года или год.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }