Пенсия в долларах: зачем, почему и как правильно инвестировать с минимальным риском

Статья будет полезна тем, кто живёт в России и имеет доход в рублях. Я расскажу о том, почему нужно копить в долларах и как обеспечить вложениям хорошую доходность при минимальных рисках.

В закладки
Аудио

Меня зовут Валентин, я владелец и руководитель небольшой веб-студии в Петербурге. Хочу поделиться своим подходом к будущей пенсии.

Мне 33 года, мои родители недавно вышли на пенсию, и их знакомые и родственники тоже постепенно выходят на пенсию. Реальный размер пенсии, которую сейчас назначают людям, которые всю жизнь работали, — 15–20 тысяч рублей. Достойно на эти деньги жить невозможно, поэтому я задумался о том, какие есть варианты решения проблемы.

Для оптимистов: возможно, через 30 лет, после десятка пенсионных реформ, люди начнут получать пенсии, на которые можно жить, а не существовать, — прекрасно, в этом случае у меня просто будут две хорошие пенсии.

Простое консервативное решение — откладывать деньги. Давайте поймём, сколько нужно откладывать и какие есть подводные камни.

Вариант первый — негосударственный пенсионный фонд

На финансовом рынке есть компании (негосударственные пенсионные фонды, инвест-компании), которые предлагают различные пенсионные продукты, однако меня смущают некоторые моменты:

  • Я должен доверить деньги какой-то компании на 30 лет, но внутренний голос говорит: «Что ты делаешь, прекрати».
  • Раз в пять-десять лет в стране происходит кризис, девальвация, рецессия или что-то подобное. В любой из таких кризисов фонд или инвест-компания могут разориться или исчезнуть.
  • Деньги могут украсть (хитрый менеджмент или собственники).
  • Деньги могут работать неэффективно (посмотрите последние отчёты негосударственных пенсионных фондов).

В общем, вариант «плати нам регулярно в течение 30 лет, а потом, если мы не разоримся и не прогуляем твои деньги, мы начнём тебе платить» мне не подходит.

Вариант второй — копить самому

Более разумный вариант — копить самостоятельно, общая схема выглядит так:

  • Ежемесячно откладываем X рублей.
  • Инвестируем деньги в какие-либо инструменты, чтобы обгонять инфляцию и получать доход.
  • Продолжаем откладывать, инвестировать и реинвестировать.
  • Выходим на пенсию и начинаем тратить. Поскольку мы не тратим всё сразу, то деньги ещё какое-то время работают.
  • Пенсию тоже индексируем на величину инфляции.

Преимущества подхода

У подхода «копить самому» есть ряд преимуществ относительно варианта «отнести деньги в НПФ»:

  • Я контролирую свои деньги сам. Единственный, кому мне нужно доверять, — биржевой брокер, но они более-менее прилично контролируются.
  • Если в моей жизни изменятся приоритеты (например, я решу, что я хочу умереть молодым, потратив все деньги на Ибице) или появятся чрезвычайные обстоятельства (любые), то эти деньги доступны мне в любой момент, и мне не нужно думать, как выковыривать их из НПФ. Очередная ипотека, путешествия, «последний iPhone» к чрезвычайным обстоятельствам не имеют отношения.
  • Всё, что не будет потрачено, унаследуют мои близкие.

Переходим к математике

Для всех расчётов я использовал такие вводные:

  • Копить начинаю с завтрашнего дня и до 2046 года (мне будет 60).
  • Желаемый размер пенсии — 120 тысяч рублей в сегодняшних деньгах (этого должно хватать на медицину, разумные путешествия, блэкджек).
  • Тратить буду в течение 20 лет (я оптимист).
  • Если вдруг все будут жить до 120 лет и менять старые органы, как запчасти в авто, буду тратить поменьше.

Для расчёта критически важны следующие цифры:

  • Уровень инфляции.
  • Доходность инвестиций.

Чем выше положительная разница между уровнем инфляции и доходностью инвестиций, тем меньше нужно откладывать ежемесячно.

Инвестиционные инструменты

В качестве инструмента для вложений я использую рублёвые облигации, доступные на ММВБ через любого брокера.

Эта статья не про облигации, поэтому предлагаю принять, что на рынке существует множество облигаций с хорошей доходностью и приемлемым риском. В целях расчётов считаем нормальной доходность в 12% годовых.

Под такой процент можно дать в долг компаниям второго эшелона: не «Сбербанк», но и не микрозаймы. Облигации в компании, которым рынок даёт под 12%, имеют определённые риски, поэтому не стоит вкладывать в одну облигацию более 5% портфеля. Лучше — 2–3% портфеля, тогда отдельный дефолт не станет большой проблемой.

Считаем инфляцию

Уровень инфляции за последние месяцы брать не стоит, так как за последние 20 лет она менялась в очень широких пределах. Вот график инфляции в России по годам за последние десять лет.

Инфляция в РФ за последние десять лет «Статбюро»

Для базового расчёта используем следующие данные «Статбюро»:

  • Инфляция за пять лет (2014–2018 годы) — 41,64%, средняя — 7,18%.
  • Инфляция за десять лет (2009–2018 годы) — 101,77%, средняя — 7,27% (её и возьмём).

Считаем пенсию в рублях

Итак, если я хочу в 2046 году получать эквивалент нынешних 120 тысяч рублей, мне нужно ежемесячно откладывать около 27 400 рублей, увеличивая эту сумму каждый месяц на величину инфляции. Расчёт актуален для доходности в 12% годовых.

Эквивалент 120 тысяч с учётом инфляции в 2046 году составит 856 тысяч рублей, а на счету в момент выхода на пенсию будет почти 135 млн рублей. Поразительная цифра, но инфляция в 7% на дистанции в 30 лет так и работает.

График накоплений и трат выглядит так, если копить в рублях

В момент выхода на пенсию 135 млн рублей продолжают приносить доход, а я начинаю тратить эти деньги, причём с ускорением (так как пенсия тоже увеличивается вместе с инфляцией). 120 тысяч рублей сегодня превращаются в 3,6 млн рублей в 2066 году.

А теперь немного здравого смысла

Тут нужно остановиться, чтобы сформулировать пару важных вопросов:

  • Верите ли вы в официальные данные о том, что цены за десять лет выросли вдвое (+101%), или ощущается как «прилично побольше»?
  • Сколько кризисов переживёт рубль за следующие 30 лет и сохранится ли он в неизменном виде?

Я скептик.

Первое: официальная инфляция хорошо учитывает капусту, кабачки и ремонт обуви, но плохо учитывает электронику, автомобили и медицину.

Второе: у меня нет уверенности в покупательной способности рубля на дистанции в 30 лет, поэтому переходим к плану Б.

План Б: пенсия в долларах США

Основные сомнения по поводу рубля такие: что это будет за валюта, каков будет её курс и покупательная способность, поэтому я решил посмотреть на более стабильную валюту, а именно на доллар США.

Официальная накопленная инфляция в РФ за десять лет составила 101,77% (7,27% в год в среднем). В США за тот же период инфляция составила 19,51%, в среднем это 1,79% в год.

У доллара есть и другие плюсы: широкая поддержка по всему миру и максимальная стабильность как платёжного средства.

Достаточно сказать, что если у вас есть доллар 1861 года, то вы можете им расплатиться где угодно (на территории США как минимум). Это означает, что с 1861 года с ним ничего не происходило, кроме инфляции. Рубль за это время пережил отмену крепостного права, несколько революций, деноминаций и дефолтов.

Расчёт пенсии в долларах

Доллар сегодня стоит 66,79 рублей, пенсия в 120 тысяч рублей эквивалентна $1800. Инфляция — 1,79%, доходность — 6% годовых, ежемесячно необходимо откладывать $480.

В 2046 году у меня на счету будет $485 тысяч, а пенсия — $2958.

Баланс пенсионного счёта, если копить в долларах

Люди, знакомые с рынком облигаций, вправе тут задать вопрос: где ты нашёл стабильные 6% в долларах США, да ещё и с рисками, характерными для облигаций?

Эту проблему я решал так: сначала я покупал доступные на ММВБ еврооблигации российских компаний, получалось 5–6% годовых, а с учётом роста их стоимости в последний год даже выше, ближе к 8% годовых, но есть две проблемы:

  • Стоимость облигаций за последний год выросла, и доходность упала до 2–3% годовых для тех, кто захочет их купить сейчас.
  • Облигаций крайне мало, 10–20 подходящих бумаг от десятка эмитентов.
  • Высокий порог входа. Вы не сможете ничего купить на сумму меньше $1000.

Немного магии: фьючерс

Это, конечно, не моё изобретение, на бирже вообще трудно придумать что-то новое, но для человека не из мира финансов это может оказаться свежей идеей. Итак, вот что я делаю сейчас:

  • Покупаю фьючерс на доллар США, например Si-03.20, с датой исполнения (экспирации) 19 марта 2020 года, за это на моём счету блокируют гарантийное обеспечение (ГО) в размере около 5000 рублей (цифра плавающая, но для расчётов это не очень важно). Эти деньги я также учитываю в общем объёме инвестиций, так как они не бесплатные и могли бы работать, если бы не были блокированы.
  • Расчётная цена этого фьючерса в момент покупки — 68 566 рублей за $1000, то есть 68,56 рублей за доллар. Если доллар в марте 2020 года будет стоить меньше, я понесу убыток, если больше, получу прибыль.
  • Покупаю рублёвые облигации с доходностью 12% годовых на 59 590 рублей. Сумма подбирается таким образом, чтобы в дату исполнения фьючерса выполнялось уравнение: (стоимость облигаций + доход + размер ГО + доход или убыток фьючерса) ÷ курс доллара = $1000.

Вложения 59 590 рублей + ГО в 5000 рублей = 64 590 рублей. По текущему курсу это $967.

59 590 рублей под 12% годовых к дате экспирации фьючерса (19 марта 2020 года) превратятся в 63 540 рублей. Прибавим гарантийное обеспечение в 5000 рублей, в сумме — 68 540 рублей. Это «рублёвый» результат вложений, а теперь давайте прибавим к нему результат фьючерса:

  • Если доллар будет стоить 58 рублей, убыток по фьючерсу составит 10 566 рублей. Вычитаем его из «рублёвого» результата и получаем 57 974 рублей, то есть $1000 по курсу в 58 рублей.
  • Если доллар будет стоить 65 рублей, то убыток по фьючерсу составит 3566 рублей. Вычитаем его из «рублёвого» результата и получаем 64 974 рублей, то есть $1000 по курсу 65 рублей.
  • Если доллар будет стоить 75 рублей, то доход по фьючерсу составит 6434 рублей. Прибавляем его к «рублёвому» результату и получаем 74 974 рублей, то есть $1000 по курсу 75 рублей.

Результат — мы превратили $967 в $1000 за 201 день, что соответствует доходу в 6,09% годовых.

Магия этого подхода в том, что вы превращаете рублёвые облигации в долларовые облигации. Фьючерс не бесплатный, курс экспирации всегда отличается от курса в момент покупки, тем самым в него заложена плата за его использование, поэтому 12% в рублях превращаются в 6% в долларах, но цель достигнута.

В биржевой терминологии это называется хеджированием. Вы платите понемногу каждый день владения фьючерсом, чтобы «зафиксировать» приемлемый для вас курс доллара в будущем.

Плюсы описанного подхода:

  • В отличие от еврооблигаций, рублёвых облигаций на бирже море, с разной доходностью и разным уровнем риска.
  • Обычный номинал рублёвой облигации — 1000 рублей, облигации в долларах — $1000, поэтому покупать и продавать рублёвые облигации намного проще. На $1000 я могу купить максимум одну облигацию в долларах, тогда как в рублях на ту же сумму я могу собрать портфель из 5, 10, 20 бумаг.
  • Рублёвые облигации в основном более ликвидны, чем еврооблигации.

А что если

Что если облигация подорожает к моменту погашения

В этом случае я получу дополнительный доход. Я могу продать эту облигацию с дополнительной прибылью и заменить её на другую.

Что если облигация подешевеет к моменту экспирации фьючерса

Для себя я выбираю облигации со сроком погашения в около трёх лет и учитываю доходность к погашению, поэтому это не страшно. Когда истечёт действие фьючерса, я пересчитаю портфель и куплю новый фьючерс, а облигацию продолжу держать. В конечном счёте она заработает нужные мне 12%, если не случится дефолт.

Что если случится дефолт по одной из облигаций

На дистанции в 30 лет это рано или поздно случится. Я не держу больше 2,5% портфеля в одной облигации. Даже если её стоимость снизится до нуля (а чаще она снижается до ненулевых значений вроде 30% от номинала), мой портфель серьёзно не пострадает.

Или я вложу в него дополнительные средства, или у меня будет поменьше пенсия, или я смогу какое-то время получать повышенный доход (6% — не предел), что компенсирует потери.

Что если вкладывать в облигации под 15% вместо 12%

Каждый сам определяет для себя приемлемый уровень риска. От дельты между инфляцией и доходностью зависит только сумма, которую нужно ежемесячно вкладывать.

Например, если вместо 6% годовых я смогу получать 7%, то вместо $480 можно вкладывать $375 (учитывайте, что это +1% каждый месяц на протяжении 30 лет).

Вкладывать нужно меньше, но и риски возрастают. Под 12% можно дать деньги лизинговой компании или цементному заводу, под 15% — микрофинансовой организации или сети маникюрных салонов. Больше доходность — выше риски дефолта.

Что если случится идеальный всемирный кризис или дефолт

В этом случае я продам все бумаги и посижу немного в долларах, а потом разберусь, как действовать в новых условиях.

Что если я хочу получать пенсию в другой валюте

Без проблем, на ММВБ есть фьючерсы на евро, швейцарский франк и другие валюты. Считайте инфляцию и действуйте. Кстати, инфляция в Еврозоне за десять лет — 13,83%, в среднем 1,3% в год.

Что если доллар рухнет и превратится в фантики

Ну-ну.

Итоги

Я поделился своим подходом к пенсионным накоплениям, он заключается в следующем:

  • Копить самостоятельно вместо надежды на государственную пенсию.
  • Копить в долларах вместо рублей.
  • Использовать связку «облигации в рублях + фьючерс», чтобы получать 6% в долларах с рисками не выше облигационных.

Описанная стратегия не запрещает инвестировать в другие инструменты (в себя, в акции, в недвижимость) Для каждого способа инвестиций существует свой уровень риска. Данная стратегия реализует минимальный риск.

Ссылки

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Валентин Баранов", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u044c\u044e\u0447\u0435\u0440\u0441\u044b","\u043f\u0435\u043d\u0441\u0438\u044f","\u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438"], "comments": 347, "likes": 151, "favorites": 671, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 81268, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 01 Sep 2019 11:28:11 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 81268, "author_id": 287153, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/81268\/get","add":"\/comments\/81268\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/81268"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
347 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
17

Я тут в недавней теме писал про подобное. Вот Вы начали разговор - "мне 33, а что я буду делать на пенсии". Но я уже придумал. В жопу все эти валюты - покупайте недвижимость. Что будет с валютами через 30 лет, никто не знает. Здание же стоит и через 30 лет будет стоять.
Недвижка - это просто идеальный пассивный доход для пенсионера.

Ответить
73

Спорно!
1. Высокий уровень «входа» (не у всех есть возможность взять новую квартиру «завтра»);
2. Учитывайте расходы на содержание. Если квартиру сдавать в аренду, то ремонты придется делать чаще;
3. Учитывайте геморрой от временных жильцов. Он обязательно будет;
4. Учитывайте, что если временные жильцы внезапно съезжают и вы быстро не находите новых, то вы потерпели большие убытки;
5. Решили не платить 13% со сдачи в аренду? Пока прокатывает, но на дистанции в 30 лет лавочка обязательно прикроется;
6. Стоимость жилья не растет ежегодно на уровень инфляции, не говоря уже о стратегии заработать 6% годовых в долларах;
7. В кризисы жилье обесценивается, так что это тот еще «инструмент».

Ответить
69

8. Ваша собственность - совсем не ваша, если так решит государство. Без судов, достаточно "закона о реновации".
9. Налоговая нагрузка на недвижку растёт и будет расти, т.к. это самый удобный для обложения объект. Скорее всего, вскоре введут дифференцированные ставки налога, если владеете более чем одной квартирой.
10. Это не пассивный доход. Если квартир несколько, то в каждой квартире происходит что-то внеплановое - от поломок и затоплений до конфликтов с соседями и участковым, ежемесячная инспекция каждой квартиры, регулярно поиск новых жильцов и показы квартиры им. И каждое такое дело съедает пол-дня, а то и целый день. Не говоря уж про косметический ремонт в каждой квартире каждые несколько лет.

Ответить
1 комментарий
39

Чистая правда) Если у вас 10 квартир сдается, то в одной точно наркоманы, а в другой точно бордель)

Ответить
1 комментарий
7

Жильё надо покупать не на пике пузыря, а на дне.
Если всех нагрузят 13% с дохода от аренды, то соотвественно цены у всех скорректируются на эту величину. Какая разница падает или нет жильё в кризис, если вы его купили до смерти своей и доходность от сдачи в аренду вас устраивает из расчёта стоимости приобретения.

Ответить
3 комментария
8

"ежемесячно откладывать около 27 400 рублей" - ну вообще низкий порог.

Ответить
–2

1. В инвестициях уровень входа 100 рублей, и какой доход с него? 4 копейки? Чтобы получить более-менее нормальный выхлоп от инвестиций - необходимо влить не меньше, чем в недвижку.
2,3. Учитываем, а вы учитывайте геморрой от инвестицией. Он обязательно будет. Не думайте, что вложил и без конца получаешь стабильно.
4. Аналогично, если компания, в которую вы вложили улетела на дно - вы терпите убытки
5. Регай самозанятого и плати 4%, где проблема? А вот с инвестиций 4% платить не выйдет.
6. Стоимость жилья растет постоянно, может не ежегодно, но растет еще как. Конечно, я говорю про нормальные города, а не что-то заброшенное в Туве.
7. В кризисы и инвестиции обесцениваются. А точнее компании, в которые вы вложили.

Ни разу не аргументы. Еще бы написали, что жилье в пожаре может сгореть, а инвестиции нет.

Подведем итог. Что такое инвестиции? Это циферки и бумажки. Что такое недвижимость? Это, как минимум, возможность проживания на личной территории. Даже в самое фиговое\прифиговое время людям понадобится где-то жить и что-то есть. А эти всякие бумажки с дивидендами уйдут на 25-е место.

Ответить
4 комментария
1

если вложение в квартиру рассматривать как источник дохода а не как инвестицию, то есть не считать цену входа и выхода а рассматривать ее как Perpetuity, То есть типа купил и вечно получаешь доход, то ситуация немного меняется, т.к при любом кризисе аренда жилой недвиги кореллирует со средним доходом в регионе (читай со стоимостью жизни). то есть в кризисы жилье обесценивается, но если мы не мыслим инвестицией и не собираемся его продавать, то доход даже в кризис будет кореллировать с прожиточным минимумом в регионе (читай на него можно будет жить, плюс минус копейка)

Ответить
25

И да, "покупайте недвижимость" это отлично, когда у вас есть на нее деньги. А если у вас есть 10-20-30 тысяч рублей в месяц для накоплений, то как вы ее купите? Ипотека в инвестиционных целях?

Ответить
15

Вы достаточно умно написали и изложили. Не слушайте бредни "великих специалистов" по недвижимости. Они профаны во всем

Ответить
4 комментария
–1

Что-то Вы в такие крайности лезете. А что, денег на недвижимость нет, а на хороший профит с инвестиций есть? С ваших 20 тыщ в месяц и доход будет копеечный. Все равно вкладывать будете не меньше, чем вложили бы в ту же недвижимость. Говорите что все это будет со временем, пока накопите? Ну копите. Я не видел еще ни одного комментария, в котором Вас бы призвали прямо завтра бежать и покупать квартиру.

Ответить
21

В России-то недвижку покупать?
За 30 лет это здание дважды заберут по очередной "реновации" и ночи длинных ковшей, в лучшем случае заменят на равнозначное, а равноценностью предложат подтереться и писать трампу в спортлото.
Без судов и СМС, руководствуясь сознанием "государственной необходимости".

Ответить
2

Слушайте, у меня есть знакомый, который все 90е годы скупал и строил ком. недвижимость в моем родном городе.
Сейчас ему за 60, и он прекрасно себя чувствует, в плане финансов.

Именно по такому пути я и хочу развиваться. Какие, нахрен, доллары? Акции? Да вы поседеете сначала, а потом спустите, и до пенсии денежки не доживут. Если еще сам владелец доживёт ;) ведь, в этой жизни отсутствие стрессов значит очень и очень многое.

Ответить
27 комментариев
9

Т.е. недвижку покупать страшно, а держать в банке 135млн в стране, где в любую секунду отберут по любой причине, или заставят полгода бегать доказывать, что не индюк это норма? Недвижимость можно покупать и вне рф, в европе, например. А вообще не понимаю кто Вас так перепугал в плане недвижимости. У нас в европе каждый второй мигрант живет за счет того, что у него квартира\две в мск\питере. Что-то не отбирают. А вот держать 135млн на счету в рф это надо иметь стальные яйца.

Ответить
4 комментария
–8

По реновации же сносят изношенные дома жильцы за которыми не следят

Ответить
2 комментария
0

Аплодирую.

Ответить
18

Посмотри, что стало в долларах с ценами на недвижимость в России в 2014 г.
И ликвидность низкая, быстро не выйдешь

Ответить
3

есть знакомый кто до кризиса за год успел вложить лям долларов в недвигу в мск. лям превратился в половину себя. но хоть доход арендный есть.

Ответить
16

Да просто ту-зе-мун, пасаны налетайте. Александр хуйни не скажет. (кстать хорошо бы там учесть накопленную инфляцию за этот период 60%, и существенно изменившееся соотношение квадратных метров/количество населения)

Ответить
12

Цены на недвижимость в РФ не растут последние несколько лет а в валюте и вовсе сильно упали. Сам формат недвижимости возможно поменяется за 30 лет и огромные многоквартирные дома с грязными подъездами уйдут в прошлое. Население сейчас сокращается и не факт что вместе с этим и не упадёт спрос на недвижимость

Ответить
4

Цены на недвижимость в РФ не растут последние несколько лет а в валюте и вовсе сильно упали

В РФ может и не растут, а в Питере ох как растут. Подозреваю, что и в Москве.

Ответить
8 комментариев
0

тренд на укрупнение городов(переезд в них населения из мелких) не переломить. и огромные многоквартирные дома в москве и крупных других городах никуда не денутся т.к. иначе тупо негде жить в нужном количестве.

Ответить
9

Не мешай людям играться с графиками тех анализа

Ответить
7

Недвижимость - не выход в дальней перспективе. Налоги растут, недвижимость еще и содержать надо. Недвижимость же давно перестала быть выгодным вложением. Да, стоять она будет и 30 лет, и, может, и 300. Но налоги с нее и содержание оплачивать придется вам. Даже если коммуналку будут оплачивать наниматели. Которые за одно еще и будут потихоньку гробить квартиру.

Со временем она еще и морально устареет. Не факт, что продав, вы окупите все расходы на приобретение и содержание. Так себе инвестиция. Вы слегка отстали от жизни. Когда-то приобретение недвижимости было выгодно. И уж, тем более, до идеального пассивного дохода явно не дотягивает.

Ответить
2

Недвижимость прекрасно содержится на деньги арендаторов.
Я что-то не знаю бедствующих собственников. Конечно, кто-то продает недвижку, не без этого. А кто-то не умеет управлять недвижкой, без этого тоже никуда.

Ответить
9 комментариев
0

А Вы бы тогда что предложили? Я правильно понимаю, что Вы за инвестиции как в статье описано, или Вы за что-то третье?

Ответить
6

"Богатый папа, бедный папа", как же, почитывали. Хорошо быть богатым и здоровым на пенсии.
Остаётся решить вопрос как даже с зарплаты тыщ в 150 купить вторую квартиру миллионов за 5 к пенсии и при этом жить полноценной жизнью уже сейчас.
Правда в том, что идеальных рецептов на все случаи не бывает и что должны быть в государстве инструменты для пенсионного накопления. Но их пока нет надежных у нас.

Ответить
1

Даже если вы ее таким доходом купите, потом всю оставшуюся жизнь придется ломать голову, как с нее платить налоги, коммуналку и делать ремонт. А если коммуналку будут оплачивать наниматели, еще и налоги придется платить.

Ответить
5 комментариев
3

Пока помойку рядом не построили или пепятка не распылила гадость какую. И тогда актив превращается в пассив. Причем в такую хорошую гирю. Знаю случаи, когда дома дешевели в разы после того как рубили рядом лес и строили отель или цех.

Ответить
0

Да причём здесь дома? Квартиры? Я не на них основной акцент делаю, а на коммерческой недвижимости. Допустим, построите/купите вы склад. Что должно произойти, чтобы ценность склада упала? Разве что вместо дорог вокруг будет лес - но такого не бывает. Скорее, будет больше транспортных артерий.

Ответить
2 комментария
1

Промахнулся веткой по неопытности) ниже написал что думаю про недвижку.

Ответить
1

Был расчёт на каком-то сайте — с 1998 года хранить деньги в долларах при среднем проценте в банках России было выгоднее, чем покупать недвижимость.

Потому что цены на недвижимость обоснованы только спросом и завышены в миллиард раз.

Ответить

Комментарий удален

–1

А если инвестировать рубль/доллар/ETF(медицинский или айтишный например)/золото/биткойн ?

Ответить
2

то есть вас не смущает опыт тех людей, которые проинвестировали в биткоин при цене 20к$ ?

Ответить
1 комментарий
0

Золото только для сохранения, выхлопа там 0

Ответить
0

В жопу все эти валюты - покупайте недвижимость. Что будет с валютами через 30 лет, никто не знает.

Ну смотри, национализация частного имущества, реновация с отжимом недвижки, которая не является основным местом жительства - как минимум два способа, просто из головы, которые имеют ненулевую вероятность произойти за эти 30 лет и от которых вы никак свое имущество не спасете. В случае кризиса они еще и будут висеть мертвым грузом, потому что имущество надо обслуживать, а покупать его никто торопиться не будет. Как источник пассивного дохода - ну сойдет, как способ сохранить деньги - лучше сразу забыть.

Ответить
1

Опять же, есть ненулевой риск, что рубль обесценится еще в 2 раза, а с ним и недвижимость.

Ответить
0

С провалом рождаемости на переломе мировоззрений, когда новое мировоззрение тяготеет к частному сектору? скупать квартиры в монолитных домах? Энштейн бы поспорил. Но для мегаполисов-да. И то, если они не будут "ужиматься" , когда будет несколько точек притяжения богатства. Но это теории, а так-вы правы.

Ответить
0

Тут тоже есть риски.
Уже нередки сносы домов, с несоразмерными компенсациями.
Во многих регионах цена и жилья и аренды снижается уже лет 10.
Есть риск залил/сжег.

У меня тетя поменяла квартиру на депозит в 3 валютах. Ибо в старости сил мало, а доходность депозита выше.

Ответить
29

15-20 тыс средняя пенсия? В Москвабаде может, но если про Россию говорить, что средняя 13, а то и ниже. Стаж и должность играют слабую роль. Если вы в прошлом судья или зам.министра то да, а мелкие вариации не играют роли.

Однако бывшие прапоры получают 25-30 пенсию, мой знакомый еще и в Чечне был и ему 35 платят (да-да, воен суровый, привез оттуда пару телевизоров и курить бросил,на войне).
Вывод служи родине в галстуке или форме и ее главарь тебя не обидит.
А все прочие попытки организовать стабильность в бандитском вертепе больше напоминают игру в рулетку, есть шанс удачи

Ответить
15

13, 15, 20, 25, 30 - все это мало для нормальной жизни. Выживать можно на 25 тысяч, жить достойно - нельзя.

Ответить
–42

Пенсия 13 у тех, кто мало работал, 18 с нормальным стажем везде.

Ответить
23

вы хоть понимаете, какую вы чушь говорите?

Ответить
26 комментариев
2

Можно отдать всю жизнь детям (моя мама работала воспитателем в дет. саду) и по итогу минималку получить в регионе по факту, пригожинский ботяра.

Ответить
0

Мир-дверь-мяч

Ответить
1

13 имхо медианная все же, большинство получает меньше

Ответить
9

Как большинство может получать меньше, если это медиана?)) Половина.

Ответить
1 комментарий
1

Соглашусь, отец 14 мать 11, оба инженеры. Отец 40 лет стаж

Ответить
2

Всё так. Стаж в Советах никакой особой роли не играет. Играет то, где вы работали. Более того, стаж и сейчас играет весьма опосредованную роль при выходе тех, кто вот только сейчас становится пенсионером

Ответить
–2

Аплодирую

Ответить
22

Лучший подход, как мне кажется, это движение!) Финансовое активное движение вперёд, не сидеть на месте, постоянно открывать стартапы, пробовать новые активы, бизнес идеи и прочее. Превратить это в образ жизни. Такой активный подход и есть гарант вашей финансовой обеспеченности. А куда конкретно вкладывать и чем заниматься зависит от множества факторов, ваш возраст, место жительства, знания, размер капитала, рентабельность вложений и прочее. Кроме вас самих о вас никто не побеспокоится! К сожалению многие это забывают, надеются на кого -то и теряют драгоценное время!Автор молодец-дал информацию для размышления, провёл анализ и дал правильные выводы.

Ответить
18

Недвижка это один из "пенсионных планов", но у него есть свои минусы:
- может упасть в цене, если экономика идет вниз
- может расти в цене медленнее инфляции
- низкая ликвидность (из бумаг в деньги можно за сутки выйти, а из недвижки можно полгода выходить)
- вы привязаны к локации, в которой у вас недвижимость, уехать или переехать не можете
- если квартир не одна, а десять, то у вас не "инвестиции", а "работа", т.к. каждый день кто-то выезжает или заезжает, каждые 5-7 лет вы ремонтируете убитые арендаторами квартиры, что-то ломается и пр. В Т-журнале есть прекрасная статья "Сдавать квартиру: ожидания и реальность".

Ответить
1

Я больше про комм. недвижку, а не про квартиры.

Про упасть - пусть падает, все равно ж останется ;) Падать-то будет вместе с экономикой, верно. Ну так и тебе на пенсии в стране с упавшей экономикой нужно будет меньше.
Про ликвидность - а зачем кому-то на пенсии вложенные в недвижку миллионы? Передашь детям или внукам, пусть развлекаются. На пенсии интересна в первую очередь сумма от сдачи в аренду.
Про локацию, да никто никуда не привязан! В конце концов управляющего ввести не проблема. Как, по Вашему, российские граждане владеют недвижкой за рубежом?

И, да, я в основном не про квартиры, повторюсь. Но квартиры тоже можно, только ограничиться количеством детей.

Ответить
13

Если у вас есть деньги на покупку нормального коммерческого помещения, то это один из вариантов. Лично мне не очень нравится недвижка, потому что любая собственность - боль, а дорогая собственность - большая боль. Если случится какая-нибудь лажа, деньги с собой проще увезти, чем коммерческое помещение)

Ответить
1

"Останется" - этого, считаете, достаточно? Вот после павловской реформы у людей на руках и на счетах огромные накопления остались. В советских рублях. Будь у тебя хоть миллион, обменяли по 1000 р. на человека. Три дня реформы. Все, что сверх накоплено, именно так и "осталось". Единственное утешение😅

Ответить
0

Коммерческая недвижимость имеет свои минусы — размер налога, особенно при продаже, и политическую нестабильность ("ночь длинных ковшей"), не говоря уже про крайне высокий порог входа.

Ответить
0

Есть риелторы которые ведут квартиры. Ты можешь быть на островах, а риелтор будет искать тебе квартирантов. И чем больше квартир тем больше тебе будет рад риелтор.

Ответить
3

Да, только на "квартиры" еще нужно как-то накопить. А риэлтор, конечно, снимет часть проблем, но не все. Ремонт, налоги, соседи затопили арендатора, арендатор затопил соседей, арендатор оказался наркоманом, арендатор не платит - все это придется как-то с островов разруливать.

Ответить
1 комментарий

Комментарий удален

1 комментарий
0

Если у Вас несколько квартир, для их управления находится доверительный управляющий.
Так, к слову.
И, смотря, как Вы относитесь к своим квартирам. За 5-7 лет они будут в прекрасном состоянии, если кого-попало не заселять.

Ответить
11

Интересная статья. Хороший и полезный опыт. Но на мой взгляд эффективне инвестировать в ETF через американского брокера. Это и проще, и дешевле, и менее рискованно. На российском рынке мне интересны только евро облигации минфина, по которым нет валютной переоценки. Их я планирую купить, когда доходность возрастёт. А это произойдет скоро, так как кризис не за горами.

Ответить
9

Это альтернативный вариант, да. При этом нужно учитывать, что ETF вам не гарантирует доходность, а американский брокер сегодня работает с вами, а завтра может попросить на выход, т.к. у вас "неправильное" гражданство. Плюс гонять деньги через границу не так просто, как кажется, у нашей налоговой может возникнуть много вопросов к вам.

Ответить
1

ETF бывают разные. Разные по рискам и доходности. Ну попросит меня брокер на выход найду другого брокера. Или другой вариант покупки. А чего сложного в переводе денег? Гоняю без проблем. Декларацию подаю каждый год в налоговую. Никаких сложностей нет. Камеральные проверки прохожу. Ни разу проблем не было.

Ответить
10 комментариев
0

Илья, раскрой плз тему, через какого брокера можно купить ETF?
Почему через наших брокеров не купить?

Ответить
12

Позиция вкладывать все пенсионные деньги в бумаги интересна, но как говорится, не стоит класть все яйца в одну корзину. По описанному способц есть несколько моментов:
1) Облигации под 12% и уж тем более под 15% являются hight-yield бондами, т.е. высокорискованными и при первом серьезном чихе они будут первыми, которые сложатся в половину или вообще исчезнут, разумность выделения денег на такие вещи, в особенности учитывая, что это "пенсионные" деньги, остается под вопросом, но уж точно не больше 10% от общего портфеля;
2) Фьючерсы имеют свойство при резких колебаниях двигаться вниз, что заставит инвестора вносить дополнительные д/с под гарантийное обеспечение, иначе позиция покроется риск-менеджментом брокера;
3) Бонды в $ имеют свойство подвергаться валютной переоценке по НК РФ, изучите опыт 2014 г., когда при взлете курса налог начислялся на всю сумму бондов по рублевому курсу;
4) Сама стратегия выглядит крайне рискованной, создаётся впечатление, что вы ещё не пережили крупные кризисы прошлых лет и пока находитесь в некой стадии эйфории. Хочу напомнить, что есть понятие экономических циклов и вот уже как 11 лет не было серьезной коррекции, надеюсь, что в момент подобного движения Вы не будете в своей стратегии, потому что, как написали, выйти в кеш и посидеть в долларах оперативно точно не получится.

Ответить
5

Поддерживаю. Я уже писал, что проще и выгоднее собрать ETF портфель через InterActive Brokers. И не мудрить с фьючерсами и "мусорными" российскими облигациями.

Ответить
0

>>Бонды в $ имеют свойство подвергаться валютной переоценке по НК РФ

Поэтому единственые облигации, которые мне интересена на российском рынке - это евро бонды минфина, по которым отменили валютную переоценку.

Ответить
9

Два вопроса получше:
- Как не платить пенсионные отчисления, а копить их к примеру по вашей схеме?
- Или как не платить часть пенсии в НПФ, а опять копить их к примеру по вашей схеме?

Ответить
7

Создать свой НПФ.

Ответить
6

Увы, никак. От государственной пенсии отказаться нельзя, и от отчислений нельзя, тк из ваших отчислений получают пенсии нынешние пенсионеры.

Ответить
1

И получается, что в стране тьма УМНЫХ людей, но такой простой вопрос не решается, потому что умники похлеще поставили барьеры и честнОму народу приходиться отрывать от остатка по ЗП долю, чтобы собрать себе "свою" пенсию получше... Не удивлюсь, если и на нее "кое-кто" наложат нОлОг! Жизнь-жестянка!

Ответить
1 комментарий
1

Придётся на предпринимательскую деятельность перейти.. ИП платит взносы в ПФР, но они вычитаются из налогов.

Ответить
7

Меня в другой статье заминусили, когда я советовал все считать в долларах :)

Ответить
2

Давай и тут заминусуем?

Ответить
7

Вы пишите здравые вещи про разнесение рисков, а потом берете и покупаете евробонды российских компаний на ММВБ. Не нужно так

Ответить
1

О каких рисках вы переживаете? Дефолт отдельных эмитентов? Просадка рынка в целом?

Ответить
–1

А чьи облигации вы покупаете? Сегодня санкции - завтра "не хочу платить".

Ответить
13 комментариев
6

В момент выхода на пенсию 135 млн рублей продолжают приносить доход, а я начинаю тратить эти деньги, причем с ускорением (т.к. пенсия тоже увеличивается вместе с инфляцией).

Да уж, доверить 135 млн банкам и подобному) В мск и европе на 100млн можно набрать недвижимости столько, что ежемесячная прибыль от аренды будет 150к и выше.

Все страхи покупки недвижимости - чушь, по сравнению со 135млн на счету. В РФ в первую очередь отбирают\забирают бабки, или требуют долго и усердно бегать и доказывать что они ваши. Недвижимость принесет пару % от аренды? Ну так продайте ее или повысьте арендную плату. К тому времени стоить она будет явно в разы выше, чем сейчас.

Если умрете раньше - передадите недвижку детям. Передать детям деньги на счету невероятно сложно. Почитайте в инете сколько было случаев воровства денег банками со счета умершего.

Налог на недвижку поднимут? Во-первых, так же могут поднять налог на инвестиции. Во-вторых, цена за аренду квартиры соответственно вырастит на этот %. Или Вы думаете все в ноль и минус начнут работать?

А если кризис? А неужели кризис не коснется инвестиций? Да, Вы на недвижке немного можете потерять, но Вы не думайте, что в инвестициях не потеряете, аналогично разорится пару компаний, в которые Вы вкладывали. Это принесет те же пару % убытков, что и всякие поломки в квартирах, или уменьшение цены аренды на 2 тыщи. И вообще в кризис квартиры ой как дорожают. Знаю несколько поселений в МО (15-20км от мск) в которых в 2010-2012 брали двушки по цене 1.8-2.3 млн. Знаете сколько сейчас они стоят? От 4млн и выше. Двушка, которую брали в 2009 году за 1.7млн сейчас стоит 5.5млн в поселке городского типа. Неужели доходность в 300%+ за 10 лет это мало? А где больше?

В общем дело Ваше, но если Вам не страшно держать в рф 135млн, то не представляю, чего Вы боитесь на рынке недвижимости.

Ответить
2

135 млн ЧЕРЕЗ 30 лет, цены на все тоже скорректируются к тому времени. Сейчас у автора нет таких денег, иначе бы действительно купил бы 12 двухкомнатных квартир и получал бы 500 000 рублей чистого ежемесячного дохода.

Внимательней :)

Ответить
1

Эм, а где я сказал прямо сейчас пойти и набрать квартир на 100млн? Я вижу, что 135 млн это накопления за 30 лет, и недвижимость я предлагаю аналогично копить 30 лет. Так что кому еще надо быть внимательнее)

Ответить
1 комментарий
1

Допустим, ваши расчет верны, и квартира за 2.3 млн в 2010 стоит от 4 млн в 2019.
Вот только автор при своем подходе (перевести в доллары под 6%) к 2019 году заработал бы в два раза больше - 8.6 млн рублей.
Более того, рублевый депозит под 7% превратился бы в 4.2 млн рублей.

Ответить
1

Да, только доллар и недвижимость - разные вещи. Сейчас легко говорить: "если бы вложил в доллар". Не факт что он вырастит. Вы вот можете на 100% точно сказать, вырастит ли доллар через 5 лет? А я про недвижимость такое могу сказать. Она вырастит через 5 лет. Где будет доллар еще неизвестно, он не может все время расти.

Ответить
2 комментария
0

Меня нет 135 млн сейчас) Когда что-то такое замаячит, буду думать. Недвижимость это один из вариантов, со своими плюсами и минусами.

Ответить
0

Так аналогичная прогрессивная шкала. Берете квартиру за 2 млн. Сдаете. Через пару месяцев берете вторую квартиру под залог первой и так же сдаете. Вот у Вас уже есть доход с двух квартир. А дальше геометрическая прогрессия - чем больше квартир - тем быстрее копится на следующую. В дальнейшем продаете ту, что менее выгодна, покупаете в более выгодном расположении и тд.

Ответить
3 комментария
1

Супер, значит я не один такой )

Ответить
5

Официальная накопленная инфляция в РФ за 10 лет составила 101.77%

интересно, что так оно и есть, тут не обманывают, за десять лет все подорожало в два раза

Ответить
0

И бензин? )

Ответить
9

в общем да

Ответить
6 комментариев
0

Разные товары дорожают по-разному. Производимые внутри страны - меньше, импорт - больше. На многие товары сильно увеличились налоги / акцизы. И даже 101% это много.

Ответить
0

я не давал оценку много это или нет для десяти лет, я отметил, что эта цифра очень близка к правде

Ответить
5

Автор, государство не нае...шь. В одночасте, все твои планы могут превратиться в пыль. Самые работающие варианты уже на протяженит сотен тысяч лет - это много зарабатывать и надеяться на то, что твои дети тебя прокормят. Другого не дано, увы, кто бы чего там не считал.

Ответить
5

мне 34 и я тоже много думаю об этом, имхо надо вкладывать в себя, свою семью, растить и воспитывать детей. при наличии способностей открыть свое дело, чтобы к пенсии заработать достаточно, либо развиваться самому в том, что нравится, не в деньгах счастье.
если вам нравится откладывать по 500$ в месяц и заниматься расчетами, то ок, у всех свои радости и дай бог ваша фишка сыграет.
с любыми деньгами неизвестно что будет, особенно в ближайшие 30 лет, как бы нас в этот период не ждала мировая война, давно их не было, этот период большого мира длится необычно долго.
а в рф вообще риски большие, с частной собственностью тяжело, законы буксуют, завтра все сгорит, смоет, война (сколько статей было, от тех кто вкладывался в восточную Украину и все потеряли), политическая система совсем теряет связь в гражданами, завтра закроют границы и будем жить в лагере, валюту отберут, а на фантики можно будет купить хлеба и 54 метра в один слой.

имхо самая надежная стратегия на старость, это уехать и проработать достаточно лет для получения государственной пенсии в Швеции, например. туда и ракеты скорее не запустят, в отличии от мск )

Ответить
5

Смешно было читать в первых абзацах сочетание: пенсии и через 30 лет..
Пенсионная система потихоньку катится к своему логическому завершению.
Будучи придуманной в период расцвета промышленного производства, когда было 13 рабочих и один пенсионер, в 2020 году соотношение 1,5к 1, уже лет через 5-10 будет один к одному, что естественно обрушит все суть пенсионной системы. Это общемировая статистика, Россия тут не причем)))

Ответить
3

Если вы такой умный, то почему не хотите заняться бизнесом? Там доходность сильно выше чем 12% минус инфляция. Есть шанс накопить на пенсию быстрее.

Ответить
3

доходность всегда коррелирует с риском, чем выше доходность, чем выше риск. Человек не хочет рисковать, он хочет наоборот минимизировать риски и обеспечить себе спокойную старость.

Ответить
0

Все верно про корелляцию с рисками. Меня просто в этом посте немного насмешило:

1. Я контролирую свои деньги сам (ага, когда ты их отдал какому-то дяде, который имеет право менять договор обслуживания в одностороннем порядке)
2. Очень много "А если..." в самом конце.

Если все было бы так просто, то можно идти работать в банк и становиться мультимиллиардером. По факту же будут дефолты, падения, банкротства и тд в тех компаниях в облигации которых вкладываются деньги. И на круг 12% превратятся в лучшем случае в 10%. 10% вместо 12% на отрезке времени 30 лет дают совершенно разные результаты.

Ну и 12% это все-таки плюс/минус на грани. Для примера можно взять МФО пылесосящие бабло с доверчивых граждан. 20% в год инвесторам они не вытягивают и рассыпаются как карточный домик. Поэтому, про компании второго эшелона, которые гарантированно (это важно) и запросто тянут 12% это тоже немного смешно.

Ответить
0

Вы фантастически сильно верите в доллар.
Хотя даже многие из руководителей банков США (допустим Goldman Sachs https://rg.ru/2019/08/12/goldman-sachs-sprognoziroval-recessiiu-v-ssha-iz-za-kitaia.html ) или JP Morgan (https://www.vestifinance.ru/articles/122471) верят в скорую рецессию доллара.
Китай активно борется с США в торговой войне, и сейчас ещё не понятно кто победит и как это скажется на долларе.
Также вы не учитываете, что возможно очередной кризис аналога 2008 года США могут экономически не выдержать. Ещё не стоит забывать реальный размер долга США https://www.usdebtclock.org , как основного держателя и гаранта доллара США (а теперь сравните с внешним долгом России https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешний_долг_России ).

"Это означает, что с 1861 года с ним ничего не происходило кроме инфляции."

Ага, только вы забыли упомянуть, что как реальная резервная валюта пользующаяся популярностью и доверием доллар США стал по настоящему использоваться после второй мировой войны, потеснив британский фунт стерлингов (из-за тяжёлого экономического положения Великобритании), а закреплён только после 1970-х годов. Так что стоит рассматривать стабильность доллара как мировой валюты на отрезке 1970 - настоящие дни. Но тем не менее я всё равно не умаляю его стабильность, рубль колебался и падал значительно чаще.

Касательно основной темы, считаю что лучше всего на пенсию накапливать деньги на пенсию в ОФЗ на ИИС. Надёжность ОФЗ гарантированна государством, а если уж государство не сможет выполнить свои обязательства, то доллары вывести вы и подавно не успеете (разве что хранить в кеше под подушкой). А вообще в долгосрочной перспективе дефолт государства видится крайне маловероятным.
Доходность ОФЗ около 7-8%, что как раз покрывает среднюю величину инфляции, указанную у вас. Да, прирост околонулевой, но поскольку первым приоритетом мне видится надёжность, то данная схема максимально безопасна.

Ответить
9

новую порцию сказочников подвезли

Ответить
0

уж сравнить с долларом ОФЗ это надо не просто додуматься, это надо иметь МОЗГ не с большой буквы, а просто весь капсом.

Ответить
2

кстати. если США не выдержат следующий кризис, то про РФ придется вообще забыть. любой удар по потреблению в развитом мире ударит по потреблению нефти и газа и дальше что останется.
экспорт вооружений и атомной энергетики из РФ идет в основном за счет денег самой же РФ, вырученных от продажи нефти. деньги даются в кредит Венесуэле забесплатно и безвозвратно, Венесуэла закупает оружие.
так что любой серьезный кризис потребления - дефолт РФ. даже сделка ОПЕК перестанет спасать.
остается надеяться что такого кризиса не будет.

Ответить
1

Корпоративный сектор - согласен, может загнуться, а вот само государство - вряд ли. Объективно, нет никаких предпосылок для краха госбюджета, даже если цена на нефть упадёт в пол.
В 2016 году, когда нефть упала до 40$ случилось что-то ужасное с экономикой? Нет, всё как стабильно падало, так и продолжило падать, но не сломалось.

Ответить
1 комментарий
1

нене, ОФЗ это азартная игра напрямую с государством РФ. выгодно ему чтобы брали ОФЗ и их втюхивают всем подряд. будет невыгодно, придумают как всех кинуть без дефолта. уж свое население точно, иностранцев не тронут.

Ответить
1

Не вижу где здесь "азартная игра". Если хранить и накапливать деньги в долларах гораздо больше риск получить запрет на операции с деньгами в рамках 115-ФЗ (что уже сейчас достаточно часто происходит) или то что их банально украдут - рисков гораздо больше.
придумают как всех кинуть без дефолта

Интересно как? Можете описать, хотя бы в теории как без дефолта отказаться от выполнения этих обязательств?
При этом дофига иностранных инвесторов и трейдеров сидят в российских ОФЗ и плевать им на ваше мнение о надёжности https://quote.rbc.ru/news/article/5c8647989a79474c05b934e1

Ответить
1 комментарий
0

ОФЗ на ИИС

Наркоман детектед

Ответить
4

Если и влакдываться, то сразу в разные корзины: золото, доллар, пару квартир и даже рубль.
У бакса даже сейчас странные времена на фоне всяких новостей и на 30 лет заглядывать невозможно.

Ответить
0

"Сразу" вкладываться во все может денег не хватить)

Цель статьи - показать, как можно вкладываться в доллар с приличной доходностью. Рубль - тоже можно, но в него итак все умеют вкладываться, кто хочет. Квартиры и золото - тоже да, если есть деньги на это.

А на счет 30 лет - разумеется, за портфелем и ситуацией в мире нужно поглядывать. Если реальные основания будут считать, что с долларом что-то не то - так просто переложитесь в другие активы.

Ответить
3

«Стратегия с минимальным риском» и «12-15% по облигациям», для меня понятия не совместимые.

Лучше просто в портфель из ETF и спать спокойно.

Ответить
0

ETF в долларах на ММВБ по пальцам можно пересчитать, и доход вам в них не гарантируют. Почему вырос или почему просел - никак не понять, с облигациями все сильно проще. Когда вы что-то держите до погашения, то «просел» может быть только в случае дефолта.

Ответить
2

Есть же не только ММВБ в мире. InteractiveBrokers не?

Ответить
1 комментарий
2

Автор на самом деле рискует значительно больше чем думает.
Вложения в акции безопаснее. А тут облигации, да еще и фьючерс. 12% купонного дохода в руб пока еще есть, но скоро может и не быть уже при достаточным требованиям к надежности.
Когда вы покупаете облигации, вы - кредитор фирмы. Максимум, на что вы можете надеяться, это то, что фирма будет вам платить установленный процент и в конце срока вернет взятую сумму. Когда вы покупаете акции, вы становитесь совладельцем фирмы, вы участвуете в ее деятельности и зарабатываете прибыль вместе с ней, в том числе и ту прибыль, ради которой она выпускала облигации и, соответственно, занимала деньги. А эта прибыль существенно (часто - в разы) больше, чем выплаченные проценты по облигациям (займу). Иначе не имело смысла брать займ.

Ответить
2

Как же сильно вы заблуждаетесь.

1. Акции "фирмы" могут упасть на 70%, в то время как компания продолжит платить по облигациям.
2. Компания может вообще не иметь прибыли (3, 5, 10 лет), но если занимает деньги для роста, то платит по облигациям.
3. Если компания банкротится, то "акционеры" - последние в списке на получение того, что у них осталось. Сначала работники, потом государство, потом кредиторы, а если что-то остается - акционеры.

Изучите тему, правда.

Ответить
4

Валентин, я не встречал более менее надежных облигаций с 12%. Точнее с 12% встречал, но у них цена не 100% от номинала, а выше, что делает доходность по ним в районе 7-9%. Каких эмитентов вы рассматриваете?
При банкротстве компании по облигациям тоже ничего не получишь.

Ответить
4 комментария
1

1. Вы не учитываете, что при падение акций на 70% компания может объявить дефолт и по акциям. Просто так на 70% акции не упадут.
2. Она может платить купоны, но в итоге не погасить саму бумагу

Ответить
6 комментариев
–1

Акции безопаснее? В долгосрочке? о_0 Отсыпьте мне маленько, я такого забористого давно не пробовал.
Уж лучше бакс.

Ответить
2

В долгосрочной перспективе - да, как и доходность выше. Нюанс только в том, что просадка может быть также на длительном промежутке времени.
Собственно, поэтому инвесторы смотрят на фундаментальные показатели, и для них это - просчитанный риск

Ответить
6 комментариев
0

с высоты большого стажа на рынке могу сказать что "рискует ли автор больше чем думает" мы точно сможем узнать лет через энцать.
также как и "вложения в акции безопаснее":):)

Ответить
2

Аффтар, стандартный номинал еврооблигашек не 1К, а 100К EUR/USD/CHF etc. Отдельные бывают по 50К, но это КРАЙНЕ редко. То, что Вы берете по 1К, - это не еврооблигашки, а русские бумажки Пупкин энд Ко.

Ответить
2

Еврооблигация - это когда российская компания (или государство) выпускает облигации в валюте, отличной от рублей. Номинал при чем здесь?
GAZPR-34 (XS0191754729) - облигация Газпрома с номиналом 1000$. Что с ней не так?)

Ответить
3

1. Specified Denominations: U.S.$10,000 and integral multiples of U.S.$1,000 thereafter, except that Rule 144A. Notes shall not be issued in amounts less than U.S.$100,000
2. Теоретически - да, только валюта "неродная". Практически - ищьюер должен быть в нормальной юрисдикции, облигашки должны выпускаться по нормальному праву, купоны и погашения должны идти через нормальный банк-агент, облигашки должны взять к себе Евроклир.

Ответить
2 комментария
2

Я могу заблуждаться конечно. Но это не моя мысль, а Уоррена Баффета и его концепции "гарантированных облигаций". А уж этот человек знает толк в прибыли выше рынка и течении десятков лет.
1. Акции могут упасть конечно и не на 70, а на 99%. Тут вопрос в качестве выбора инструмента инвестирования. Но вероятнее всего вырастут и вырастут хорошо.
2. Не стоит покупать акции компаний у который нет прибыли. Вероятность дефолта по облигациям у них выше средней.
3. Это рынок. Держатели облигаций при банкротстве тоже ничего не получат. Как фонд национального благосостояния не получил выкуп по украинским облигациям. Хотя купоны платились .

тему изучаю уже 24 года.

Ответить
1

Ждал я эту фамилию пока читать комментарии, конечно же в пример Баффет! Человек безусловно знает толк в прибыли выше рынка, но его концепция абсолютно не стыкуется с реалиями гиперроста и развития компаний в рамках бума стартапов и венчурных инвестиций, он как фундаменталист никогда бы не вложился в убер с дикими убытками, и на это есть причины. Любой человек и Баффет в том числе выражает лишь субъективную точку зрения на прибыльность компаний и если его стратегия работает сегодня, не значит, что она будет работать завтра, не значит, что будет работать через много лет.

Ответить
0

1. Да, акции просто другой класс активов. Статья не препятствует и в них вкладывать)
2. Вероятность дефолта зависит намного больше от размера долга к обороту, капитализации и пр. В России есть куча квази-государственных эмитентов, которые убыточны, но никуда не денутся, т.к. их убытки покрываются бюджетом. Есть, например, убыточный Озон, который хоть и не берет на бирже в долг, но если решит - ему с радостью дадут, т.к. это живой бизнес с миллиардными оборотами, и вопрос прибыли там вообще не стоит, они успеют ее заработать.
3. Риски есть везде. Я не гуру рынка, но рассчитываю, что когда у какой-то компании выйдет оочень плохой отчет, или на их собственника / менеджмент заведут уголовное дело, то облигации не упадут одномоментно до нуля. Скорее до 90%, как было недавно с Рольфом. Могли и дальше падать, а в итоге отскочили к 100%, хотя это и ниже, чем они стоили ранее. Те, кто принял решение, что риск больше неприемлем, зафиксировали 10-15% убытка. При позиции в 2% портфеля это 0.3% максимум. Неприятно, но не смертельно.

Ответить
2

Когда я слышу слово НУЖНО, я сразу же вспоминаю Леню Голубкова. За статью спасибо. Автора статьи прошу не обижаться. Просто это всего лишь Ваш взгляд и Ваше видение а не истина.

Ответить
0

Само собой, только мои выводы, в разделе «личный опыт»)

Ответить
1 комментарий
2

Биткоин надо брать

Ответить
2

Нет глупее идеи, чем копить себе на пенсию. Можно ещё начать откладывать на свои похорона и место забить на погосте. Лучшая стабильность в старости, это любимое дело, которое будет и морально и финансово поддерживать. Вкладывайте деньги в развитие своих детей. Это надежнее. Автор, отпишись лет через 10-15 как там обстоят дела.

Ответить
0

Сорри, но вы не правы. О будущем надо думать заранее. Это даже не говоря о том, что всех нас заменят роботы и грозит потеря трудоспособности.

Ответить
–2

Хорошая попытка заманить людей в доллар, если не учитывать сколько годов жизни осталось США с Трампом! Уже сейчас западные банки принимают деньги с отрицательной доходностью! Кто мог в здравом уме представить ТАКОЙ КАПИТАЛИЗМ еще 10 лет назад???? Забудьте про доллары! В ближайшие годы Запад с его лживыми "ценностями" потрясет катастрофически мощный и последний кризис, от которого он уже никогда не оправится- грабить в мире больше некого! Англосакская финансовая система сгорит! ФРС обанкротится, система колониализма рухнет окончательно, весь мир перевернется с головы на ноги, а ценностью в мире будут ресурсы, энергия и драгметаллы! Так что копите золото и другие вечные ценности!

Ответить
4

Когда я был маленький у этого анекдота уже была очень длинная борода )

Ответить
1

Не очень понял, как учтены налоги?

Ответить
0

Я пользуюсь вычетами и пока «выгребаю» весь свой НДФЛ, поэтому для себя не считаю. А так - будет небольшой налог по облигациям (13% от дохода сверх ставки ЦБ+5% относительно купона облигации) и 13% от плюсовых операций с фьючерсами. Не очень много, в общем.

А вопрос дельный, конечно.

Ответить
2 комментария
1

Юань обесценивается по отношению к доллару.

Ответить
1

Сейчас облигации под 12% в рублях - крайне рискованные .
Реальная цифра около 8.

Ответить
0

Дмитрий, что значит "крайне рискованные"?

Ответить
2 комментария
1

это слишком сложно для людей старше 40 лет, не имеющих опыта работы с биржей, брокерами, трейдерами. а в целом схема хорошая. сделай хедж-фонд, я принесу тебе свои деньги.

Ответить
1

Мсье тонкий извращенец. много усилий на управление портфелем. Не проще купить долларовые акции или ETF какой-нибудь? Но как чтиво мне статья понравилась. Душевная

Ответить
1

Я наверное невнимательно читал, но где нативка инвестиционщиков?

Ответить
–2

инфляция 7% это просто смешно! три года назад я брал творог по 60-70 сейчас он 120-130 та же пачка, тот же бренд, тот же обьем. Инфляция минимум 50%. 100 тыщ рублей сегодня это не 100 тыщ рублей завтра. Грубо говоря даже если вы сегодня во всем будете себе отказывать и накопите себе на пенсию 100 тыщ/мес через 20 лет, то что вы сможете купить на эти 100 тыщ если творог будет по 500-600 рублей за пачку, а молоко по 500 р за литр, а мясо например 5000 рублей за кило.

Ответить
0

Вы статью дочитали до конца?) Копите в долларах. Для БигМака в долларах математика поприятнее.

Ответить