Как я потерял 7 млн рублей на ресторане быстрого питания
Шесть лет назад я с партнёрами открыл ресторан по франшизе. Это был известный и популярный, особенно на западном рынке, ресторан быстрого питания — Subway. Но как выяснилось впоследствии, этот бренд хоть и узнаваем в России, но абсолютно не соответствует менталитету, об этом позже.
Мне было 24 года, закончил университет, сходил на годик в армию, проработал год в «Сбербанке», уже успел открыть микробизнес по поставке металлических изделий на АЭС — и не очень благополучно закрыть, хотя и без убытков. Об этом будет отдельный пост.
Так вот, история началась, когда мы с моим другом решили стать бизнес-партнёрами. Каждый из нас уже имел жизненный и предпринимательский опыт, хоть и совсем небольшой, но амбиций и смелости нам было не занимать.
Начали мониторить рынок в поисках доходных идей, проработали множество сегментов и остановились на общепите. Маленькое отступление: удивительно, но если бы в один момент я проявил твёрдость, то вместо ресторана открыли бы теплицу для выращивания клубники :)
Просчитали эту нишу, изучили рынок, технологии, рассчитали освещение и другие сопутствующие моменты, но незадолго до окончательного решения запускаться меня отговорили… Возможно, это было ошибкой, учитывая, что примерно через год Россия аннексировала Крым и началась эра импортозамещения.
Но знаете, есть такое правило в покере — никогда не жалей о сброшенных картах, ни к чему страдать о том, что уже сделано, и представлять, как всё могло быть, если бы не сбросил. Подобное толкает на неоправданный и необдуманный риск, но давайте вернёмся к теме.
После нескольких месяцев планирования с партнёром решили — зачем строить бизнес с нуля и наступать на мыслимые и немыслимые грабли, когда можно взять готовое решение и опробовать чужую методологию, готовый бренд со своей историей, с бюджетами на маркетинг, со своей сетью поставщиков и за разумные деньги. Выбор пал на франшизу быстрого и практически полезного питания Subway.
Но вот незадача — западная франшиза, паушальный взнос в долларах, оборудование в долларах, роялти в долларах… Наступил 2014 год, доллар начал стремительно расти… Итог — вместо запланированных четырёх миллионов пришлось потратить семь, хотя здесь значительную роль сыграла также дороговизна ремонта и сопутствующие незапланированные расходы, об этом расскажу чуть ниже.
Мы заключили концессионный договор с Subway, оплатили паушальный взнос, если мне не изменяет память, в рублях вышло что-то в районе 500 тысяч. Два моих партнёра поехали на обучение в Петербург, по договору один-двое из нас были обязаны пройти обучение — пару недель изучать технологию и особенности франшизы. Штаб-квартира и центр обучения франчайзера находились в Петербурге, к расходам можно добавить ещё и проживание двух парней, а также питание в течение двух недель.
Пока ребята обучались, я занимался переговорами с потенциальными арендодателями, с менеджерами Subway и с поставщиками оборудования. Нашёл идеальное, как нам показалось, помещение — рядом со строительным университетом. Поблизости находились только «Робин Сдобин» да «Русский аппетит». Кто не знает — это такой суперэконом-фастфуд в Воронеже.
Аренда помещения площадью 90 м² обошлась нам в около 70 тысяч рублей в месяц.
Так вышло, что арендованное помещение, которое, к слову, принадлежало до этого одному из филиалов «Сбербанка», пришлось значительно модернизировать:
- Перестелить пол.
- Провести дополнительную канализацию для второго туалета в зоне посетителей.
- Из-за худых потолков пришлось также раскошелиться на шумоизоляцию всего помещения.
Важно ещё учитывать, что над потолками типа «Армстронг» нас ждали не только деревянные полы верхнего этажа с щелями толщиной в палец, но и металлическая защитная «клетка», доставшаяся в наследство от прошлого арендодателя. К ней пришлось кое-как крепить звукоизоляцию.
Также потребовалось дополнительно прокладывать свою электроподстанцию на 50 кВт, потому как обещанную мощность нам так и не предоставили. Оказалось, подстанция, что питала окружающие здания, принадлежала одному весьма влиятельному челу: всю её мощность он уже потреблял — и соседним домам худо-бедно раздавал.
Идём дальше.
С учётом нового курса доллара, взлетевшего до небес, пришлось покупать подержанное оборудование по цене нового, возможно, даже дороже.
Но дело начали, нельзя бросать, необходимо идти до конца.
Через месяц-полтора мы открылись. Выручка первые месяцы составляла в среднем 25 тысяч рублей в день, что для такой площади помещения было хорошим показателем, и наши расчёты оказались даже пессимистичными, по крайне мере в отношении выручки. Разделили обязанности: один партнёр взял на себя роль директора, а мы с другим партнёром встали за прилавок и на кассу, также наняли одного сотрудника в помощь, и пошло-поехало.
Клиенты были довольны, качество и вкус продукции не раз отмечалось как лучшее в городе среди наших коллег-франчайзи, да мы и сами это понимали: овощи, мясо, грибы, булочки были всегда в ресторане самые свежие, на продуктах не экономили, все предписания по срокам строго соблюдались (просрочка хоть на час списывалась согласно протоколу; например, тунца по ГОСТ можно хранить не более 12 часов).
В обед к нам выстраивалась очередь от прилавка до улицы, хотя основной зал бы не такой уж и маленький: 70 метров, на 15–20 посадочных мест (точные числа уже не помню). Всё шло удачно, мы с ребятами уже обсуждали бизнес-план по открытию следующей точки. Спустя два месяца наняли ребят, которые заменили нас у прилавка, кассы и на кухне. Занялись стратегическим развитием, проработкой нового ресторана и прочим.
Всё началось через пару месяцев после открытия, когда мы проанализировали реальные показатели и поняли: бизнес-модель, что предоставил франчайзер, в целом была нерабочей. Стало понятно, что даже если продолжать наращивать выручку — расходы будут расти параллельно и выйти в прибыль не получится. Цены на конечный продукт регулировать мог только франчайзер, а поставщики, которых нам настоятельно рекомендовали, давали цены выше рыночных.
Мы заменили рекомендуемых поставщиков на местных, так удалось снизить расходы на продукцию, но этого было недостаточно. Почасовую ставку по сотрудникам мы снижать не могли, она и так была минимальная по рынку. Гастарбайтеров или неадекватов без медицинских книжек не могли себе позволить, хотя зарплатный фонд сжирал большую часть выручки.
Не стоит забывать, что также мы ежемесячно должны были оплачивать роялти, а это ещё плюс 8% от выручки (не путать с прибылью), так ещё и налоги: ЕНВД и налоги на сотрудников, все сотрудники были проведены вбелую, хоть и на минимальную зарплату.
К этому добавились походы проверяющих, которые высасывали нарушения из пальца и выписывали штрафы на 200–300 тысяч рублей, благо через партнёра подобный беспредел удавалось урегулировать, но без крови они всё равно не уходили, откупаться приходилось за 30–40 тысяч рублей. Аренда и платежи за электричество, воду, ремонт и обслуживание оборудования, как вы понимаете, тоже никуда не делись.
Но даже в этих условиях нам удавалось срабатывать в небольшую прибыль или как минимум в ноль. Беда пришла откуда ждали. Конечно, мы ждали беды, учитывая место, но всё же не рассчитывали на неё, да и не уверен, что могли как-то к ней качественно подготовиться.
Для сведения: когда мы открывались, рядом было два общепита. Когда мы закрывались, их насчитывалось в округе больше десяти, рядом в торговом центре открылся «Макдональдс», в районе 100 метров были кондитерские, шаурмечные, шашлычницы (или как их там правильно называть), пиццерия и разнообразная суши-хрень, но не буду забегать вперёд.
Мы боролись всеми силами, устроились на работу вдвоём с партнёром, чтобы покрывать ежемесячный минус, один из нас всё так же оставался директором компании. Наша выручка после открытия «Макдональдса» упала ровно вдвое, до 12 тысяч рублей в день.
Мы оптимизировали всё, что было возможно, сотрудники работали по один-два человека в смену, вместо трёх-четырёх, как раньше. Все продукты для сэндвичей были местные, но по-прежнему качественные.
Проводили промоакции, партнёрились с другими общепитами, удалось договорится разместить заметную рекламу прямо в строительном университете, но поток посетителей тот же, что был раньше: он разделился между несколькими новыми участниками, с большим перевесом в сторону «Макдональдса».
Роялти пожирало нас, как и отчисления в рекламный фонд франчайзера. Мы размышляли над тем, чтобы снять вывеску Subway и продолжать торговать той же продукцией в нарушение договора, но это было не самым лучшим выходом. Нам удалось провести переговоры с Subway и получить разрешение на открытие на своей площади (в этом же помещении) сопутствующий фастфуд: с бургерами, пиццей и шаурмой, к сожалению, без блэкджека и путан.
Но и это не помогло, хотя выручку удалось увеличить до 18 тысяч рублей, расходы тоже выросли, также вложились в новое оборудование и микроремонт.
Спустя несколько месяцев минус нашей компании составлял в среднем 150–250 тысяч рублей в месяц. Занимать ни у кого больше не стали, но как писал чуть выше — трудились параллельно на других работах ради покрытия минусов.
Прошло ещё несколько месяцев, и мы приняли твёрдое решение — закрывать это убыточное предприятие, людей распустить, а оборудование продать. Часть долгов этим и покрыли, но значительная часть осталась. Минусы честно делили поровну, долги также раскидали равномерно. Друзьями остались, хотя отношения немного испорчены.
Что из этого жизненного урока вынес и что посоветую другим:
- После того как вы всё точно рассчитали по бизнес-плану, удвойте расходы, а прибыль разделите на три, тогда и получится приблизительно реальная сумма.
- Не спешите думать о масштабировании, сконцентрируйтесь сначала на текущем бизнесе.
- Не начинайте бизнес на все деньги, что у вас есть, и не занимайте на ещё неработающий бизнес, начните с маленького. Например, перед тем как открыть Subway, мы планировали открыть по франшизе кондитерскую или пекарню, которая обошлась бы в миллион. Разумно было так и сделать, открыть точку за миллион и потом масштабировать до семи точек на общую сумму в 7 млн рублей, такой подход был бы устойчивым.
- Не стоит в России брать франшизу западных или европейских компаний, курс доллара и евро может запросто похоронить ваш бизнес. Также не забывайте о поправке на менталитет, особенности национального характера могут убить любую бизнес-модель. Фишка Subway — это «собери сэндвич сам», но эмпирическим путём мы выяснили, что большинству людей не хочется лишний раз думать и выбирать, многие начинали тупить при заказе и раздражались.
- Не принимайте поспешных решений, всё тщательно проверяйте, нанимайте спецов или более опытных ребят для досконального изучения помещения, коммуникаций к нему. И никаких обещаний и гарантий на словах от арендодателя, на всё у вас должно быть письменное подтверждение.
- Торгуйтесь с арендодателем, делите расходы, ваш ремонт. Это неотделимые улучшения, которые останутся за хозяином помещения, вы заберёте лишь оборудование и съёмные предметы. Адекватный арендодатель понимает это и может включить ремонт в счёт аренды хотя бы частично.
- Не тяните с убыточным бизнесом, чем раньше вы отсечёте гниющую плоть, тем лучше.
P.S. Ребята, если думаете, что бизнес и работа на себя — это сплошное развлекалово, спешу вас расстроить, это не так. Будьте готовы страдать и драться.
UPD 27.06.2019. Что еще важного хочу добавить к статье, многие пишут, что всё это хрень, и рассчитывать/планировать надо по другому, и цифры не те, и путь выбрали не тот, и франшиза в России это дно, причем очевидно что многие сравнивают *** с пальцем, путают понятия, объединяют то, что не стоит и всё под одну гребёнку. Многие вообще половину информации в статье пропустили мимо ушей, очевидно... Так вот, позволю себе уточнить - эта статья написана про бизнес, который был 6 лет назад, все выводы, которые приведены в конце имеют гораздо большую ценность чем может показаться сначала, эти выводы сделаны сейчас, оглядываясь в прошлое и пропущенные через призму моего личного опыта за прошедшие с того времени годы. Это выводы не зеленого предпринимателя 6 лет назад, начинающего первые шаги, а предпринимателя с 7-летним стажем. Сейчас у меня успешный бизнес в IT сфере и за прошедшие несколько лет было сделано еще больше ошибок, чем описывается в статье, но и достигнуто было значительно больше. Все те ошибки, что я совершил и описанные в этой статье помогли мне затем так или иначе принимать более успешные решения и идти к своей цели. Я надеюсь что мои советы, сделанные на основании собственных ошибок помогут хотя бы одному человеку снизить процент своих, если помогут, то я буду счастлив.
Бизнес в России это не только негатив и сложности, но и целая арена возможностей. Успехов всем начинающим предпринимателям!
P.S. А я пока подумаю над следующей статьёй, про весьма интересную историю, как поставляли металлические конструкции на АЭС, про рейдерский захват и продажу компании перекупам.
"Как я потерял 7 млн рублей на ресторане быстрого питания"
Александр, Вы не потеряли 7 млн, Вы просто купили курс обучения основам предпринимательства. И бонусом получили проверку друзей в боевых условиях.
Вот реально комментарий практика.
дороговато купил)
Но судя по апдейту урок не выучили. Последователи Аяза Шабутдинова и БМ ещё долго будут покупать франшизняк различной степени гадости
Слишком уж дорогой опыт
Не вкуриваю этого: "примерно 6-7 лет назад", "мне было примерно 24 года", "сейчас точно не помню". Ребят, это отвал памяти в 90% таких статей. Что с вами такое?
Есть мнение, что многие статьи на VC - заказные, и это - одна из них.
Комментарий недоступен
Андрей, ради вас поднял документы и уточнил даты, поправил в статье, сохранились договоры займов.
А что в этом такого? вы вот помните в каком месяце 6-7 лет назад устраивались на новую работу или открывал бизнес? Я вот нет.
"Через месяц-полтора мы открылись"(с)
Это про биологический возраст..
Как бывший владелец 5 ресторанов с общей посадкой 650 мест читаю вашу статью и прям чувствую всю боль :) вы еще молодцы что боролись и не раздували штат сотрудников, как большинство молодых рестораторов..Сам все закрыл и перепрофилировался полностью, но 10 лет опыта теперь хватает осозновать что при нынешней ситуации с деньгами у населения общепит самый слабый сегмент, работающий исключительно за счет маркетинга и хайпа.. А вам хороших продаж в следующих начинаниях!
Тоже удивлялся, но потом умные люди на вопрос зачем 15 точек по продаже кофе подряд в сити на дорогих площадях сонные сидят отвечают - ты не шаришь это прачечные.
Щас бы комментарий от Михаила aka CEO Теремка, он бы пояснил за "исключительно за счет маркетинга и хайпа".
Комментарий недоступен
Так можно сказать про все фастфуды и большую часть объектов общественного питания.
Хорошая булка(свежая, из адекватной муки), возможность кастомизации, оборудование, в частности их печь, домой такую хрен поставишь, а домашняя мультипечь такого эффекта не дает и самое главное можно добавить яйцо, точнее омлет, но хоть так. А вообще интересная точка зрения, так то любой фастфуд можно в "пятерочке собрать" с применением микроволновки и на крайний случай сковородки.
Мне сабвей нравится больше других. Вкусы разные
Потому что им до дома тащится полчаса на метро и потом еще столько же на автобусе а есть хочется здесь и сейчас и быстро.
Надо было открывать столовку и чтобы вот такое за 164 рубля стоило студенту. Никакой бы Макдональдс не перебил очереди к вам
Ну а бутерброд за 500 рублей (или даже дороже) это не про студентов
Столовая была через стенку от нас... открылись чуть позже нас
А ещё, если подавать хорошо приготовленные блюда, то вообще шик. Можно даже средний чек увеличить до 200 рублей.
У нас столовая рядом - первое, второе и компот - уже к 400 рублям приближается. Стоило бы в два раза дешевле - всё равно больше не пойду. Перестал там питаться уже как полгода и могу сказать, что стал себя чувствовать лучше.
Кстати это тема, вижу будущее этого в известном международном бренде типа Мака, без сарказма это говорю)
Расскажите, как вообще приходит в голову мысль открыть общепит, да еще и по франшизе?
Даже мало того, не только приходит, но и укореняется и созревает там (в голове).
Причём сразу у нескольких молодых(!) человек.
В армии наряды по столовой так понравились?
А при чём тут армия и наряды в столовой, если речь об открытии и ведении бизнеса, а не о работе на кухне?
Про любой бизнес, если думать, можно заранее найти кучу минусов и препонов. И в итоге не открыть.
Да и кто-то же должен кормить людей.
Франшизы большой тройки вполне успешны, не слышал чтобы кто-то закрывал. KFC вообще сейчас не продает франшизы в РФ, их еще надо уговорить. При этом франшизы очень дорогие. Поэтому тем у кого меньше бабла остаются франшизы Сабвея, Додо пиццы и т.п. - тут уже как повезет, успех далеко не гарантирован
Ну как-то каждую неделю в стране открываются и много лет потом работают общепиты по франшизе, почему нет?
Чёт не припомню у строяка точку Сабвея. Видимо, поработали все же недолго.
Сабвею вообще катастрофически не везёт в Воронеже, не знаю ни одной успешной точки в городе (Сабвей в Граде тоже вроде как продают), хз как у них ситуация в других городах РФ.
По поводу того, что люди не любят кастомизацию сендвичей - есть такое. Нам бы готовенькое подавай.
В целом очень жизненная статья, хотя не самый очевидный вариант имхо для вчерашнего студента вложиться в такую крупную франшизу. Будет ли вторая статья на тему "Как заработать с партнёрами 7 млн после армии и работы в банке на открытие Сабвея" :)
Нужно мобильное приложение, в котором можно собрать бутер. Далее приложение генерирует QR код, который кассир сканирует и после оплаты заказ поступает в работу. Так вижу.
Комментарий недоступен
слегка не внимательно прошлись по статье, после студенчества уже успел позаниматься бизнесом, год или больше занимались поставками металла на АЭС. Чуть больше года трудился в СБ. :) Ну а с деньгами все просто, заработал я немногим более миллиона, остальное займ. У остальных участников та же ситуация. 7 миллионов это на троих.
В Пензе тоже сабам не везет, было 2 точки(про другие не слышал), одна загнулась через пару месяцев, другая просуществовала дольше, но потом сломалось оборудования и они закрылись, а жаль саб с омлетом, пепперони и беконом был прекрасен(
У сабвея вообще сомнительный ассортимент. Два треугольника хлеба, между ними сухая начинка
из листьев салата и что то ещё.
мне все таки кажется, что ребята зашли в неудачное для бренда время. Я помню время, когда люди по 4 сабвэя открывали и все цвело и пахло. Ситуация с долларом подкосила видимо.
Люди вообще очень не любят выбирать и думать. Не потому что тупые, просто мотивации нет, при этом время потратить надо, и ещё какая-никакая ответственность за выбор: вдруг говно. Поэтому правильные рестораны и упрощают выбор за счёт комбо и продвижения одного продукта, а ебанаты предлагают собрать своё блюдо из трёх десятков ингредиентов и десятка соусов.
Какой смысл что-то советовать в рассказе, как вы обосрались?
Нормального плана, прогноза, стратегии не было. Через месяц работы стали думать, как открыть новый ресторан и так далее
Советы в таком же стиле будут и никому не помогут, взяты наугад, как и весь подход по работе с франшизой в статье
Как бы есть ошибка выжившего, слава богу статей про нее меньше становится.
После того как вы всё точно рассчитали по бизнес-плану, удвойте расходы, а прибыль разделите на три, тогда и получится приблизительно реальная сумма.Но выводы по "погибшим" нужно анализировать только в совокупности. Мнение одного пострадавшего ничего не значит.
В лучшем случае это хотя бы помогло бы вам. В наиболее вероятном - просто случайный набор цифр, который не учитывает десятки других параметров. И так далее
Вы говорите об «ошибке выжившего», но смысл этого определения состоит как раз в том, что бессмысленно ориентироваться только на истории успеха, прочитайте определение ещё раз.
Было просчитано и продумано всё что могли продумать на том уровне экспертизы, той аналитики и того плана что у нас был на старте - более чем достаточно чтобы начинать бизнес, дальше сталкиваешься с реальностью и корректируешь план под реалии, никакой план не гарантирует успеха, это знает любой предприниматель.
В целом ваш комментарий слегка бестолковый, на вопрос в нём я постарался ответить, а вот остальная инфа в нем выглядит как пустозвонство, расскажите подробнее про свои выводы и сошлитесь пожалуйста на примеры ищи личного опыта или аргументируйте в пользуй вашей точки зрения, чтобы появился смысловой объект.
Спасибо
Я бы тоже устал, бро
По моему главный урок, который должны вынести - это НИКОГДА не начинать общепит первым бизнесом. С чего вы вообще взяли, что без опыта бизнеса и работы вы сможете запустить самый сложный их общедоступных бизнесов? Что мешало пойти поработать в любую точку и дослужиться хотя бы до управляющего? И главный вопрос всем покупателям франшиз и пр. - как вы умудряетесь заработать такие деньги? Ведь это же нужно иметь мозги, так почему вы из применяете, когда работаете, а когда тратите - нет?
Прошу прощение за возможный грубый тон комментария, но мне действительно интересно почему люди ввязываются в тему без предварительного анализа и подготовки.
Не знаю, мне кажется на таком бизнесе тяжело зарабатывать. Ведь он не вносит ничего нового, а конкурировать приходится с крупняком, который чисто за счёт эффекта масштаба смоет одну бедную точку. Так шо, надо лучше заниматься чем-то таким, в чем у тебя серьёзное конкурентное преимущество перед всеми.
Продукт Цена Место Маркетинг, святой закон b2c рынка, если ты не уникален хотя бы в 2х, тоби п*зда :)
Комментарий недоступен
согласен. Легко только если пилишь биржу для подержаных кроссовок или сервис аренды коворкингов)
Статья, конечно, глупая до безобразия. Неудивительно, что ничего не вышло. Адекватный человек вообще бы не стал открывать Сабвей в Воронеже. Сабвей это чисто нишевая тема - в Москве там или в Питере всяких извращенцев хватает, кто-то бутеры ест, кто-то бургеры, кто-то вообще вегетарианец, как я, но в Воронеже ... сабвей. В Москве ларёк с шаурмой больше полумиллиона в месяц делает, как этот воронежский сабвей и платить никому не надо роялти и уборщице платить. Надо просто адекватным быть по жизни. В Казани есть сеть общепита, называется что-то вроде Добрая столовая, поищите их сайт в интернете и посмотрите как обеспечить в регионах очереди в общепит длиннее чем в маке в Москве
Главное упомянуть, что ты веган.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
В таких случаях говорят — получил опыт.
купил
Лучше бы написали, где взять 7 млн руб. на бизнес?
А как их слить - это уже не интересно.
(и сколько партнеров было?)
Комментарий недоступен
3 партнёра , включая меня
Написано же, в армию сходить нужно сперва.))
Как же аудитория VC обойдётся без моего ценного мнения по этому поводу =).
Был у меня такой период в жизни, когда я любил много покушать.
В сабыче три кастомных сендвича и напиток вылетали в 1500-1800 рублей.
При этом набор "до отвала" в маке редко превышал сумму в 1000-1100 рублей.
Если говорить про какие-то местные заведения, типа гиро-шаурмы, то аналогичное количество пищи стоило где-то 600-800 рублей.
Сабвей был прикольным как новинка + его можно было использовать, если очередь в других точках общепита была большая.
Но, ценник всегда расстраивал, да.
Плюс (а точнее минус) отсутствия некого разнообразия - если в шаурмячной с этим можно было смириться (учитывая стоимость), то в сабвее как-то нет.
Все эти минусы поняли какие-то предприимчивые ребята и открыли аналог сабвея - 2 типа булочек, кастомные продукты (но без тунца и морепродуктов, меньшее количество ингредиентов), два или три типа соусов (кетчуп, майонез, и что-то там ещё, сырный или горчица, не помню уже).
Продукты иногда докупали прямо в Перекрёстке через дорогу.
Но, "киллер-фичей", конечно же, была цена - 200 рублей за кастомный бутреброд, что билось 1:1 с ценником шаурмы неподалёку и прочего общепита в округе.
Работают вот уже 5 год.
Кажется, так примерно везде — 30 точек на одной улице, все работают в лучшем случае в ноль. В плюсе только клиент, потому что цены ниже, разнообразие и желание выделиться качеством.
Одно заведение закрывается, тут же приходит на смену другое, а может даже под тем же брендом. Так и живем за счет начинающих предпринимателей.
Общепит выгоден и приносит прибыль только в масштабах сети.
И только рантье в плюсе. Вывод: надо идти в сторону недвижимости!
Странно, а что мешало записаться на бизнес тренинг?
в лайк центр или бм, хд?
Никак не пойму, откуда минус 250 000 в месяц брали. Если аренда 70, пара сотрудников еще 70, закуп еды, налоги, роялти итп. А выручка 18т в день = 540 000 в месяц. Наценка от 300% в общепите, соответственно, у вас должно было получаться около 300 000 грязной маржи, которая должна покрывать бОльшую часть расходов. Допускаю, что при выручке 540 000 и аренде в 70 000 зарабатывать сложно, но это точно не такой жесткий минус, как написано в статье. Либо не указаны какие-то еще серьезные расходы
3 сотрудника минимум и Уборщица + налоги на них = 120к.
Аренда 70к + электричество, вывоз мусора и т.п. 35к = 105к
Енвд 45к квартал = 15к в месяц.
Роялти 8%+ 1.5% на маркетинг с 540000 рублей = 51300 рублей
Затраты на Продукты составляют примерно 35% от выручки= 189000 рублей
Реклама локальная = 15000 рублей в месяц
Амортизация оборудования или даже банальный ремонт в месяц = 15000 рублей
Мелкие расходы, вроде видеонаблюдения, интернет, пожарка, сигнализация, расходники офисные, различная химия, очистка жироуловителей и насосов, списание продукции и многое другое- 15 20к = 17000 рублей.
Получается 527 300 рублей постоянного ежемесячного расхода. На самом деле в любом бизнесе есть ещё целая гора мелочей, которую сложно иногда вообразить, и только когда поднимаешь транзакции понимаешь что эти мелочи скатываются в большой такой ком.
Так вот, выручка 540, расход явный 527. Как я писал выручку до 18 мы подняли только когда запустили бургерную, лаваш и т.п. и так просуществовали месяца 3, на модернизацию помещения и оборудование ушло ещё 300к, добавляем 100к к цифре что написал чуть выше.
Получаем уже убыток почти 100 000. Сломался холодильник еще 50к, пришлапроверка ещё 30к. Ну вы поняли в общем.
Штрафы проверяющих
Не получилось у тебя потому, что для тебя «Россия аннексировала Крым» и так дальше продолжаться будет. Либо ты меняешься, попутно меняя отношение к стране в которой живёшь, либо работаешь дальше в Сбере.
Вот это новости. Если я поменяю свое отношение к аннексии, то доллар снова упадет? Что ж вы раньше не сказали?
Вот это поворот!
Сабвей как фастфуд неплох (недорого, достаточно вкусно, относительно безвредно), но думаю подкашивает его низкое разнообразие ассортимента. То есть по сути это только сэндвичи с разной начинкой. Тот же макдак разнообразней, хотя и вредней в среднем.
Как хорошо, что вы публикуете факапы, а не только успешный успех. Факапы и неудачи – самый крутой опыт. Спасибо VC.
Сабвей был бы неплох на трассах. Когда едешь и вокруг одни подозрительные кафешки типа "У Палыча". Однозначно выбрал бы Сабвей. Конечно, речь идет не о подмосковных дорогах, а немного дальше, кто много ездит по стране тот знает о чём я.
Прекрасно понимаю автора статьи. В настоящий момент у меня 3 ресторана Сабвэй. Работаю с франшизой с 2012 года. С бизнесом Сабвэй я потерял больше, чем 7 млн. руб. Это отдельная история, как мы переписывали бизнес на другое ООО, чтобы его не забрали суд.приставы. Мне нравиться бизнес Сабвэй. Он достаточно прост с точки зрения процессов, прозрачен и понятен. Результат в конечном счете всегда зависит от предпринимателя: как сильно он погружен в бизнес, как он строг к себе и сотрудникам и постоянное поддержание стандартов на высоком уровне. Качественное оборудование, хорошо организованы ежемесячные проверки выполнения стандартов, база знаний по работе, база по маркетингу. У нас есть КомбоХит за 180: это саб 15 см и напиток, есть Комбо для Гурманов за 204 руб: это саб на выбор: терияки или курица/бекон и напиток. И много других акций. Ресторан сабвэй, если сотрудники ориентированы на покупателя, особенно сейчас, когда у людей денег всё меньше и меньше, это не такое и дорогое место. Здесь нет супер прибылей, особенно сейчас, в тяжелое время, но есть своя стабильность. А сам продукт - сабы, Вы их пробовали? Бывает кушаешь саб и офигеваешь, блин, как же это вкусно: свежий хлеб, такой мягкий и еще так приятно пахнет, сочетание мяса, овощей и любимого соуса. После этого понимаешь почему у нас много постоянников. Но нельзя забывать, что испортить можно всё, и тут уже работа персонала должна быть на уровне. И место! Место размещения ресторана всегда всё решает. Мы поэтому отказались от ресторанов в формате стрит-ритейл, и размещаемся только на фуд-кортах. Кстати, мне не платят за положительные отзывы о франшизе)) И если давать совет по открытию ресторана Сабвэй. Старайтесь, чтобы кредитных средств у Вас было не более 1-1,5 млн. руб., чтобы ежемесячный платеж по кредитам не душил Вас и Ваш бизнес, в идеале, чтобы он был не более 50 000 руб в месяц.
Бывает же - ни одной картинки в статье и никто не помер.
Александр, позвольте шкурный аналитический вопрос.
1.Почему тогда не позвали человека со стороны, который бы проанализировал экономику франшизера, не посчитал бы вашу экономику и не указал бы на риски?
2. Позвали бы сейчас?
3. Сколько готовы были бы заплатить за услуги.
Вы, прямо, мой идеальный клиент, как тот сферический конь в вакууме.
Спасибо.
Интересная статья, но, есть много вопросов:
1. Нужно быть очень талантливым, чтобы 7 лет назад за год "отложить" на бизнес лимон. При этом работая в сбере, то есть после армии сразу в сбер берут на оклад в 100 штук? У нас за счастье было 30 получать в то время.
2. Когда бизнес работал в минус, вы со вторым партнером покрывали "убытки" в размере 150-250 тысяч рублей. Так может лучше заниматься тем, чем вы занимались, а не открывать бизнес, в котором я так понял вы даже расчет не делали? :)
3. Потом аренда, работники и так далее это все понятно, но вот вы пишите про поставщиков с завышенными ценами. А что перед тем как влупить 7 лимонов на троих, вы не удосужились ну например посчитать самое первое что должно приходить на ум:
средняя себестоимость сендвича и средняя стоимость сендвича, чтобы было понимание сколько нужно усредненно в день продавать, чтобы в 0 выходить для покрытия ежедневных расходов.
А то из вашего рассказа выходит, что сендвич в закупе чуть ли не дороже обходился, чем его продавали, потому что при выручке в 25 тысяч в день вы все равно в минус уходили. То есть условно говоря при среднем чеке рублей в 500 (завышенно скорее), вы обслуживали 500 человек в день и работали в минус. Это какая-то нелепица. Проще действительно открыть качественную шаверму на 10 квадратах и при 100 человек в день находится в плюсе. А там уж думать, чего в нее напихать, чтобы увеличить средний чек.
В нашем городе, например, шаурму делают на "отлично".. нигде.
Все верно, но я бы не наезжал на автора. Это его опыт и спасибо, что он им поделился.
1. При чеке 500 руб на 500 чеков, получается 250 К в день. Соответсвтенно скорее всего чек был 250 руб и 100 посетителей.
2. Расчет себестоимости в общепите - довольно проблематичный вопрос на старте. Зимой помидоры стоят 500 руб/кг. Летом можно купить за 80 руб/кг. И так все продукты без исключения, При этом не всегда значима сезонность, т.к. иногда у поставщика просто пропадает какой то товар (задержался контейнер, проблемы на таможне и т.д.) Поставщики для HoReCa - это Вам не сетевой ритейлер в котором всегда всё есть, да еще и дешевле.
Очевидно вы не внимательно прочитали статью.
В Израиле эта франшиза сдохла полностью - не пожила и года. Кстати - Старбакс - тоже сдох.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Объясните новичку, почему нельзя было отказаться от франшизы, роялти, сменить вывеску и продавать такие же вкусные бутерброды под своим брендом???
Наверняка по договору за такое полагается половой акт.
Потому что мне, как потребителю Сабвея, нахер не нужны вот такие бутеры без вывески. Сабвей производил впечатление сетевого, где за качество отвечают. Без известной вывески эти бутеры вообще не имеют смысла.
В моем городе была точка Синнабона, из-за кризиса они сделали как ты и написал. Вот итог https://www.ampravda.ru/2015/10/30/061766.html
Если не ошибаюсь их засудили и они закрылись.
Так же закрылись две точки Сабвея. Сам концепт фастфуда это быстрая и дешевая еда, а для моего региона это прям как ресторан какой-то и роскошь с такими то ценами.
В этом году открыли два КФС, очереди километровые 24/7. Он настолько вызвал вау эффект, что я пару раз наблюдал как люди фотографируются на фоне касс или ещё на фоне чего-нибудь, возможно они деревенские и впервые увидели КФС, но это было забавно наблюдать.
Не представляю, что будет если тут откроют МакДональдс.
Во первых это не законно, как вы догадываетесь такие умные ходы прописываются в договоре и строго штрфуются, во вторых кто пойдет в "хрен пойми что это" с отделкой сабвей, продукцией сабвей, это же выглядит как контрафакт.
до 12 000 рублей в месяц
Наверное, во втором случае ошибка?
да, ошибка. Поправил, спасибо!
Меня всегда поражал тот факт, что любой считает, что без подготовки можно запустить бизнес.
Вот, например, любому же не дают порулить по городу, нужны минимум навыки вождения.
А стартаперы настолько находятся в неадеквате, что в самооценке, что в оценке своего будущего бизнеса, что напоминают в дупель пьяного человека за рулем камаза без водительских навыков.
Те же спортсмены перед тем как выйти на ринг долго и нудно тренируются, оттачивают навыки, потом идут драться, и то никто не даст гарантии, что они там не получат по сусалам.
Каким же нужно быть наивным, что бы влезть в огромные долги, не иметь представления о бизнесе, плохо разбираться в себе, не иметь минимум качеств для бизнеса, запулить успешный во всем мере бизнес и так его эпически угрохать?
Я видел фильм про паука-человека, он там первый раз вышел под купол грома и сразу навалял быку какому-то
1. И я так и не пойму пока, что они ожидали?? Вот какой выручки? Какого развития? Какого "будущего"?
Вот у них указана выручка 25тр, которая затем из-за конкуренции упала до 12тр.
Ну и даже оставим "успешные 25" - там же все равно отрицательный ROI (с учетом неявных расходов).
Ну а вообразим СТРАШНОЕ. Страшно хорошее! 50тр средняя! И что дальше? Майами-ламборгини и виллы\яхты?? Да нет же!
Таже херота - тольок уже был бы чистый нулевой ROI с учетом неявных затрат. И это недостижимый фантастический приз.
Что впереди? Работа на десяток "офицеров" стоящих выше? Но роялти, налоги, воровство и аренду??
Ну НЕ БЫЛО ШАНСОВ ВООБЩЕ в этой истории!
Изначально было ясно что просто слив будет. Куча денег, адские усилия, унижения деградация.
2. Они пишут что "получили опыт".. хехе.. Они его НЕ получили. Если счиатать "опытом" чистку унитазов, работу в фартучке за кассой, мытье полов, работы по погрузке и еще опыт длительных тяжело воздейтсвующих на психику УНИЖЕНИЙ. Ежедневных унижений. Во всём что тольок можно. Унижения от клиентов, от ХОЗЯИНА помещения и от всех представителей гос.органов.
И добавлю еще унижения от персонала. Эти бедолаги получающщие жалкие копейки на кую вертели своих "хозяев-бизнесменов". Уверен что их резко и РЕЗВО поылали на куй десятки раз их работнички в момент увольнеия!
Это ли не мечта?? Это ли не бизняс? хехе
про неяные расходы подробней
https://forum.gipsyteam.ru/index.php?viewtopic=101396&st=2700#entry5259966
В том же треде обсужаем вопросы про то что можно счиать бизнесом , а что нет.
Франшизы вообще любые, неважно какие это тупик.
3. Им еще повезло , что вся эта хрень вылетала в тяжелый операционный минус. Будь там текущий опер.ноль (даже с минусом по неявным расходам) они могли бы застрять в этом дерьме еще дольше.
Вот это тот случай когда надо решительно списать все сделанное ошибочно и идти дальше. Правда четко понимая куда идти. _
Никакое лакейство НИКОГО И НИКУДА не приведет.
Комментарий недоступен
1)На троих
2) Половина в долг
Пишу как человек с опытом открытия бизнесов в более чем 50-ти сфер, из которых 4 успешных, а так же обладатель франшизы.
Как показывает моя практика в России очень хорошо научились упаковать всякие кривые бизнесы.
Сверху и при проверках они красивые, а как копнешь поглубже так внутри гнилые.
Если бизнес приносит стабильный доход в котором уверен его организатор, то нет никакого смысла продавать франшизу, гораздо логичнее это делать самому.
Аналогичный пример торговля на ставках, так называемые вилки или каперы.
Чаще при продаже франшиз либо не все договаривают, или показывают примеры тех показателей при самых идеальных условиях, или что ещё чаще - их упаковщики просто не знают всех нюансов бизнеса, которые могут быть и поэтому о них не предупреждают.
Реально в каждой сфере бизнеса существует эффект Карго.
Пока не попробуешь и не окунешься с головой никогда не узнаешь всех тонкостей бизнесов.
Если бизнес приносит стабильный доход в котором уверен его организатор, то нет никакого смысла продавать франшизу, гораздо логичнее это делать самому.
Если бизнес приносит стабильный доход в Москве, как в Воронеже открыться? Самому туда идти, удаленно штат нанимать? А в Иркутске? А в Томске? Франшиза решает этот вопрос. Вывод надуманный.
БМ адепт?
Сорян, но 50-ти сфер, из которых 4 успешных, так себе статистика)
Про Сабвей вы так ничего и не сказали. Гнилая франшиза? Есть аргументы?
Надо сказать, что шаурма рум (которая сейчас на этом месте) намного лучше по качеству самого сабвея, да и шаурма одна из лучших в городе (стране).
Не в ту франшизу инвестировали!
Помню Вашу точку, раз попробовал бутерброд за 250руб. Показалось очень дорого. Уже тогда в соседней шаурмячной цена была 120руб. Конкуренция всё-таки там большая.
По поводу выращивания ягод, рассчитывали строить в черноземье?
Да, рядом с Воронежем.
Печально автор. У меня был сектор услуг, и 3 разных франшизы. Скажу что там в уши ссут так же профессионально, как и чувак красиво рассказывающий какая у него самая лучшая и свежая шаурма.
Я был молод и наивен.
Александр, а чего вы минусуете? Ну ведь все это следует из вашей статьи, из чего можно легко сделать выводы, что просто деньги вам достались легко, вот и ушли легко.
Вот же ваша цитата "Всё началось через пару месяцев после открытия, когда мы проанализировали реальные показатели и поняли: бизнес-модель, что предоставил франчайзер, в целом была нерабочей."
То есть считать вы начали через 2 месяца :) Классный бизнес.
"Так вышло, что арендованное помещение, которое, к слову, принадлежало до этого одному из филиалов «Сбербанка», пришлось значительно модернизировать:"
Почему не взяли помещение, которое требовало меньшего ремонта?
Меня, если честно просто выбешивает Сабвей. Я блин, просто хочу сендвич, который нарисован на плакате, просто ткнуть пальцем и получить. А они начинают: "А сыра добавить в мексику, а морковки, а капустки, а..." и еще двадцать по скрипту. И даже если говоришь, пожалуйста, не надо этих вопросов, просто вот такой сендвич, оно продолжает продолжать... Один мне даже ответил (к слову, это не в России было, а в Европе), это моя работа, не мешайте мне вам вопросы задавать. И перед тобой в очереди пять человек, и всех их также за... спрашивают... Вот как тут не уйти в Мак? Это ж блин фаст-фуд. Фаст от слова "быстро-давай-еду", а не "быстро-вынеси-мозг-голодному-и-спешащему-человеку". Если я хочу с официантом на тему сорта петрушки пообщаться, я в ресторан пойду, в конце-концов! Вообще, удивительно, что эти заведения как-то существуют.
это как франшиза кофейни, такая же бессмысленная, мог просто скопировать а лучше нанять шеф-повара, он бы составил меню и концепцию бутеров, обучил персонал и полное сопровождение.
Франшиза кофейни имеет смысл тогда, когда вы качественный кофе в большом ассортименте сможете брать у правообладателя по очень низким ценам.
Любой другой без франшизы это кофе будет покупать за дорого.
Еще если правообладатель вкладывает большие деньги в рекламу и продвижение.
Комментарий недоступен
Выше есть ответ: половина суммы - кредит, половина - три соучредителя
папки, мамки, почки две. :D
Возможно, это было ошибкой, учитывая, что примерно через год Россия аннексировала Крым
_______
Нахер повторять укропропаганду?
после "аннексировала крым" читать не стал.
явно в армии голову отбили и на аэс облучили гамма-лучами.
Не ну когда тебе 24, ты на год "сбегал" в армию, получил целый год работы "где-то" - это самые удачные условия для начала своего бизнеса! Особенно, когда нужно только 500 тыс... в Воронеже..
Ещё статьи пишут. "Опытом" делятся. Боже боже.
Такой бизнес по франшизе, это как по найму, только все риски и инвестиции на тебе. 500-700 на пике оборот с высокими расходами на конкурентном рынке, а прибыль на троих, это очень интересно. А ещё удивляемся, что кредиты предпринимателям не дают)
Ах да, ещё за кассой стоять. Анекдот: встречаются два приятеля, один говорит, что стартап открыл, бардель, минет по 100, зад по 200. Приятель спрашивает, много ли сотрудников уже? Да пока все сам, Стартап...
Дружба построенная на бизнесе лучше, чем бизнес построен на дружбе.
такие бизнесы друзей нормально работают, если один из партнеров главнее остальных и он имеет право на окончательное принятие решения. Например, у одного друга ресторан и ему дают деньги друзья чтобы он открыл второй. В таком случае они ему доверяют принятие решения, а если все равноправные - это сложно.
Меня чет немного тошнит уже при слове "франшиза" на VC. Мы же в России ребята, какие тут франшизы, вы чего?))
В регионах огромный спрос на нормальные концепции общепита, вокруг одни столовки и рестораны из 90-х. А где эти концепции взять если не по франшизе, с нуля изобретать?
Комменты на все подобные статьи делятся на несколько групп:
1) Вы молодцы, парни
2) Вы лохи, я вот умный все знаю никогда бы миллион не вложил если бы у меня был миллион.
3) А вот бизнес-тренинги вообще зло, я учиться еще с детства не люблю.
Мне кажется, авторы прям не такие комментарии ждут когда это пишут)).
Кстати интересна цель, зачем эта статья была написана?
поделится опытом, попрактиковаться в формулировании мыслей в статью. Возможно немного "разгрузить плечи"
Спасибо автору за такой кейс. Это реальность, которую нужно знать предпринимателю. Хотя начиналось красиво. Поступили верно что закрыли. Убытки нужно пресекать. И советы очень разумные. У Вас все еще будет! Такой опыт бывает один раз (у меня тоже был, правда не в первом а во втором моем проекте). Думаю, что важно иметь экспертность в том сегменте и рынке в котором делаешь проект.
В первом квартале 2019 года только в Петербурге закрылись 53 кафе и ресторана. Так что такие статьи можно каждый день публиковать, но это будет грустно.
в параллельном мире?
Ну правильно тут говорят. Сейчас только шаурма дает твердую надежду на заработок. Но не франшизная. Вы знаете, что "шаурма" это вообще мировая сеть? (Это так шутят шаурмисты).
Ну и работать в ней самому, делать эту шаурму до потери пульса.
В Сабвее был два раза (в Москве у Белорусского и в Астрахани). Оба раза - так и не понял что это такое. Такой бутер с багетиной соберу в магазине рублей за 20-30.
Тренд весьма понятен: меньше доходов у населения - меньше походов по таким местам. На работе уже всё реже куда-либо хожу, предпочитая питаться своим, но дело тут не только в деньгах, сколько в качестве потребляемого продукта.
ЗЫ: тоже была задумка в это вписаться, но нам немного не повезло с местом, точнее мы опоздали и забросили это. Сейчас понимаем, что это была бы не лучшая затея.
Если ты собираешь бутеры по 25 рублей в магазине, и предпочитаешь питаться своим на работе, то ты не ца общепита, и по тебе судить не релевантно. Когда приходит понимание что есть твои клиенты и не твои, вот тогда начинается понимание аудитории и как с ней работать. В Воронеже и правда большинство людей греет обед в микроволновке, а студенты едят "русский аппетит" - те же бутеры но дешевле. Да ниже качеством, но им нужны калории а не бренд.
Прочитал заголовок, подумал что Рома Курочка зашёл на VC
А как ты потерял семь, если вы с партнёрами долги на троих раскидали?
7 млн это чистый убыток? (Как в заголовке)
Или это сумма вложений? (Как в тексте)
"Маленькое отступление: удивительно, но если бы в один момент я проявил твёрдость, то вместо ресторана открыли бы теплицу для выращивания клубники :) "
Говорят, что это показатель проблем в команде, когда один из участников подписывается под общим решением а в случае неудачи вспоминает, что решение это было не его.
Торгуйтесь с арендодателем, делите расходы, ваш ремонт. Это неотделимые улучшения, которые останутся за хозяином помещения, вы заберёте лишь оборудование и съёмные предметы. Адекватный арендодатель понимает это и может включить ремонт в счёт аренды хотя бы частично.
- Практически никогда арендодатель на это не пойдет. Ему то зачем в ваш ремонт вкладываться. Если хорошее помещение, то найдется тот, кто полностью за свои деньги отремонтирует. Это пункт сложный для реализации.
Это правило действует не только в покере, а вообще в жизни. Ошиблись? Бывает. Главное - сделать выводы, чтобы больше не наступить на те же грабли. И направить энергию на новые проекты. С Вашим опытом они получатся гораздо лучше!
Вот это супер вывод, который подходит во всех бизнесах!
Опять статья про мечтателей,лезть туда, где не шаришь вообще - очень странно. Еще тогда было понятно,что сабвей провал и уже далеко не в тренде как и несколько других ресторанов быстрого питания. А кто открыл шаурму,тот молодец и качает бабки до сих пор.
Комментарий недоступен
Статья подтверждает мое убеждение в том, что покупая франшизу, следует сразу брать управляющего с опытом в общепите. Собственник становится слабым звеном своей компании: управляя предприятием без опыта и знаний в общепите. По моему опыту, нанять управляющего нужно еще раньше, чем начинать искать помещение.
А потом был CEO, а теперь Креативный директор это как?! Без опыта уже директор?! ппц...
Общепит – ниша очень непростая с кучей нюансов и подводных камней. Говорю, как повар японской и европейской кухни, который видел это изнутри. Есть даже цитата: «Если вы можете не открывать ресторан, не открывайте ресторан».
Сейчас продвигаем доставку «Пироги №1» вот статья про них https://vc.ru/life/61624-analitik-i-programmist-zapustili-pekarnyu-i-vyveli-ee-na-oborot-58-3-mln-rubley-v-god там тоже у ребят было много трудностей.
Ну, так говорят про многое ). "Не пиши, если можешь не писать", "не иди в художники, если можешь не рисовать" )
Шашлычница!
6 лет назад в Челябинске Сабвей был золотой жилой. Ресторан окупался за несколько месяцев и в не самом топовом месте мог приносить под 1млн чистой прибыли.
Потом постепенно маков открылось больше, зашли бургер-кинг и кфц. Сейчас осталось только несколько сабов в самых проходных местах и в трк.
спасибо, что поделился! желаю тебе удачных решений !
Классная статья! Была похожая история 5 лет назад. Сначала жалел, а потом понял что это реально был ценный урок который помог в дальнейших этапах жизни. Успехов в новом бизнесе!
Классная статья! Очень интересно было прочесть) спасибо!
Александр, спасибо за статью. Ты теперь такой "битый", что десяти "небитых" стоишь. У меня был магазин - не еда (т.е. не скоропорт), в плане денег и времени - 0 и минус 2 года жизни. С тех пор зарекся иметь дело с ТМЦ. Софт, услуги - моё всё сейчас. Из ТМЦ сейчас только сувениры для клиентов))
"также мы ежемесячно должны были оплачивать роялти, а это ещё плюс 8% от выручки"
Нифигашечки у них запросы! Сделал вывод, что "родительская" компания должна стимулировать успех франчайзеров, и "кормиться с прибыли". Должно быть "время на раскрутку", процент с прибыли, а не с оборота.
ИМХО стоит ввести политику модерации - комментарии "хахаха, ну кто ж будет открывать общепит/магазин/мастерскую/курьерскую службу/... под своим брендом/по франшизе/..." принимаются только от тех, у кого есть опыт открытия своего бизнеса.
через год Россия аннексировала Крым (с)
Яснопонятно с тобой
а казалось бы, откуда тут появиться этой теме.
Автор забыл указать, что не только продукты, но и оборудование Сабвей настойчиво рекомендует закупать у проверенных поставщиков с прайсом раза в два выше рыночного
Друзья, бизнес, как и жизнь, это и печальная и радостная история. На мой взгляд, чтение фейлов - бесполезное дело. Главное, что в любом сегменте бизнеса есть классные кейсы устойчивого роста и развития. Осталось лишь повторить успех и не более
На счёт бесполезности сабжа вы ошибаетесь. Ошибочно ориентироваться исключительно на классные и успешные кейсы, ими можно вдохновляться, но повторить - увы и ах. И даже конкретно вы если повторите успех, либо подумаете что повторили - найдутся еще 1000 человек тех, кому это нанесет лишь больший ущерб. Смотреть лишь на успешные кейсы это систематическая ошибка выжившего
Если столько проблем из за Франшизы - почему закрылись, а не перешли в "бургерную"?
Ну и чрезмерное обеление для малого бизнеса зло.
Любое телодвижение стоит денег, времени и сил. Бургерную нужно было раскручивать с нуля и осваивать все технологии дабы выйти на качественный уровень. Сил и денег уже не было.
Все верно. Непонятно, что мешало подумать о последствиях раньше? На что надеялись?
всегда смешат такие комментарии.
Комментарий удален модератором
Итог, как в некоторых прошлых статьях: покупка франшиз не приносит ни чего хорошего, делайте свой бизнес сами
Посмотрите вокруг сколько бизнесов работает по франшизе. Людям, которые спокойно вынимают деньги в конце месяца не о чем написать такую большую статью.
А первый собственный общепит это зачастую закрытие, очень много нюансов, которые человек без опыта не сможет учесть.
В мире, если франшиза не приносит обещанный доход, то на них можно подать в суд, и возместить и затраты и упущенную прибыль. Там жёстко защищают инвестора.
В США законодательно франчайзер не может составлять даже фин модель для своих франчайзи. И тем более никто гарантировать прибыль не будет.
ну тоже не очень справедливо
Бизнес это риск. Если франчайзи будет грубить клиентам и нарушать технологички и к нему люди перестанут ходить, в следствии чего он закроется, нанеся ущерб рипутации головной компании, тоже возместить убыток?
Видел ваши купоны на биглионе в врн, тогда еще подумал что это предсмертные судороги
Кстати, куда пропали сабвеи? Все закрылись? Сначала на их месте появились с таким же ассортиментом glow subs, потом и они пропали
там какая история с франчази была, они взбунтовались, из за стоимости пива что ли, и ушли-открыли свой глоусаб
Пару раз брал там саб. Первый раз ещё норм, а второй попался мне сухой и, похоже, просроченный.
Больше там ни разу не был
мне кажется это проблема ассортимента сабвея - но не любят у нас бутеры.
А потом Мак вколотил послдений гвозь в крышку гроба вашего предприятия.
Надо было что-то открыть попроще, например ход доги.
По краней мере точку можно было сделать меньше и гораздо дешевле, никаких невозвратных инвестиций в ремонт, туалеты и доп. электричество. Можно было сделать хэдлайнер типа "Студенческий" за 39 рублей для трафика, а потом апсейлить чай за 49 при себестоимости 5 рублей.
В любой точке фастфуда есть позиции, которые может даже убыточны, но есть позиции на которых надо зарабтывать, это напитки, картошка, всякие кетчупы, какие-то маффины и т.п. Вам франчайзи об этом рассказывал, где основная маржа и что надо апсейлить?
ага, а в 1960 году франчайзи макдоналдса вводили в меню помимо бургеров жареную кукурузу и продавали пиво.
Что могло выжить в этой локации? Если смотреть из сегодня... Столовая аля ссср? Есть договора франшизы где % в сторону головы не платятся если нет трафика/рекламы? Арендодатель у всех этих точек разный или это один собственник вас так всех засадил? Крутой текст, спасибо.
Александр, спасибо за изложение своего опыта.
Могло вполне получиться мероприятие и сейчас бы Ваша команда была бы очень успешной.
На что я обратил внимание?
1. Недооценка конкурентов. В Воронеже есть сильная ГК "Русский аппетит" и, очевидно, что выходя с похожей концепцией (сэндвичи) надо понимать, что у Вас есть что-то, чего нет у других. Расчет, вероятно, делался на бренд, но тогда второй вопрос - а могли ли конкуренты "его купить" до Вас и почему не покупали?
2. Недостаточное исследование рынка. Много лет назад я трудился в компании, офис который располагался около Сабвея, причем, возможно, что это главная точка в Санкт-Петербурге - одна из первых точно (на Невском проспекте). Я не знал ни одного человека в компании, который бы
там обедал.
3. Неудачный момент. Кризис сказался на покупательской способности, что серьезно ударило по рынку общепита. Однако, почти в это же время (в 2011) открыл пиццерию, которая в итоге превратилась в огромную франшизу. Возможно, если бы открыли сыроварню, то получилось бы, но это не общепит, а гораздо более тяжелое начинание.
Иногда такие моменты помогают "найти себя", у Вас еще все впереди.
Если не придираться, статью считаю очень полезной для начинающих предпринимателей. Здесь описаны моменты, о которых мало кто говорит.
За одного битого двух небитых дают.
А можно попросить скинуть адрес вашей локации в мейл [email protected]
"После того как вы всё точно рассчитали по бизнес-плану, удвойте расходы, а прибыль разделите на три, тогда и получится приблизительно реальная сумма."
- Не забывайте, что вы все платили в долларах. Для обычной же ситуации достаточно построить два плана по выручке: оптимистичный и пессимистичный, а в расходах иметь дополнительную статью "на непредвиденные расходы". Если удвоить и разделить на 3 как вы сказали, любая бизнес-модель будет невыгодной
"Не принимайте поспешных решений, всё тщательно проверяйте, нанимайте спецов или более опытных ребят для досконального изучения помещения, коммуникаций к нему. И никаких обещаний и гарантий на словах от арендодателя, на всё у вас должно быть письменное подтверждение."
- Обычно это делает франчайзер, ведь именно он лучше всех разбирается в своем бизнесе и может проанализировать помещение и должен не позволить вам в него стать если есть проблемы потенциальные.
У нас в Астане ребята открыли 6'inch - тот же самый сабвей + еще конина, но нет свинины. Вроде норм пока. В 2010 году писал в subway рассматривают ли они открытие франшизы в Казахстане, сказали, что считают Казахстан быстро развивающейся страной и следят за ситуацией, но вот уже 2019 год, а франшизы все нет. Хотя тут уже Мак, Кинг, Старбакс, КФС, Хардис, Коста, Доддо. Ждем Тимати с бургерами.
«упала ровно вдвое, до 12 тысяч рублей в месяц»
Наверное опечатка и имелось ввиду «в день»?
да, ошибка, поправил. Спасибо
В Калининграде 2 subway открывали, и пол года не протянули... А вот макдак процветает, уже открыто 3, на подходе открытие второго KFC... Смотрим кто раньше загнется.. Пока все ставки на black star burger, открывшийся совсем недавно...
Интересно написано, но не хватает фото и реальных таблиц расходов/доходов.
Интересно чтобы сейчас сказали про текущие франшизы - начиная от Додо и заканчивая мелкими.
Сообщение удалено
Когда прочитал про АЭС, подумал: «не в Воронеже ли дело было», а потом читаю про Русап со Сдобином и понимаю, что земляки))
Русап и Сдобин - только в Воронеже?
"один из нас всё так же оставался директором компании"
оч любил именно сабваей и искал его, пока не посмотрел кого туда берут и что они делают со старой едой.
—
3 года назад был в Венгрии, очередным вечером слишком долго гуляли и у отеля были уже ночью, а жрать хотелось - зашли в сабвей, там венгерка-студентка сонная сделала такой саб, что в нашем общепите я теперь плачу, когда ем это дерьмо. Там совсем другие овощи, и хлеб не крошится от напичканой в него химии, а мягкий как из печи.
Комментарий удален модератором
Очень поучительная история, конечно повлияло близкое расположение относительно эконом-общепита, открываться надо в местах где вы сможете демпинговать, у сабвэй с этим проблемы, вообще заметил тенденцию по данной франшизе(довольно часто происходит): открытие - закрытие. Цены не те. Ну и с общепитом не все гладко: делаешь фигню - нет развития бренда, делаешь хорошо - нет денег на расширение.
Аминь. Хочется добавить что путь предпринимателя теннис и лишь еденицы бизнеса становятся успешными. Нас тоже погубит 2014 год. И с друзьями мы остались не в лучших отношениях.
Поработав с франшизой, (одна и та же продукция в разных ТЦ), пришел к выводу что никакой из выводов не поможет, если нет хорошего места по нужной цене.
А вот это факап конечно да.
"Стало понятно, что даже если продолжать наращивать выручку — расходы будут расти параллельно и выйти в прибыль не получится. "
Ребята просто плохо рассчитали освещение...
Соррян, это оказывается про теплицы было)
"хотя выручку удалось увеличить до 18 тысяч рублей.... минус нашей компании составлял в среднем 150–250 тысяч рублей в месяц".
Я что-то не понял. Так хорошо в плюс поперло, что аж в минус вышло? Подробнее бы этот период разложить для понимания
Как человек проработавший в маке 5-ть лет ,на управляющей должности скажу. Конкурировать с маком, это как бить бетонную стену голыми руками. Мак может позволить себе рестораны с убытками в миллионы рублей. А так автор все грамотно описал, похожая ситуация у моих друзей. Только они ещё работают.
Долги сколько раздавали по времени?
Проблема, на самом деле, в том, что слишком много в российских городах мест, где человек может быстро и недорого перекусить. Я более аппетитные и качественные бутерброды в самом обычном киоске с пирожными беру. Стоит рядом с домом. Не нужно никуда пилить, ничего искать. Мне это обходится дешевле. Тем, кто продаёт, тоже не нужно никаких процентов за обычный рецепт отплачивать. Да, нет там какого-то крутого названия на вывеске, но обычно товар говорит сам за себя.
Я прочитал , было +- интересно. Но теперь меня мучает вопрос , откуда у 24 летних пацанов, на двоих, 7 мультов? Это в сбере так платили? Или ты кредит взял ?))
"...и практически полезного питания..." - я кажется упустил момент, когда у нас фастфуд стал считаться полезным.
Где он взял 7 млн. руб в свои 24 года, я хз.
Мост Багратион 13.00 будни.
Александр, отличный текст!
Умный, честный и полезный.
Не обращайте внимания на тех, кто брюэжит: эти занимаются чаще всего для поднятия самооценки
12 000 в день при среднем чеке в 200 рублей это 60 человек в день:) ну кажется что точка была выбрана не верно, т.к. с таким трафиком невозможно окупить подобную франшизу. Не в этом ли проблема?) а оо статья все говорит что франшиза не такая) может предприниматель не тот?
Subway заведомо провальная тема. Туда кто-нибудь ходит вообще? Как и "крошка-картошка" например
24 года у человека откуда-то около 2млн на бизнес... (Это если на троих делить +-поровну)
Много тут у кого есть 2кк в 24 года?
"Анексировали Крым" ? Извиняюсь, что не по теме, дальше даже не читал. Побыли вы бы здесь Александр Усталов в Крыму в феврале-марте 14, вы бы не о бизнесе думали, а о том как себя и свою семью защитить. В отличим от некоторых, нашелся один здравомыслящий человек, который подумал о людях, а не о бабках, за что ему спасибо огромное. А то, что вы *********** 7 лямов, ну что сказать, можно прос******ь и больше, образование сейчас не дешевое...
Расскажите как вели бухгалтерию и юридические вопросы решали?
"Фишка Subway — это «собери сэндвич сам», но эмпирическим путём мы выяснили, что большинству людей не хочется лишний раз думать и выбирать, многие начинали тупить при заказе и раздражались."
Это про меня, когда первый раз попал в сабвей, и меня стали расспрашивать, чего положить и чего добавить, меня это взбесило потому что я не знал чего конкретно хочу, я хотел просто еды. Больше в сабвей я не ходил...
Спасибо за интересную историю.
Помню слова моего приятеля-интроверта, когда мы как-то зашли в местный "Сабвэй":
- Не люблю сабвэй. Не понимаю я их конструктор "собери бутер сам".
Так что верно про русского ленивого покупателя.
Нравились ли вам самим бутерброды из Subway?
Нравилась ли эта фишка - собери сэндвич сам?
Создаётся впечатление, что вам было не очень важно на чём зарабатывать.
Вкладывать деньги в различные проекты хорошо, когда есть уже несколько действующих.
А первое дело должно быть таким, чтобы понимать, почему ты этим занимаешься.
Отсюда второй вопрос: сначала вы вдвоём стали за кассу, а через два месяца вы наняли персонал, зарплата и налоги которого у вас забирали большую часть денег, а сами в это время работали в других местах, чтобы покрыть убыток - зачем? Почему было не работать вместо своих нанятых сотрудников? Во-первых, как можно развивать бизнес, если вас не было на месте, и голова была занята другой работой, а во-вторых от нанятых сотрудников всегда можно ожидать воровства и халатного отношения к работе, ведь это не их деньги потихоньку улетали в трубу. Если бы всё изначально было расчитано верно, то вы могли бы ответить, что не для того открыли бизнес, чтобы за прилавком стоять, но речь о том что вы ушли из-за прилавка, чтобы работать где-то далеко от вашего бизнеса. Значит, зарабатывать деньги в другом месте вам было комфортней, чем в собственном кафе. Но при открытии своего дела нужно сначала всё пройти своими руками, и только тогда, когда дело станет на рельсы - нанимать персонал. Все хозяева общепитов, которых я знаю, даже с нанятым персоналом - каждый день на работе, максимум с одним выходным, контролируют всё, что происходит на кухне, на баре и в зале. Это дело, которое их кормит, и они, конечно, присутствуют там. А открыть бизнес, не присутствовать на месте и ждать, что он раскрутится - это странно. Два месяца за кассой - это слишком мало. Так что возможно тут виноват не только мак и другие общепиты, а изначальное искажённое представление об этаком бизнесмене, который не делает ничего своими руками.
Это не к тому, чтобы вас осудить или сказать, что я лучше знаю, как надо, а к тому, чтобы не совсем уж отпугивать народ сложностями ведения бизнеса
И да, расчёты очень слабые, многие цифры не сходятся или не понятны
Похоже, вся статья написана ради фразы "через год Россия аннексировала Крым"