GenerationS

#20вопросов Алексею Леонову, генеральному директору ООО "Энел Икс Рус"🚙

В 2019 году мы проводили акселерационную программу для Enel Group, международной компании, занимающейся производством и распределением электроэнергии и газа. На Демо Дне в Риме лучшие стартапы представили свои решения, среди которых и инновационное покрытие, продлевающее срок жизни солнечных панелей, и робот для контроля трубопроводов, и различные системы видеоаналитики. С некоторыми из стартапов компания сейчас проводит пилотные испытания, по итогам которых будет ясно, масштабируется решение на другие производственные мощности Enel или нет. Кстати, у компании 10 инновационных хабов по всему миру. Впечатляет, правда?

Группа Enel представлена в 32 странах, на 5 континентах, с установленной электрической мощностью порядка 89 ГВт.

Но у компании есть еще одно очень интересное направление, которое связано с электромобилями. Сегодня #20вопросов мы задаем Алексею Леонову, генеральному директору ООО "Энел Икс Рус". Поговорим про зарядные станции, концепцию "умного дома" и востребованность электромобилей в России.

Алексей Леонов 
Генеральный директор ООО "Энел Икс Рус"

Что такое Enel X?

Enel X – глобальная бизнес-линия Группы Enel, которая занимается ускорением внедрения инноваций и стимулированием энергетического перехода. Компания является мировым лидером в секторе передовых энергетических решений, оказывая такие услуги, как управление спросом общим объемом более чем 7,7 ГВт на глобальном уровне и управляя объектами накопления энергии мощностью около 195 МВт, установленными по всему миру. Помимо этого, компания является ведущим оператором в секторе зарядной инфраструктуры для электротранспорта и насчитывает порядка 245 000 точек зарядки электротранспорта по всему миру.

Как представлена Enel X в России?

Дочерней компанией Enel X в России является ООО "Энел Икс Рус". Компания занимается развитием зарядной инфраструктуры для электромобилей и других передовых технологических решений в области энергоэффективности. В рамках направления e-Mobility (зарядная инфраструктура) ООО "Энел Икс Рус" представляет различные типы зарядных станций для электромобилей.

Чем занимается компания?

В России Enel X в первую очередь развивает направление зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Сейчас более 20 публичных зарядных станций Enel X установлены в Москве, Челябинске, Новокузнецке, Красноярске, Горно-Алтайске и на Дальнем Востоке. Зарядная станция, недавно открытая в Териберке, стала самой северной станцией Enel X не только в России, но и в мире.

Кто ваши клиенты?

На текущий момент в планы Enel X не входит операционная деятельность в сфере зарядной инфраструктуры, мы являемся поставщиком решений. Наши клиенты в первую очередь компании, развивающие собственные сети зарядных станций.

А частным лицам продаете?

Компания развивает сеть дистрибьюторов, осуществляющих продажи зарядных станций Enel X. Среди прочего мы также продаем домашние зарядные станции для частных лиц через данных дистрибьюторов. Так, например, для покупателей в России доступна зарядная станция для частного пользования JuiceBox. Для современных электромобилей заряда, полученного за 1 час на данной станции, хватит примерно на 50-100 км пути. Устройство использует общепринятый разъем Type 2 и полностью соответствует международным стандартам. JuiceBox может быть установлена в частном доме или гараже и существенно удобнее в использовании, чем традиционный способ «заряда от розетки».

Расскажите в двух словах, как работает ваша зарядная станция?

Основной функционал наших станций – как частных, так и публичных - схож со станциями других производителей – вставляешь пистолет в электромобиль, активируешь зарядную сессию через RFID карту или мобильное приложение. Дополнительный функционал связан с программным обеспечением для «умной» зарядки, он позволяет динамически изменять подаваемую мощность на станции через облачный сервер в зависимости от потребностей оператора зарядной станции. Это помогает избежать перегрузки электрических сетей, снизить плату за техприсоединение, а также использовать наиболее выгодные тарифы – например, смещая время зарядной сессии на период действия ночного тарифа на электроэнергию.

Электромобили сегодня востребованы?

Если говорить про Россию, среди частных лиц есть две группы владельцев электромобилей. Первая – обеспеченные россияне, желающие присоединиться к мировым трендам. Они покупают себе премиальный электромобиль в качестве второго или третьего в семье, факт экономической целесообразности для них зачастую вторичен. Вторая группа – люди меньшего достатка, которых интересует экономия. Для таких людей покупка нового автомобиля на текущий момент не принесет должного экономического эффекта: разница в покупной стоимости с ДВС-аналогом без субсидий как в Европе пока слишком высока. Однако такие клиенты часто покупают б/у электромобили для передвижения на небольшие расстояния. В таких случаях экономия владения достигается уже сейчас: многие подержанные электромобили, импортируемые из-за рубежа, продаются по привлекательной цене, а замена бензина на электроэнергию позволяет существенно снизить общие затраты на пользование частным транспортом. Кроме того, экономия формируется за счет меньшей стоимости техобслуживания в силу конструкции электромобиля.

В коммерческом сегменте также появляется спрос на легковые автомобили и электрические фургоны: по большей части пока это компании и муниципалитеты, стремящиеся «озеленить» свой бизнес. Есть интерес со стороны такси и каршеринга.

В любом случае, глобальные тренды на понижение стоимости электромобилей уже через 2-3 года могут обеспечить экономически обоснованный спрос как со стороны частных автомобилистов, так и коммерческих автопарков.

В Европе электромобили – не редкость. Почему в России они еще не получили такого широкого распространения?

В России в отличие от Европы нет субсидий для владельцев электромобилей, и пока у нас только в исключительных случаях общая стоимость владения электромобилем может быть сравнима со стоимостью владения автомобилем с ДВС, если мы говорим о новых электромобилях. В России официально продается всего несколько марок электромобилей, но можно приблизительно оценить разницу в цене – до 1,5 млн рублей для среднего класса и до 2 млн рублей для премиум-класса. Эта разница будет снижаться по мере налаживания местного производства, и мы видим объявления о таких планах со стороны ряда производителей, что является очень позитивным признаком.

Могут ли электромобили в России стать не менее популярными, чем автомобили с ДВС?

Сейчас в России ситуация не совсем в пользу новых электромобилей, но, тем не менее, учитывая глобальные тренды на снижение стоимости электромобилей, мы полагаем что через 2-3 года будет достигнут паритет по общей стоимости владения, что приведет к росту привлекательности владения электромобилем.

А как у нас обстоит ситуация с зарядными станциями?

Сейчас в России порядка полутора тысяч публичных зарядных станций, однако количество будет быстро увеличиваться: уже сегодня мы видим, как спрос на оборудование существенно растет.

Какие ваши прогнозы развития зарядных станций в России?

В России мы ожидаем, с одной стороны, развитие сети быстрых зарядок от 150 кВт в рамках государственной программы по развитию электротранспорта, в первую очередь на федеральных трассах, и развитие зарядных станций разного типа внутри городов. Для внутригородской инфраструктуры мы видим растущий интерес к технологиям умной зарядки, позволяющих оптимизировать затраты на присоединение мощности, являющиеся важным фактором для владельцев зарядной инфраструктуры не только в России, но и в мире.

Вы ставите зарядки своего собственного производства?

У нас есть зарядные станции собственного производства и партнерские зарядные станции, которые Enel X адаптирует под свои внутренние требования и требования конкретного рынка. При этом в России «Энел Икс Рус» только продает станции, собственных сетей зарядных станций у нас нет.

А как выбираете, где именно (регионы)?

Так как мы сами не являемся операторами зарядной инфраструктуры, регионы выбирает конечный клиент. Так, например, наши зарядные станции на сетях «РусГидро» стоят на Дальнем Востоке, а на сетях «Россетей» - на Урале и в Сибири.

Есть ли спрос на инновации в данном направлении?

Да, исследования в этой сфере постоянно ведутся. Сейчас в мире для зарядки электротранспорта рассматривается несколько альтернативных технологий, включая замену батареи на новую на определенных точках. Однако технология замены существенно более дорогая и скорее всего останется нишевой для ряда моделей электромобилей, если только не будут значительные субсидии. Приоритетное использование технологии замены батарей - для электробусов в электробусных парках.

Также развиваются технологии, связанные с мобильной зарядкой и зарядкой с интегрированным или внешним накопителем электроэнергии. Пока это тоже сравнительно дорогое удовольствие, однако тренд на понижение стоимости батарей и накопителей, а также использование б/у АКБ электромобилей в накопителях позволяет с оптимизмом смотреть на экономику подобных решений.

А какие решения сейчас в фокусе, на поиске каких технологий вы делаете упор?

В России основное направление – зарядная инфраструктура. В части других решений Enel X мы находимся в режиме «скаутинга».

Умный дом в России – это реально?

Уже несколько лет как это реальность. Умные решения в том числе предлагаются «под ключ» в жилых новостройках

А как Enel X в этом помогает?

На данном этапе решения Enel X по умному дому не предлагаются в России. Европейские решения, включающие в себя также умный обогрев дома, не так востребованы в России, так как большая часть населения живет в многоквартирных домах с централизованным отоплением.

Успех Enel X Rus измеряется в чем?

Как и для любой коммерческой организации, основным ключом к успеху является достижение плановых экономических показателей и финансовой устойчивости. Однако в случае с инновациями мы прекрасно понимаем, что может потребоваться несколько лет до тех пор, пока емкость рынка станет удовлетворительной для того или иного решения. Поэтому на начальном этапе важную роль играет конструктивный диалог с бизнесом и органами исполнительной власти, содействие энергопереходу, внедрению новых технологий. Группа Enel – один из мировых лидеров энергетической трансформации, и часть успеха заключается именно в разумном и взвешенном подходе к развитию новых направлений. Поэтому метрики успеха для Enel X не ограничиваются показателями финансовой отчетности; не менее важным является роль компании в развитии инновационных технологий в регионе в целом, особенно на этапе их становления.

Водить электромобиль и жить в умном доме, разумно потребляя энергию…звучит немного идеалистично, но такое возможно в ближайшие 10 лет, как Вы думаете?

В нашей стране цены на энергоносители и электроэнергию существенно ниже, чем, скажем, в Европе, поэтому оптимальное потребление ресурсов не всегда имеет определяющую роль для успешности того или иного бизнеса. Перекрестное субсидирование также влияет на осознанность потребления ресурсов домохозяйствами. Но ситуация меняется. Россия приняла на себя климатические обязательства, а высокая энергоемкость российской экономики, безусловно, является серьезным вызовом для всех участников процесса энергоперехода в нашей стране. Однако можно полагать, что весомая часть того пути, который предстоит пройти, связана в первую очередь с изменением культуры энергопотребления. Мы видим, что вопрос повышения энергоэффективности часто решается за счет изменения внутренних процессов без необходимости существенных инвестиций, и все больше компаний задумываются об этом и реализуют соответствующие проекты. Подобная оптимизация энергопотребления в совокупности с гибким управлением также позволяет оптимизировать инфраструктурные инвестиции: к примеру, динамическое распределение мощности плюс оптимизация энергопотребления в отдельных случаях позволяет устанавливать зарядные станции без увеличения присоединенной к объекту мощности.

Разумное потребление электроэнергии – только забота бизнеса, или для людей оно тоже актуально?

Культура ответственного и экологичного потребления ресурсов проникает не только в бизнес-сообщество, но и «идет в народ». Уже сегодня часть населения принимает конкретные усилия для того, чтобы разумно потреблять электроэнергию и снижать экологический след. В ближайшие годы этот тренд будет только усиливаться.

0
1 комментарий
Alexander Pavlov

Благодарю, интересно. Не знал, что у нас ведется такая серьезная работа по переходу на "зелень". Хоть я и не приветствую, что страна с избытком дешевого своего углеводорода подписала "зеленый" договор, по которому страна будет закупать аккумуляторы у "запада".

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null