{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Шесть правил хорошего хакатона

Мы в Агентстве инноваций города Москвы организуем масштабные хакатоны уже несколько лет. Перед онлайн-хакатоном Moscow City Hack, который пройдет c 11 по 14 июня, решили поделиться своей экспертизой. В этой статье мы рассказываем, что такое хакатон и каких правил нужно придерживаться, чтобы организовать успешное мероприятие.

Что такое хакатон?

Хакатон — это мероприятие, на котором разные специалисты — разработчики, дата-сайентисты, дизайнеры, маркетологи, продакт-менеджеры — совместно работают в течение нескольких дней, чтобы решить задачу от заказчика: создать новый продукт или улучшить готовый.

Впервые хакатон провели сразу две американские ИТ-компании в 1999 году, и вот уже более двадцати лет мероприятия такого формата успешно решают технологические задачи. Нам кажется, что хакатоны — это динамичный формат, который помогает командам быстро реализовать идеи и прокачать навыки.

У хакатонов есть несколько стандартных этапов:

  • публикация задач от заказчиков;
  • регистрация команд;
  • выполнение задач за ограниченное время;
  • отбор команд для презентации;
  • финальная защита и награждение победителей.

Задачи для участников ставят, как правило, крупные компании, которым нужны новые идеи и решения. В нашем случае к ним прибавляются еще и городские структуры. Так, на хакатоне «‎Лидеры цифровой трансформации»‎ были реальные задачи от Главного контрольного управления, Департамента здравоохранения, Департамента предпринимательства и инновационного развития и других структур.

Хакатоны могут длиться от нескольких часов до нескольких дней. Во время хакатонов, которые длятся 24 часа и более, участники часто остаются на площадке, чтобы не тратить время на дорогу и сон. На онлайн-хакатонах команды работают с такой же интенсивностью, но находятся у себя дома или в коворкинге.

В конце хакатонов обычно проводится серия демонстраций, на которых каждая группа представляет результаты, а жюри выбирает победителя.

Нестандартные хакатоны

На хакатонах бывают не только стандартные задачи, и проводиться они могут в самых необычных локациях. Вот несколько примеров:

  • Comedy Hack Day — гибрид хакатона и открытого микрофона. В нем участвуют комики и разработчики. Вместе они создают странные и забавные сервисы, которые никогда не будут реализованы, а по итогам хакатона победители получают 0$ венчурных инвестиций.
  • Beerhack — пивной хакатон. Одним из его организаторов была швейцарская пивоваренная компания Feldschlösschen, а задания были связаны с производством пива, его транспортировкой и упаковкой. Не обошлось без дегустации: за время мероприятия было выпито 400 кружек пива.
  • Hacktrain — хакатон, который прошел в поезде. Тогда 150 человек решали задачи по улучшению железнодорожной системы Великобритании.
  • Hack Horizon проходил во время перелета из Гонконга в Лондон. Организаторы хотели усовершенствовать опыт путешествий, создав новые решения клиентского сервиса, поэтому решили провести хакатон во время длительного полета.
  • В 2019 году мы провели очередной этап международной программы Urban.Tech Moscow 2019 в московском метро. Это был не полноценный хакатон, а подготовительный идеатон — мероприятие по командообразованию и генерации идей для разработки новых цифровых сервисов и продуктов. Мы решили провести мероприятие в такой локации, потому что московское метро сегодня является одним из лидеров в области цифровой трансформации.
Участники идеатона обсуждают задачи с заказчиком РИА Новости

Какой хакатон будет успешным?

Шведские ученые проанализировали несколько европейских хакатонов, провели интервью с организаторами и участниками и написали статью, в которой обозначили шесть факторов, которые делают такие мероприятия успешными. Наш опыт нескольких масштабных офлайн- и онлайн-хакатонов только подтверждает выводы, описанные в статье. Вот факторы успешного хакатона:

Четко сформулированные задачи. На итоговых презентациях участники представляют не просто слайды с вариантом решения проблемы, а работоспособный прототип либо часть кода/алгоритма. Поэтому в задачах для команд должна быть обозначена проблема, которую участники должны решить, понятные технические задания, готовые датасеты. Это помогает участникам сфокусироваться и предложить эффективное решение. Кроме того, реальные задачи от крупных компаний и города — это возможность не только реализовать свои идеи, но и повлиять на жизни миллионов людей.

Вот несколько примеров проектов, победивших в предыдущих хакатонах:

  • единая база бездомных животных, адаптированная для размещения на сайте mos.ru;
  • сервис поддержки предпринимателей «Легкий старт», который помогает выбрать подходящее место для открытия бизнеса;
  • сервис, который предоставляет персональные рекомендации по организации досуга, основанные на предыдущих посещениях культурных учреждений и мероприятий.

На Moscow City Hack участникам тоже предстоит решить амбициозные задачи:

  • разработать открытую платформу мгновенного обмена сообщениями для SberCloud;
  • разработать iOS/Android-суперприложение для платформы i.moscow — задача от Московского инновационного кластера;
  • разработать сервис рекомендаций по размещению бизнеса и локального продвижения на основе данных о пешеходном трафике для «ЭР-Телеком»;
  • добавить планирование досуговых мероприятий в приложении «Моя Москва» — задача от Департамента информационных технологий города Москвы;
  • разработать модель оценки студентов на основании открытых данных с рекомендацией применения для «Нетологии».

Задачи хакатона Moscow City Hack

Сайт хакатона

Перспективы команд, которые выиграли хакатон. Помимо таких приятных бонусов, как слава, деньги и гранты, командам нужна поддержка после хакатона. Им необходимо общаться с заказчиками и экспертами, получать обратную связь и дорабатывать решение. Так же как 9 из 10 стартапов закрываются в первый год работы, команды без поддержки после мероприятия могут не продвинуться дальше прототипа. Другая опция для тех, кто хочет двигаться по индивидуальной траектории, — попасть в компанию мечты благодаря участию в хакатоне. Компании проводят или спонсируют хакатоны, в том числе чтобы найти талантливых и мотивированных специалистов.

Разнообразие участников. Важно объединять людей с разным бэкграундом, разными навыками и из разных городов. Например, на онлайн-хакатоне «‎Лидеры цифровой трансформации»‎ у нас были участники из 76 регионов России. Это не только программисты, верстальщики, дата-сайентисты, аналитики данных, но и продакт-менеджеры, которые смогут сфокусировать команду. Для разработки важны технические навыки, а для защиты желательно иметь навыки презентации, чтобы убедительно рассказать о проделанной работе на финальной защите.

Поддержка менторов. Важно, чтобы у каждой команды был куратор — человек, который станет связующим звеном между заказчиками и участниками и будет следить, чтобы все были в курсе обновлений. Другой значимый человек для команды — это трекер, который может направить команду в нужное направление, поможет максимально эффективно использовать время, в любое время суток послушает питч и даст обратную связь и просто поддержит, если что-то пойдет не так.

Квалификация членов жюри. Жюри оценивает код, прототип (если он есть), презентацию команд. Поэтому эксперты, входящие в него, должны разбираться в технологиях и понимать перспективы продукта. Тут решение простое: в жюри мы приглашаем экспертов от компаний или департаментов, которые ставили задачи. Это и технические специалисты, которые могут оценить код, и идейные вдохновители, которые будут оценивать потенциал будущего сервиса.

Понятные вводные требования. Условия и ограничения должны быть ясны всем, а если у участников возникает вопрос, они должны знать, к кому обратиться. Чтобы команды детально разобрались в задачах, мы проводим онлайн-митапы, на которых можно задать вопрос заказчику по конкретной задаче, и всегда остаемся на связи.

Из этих факторов и складывается та самая атмосфера хакатона, когдакоманды мотивированы и сфокусировано работают над решением сложных задач в течение нескольких дней.

Подводим итоги хакатона

Зарегистрироваться на онлайн-хакатон Moscow City Hack и побороться за призовой фонд в 3 000 000 рублей можно на сайте

0
1 комментарий
Михаил Кудрявцев

Хорошо, но мало. Вот здесь про хакатоны подробно написано - новая большая статья на VC именно по вопросам организации: https://vc.ru/dev/999557-kak-organizovat-hakaton-organizaciya-i-provedenie-hakatonov

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда