{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Безопасный комплимент — как грамотно начать или перезагрузить отношения с клиентом, сотрудником, руководителем

• Как безопасно сделать комплимент малознакомому человеку?
• Как делать комплименты незаметно для собеседника и окружающих?
• Как приобрести навык быть приятным собеседником?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в том как работает комплимент

Кадр из короткометражного фильма «Подтверждение» (фильм с самым большим количеством комплиментов на минуту видео)

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Самый крутой комплимент я услышал от Николая Непорады. Тогда, 15 лет назад, он занимал позицию HRD в нескольких крупных компаниях, и в тот день слушал мое тщательно подготовленное, но не очень уверенное выступление.

Когда я закончил, он задал какой-то вопрос, и не удовлетворившись ответом, сказал: «Еще неизвестно кто делал эту презентацию...».

Парадоксально, но именно этой фразой я вдохновлялся многие годы. Во мне жила мысль о том, что человек в зале должен услышать от меня или увидеть на слайде что-то настолько революционное, настолько проясняющее его горизонты, что даже нет сил поверить.

Комплимент

Хороший комплимент — тот, который невозможно выделить из потока речи. В одних случаях он подтверждает то, что итак всем известно, в других — подмечает то, что как будто никто не замечает.

Любой человек — что мужчина, что женщина — с большим вниманием относятся к комплиментам и не испытывают пресыщения. Поэтому теоретически комплимент всегда должен приходиться кстати. Но так не происходит.

Наверно каждый на себе испытывал негативную реакцию на комплимент. Возможно поэтому мы делаем их реже, чем люди того заслуживают. И тут проблема не только в том, что кто-то не умеет принимать комплименты.

Комплимент, выделенный в отдельную самостоятельную единицу диалога, меняет диспозицию собеседников. Тот, кто делает комплимент заведомо на это согласен, а второй, возможно, нет. Такие комплименты мы будем называть открытыми.

Так принять открытый комплимент от новичка означает принять и его самого, наделить его определенным статусом. В качестве новичка может быть потенциальный поставщик или подрядчик, кандидат на собеседовании или представитель противоположного пола.

В роли новичка может оказаться даже глава государства. На свой 80-летний юбилей Фаина Раневская прибыла в Кремль для вручения награды, где ее встретил Брежнев:
— Вот идет наша Муля-не-нервируй-меня! — добродушно воскликнул генсек.
— Так ко мне обращаются или мальчишки или дворовая шпана — ответила Фаина Георгиевна.
— Не обижайтесь. — стушевался Леонид Ильич. — Я просто вас очень люблю.

Раневская в этой истории оказалась в более высоком статусе, чем генеральный секретарь. Однако, если бы она приняла комплимент, то было бы наоборот.

Тем не менее, есть способ сделать комплимент, поднять настроение, получить расположение собеседника без изменения диспозиции. Безопасно.

Безопасный комплимент

Формат открытого комплимента — это слишком крупная купюра. «Поцелуй через вуаль», как его называл Виктор Гюго. Купюра крупнее — это уже только признание в любви и верности.

Чтобы комплимент был гарантировано принят, купюра должна быть поменьше. Поэтому собеседники часто начинают разговор с природы, погоды и актуальной моды. В разговоре легче непринужденно подметить важные для человека вещи.

Самый безопасный комплимент — географический:
— Я был в вашем городе. Особенно мне понравился оперный театр/ Дом купца Иванова/ инсталляция «Большая глина №4» (нужное подчеркнуть).
— Погода сегодня прекрасная, и с парковкой повезло. Хороший район. У вас давно тут офис?
— Люблю старую Москву, и дворик такой уютный.

Менее безопасный, но более действенный комплимент — корпоративный:
— Всегда хотел работать в этой сфере.
— Очень классная стратегия — пойти через региональные представительства.
— Кстати я вам хотел сказать... С кем я общался — такие милые люди!

Еще менее безопасный, но мощный — проектный:
— Как вам это удалось?
— Гениальная идея! Вы сами это придумали?
— Если это на вас, то я спокоен.

Также можно делать комплименты через отсылку или цитирование:
— Вы справедливо подметили, что...
— Уверен, вы легко дополните мой ответ.
— Учитывая, что с нами Геннадий Петрович, боюсь звучать неубедительно, но попробую.

По словам Марлен Дитрих, хороший комплимент похож на сэндвич: что-то особенное между двумя повседневностями.

Еще более безопасный комплимент

Все те же форматы можно воспроизвести из Я-позиции. Это на случай, если вам попался совершенный зануда. Я-позиция отличается тем, что автор комплимента на этот раз не знает, а чувствует. Если быть точнее, то что-то чувствует, но почему — не знает.

Например, можно не ссылаться на конкретную достопримечательность, как в случае с оперным театром, а просто сказать, что в этом городе легко дышится. Конечно можно придраться и к городскому воздуху так же как к оперному театру.

Риск всегда остается, но ответственности меньше. Факт того, что больше всего понравился оперный театр — должен иметь хоть какое-то объяснение. А ощущение может быть на 100% субъективным и не требующим обоснования.

Примеры:
— О! Поговорил с вами и голова прошла)
— После вашего прекрасного «доброго утра» у меня весь день складывается
— Как раз думал о вас
— Меня вдохновляют такие проекты
— Приятно оказаться в такой компании

Самый безопасный комплимент

Слово «комплимент» пришло к нам из французского (compliment — приветствие, поздравление). Обычные слова вежливости рассматриваются как обязательный атрибут диалога, однако они могут быть слегка доработаны.

Например, поздороваться можно с легкой улыбкой или в сообщении в качестве смайлика поставить скобку)

Перечислять варианты модификации можно долго, но все их объединяет одно свойство — удлинение. «Добрый день» — лучше, чем «здрасьте»; «Привет, Костя» — лучше, чем просто «Привет»; остановиться и поздороваться лучше, чем поздороваться набегу; написать сообщение и проверить орфографию лучше, чем отправить просто так и т.д.

Уделить человеку время — это очень хороший и абсолютно безопасный комплимент. Во всяком случае воспринимается он именно так.

Спасибо, что нашли время и прочитали статью!)

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях о своем любимом комплименте.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
0
180 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Ма

Костя, отличный, отличный текст! Пока ты есть на VC, я спокоен за будущее площадки )

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо, дорогой!)
Вдохновляюсь твоими комментариями!))

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Владимир Нежный

Когда я закончил, он задал какой-то вопрос, и не удовлетворившись ответом, сказал: «Еще неизвестно кто делал эту презентацию...».

Несколько раз перечитал. Не доходит.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Не тянул я на авторитетного спикера)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Инна Большакова

Перечитайте еше раз😁

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Растяжка сработала )))

Слова имеют разное значение. Комплимент через И — приятные слова (от фр. complimenter — «приветствовать»). Пример: говорить комплименты. Комплемент через Е — дополнение или добавление к чему-то (из лат. complementum — «дополнение»). Пример: комплемент от шеф-повара.

https://orfogrammka.ru/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82/

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

Ого, не знала даже, что "комплЕмент от шефа" пишется через Е)))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Инна Большакова

Ага, тоже обратила на это внимание)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо, поправил. Рука прямо так и тянулась написать через «е»))

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Инна Большакова

У меня так в школе было) учитель не поверила, что сочинение было написано мной. А одноклассница ещё и подтвердила, что где-то читала его😁 было очень обидно

Ответить
Развернуть ветку
Karl

Да, было обидно, но вспомните где сейчас ваша одноклассница и что она из себя представляет , я уверен, что вы летаете гораздо выше)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Брайан Гриффин

Одноклассница завистливая оказалась, и лживая. За то сейчас эта история звучит как комплимент вашим писательским способностям. Про что хоть сочинение было?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Игорь про маркетинг

А у меня всю жизнь так, со школы, и курсовые все считали купленными, и сейчас так с клиентами, если подробно начинаю описывать, значит где-то взял.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вдумчиво о продажах
Автор

С гениями всегда так))
Лучано Паваротти не брали в вакальную школу. Препод сказал, что у него жалюзи лучше скрипят, чем поет этот мальчик))

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Артур Снегов

Чтобы стать приятным собеседником, можно развивать навыки активного слушания, задавать вопросы и проявлять интерес к мнению собеседника. Кроме того, не стоит забывать о невербальной коммуникации - улыбке, контакте глаз и жестах

Ответить
Развернуть ветку
Брайан Гриффин

Считаете, что это возможно делать осознанно и при этом неискренне, идя по какому-то чек-листу? Если надо, но желания особого нет

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Так и есть. Интерес к собеседнику — тоже очень хороший комплимент)

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

Много читаю на vc и не часто попадается настолько качественный материал.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо за комплимент!)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Галина Мельник

Принимать комплименты такой же важный навык, как и говорить их. Особенно, если ситуация неоднозначная, как в примере с Раневской.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Раневская — кладезь)

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Sniper

Некоторые люди воспринимают комплимент, как сарказм и обижаются. И нередко они правы, сарказм и вправду присутствует)). Автору спасибо за очередной интересный пост.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Я верю, что пост интересный и благодарен вам за то, что читаете)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Безопасный комплимент — как грамотно начать или перезагрузить отношения с клиентом, сотрудником, руководителем — Карьера на vc.ru

• Комплименты могут быть незаметными и приятными для собеседника.
• Хороший комплимент должен быть трудно выделить из потока речи и подмечать важные вещи.
• Открытые комплименты могут изменить диспозицию собеседников, что может быть нежелательным.
• Безопасные комплименты включают географические, корпоративные и проектные комплименты, а также комплименты через отсылку или цитирование.
• Я-позиция может использоваться для создания более безопасных комплиментов.
• Обычные слова вежливости могут быть модифицированы для создания более безопасных и приятных комплиментов.
• Уделение времени человеку является безопасным и хорошим комплиментом.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Точно!)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Маша Ларикова

Знаете бывает так, что вроде человек от всей души хотел сделать приятный комплимент, но почему то после него испытываешь испанский стыд)))
Мне кажется некоторым вообще не дано правильно подбирать слова))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Как-то так должно быть:
— Эми! Эми! Эми!
— Входи.
— Мне нужно тебе кое-что сказать... Ух ты! Ты сногсшибательна! Но я не это хотел тебе сказать.

Теория большого взрыва

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Светлана Завацкая

Всегда нужно говорить от души, тогда стыда не будет

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

Главное не подарок, а внимание:)))

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова
Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Вдумчиво о продажах
Автор

Внимание — и есть лучший подарок)

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Сразу вспоминаю видео на эму тему🤣

Ответить
Развернуть ветку
Кот Мизантроп

А зачем делать комплименты для окружающих, если они незаметны? Очень странно

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Помогает наладить личный контакт)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вдумчиво о продажах
Автор

Для настроения, для отношений

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Скорее всего настраивать разговор на позитив, особенно важно, когда работаешь с клиентами.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anastasia

это же Ходжинс из Bones)) думала оттуда кадр

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

А ведь и правда!)
Как тебе «Кости»?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
flash
Напишите в комментариях о своем любимом комплименте.

я не верю комплиментам :(

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Почему?)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
flash
Уделить человеку время — это очень хороший и абсолютно безопасный комплимент. Во всяком случае воспринимается он именно так.

прекрасным будет ещё и выслушать человека, а ещё прекраснее это когда потом тебя тоже взаимно слушают и уделяют внимание, спасибо за статью)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Согласен)

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

Лесть как основной элемент макиавеллизма. :)
Наблюдения, которые сказаны от души, всегда лучше рандомного беспочвенного комплимента.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Где же вы, душевные люди?)))

Ответить
Развернуть ветку
Чех в чешках

Кроме "Привет" — "Привет, Имя", еще можно проявлять ненавязчивую заботу. Например, бронировать заранее стол, не заставлять долго ждать, не торопить и отвечать быстро.

Если ответа дать сейчас возможности нет, то ответить, что отвечу позже, занят, надо подумать. Когда человек видит, что заботятся о его чувствах (не допускают переживать), думают о нем заранее — это самый лучший комплимент, невербальный. Как никак поступки не менее важны.

Еще из важного, смотрите как человек называет себя сам в соц. сетях. Если он называет себя Сашо, а его зовут Александр, то обращайтесь именно как Сашо, не Саша, а Сашо. К человеку нужно обращаться так, как он себя называет. Это невероятно важно для построения коммуникации.

Еще из подсознательного — одежда. Если человек не носит строгие одежды, одевайтесь также. Ходит в спортивном костюме, надевайте что-то легкое. Так будет комфортнее вести диалог.

Еще из важного. Не нужно нарушать личные границы, приобнимать на первой встрече, похлопывать по плечу и прочее. Вообще лучше человека не касаться. Лучше начать с "окликивания" за одежду. Слегка коснулись — "А, знаешь что".

Также не надо пялиться в глаза. Кто-то где-то прочитает, что нужно смотреть в глаза и смотрит не спуская глаз. Это напрягает примерно всех. Это тонкий момент, который приходит с опытом. Нужно знать, когда отводить взгляд. Например, если вы что-то обдумываете, отведите взгляд, пропустите через себя то, что сказал собеседник.

Ну и важно уметь слушать собеседника, не перебивать, не трястись.

Ни в коем случае не поглядывать на часы или сидеть в телефоне (это вообще пиздец).

Как-то так

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Поддерживаю

Ответить
Развернуть ветку
World is a Playground

Про комплименты:
- если вам лижут ж ..пу, задумайтесь, возможно это не комплимент, а смазка

многие примеры в статье похожи на смазку

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Если вам делают комплимент, задумайтесь, вдруг вы это правда заслужили))

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Белла Козлова

очень качественный материал!! спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо, что читаете!)

Ответить
Развернуть ветку
Эмиль Жибаров

Я, кстати, обычно стараюсь делать комплименты, но иногда боюсь, что могу кого-то неправильно понять или обидеть

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

👍

Ответить
Развернуть ветку
ModernSamurai

в унике был курс по деловой коммуникации
на комплименты выделили отдельную пару)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это круто! В мое время об этом не рассказывали)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Крючков

Для того чтобы сделать комплимент малознакомому человеку, важно делать это неброско и ненавязчиво, подмечая те вещи, которые действительно вам пришлись по душе

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да

Ответить
Развернуть ветку
Якимычев Лука

Вы действительно умеете находить подход к людям и делать комплименты так, что они кажутся естественными и искренними. Ваша статья показала, что комплимент - это не только способ сгладить отношения, но и мощный инструмент для их развития

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Нейрокоммент, а приятно))

Ответить
Развернуть ветку
Ариша Логинова

ой
мне так нравится этот актёр с обложки
не могла пройти мимо))))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Еще он снимался в сериале «Кисти»))

Ответить
Развернуть ветку
Елена

приятно читать)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Зверева

Статья — супер, заберу их неё несколько советиков

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Круто! Приятно))

Ответить
Развернуть ветку
Третье Мнение

круто, полезный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо, что читаете!)

Ответить
Развернуть ветку
Лара Логинова

Разве можно негативно отреагировать, когда тебе говорят хорошее?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Конечно нет)) Но иногда бывает)

Ответить
Развернуть ветку
Marq

Пиздабольство короче )))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ночью-то спать надо, а не статьи про комплименты читать))

Ответить
Развернуть ветку
Не трясись

Автор прекрасно накручивает комменты. Пока таких авторов и читателей много, трафик виси на высоте. Отличная работа.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вроде и вы в этом поучаствовали. Или мне надо кому-то из читателей запрещать писать комменты?

Ответить
Развернуть ветку
Алина Анатольевна К.

Вот это я понимаю-КОМПЛИМЕНТ!👌

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

— Гениальная идея! Вы сами это придумали?

Это не комплимент, это сарказм)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Гениальный сарказм! Только о чем? Это с моей стороны не сарказм. Я правда не понял.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
177 комментариев
Раскрывать всегда