Уйти на самозанятость – как организовать свою работу?

www.pixabay.com
www.pixabay.com

Необходимость переходить на удаленную работу сделала еще более актуальным институт самозанятых. Как самозанятому работать c банком, как оформлять доходы и расходы, нужен ли расчетный счет – на эти и другие вопросы ответил председатель правления VestaBank Виктор Жидков.

С 1 января 2020 года возможность стать самозанятым появилась у жителей 23 регионов России, а с 1 июля текущего года эксперимент планируют распространить на всю территорию страны. Зарегистрироваться в качестве самозанятого очень просто – сделать это можно через приложение «Мой налог» или приложения банков-партнеров ФНС, и там же впоследствии сняться с учета. В этой статье мы ответим на наиболее частые вопросы, которые задают начинающие предприниматели.

Зачем становиться самозанятым, что дает этот статус?

Во-первых, официальное оформление позволит вам быть законопослушным гражданином и знать, что вы ничего не должны Налоговой службе. Ставка для самозанятых весьма лояльна – 4% от дохода при работе с физическими лицами и 6% от дохода при работе с юридическими лицами.

Во-вторых, официальное оформление откроет вам доступ к работе с крупными заказчиками, которые проводят все платежи легально. В таких случаях раньше исполнителю нужно было оформлять ИП. Теперь можно просто стать самозанятым, и вам откроется доступ даже к госзакупкам наравне с другим малым бизнесом. Кроме того, работа «по белому» поможет защитить себя при спорах с заказчиком.

В-третьих, официальный статус позволит вам в случае необходимости получить в банке потребительский или ипотечный кредит.

Стать самозанятым можно, только если ваш годовой доход составляет до 2,4 млн руб. При превышении этой суммы, вас снимут с учета в качестве самозанятого. Для продолжения деятельности придется регистрировать ИП. Восстановиться в качестве самозанятого можно будет в следующем календарном году.

Каким образом самозанятый должен отчитываться за свою деятельность? Нужна ли ему касса и бухгалтер?

Как минимум до 2028 года у самозанятых нет никакой отчетности перед государством. Вы сами декларируете свои доходы и платите с них налог. Не требуется ни кассовый аппарат, ни бухгалтер, ни налоговые декларации. Принимать деньги можно на любой расчётный счёт в банке, но лучше завести отдельный счёт для ведения бизнеса.

Оплата налогов максимально проста. Самый быстрый способ заплатить их – с банковской карты, привязав ее к приложению «Мой налог». Это удобно и не заставит вас выходить из дома. Нужно лишь заносить в приложение все ваши доходы и формировать в нем чек для покупателя или клиента. Приложение само рассчитает за вас налог. Оплатить его нужно до 25 числа следующего месяца.

Помимо приложения «Мой налог», которым пользуются самозанятые, на рынке появляются предложения и для юридических лиц, сотрудничающих с самозанятыми. Их задача – максимально облегчить взаимодействие для обеих сторон. По сути, они оформляют сделку за самозанятого и позволяют его заказчику – компании – не беспокоиться об официальности и уплате налогов.

Так, с помощью нашего сервиса компания-заказчик может зарегистрировать самозанятого и вести его счет в банке, контролировать статус самозанятого при оплате, автоматически формировать чеки на платежи по услугам самозанятого, автоматически резервировать налог с платежа и безакцептно проводить его оплату. Подключиться к сервису можно дистанционно, позвонив в банк.

Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет как, например, индивидуальному предпринимателю?

Статус самозанятого этого не требует. Для проведения платежей вы можете пользоваться своей обычной дебетовой картой. Также специально для данной категории граждан некоторые банки могут завести специальную карту, которая связана с приложением «Мой налог» и обладает рядом преимуществ:

- Отсутствие блокировок денежных средств. Банк знает о том, что вы самозанятый и принимаете платежи;

- Карта связана с приложением «Мой налог» и при каждом платеже автоматически формируется чек;

- С этой карты налог списывается автоматически.

Также с данной карты можно совершать покупки в Интернете и переводить средства на иные банковские карты. Есть и другие бонусы. Так, мы начисляем проценты на остаток средств на карте, что дает возможность получать дополнительный доход.

Если у гражданина уже есть ИП, но он хочет стать самозанятым, как это сделать и правильно объяснить банку?

Закрывать ИП в данном случае необязательно. Вы можете подать в налоговую службу уведомление о переходе на налог на профессиональный доход (налог для самозанятых). У вас сохранится расчетный счет и возможность принимать и совершать с него платежи. О своем новом статусе нужно будет обязательно уведомить банк во избежание недопониманий.

Какая пенсия будет у самозанятого?

Для самозанятых граждан предусмотрена только социальная пенсия, поэтому лучше сразу делать дополнительные сбережения. Можно обратиться в негосударственный пенсионный фонд при любом банке и начать откладывать прямо сейчас.

Что нельзя делать, будучи самозанятым?

Даже в отсутствии до 2028 года проверок со стороны государства, самозанятые должны исправно платить налоги. Если вы не заплатили налог со своих доходов, Налоговая служба наложит на вас штраф. К примеру, если вы не предоставили чек за выполненную работу, придется оплатить штраф в размере 20% от суммы платежа клиента, но не менее 1 000 рублей. Или в размере всей суммы платежа, но не менее 5 000 рублей, если нарушение повторилось менее чем через 6 месяцев после первого.

Еще одно ограничение касается сферы деятельности самозанятых. Им запрещено вести торговлю подакцизными товарами (это продукция, имеющая специальную маркировку), заниматься добычей полезных ископаемых, перепродажей товаров и вести посредническую деятельность (по договорам комиссии, поручениям и агентским договорам), за исключением курьерской деятельности, при условии, что используется контрольно-кассовая техника продавца товара.

Помимо этих ограничений, самозанятым разрешено заниматься всеми видами деятельности, для которых обычно открывают ООО или ИП. Однако самозанятые не могут иметь наемных сотрудников (оформленных по трудовому договору). Сотрудничать с кем-либо по договору подряда можно.

Если самозанятый решит прекратить коммерческую деятельности, он может в любой момент отказаться от этого статуса. Достаточно зайти в приложение «Мой налог» и нажать на кнопку «сняться с учёта».

11 показ
1.1K1.1K открытий
2 комментария

Тут все описано достаточно просто, но по факту  самозанятому доступен только личный счет в банке, а это мне, к примеру, не совсем удобно оказалось. Я бы все-таки рекомендовала открывать ИП.

Ответить

По моим наблюдения тарифы плюс минус одинаковые. Я вообще склонна выбирать тот банк, что ближе к дому, груба говоря)

Ответить