Новая норма: какие soft skills будут цениться работодателями в посткарантинном будущем

Чтобы выжить в условиях пандемии, многие бизнесы перепрофилируют свою деятельность, делают ставки на новые услуги и другие сегменты аудитории. Запросы на то, какими качествами должны обладать сотрудники, соответственно, тоже меняются.

Елена Муся, IT HR Account Director в Spice IT, поговорила с нанимающими менеджерами технологических компаний, которые, несмотря на кризис, не остановили подбор, и выяснила, на какие топ-5 личных качеств кандидатов есть запрос уже сейчас.

Иллюстрация: Юлия Попова 
Иллюстрация: Юлия Попова 
  • Адаптивность. Это универсальное качество: оно одинаково важно не только для для ИТ-специалистов всех уровней, — от Junior до Senior, но и для специалистов из других индустрий. Я понимаю под адаптивностью прежде всего гибкость, стрессоустойчивость. Это такое качество, которое помогает найти точки опоры и начать действовать. Такие кандидаты — которые могут действовать в условиях неопределенности, изменчивости и противоречивости — всегда "в цене".
  • Самостоятельность. Всегда, а сейчас особенно, нанимающий менеджер смотрит на самостоятельность кандидата. Способен ли он работать сам? Может ли брать на себя ответственность, самому себе ставить (и выполнять, но об этом позже) задачи, или нуждается в "няньке"? В текущих условиях, когда нет возможности быть 100% времени рядом с сотрудником, выигрывают именно самостоятельные.
  • Скорость реакции в связке с навыками эффективного общения . Сейчас у этих понятий появляются новые коннотации. Под скоростью реакции подразумевают доступность и оперативность, т.е. важно, чтобы человек был постоянно на связи и своевременно реагировал: и в почте, и в Telegram, и Zoom, и где еще только не. Если до кризиса, запрос на такую компетенцию был больше для сейлов и клиентских менеджеров (сервисных людей), то в сейчас это релевантно для всех кандидатов. Быстрота реакции выступает в связке с умением корректно общаться. Когда пропадает невербальное общение, остается только печатный текст и часто так бывает, что человек по ту сторону экрана воспринимает его не безоценочно, а исходя из своего опыта или эмоционального состояния в моменте. Именно поэтому так важно уметь нетоксично, правильно общаться.
  • Нацеленность на результат. Мало кому и в офисе платят за процесс, а уж при удаленной работе, нацеленность на результат – это один из самых главных запросов работодателей. В офисе можно добирать юмором, харизмой, красотой... На удаленке все очень конкретно — ты сделал, или нет — добился, или не добился результата.

В дополнение, чтобы не быть голословными, собрали мнения экспертов и представителей бизнеса.

Трудно поспорить с тем, что прямо сейчас мир стремительно меняется. На рынке труда происходит переоценка ценностей, с которыми необходимо считаться. В приоритете сотрудники, способные быстро сориентироваться в новых реалиях. Работодатели
все чаще обращают внимание на такие soft skills, как гибкость и адаптивность.

Светлана Попова, Руководитель направления Accountancy&Finance, Hays

В условиях изменившейся реальности на первый план выходят такие качества, как: ответственность, самостоятельность, обучаемость, тайм-менеджмент и самоменеджмент, навыки конструктивного диалога, способность действовать в условиях неопределенности.

Для того, чтобы успешно действовать в условиях неопределенности, в первую очередь нужно избавиться от перфекционизма — тратьте меньше времени на поиск идеального решения или сбор всех данных, попытайтесь достигнуть баланса между размышлениями и действиями. Визуализируйте ваши проблемы, стройте блок-схемы и ментальные карты для того, чтобы лучше разобраться в них. Пересмотрите свое отношение к критике и неудачам, учитесь на ошибках, превращайте их в опыт и двигайтесь дальше.

Марина Хомич, HR-директора Viber в Минске

Одно из самых ключевых качеств, которое мы ожидаем от кандидатов — это гибкость в решении разных задач. Для нас важно, чтобы люди, которые приходят в компанию, умели работать в ситуации неопределенности и постоянно меняющихся внутренних и внешних факторов. Это обусловлено быстрым ростом компании, высокой динамикой внутренних изменений и изменений отрасли ритейла в целом.
Сегодняшняя ситуация с пандемией, безусловно, стала определенным челленджем для всех компаний на рынке. Большинство наших магазинов изменили формат работы на дарк-стор, значительно увеличилось количество заказов в интернет-магазине. Многим командам пришлось сменить фокусы и приоритеты в работе. В текущей ситуации, данный подход к набору ключевых компетенций все еще кажется нам максимально верным.

Илья Галкин, Lead IT Recruiter, Леруа Мерлен

Наибольший интерес вызывают профессионалы, которые могут самостоятельно себя организовать. Важными мягкими навыками специалистов становятся дисциплинированность и стрессоустойчивость. В постоянно меняющихся условиях необходимы не просто хорошие исполнители – требуются работники с навыками тайм-менеджмента. Ни в коем случае нельзя впадать в панику и депрессию. Работодатели всегда стараются привлечь в коллектив оптимистично настроенных специалистов. Если человек легко выходит из состояния эмоционального равновесия, он обычно является управляемым и ведомым, а это далеко не всегда нравится.

Светлана Белодед, Руководитель отдела по работе с персоналом QBF

Мы предполагаем, что после снятия карантина многие бизнесы будут адаптировать свои процессы к использованию удаленных команд. Поэтому, уже сейчас проводим опрос среди своих клиентов – а это около 1500 компаний из 20-ти стран. Мы выясняем какие навыки будут востребованы для управления удаленными командами. По промежуточным результатам лидируют: умение организовать и использовать дистанционные коммуникации; умение выявлять зарождающиеся в команде конфликты, основываясь на переписке в чатах + умение разрешать такие конфликты; умение четко формулировать свои мысли в письменных и устных коммуникациях; умение быстро реагировать и принимать самостоятельные решения, а также навыки управления временем, как собственным, так и членов команды.

Павел Шинкаренко, Основатель и директор по развитию, Solar Staff

У меня обратное мнение: софт-скилам уделяется слишком много внимания в ущерб хард-скилам. В итоге часто приходится встречать кандидатов, которые отлично рассказывают, коммуницируют, продают, но при этом профессиональных знаний им не хватает. Мне кажется, сейчас как раз период, когда есть смысл поглубже закопаться в той сфере, до которой долгое время не доходили руки. Ведь и в кризис, и не в кризис — в первую очередь ценится глубина знаний и уникальность компетенций.

Борис Восканов, Deputy Chief Architect, Acronis

Навыки, на которые мы обращаем внимание при поиске кандидатов — это гибкость и адаптивность. Текущие реалии показали, что на них действительно стоит делать ставку. То, как сотрудники адаптируются к любой нестандартной ситуации, будь то новые условия работы, новый спектр задач в текущей роли или новые обязанности – в долгосрочной перспективе эта гибкость (или же ее отсутствие) играет критичную роль для успеха компании в целом.

Вера Наумова, Менеджер по организационному развитию по стране, Coca-Cola HBC Россия

Пандемия, конечно, пройдет, но изменения, которые она принесла с собой, останутся. Поэтому, уже сейчас стоит задуматься о тех качествах, нехватку которых вы четко испытали в условиях карантина. Так или иначе, для удаленных работников в первую очередь важное значение имеют такие навыки, как: самодисциплина, работа на результат, самостоятельность, умение правильно расставлять приоритеты, личный тайм менеджмент, гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям. Для управленцев становится важным и умение управлять удаленной распределенной командой. Текущее время отлично подходит для развития тех навыков, которых вам не хватало. Даже если темп вашей работы не изменился — за счет экономии времени на дороге, у вас все равно высвободилась какая-то толика времени.

Лилия Алеева, Директор по маркетингу, ICL Services

Сначала надо признать, что работодатели не умеют оценивать софт-скиллс на этапе подбора. Никто не умеет. Все слышали про хитрые тесты — наверное, они успешно работают в «большой тройке» консультантов. Но подавляющее большинство работодателей лишь субъективно оценивают впечатление от собеседований, а по-настоящему проверяют уже после найма, — работой. Софт-скилл, который нравится всем: умение взять сложую задачу, организовать ее ритмичное выполнение без дерганья или напоминаний руководителя, дать результат. Это требует не особого склада ума, а знания методологии и небольшого опыта. Если кандидат придумает, как показать такой скилл в процессе отбора, его ценность вырастет.

Юрий Пеков, Директор и сооснователь, Бластима
1818
15 комментариев

когда у нас мнения эйчаров/рекрутеров стали экспертными?

8

думаете, в корпорациях и IT компаниях эйчары бумажную работу делают и никакой ценности для компании не приносят? Или вы работаете в малом бизнесе, где сами директора собеседования проводят или не понимаете необходимость в эскпертности эйчаров.

6

Они собирают данные от менеджеров, какие люди нужны компании

Дело не в экспертности, а озвучивании спроса

3

Скорее бы этот тренд с софт и хард  уже умер. Запарил.

7

А что у вас западает - софт или хард?

1

Отличная статья. Все кратко, четко и по делу!

3

Хорошо, что часть этих важных навыков айтишники теперь могут тренировать с помощью нашего бота https://besmart.space/

2