Как искать работу UI/UX дизайнеру

Привет! Сейчас непростое время, когда многие дизайнеры едут в другие страны и надеятся найти работу там. Некоторые компании не выдерживают экономического давления и вынуждены увольнять людей или закрываться полностью.

Как искать работу UI/UX дизайнеру

Эту заметку я старался написать максимально честно, на базе актуального недавнего международного опыта и тех советов, которые я часто даю лично. Моя цель — помочь дизайнерам, которые ищут работу прямо сейчас.

Самая важная мысль

Поиск работы — это тоже работа. Если у вас уже нет оплачиваемой работы, то тратьте на поиски новой полный рабочий день, пять дней в неделю. Если вы вот вот потеряете работу, то тратьте на поиски хотя бы пару часов каждый рабочий день.

Будьте готовы к тому, что вам нужно будет откликнуться на сотни вакансий, пройти десятки собеседований, несколько раз переписать резюме и переделать портфолио. Скорее всего, сначала ничего не будет получаться, так что пообещайте себе не расстраиваться хотя бы первые сто отказов.

В этой заметке мы поговорим о следующих важных вещах:

  1. Постановка цели
  2. Подготовка резюме
  3. Подготовка портфолио
  4. Отклики на вакансии
  5. Собеседование
  6. Анализ проделанной работы
  7. Часто задаваемые вопросы

🎯 Постановка цели

Бывает так, что нечего есть и негде спать, тогда подойдёт любая работа. Бывает, что есть определенные критерии, какую именно работу вы ищите. Составьте для себя список требований и не отступайте от них, хотя бы первый месяц.

Составить список требований помогут ответы вот на эти вопросы:

  1. В какой стране или в каком городе я хочу найти работу? (Если вы хотите переехать в другую страну, то хорошо бы заранее разобраться в их визовой системе и подготовить все необходимые документы.)
  2. Какая зарплата в этом регионе/стране/городе является средней для дизайнера моего уровня? А какая компенсация будет покрывать все мои потребности там?
  3. Хочу я работать удалённо, в офисе или смешанно?
  4. На какой уровень я рассчитываю? (интерн, джун, синьор, лид, директор)
  5. В какой компании я хочу работать? (Продукт или аутсорс? Стартап или корпорация?Финтех, медтех, телеком, геймдев, екоммерс, гемблинг и т.д.?)
  6. Сколько времени я могу искать работу? Есть ли у меня средства, чтобы искать долго и выбирать?

📄 Подготовка резюме (оно же CV)

Когда вы ответите на вопросы и поставите цель, нужно будет будет подготовить своё резюме. Вот несколько советов, как это сделать.

Пройдитесь по вакансиям разных компаний. Смотрите в разных местах:

  1. Посмотрите просто самые топовые компании вроде эпла, гугла, фейсбука, нетфликса и т.д. Каких дизайнеров они ищут?
  2. Пройдитесь по вакансиям компаний, в которых вы мечтаете работать.
  3. Посмотрите все релевантные вакансиям из стой страны, куда вы хотите уехать. Возможно, там есть какая-то специфика.
  4. И, самое главное — изучите вакансии компаний, на чьи вакансии вы хотите откликаться.

Проанализируйте их и выделить общие черты. Это поможет вам понять, что вообще сейчас актуально на рынке, какие специалисты востребованы в конкретной локации и насколько вы подходите под описание.

Обновить свой линкедын и резюме. Подтяните описания себя, своего опыта и проектов так, чтобы весь ваш опыт был описан на том же языке, что и вакансии, на которые вы откликаетесь. Я имею ввиду терминологию, формулировки, запросы к вам, как к кандидату.

Например, если во многих вакансиях на телеком рынке вы встречаете требование вроде «Experience with 0:1 projects alongside A/B testing, as well as optimization of ongoing 0:1 projects», то так и пишите «Our team created a big telecom 0:1 project. Design of this project is based on deep analytics, A/B tests and iterative optimization».

Ну и, конечно, когда вы видите незнакомые термины, нужно про них почитать. Например, что за 0:1 проджекты такие ☺

💼 Подготовка портфолио

Выбирая между большим количество поверхностных кейсов или одним-двумя расписанными детально — выбирайте один-два детальных кейса.

В начале каждого кейса сделайте вводную и расскажите о компании, о задачах, которые стояли перед командой, сколько времени вы проработали над проектом. Всё это поможет потенциальному работодателю понять контекст.

Описывая свои кейсы, помните, что есть 2 вещи, которые значительно важнее визуального дизайна:

  1. Процесс решения задачи. Не так важно, что у вас получилось в итоге. Важнее то, какие задачи перед вами стояли и как вы пришли к финальному решению. Как выглядел дизайн-процесс целиком, какие исследования проводились, какие методологии и технологии использовались, кто принимал участие, какие гипотезы выдвигались, какие трудности возникали. Всё это стоит описывать, потому что про это будут спрашивать на собеседовании.
  2. Аналитика и метрики. Если предыдущий пункт рассказывает о тот, как вы делали работу, то аналитика и метрики должны доказывать, что ваша задача была решена успешно. Упоминайте инструменты, не скупитесь на цифры. Например: «мы провели интервью 20 человек», «было проделано 5 итераций по улучшению этой фичи», «Мы провели 12 A/B тестов в Optimizely» и т.д.

Не стесняйтесь выдумывать и приукрашать свою работу, это нормально. Можно допридумывать процесс, дорисовывать вайрфреймы, менять флоу внутри продукта, подменять дизайн, украшать результаты аналитики (а иногда и вообще придумывать их). Главное, помните — если сильно заврётесь, то это сразу вычислят.

Рассказывайте не только о том, как всё было хорошо, но и описывайте проблемы и ограничения, с которыми вы столкнулись. Это покажет, что проект действительно жил и просто добавит больше драмы — будет интереснее читать 🙂

Постарайтесь сделать так, чтобы структура кейса была линейной и понятной с первого взгляда. Говорящие заголовки, большие ключевые картинки, абзацы начинающиеся с самого важного. Скорее всего, по каждому кейсу сперва пробегутся глазами, чтобы понять, стоит ли он внимания. Будет круто, если сразу же будет понятно, что стоит 🙂

Пример того, что значит «делать упор на процесс и аналитику»

Представьте, что вы делали мобильное приложение и нарисовали новые картинки для эпп стора и гугл плея. Можно просто красиво показать их и всё. Можно поставить их рядом с предыдущими, чтобы они эффектнее выглядели. А можно добавить текст с примерно вот таким содержанием:

  • Были такие вот маркетинговые скрины, они работали плохо. (показываем)
  • Наша задача — увеличить количество скачиваний приложения благодаря новым скринам.
  • Мы провели анализ конкурентов, поняли, что все они очень одинаковые: спокойные, в тёмных тонах, много текста. Мы выдвинули гипотезу, что пользователю сложно принять решение, потому что у него в голове они все смешиваются в одну кучу.
  • Мы решили сыграть на контрасте и сделать наши новые скрины яркими, чтобы выделяться на фоне конкурентов. Но, при этом важно было сохранить узнаваемость бренда.
  • С командой маркетинга мы проработали тексты, сделать несколько итераций и а/б тестов этих скринов. (тут же их можно показать мелко, а следом скриншот из аналитики гугл плея)
  • Мы остановились вот на этом варианте. Результат: за 2,5 месяца тестов конверсия просмотры-скачивания увеличилась на 32%.

Где лучше всего размещать портфолио?

Хороший вопрос! Самое главное правило — к вашему портфолио должен быть быстрый и понятный доступ, а остальное — не так принципиально.

Хорошие варианты:

  • Behance и Dribbble. Классика жизни 🥰 Сейчас и на дрибле появились полноценные кейсы, так что можете спокойно описывать свою работу там.
  • Персональный сайт. Лично я обожаю персональные сайты и очень уважаю дизайнеров, которые достаточно усидчивые, организованные и целеустремлённые, чтобы сделать свой сайт. Но, тут есть несколько важных моментов. Средний сайт лучше, чем никакой, но никакой сайт лучше, чем плохой и устаревший. А как сделать сайт? Можно написать самому или воспользоваться платформами вроде Webflow, Readymag, Tilda, Squarespace, Semplice, Framer и т.д. Погуглите 😊 Даже Notion подойдёт. Если боитесь, что получится плохо и займёт много времени — пользуйтесь шаблонами, это ок.
  • Пдфка. Очень олдскульный и не мой любимый вариант, но тоже сойдёт. Особенно, когда вам нужно показать какую-то работу, которую нельзя публиковать в интернете, то можно рассказать о ней так. Самый большой минус — не показать анимаций, кликабельных прототипов и всякого такого. Маленькая просьба — постарайтесь, чтобы файл получился небольшого размера и прикрепляйте его к письму.
  • Сопроводительное письмо. Вариант на грани фола. Если вы очень крутой и ооочень занятой дизайнер, если это не вы ищите работу, а вас пытаются схантить, то можно написать письмо с коротким описанием проектов и сделанной работы и ссылками на живые продукты. Но, работает только в том случае, когда проекты говорят сами за себя.

Плохие варианты:

  • Папка с файлами в дропбоксе. Мой самый нелюбимый вариант — это когда дизайнер скидывает ссылку на папку в облаке и рассчитывает, что я буду сам в этом разбираться. Лично я вижу в этом неуважение и просто отклоняю кандидата, вместо того, чтобы разбираться в бесконечных вложенных файлах. В конце концов, дизайн — это про эмпатию и удобство использования 😬
  • Фигма. Часто встречаю такой вариант и тоже не очень его люблю. Я понимаю, что может показаться, что круто показывать работу там, где она делается и типа, сразу и порядок в файлах можно оценить и вот это всё. Но, работает очень плохо — разобраться в этом правда сложно. Целая статья про это есть. Если всё же очень хочется скинуть ссылку на портфолио в фигме, то соберите там презентацию, сделайте кликабельный прототип с переходами и анимациями и кидайте ссылку сразу на презентейшн вью. Так будет хоть какой-то плюс 🙂

🙋Отклики на вакансии

Перед тем, как начать откликаться — напишите сопроводительное письмо. Это может быть стандартная заготовка с коротким рассказом о себе.

Откликаясь на самые интересные вакансии адаптируйте свое письмо под конкретную вакансию. В нём добавьте, почему хотите работать на этой должности и какой релевантный опыт имеете.

Откликаться надо много. Сейчас ситуация на рынке сложная, поэтому готовьтесь к тому, что только в 2-3% случаев вас позовут на собеседование. И, будьте готовы получить больше сотни отказов. Я знаю много таких примеров, но все они закончились хорошей найденной работой.

Создайте и ведите таблицу откликов на вакансии. Заносите туда вообще всё: названия компаний и вакансий, дату отклика и полученного ответа, смысл ответа, результаты интервью. Вам нужно прописывать всю воронку, чтобы понимать, как идут дела и куда вы уже откликались. Поверьте, такая таблица вам очень поможет вести работу более осмысленно.

🤝 Собеседование

Перед собеседованием соберите информацию о компании, продуктах, миссии. Может показаться банальным, но это очень ценно, когда кандидат знает, куда пришел. Не забудьте блеснуть своими знаниями при удобном случае 🙂

Подумайте о том, что будете рассказывать про свой опыт. Выстройте свои проекты в порядке приоритета и подготовить максимально детальный рассказ о них. Их надо рассказывать на собеседованиях и быть готовым отвечать на все вопросы в деталях.

Приготовьтесь отвечать на типичные и базовые вопросы. Например, вот типичная структура моего собеседования.

Записывайте вопросы, которые вам задавали.

Задавайте вопросы сами. Если не знаете, что спрашивать и кажется, что уже всё рассказали, то спросите что-нибудь из этого:

  • Как сейчас выглядит дизайн-процесс в компании?
  • Как сейчас работает аналитика в компании?
  • Какие метрики важны больше всего на этом проекте?
  • Как принимаются большие решения в компании?
  • Какое влияние имеет команда на бизнес всей компании?
  • Какое отношение в компании к дизайну?
  • Можно ли назвать компанию Design driven?
  • Какие есть возможности роста у дизайнера?
  • Как вы думаете, на чем я должен буду сфокусировать в первую очередь?
  • Какие самые большие вызовы будут стоять передо мной и командой?
  • Какие проблемные области есть у команды сейчас?
  • Почему люди чаще всего уходят из компании?
  • Могли бы вы описать вашу корпоративную культуру?

📊 Анализ проделанной работы

После собеседований обязательно выуживайте обратную связь. Можно прям в конце собеседования. «Главный вопрос — что вы думаете по поводу моих ответов вот на этот и на вот этот вопросы» 🙂

Каждые N отказов делайте ревью портфолио, сопроводительного письма и своих ответов на основе фидбеков после отказов. Делайте заметки для предстоящих собеседований.

Всегда помните, что поиск работы — это работа, причем намного более сложная, чем то, что будет после того, как вы её найдёте.

Часто задаваемые вопросы

Почему писать в кейсе не то, как оно было на самом деле — это ок?

Помните самое важное: работодателю всё равно, как всё было на самом деле. Всегда и везде происходит фигня, не бывает идеального процесса, не бывает идеальных проектов. Где-то вместо аналитики существует только авторитарное мнение клиента или менеджера. Где-то разработчики сказали, что встроить эту фичу будет слишком дорого, потому что они не умеют работать с нужной технологией. Где-то вы придумали сногсшибательное решение уже после того, как задача была реализована другим образом. Где-то тупо вышли за бюджет и пропустили дедлайн, поэтому часть проекта сделали на коленке в последний вечер. Всё это всегда и со всеми случается.

Но, когда работодатель смотрит ваши кейсы и задает вопросы на интервью о предыдущем опыте, он спрашивает прежде всего о том, что вы умеете делать и в чем имеете опыт. Он будет строить своё представление о том, как вы будете работать на его проекте исходя из того, что вы расскажете и покажете.

Поэтому, кейсы — это репрезентация того, что вы можете и умеете прямо сейчас, а не того, какими вы были когда-то, когда делали эту работу.

Отсюда также навязывается вывод: если на собеседовании кто-то укажет вам на вашу недоработку, то запишите это и исправь к следующему интервью.

И, частое сомнение, которое возникает при обсуждении этого вопроса: «А что обо мне подумают мои бывшие коллеги, когда увидят, что в своём портфолио я рассказываю не совсем так, как было на самом деле?». Сперва давайте подумаем «а не всё ли вам уже равно, ну?» 🙂

А потом, если у вас было несколько человек в команде, то лучше всего скооперироваться и работать над кейсом сообща. Конечный результат может получиться лучше и потом каждый сможет показывать его на собесах. Всем от этого будет только лучше.

А что делать новичкам?

Да, многие советы действительно подходят дизайнерам с опытом. У стажеров и джуниоров часто нет приличного опыта и портфолио. И, кажется несправедливым, что на работу не берут без опыта, а опыт получить негде. Но, это не так. Вы всегда можете сделать свой опыт себе сами:

  • Проходите курсы. Многие специалисты сличают, что курсы — это пустая трата времени и денег и иногда даже с пренебрежением смотрят на бесконечные потоки выпускников курсов «стань дизайнером за недельку». Но, всё зависит от человека. Хороший курс — это хорошо структурированные знания о профессии, которые будут очень полезны и сэкономят вам годы проб и ошибок. Главное, воспользуйтесь ими с умом.
  • Проходите бесплатные уроки в интернете. И выкладывайте их в портфолио. Это нормально. Да, многие их тоже делали, но не все ими делятся 🙂 И, вы всегда можете вносить в дизайн что-то своё, делая результат более уникальным.
  • Ввязывайтесь в челенджи. Их много в интернете, самый популярный — Daily UI, но вы можете найти другой или придумать свой собственный. Самая главная идея в них — это делать что-то регулярно.
  • Делайте концепты. Придумывайте проект сами для себя, реализуйте все этапы дизайна самостоятельно и выкладывайте в портфолио. Поверьте, это очень круто работает!
  • Делайте проекты для друзей и знакомых. У вас есть тётя стоматолог? Сделайте для неё визитку. А для своего парикмахера персональный сайт на тильде. Делайте дизайн для малого бизнеса за дешево, обычно у них нет завышенных требований к дизайнерам, а вот шишек с ними вы набьёте прилично 🙂
  • Делайте собственные проекты. Придумайте сайт, сервис или приложение, которое хотите сделать. И реализуйте его. Любите Ванпанчмэна — сделайте про него лендинг. Одна джуниор дизайнерка, которую я собеседовал, вместе со своим парнем сделала настоящее приложение про гороскопы, они опубликовали его в сторах и оно даже имело MAU в районе пару сотен человек. Очень круто и вдохновляюще!
  • Выкладывайте результаты тестовых. Вы будете пробоваться на разные вакансии и вам в 99% случаев будут давать тестовые задания. Делайте их и результаты выкладывайте в портфолио. Даже если у вас наберётся там 20 кейсов с тестовыми, то 21-го работодателя это впечатлит.

Да, совсем без опыта вас скорее всего не возьмут. Да, процесс накопления опыта не быстрый и прийдётся постараться. Но, поверьте, с опытом, описанным выше, у вас точно всё получится. Возможно, со сто пятидесятого раза, но получится.

А английский нужен?

Если коротко — да. Если вы ищете работу в России или странах СНГ, то знание английского от вас потребуют с меньшей вероятность. Если где-то в другой стране, то нужен 100%. Это не значит, что вы должны говорить как нейтив или лучше. Совершайте ошибки, путайте времена и слова, всё ок. Главное — это не бояться и донести смысл, как можешь.

Однажды мне сказали «Саша, не бойся. Английский — это не твой родной язык и твоя работа — не переводчик. Ты дизайнер, поэтому делай хорошо дизайн, а говори достаточно так, чтобы человек понял, что ты хочешь донести». И, это правда так.

Но, учите английский, пожалуйста. Это очень полезно.

А можно вообще без портфолио?

В целом, можно всё что угодно. Я сам все свои работы нашел не имея портфолио. И нанял пару дизайнеров без него: увидел хорошее CV и позвал на собеседование, а там оказалось, что это именно те ребята, которые мне нужны. Я видел хороших ребят с портфолио в инстаграме, линкедыне и фейсбуке. Некоторые круто оформляют кейсы в виде статей на медиуме. И я не удивлюсь, если увижу портфолио в гуглотаблицах. Просто, чем лучше оформлено портфолио, тем больше шансов найти работу быстро.

Удачи! 🤗

7070
66 комментариев

Я тут искал дизайнера недавно.

Знаете, что обнаружилось? Что дизайнеры вообще перестали уделять внимание непосредственно дизайну. Зато теперь все тратят время исключительно на персон, cjm и прочую чепуху.

«Алина, 25 лет, домохозяйка. Зашла на сайт по рекламе, нажала кнопку купить и купила». Вот это рокетсаенс, да. Не хотите ли сразу в арт-директора?

Такое ощущение, что всем соискателем подобная работа кажется чем-то недостижимым для других людей. Где-то между машин-лернингом и секвенированием днк. Нет, ребята, с этой поеботой справится любой человек со средним образованием.

Ну и да — полтора огрызка в портфолио, несколько персон, и зп 150+. Удачи в поиске, че.

22
Ответить

Скажите спасибо HR и горе менеджерам/продукт лидам. Они яро наяривают на все эти словечки: дизайн просес, фрейм ворки, тестинги и рисерч, и прочая муть.

17
Ответить

Дельное замечание, на самом деле. Действительно, делать классный визуальный дизайн — это важно. Также, как сделать его консистентным, легким для реализации.

Ткм не менее, возможно, у меня какое-то проф. искажение, но мне кажется, что научить делать визуально привлекательный интерфейс намного проще, чем научить дизайнера думать. Особенно сейчас, когда какая-нибудь фигма и готовые юай киты делают половину работы. Поэтому я всегда прежде всего смотрю на то, умеет ли дизайнер понимать проблему, смотреть на задачу объемно и понимать, какой дизайн сработает, а какой годится только для шота в дрибле.

11
Ответить

Такая жиза. Все бросаются терминами, сами такое ощущение, что не понимая нужно ли это вообще и зачем нужно. Начитаются всякой хрени и давай сыпать, просто ради галочки. И то же самое со стороны HR, просто ищут ключевые слова, будто человек употребляя их реально понимает их суть.

7
Ответить

Не смогли найти дизайнера-аналитика синьора за 10 рублей? И так расстроились, что спецы просят денег...

2
Ответить

Жду того момента когда народ прозреет и скажет «а король-то голый!» и дизайнеры начнут делать дизайн и получать за это нормальные деньги. А так называемые UI/UX уйдут в аналитики и все встанет на свои места)

2
Ответить

а зачем вы давали тестовое дизайнерам, у которых "полтора огрызка в портфолио"...?

Ответить