Человекоцентричность. Как российский бизнес поддерживает сотрудников с первого дня до увольнения с помощью обучения
Карьерный путь — не сказка. Все сотрудники сталкиваются с проблемами на разных этапах, и компания может либо помогать в этом, либо бросать: мол, разбирайся сам. Мы узнали, как российский бизнес стремится быть человекоцентричным — и как у него получается.
Вот два брата-разраба: Эдик и Гена. Оба устроились в крупные компании, только Эдику повезло попасть в человекоцентричную компанию, а Гене — нет. Представим, как пойдёт их карьера, кто станет счастливым и успешным, а кто закончит депрессией в обнимку с акулой из Икеи.
Онбординг
Эдик и Гена покупают капучино на миндальном молоке и расходятся по своим офисам — у них первая встреча с HR. Компании большие и пока совсем непонятно, как в них всё работает.
❌ Безразлично
Ответственные за онбординг дают Гене папку, в которой описаны структура компании, дочерние организации, инвесторы и результаты третьего квартала прошлого года. Ещё на корпоративную почту приходит ссылка на сайт со всеми сотрудниками — от топ-менеджеров до уборщиц — чтобы он лучше узнал всех новых коллег. На этом онбординг заканчивается, и озадаченного Гену проводят к его месту в опен-спейсе.
✅ Человекоцентрично
HR Эдика просит совета у знакомой из крупной компании, в которой уже работают человекоцентрично:
В итоге Эдик быстро осваивается с помощью менторов и понятной системы адаптации, меньше ошибается и вообще чувствует себя хорошо. Гена же тратит время и нервы, чтобы во всём разобраться самому, набить шишки и позлить коллег ошибками, которых можно было избежать.
Что ещё можно сделать
- Онбординг-курс: рассказать об особенностях компании и работы в ней с дружеской подачей
- Бадди или ментор: найти человека из отдела, который поможет новичку адаптироваться
- Книга сотрудника: основная информация о компании и лайфхаки в компактном формате
Рост
Через два года Эдик и Гена решают, что достигли потолка: они становятся лидами, у них появляются свои команды и много ответственности. Куда расти дальше — неясно.
❌ Безразлично
В компании Гены нет понятной карьерной матрицы. Может, какая-то должность повыше появится, а может и нет. Начальник советует пройти курсы по гибким навыкам — для общего развития
✅ Человекоцентрично
Руководство Эдика советуется с опытными коллегами:
Озадаченный и немного несчастный Гена без интереса листает уроки своего курса. А Эдик понимает, что может вырасти до бизнес-партнера, если разберется со стратегическим планированием и управлением изменениями. Воодушевлённый Эдик записывается на нужные курсы.
Что ещё можно сделать
- Серия тренингов: провести 2–3 встречи для отработки важных навыков
- Полезная подборка материалов: отправить записи релевантных митапов, мастер-классов и статей
- Курсы: отправить сотрудника на курсы по развитию хард или софт скиллс
- Мастермайнд: провести встречу с другими сотрудниками на той же позиции для обмена опытом
Смена профиля
Через три года Эдик и Гена вдруг синхронно понимают, что не хотят больше быть разрабами — а хотят быть веб-дизайнерами. Они идут к своим HR-ам, чтобы узнать, можно ли сменить роль внутри компании.
❌ Безразлично
HR говорит, что Гену брали разработчиком, а не дизайнером, так что пусть пишет код и не выпендривается. Не нравится — может идти дизайнером в другую компанию.
✅ Человекоцентрично
HR попросит лида дизайнеров провести Эдику ознакомительную встречу. Тот делится практиками, которые перенял у человекоцентричных компаний.
Гена уныло вздыхает и возвращается к работе, которая ему противна. А Эдик по вечерам занимается веб-дизайном и через пару месяцев его берут стажёром на дизайн-проект.
Что ещё можно сделать
- Стажировка: дать сотруднику возможность попробовать себя в новой специальности и решить, действительно ли он хочет сменить профиль
- Проектная работа: взять сотрудника в проект и на конкретном продукте объяснить, чем занимается отдел, и тут же делегировать простые задачи для понимания
- Курсы: отправить сотрудника на курсы по прокачке навыков, необходимых для специальности
- Q&A-сессия: провести встречу с двумя специалистами из отдела, которые ответят на интересующие вопросы и детально расскажут, чем они занимаются
Выгорание
Много лет на одном месте дают о себе знать: Эдик и Гена сталкиваются с выгоранием. Работа не радует, дни похожи один на другой, и даже любимый миндальный капучино не помогает.
❌ Безразлично
Заканчивается квартал, нужно работать, а не распускать сопли. Гену отчитывают и отправляют работать.
✅ Человекоцентрично
Лид замечает тяжёлое состояние Эдика и советуется с коллегами из человекоцентричных компаний.
Состояние Гены усугубляется, и вместо миндального капучино он всё чаще берёт что-нибудь покрепче. А Эдик скоро восстанавливается и находит в себе новую мотивацию работать дальше.
Что ещё можно сделать
- Внеплановый отпуск: дать сотруднику прийти в себя 2–3 дня
- Психолог: нанять штатного психолога или заключить договор с внешним, чтобы сотрудники в любое время могли поговорить о своих сложностях
- Курсы и тренинги: периодически проводить обучение по поддержанию психического здоровья
- Диагностика: в особенно нагруженные периоды проводить диагностику состояния сотрудников и помогать тем, кто на грани выгорания
Увольнение
Любой сотрудник уходит из компании: на пенсию или в другое место — неважно. Важно то, в каком состоянии человек в последний раз выходит из офиса. Гена и Эдик выходят, потому что их сокращают из-за кризиса.
❌ Безразлично
Гене дают неделю, чтобы забрать вещи из офиса. А что и как он будет делать дальше, когда во всей стране кризис — его проблемы.
✅ Человекоцентрично
В компании Эдика сокращения сопровождают обучением сотрудников — по примеру крупных человекоцентричных компаний.
Уволенный Гена сразу отправляется в кабинет психиатра лечить глубокую депрессию. После работы в такой компании ему придётся долго восстанавливаться перед тем как устраиваться на новое место. А Эдик становится успешным фрилансером, зарабатывает больше, чем в найме и покупает домой кофемашину, чтобы делать миндальное капучино.
Что ещё можно сделать
- Если человек выходит на пенсию — научить управлять своими деньгами, даже если жить только на пенсию
- Если хочет сменить род занятий — дать подборку подходящих курсов или даже подарить один из них
- Если приходится уволить — узнайте, нужны ли где-то такие специалисты, и порекомендуйте своего бывшего сотрудника
Главное о пользе человекоцентричности для компании и её сотрудников
- Проблемы сотрудников на разных этапах можно решать с помощью обучения. Развивая навыки сотрудников, вы повышаете ценность их работы в настоящем и создаёте «подушку безопасности» для будущего.
- Чтобы обучение справлялось, оно должно быть человекоцентричным, то есть опираться на потребности сотрудников и решать их проблемы. Поэтому, например, все наши проекты начинаются с исследований аудитории — чтобы сотрудники хотели пользоваться нашими курсами, платформами и деловыми играми.
- Вкладываясь в поддержку сотрудников, компания вкладывается в себя: счастливые люди лучше работают и советуют крутым специалистам заботливого работодателя. Это формирует сильный HR-бренд и повышает лояльность сотрудников.