{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Мотивация в работе: 5 теорий, которые помогут улучшить эффективность команды

Когда каждый сотрудник заряжен на успех — это win-win ситуация для предпринимателя. Они становятся верными соратниками и наиболее ценным ресурсом бизнеса.

Вопрос мотивации всегда был на повестке дня, но в 20-м веке его начали изучать в науке. Теперь благодаря этим знаниям мы можем уменьшить текучку кадров, повысить продуктивность и создать благоприятную атмосферу в компании.

Меня зовут Александр Стихарев, я основатель сервиса для управления проектами Shtab и сегодня я расскажу о теориях мотивации, которые помогут понять, какие стимулы необходимы, насколько всё зависит от потребностей, и почему одним важен карьерный рост, а другим — деньги.

Иерархия потребностей — фундамент мотивации

Знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу, чьи работы все мы изучали ещё на школьной скамье, в 30-х годах прошлого столетия начал изучать аспекты человеческого поведения.

Маслоу утверждал, что главной потребностью, толкающей человека к раскрытию своих способностей и талантов, является стремление к самореализации.

В 1943 году Маслоу впервые представил свою «Теорию человеческой мотивации», в рамках которой выделил пять уровней потребностей. Вы, наверняка, слышали о «пирамиде Маслоу», поэтому давайте взглянем на её применение в рабочей среде:

  • Основные физиологические потребности – чтобы зарплата покрывала расходы на питание, одежду, жильё и здоровье. Также необходим комфортный офис с чистым воздухом, теплом и светом. Если у вас протекают потолки, будьте уверены — никакие мотивационные речи не взбодрят команду;
  • Потребность в безопасности – это гарантия безопасных условий труда, стабильность на работе, которая даёт уверенность в завтрашнем дне. Сюда можно отнести и безопасность в прямом смысле — вряд ли кто захочет работать в офисе, находящемся в криминальном районе города — и, например, официальное трудоустройство, дающее специалисту определённые гарантии;
  • Социальные потребности достигаются благодаря гармоничной атмосфере в коллективе, налаженной коммуникации, отличных взаимоотношений с начальством. В команде появился токсик? Настроение всех может опуститься ниже плинтуса;
  • Потребности в уважении связаны с признанием достижений, доверием и статусом сотрудника. Не забывайте отмечать вклад специалистов – это всегда мотивирует;
  • Потребности в самореализации удовлетворяются через обучение, карьерный рост, выполнение сложных и творческих задач, а также участие в принятии решений. Например, я всегда готов помочь своим специалистам с оплатой курсов, которые помогут им прокачать скиллы.

На вершине иерархии потребностей в более детализированной классификации добавляются познавательные потребности (желание знать, уметь, исследовать) и эстетические потребности (стремление к гармонии, порядку и красоте).

В бизнесе эта схема кажется простой.

Каждая неудовлетворённая потребность выступает стимулом, так как вознаграждение за труд позволяет удовлетворить её. Потребности исполняются снизу вверх, а самореализация никогда не может быть достигнута на 100% – возможности, потребности и желания человека постоянно растут.

Теория Маслоу, однако, не является единственной и идеальной: удовлетворённость сложно измерить, порядок в иерархии может быть индивидуальным, а некоторые потребности продолжают оставаться мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены.

Различия между мотивацией для роста и мотивацией не менять работу

Иерархия потребностей является одной из первых содержательных теорий мотивации, которые изучают содержание того, что побуждает людей менять своё поведение. Но кроме неё существуют и другие интересные теории.

Одна из них – это двухфакторная теория Фредерика Герцберга, которая близка к бизнесу, поскольку автор проводил опросы в коммерческой среде: среди инженеров и бухгалтеров.

Согласно этой теории, потребности вызывают сразу два процесса: обретение удовлетворения и нарастание неудовлетворения. На каждый процесс приходится своя группа факторов:

  • Факторы, мотивирующие к работе (внутренние, они же мотиваторы) – достижения, признание заслуг, ответственность и карьерный рост. Благодаря им сотрудники выкладываются и достигают целей;
  • Факторы, удерживающие на работе (внешние, они же гигиенические) – условия труда, зарплата, взаимоотношения с коллегами и руководством. Их наличие не обязательно мотивирует работать хорошо, но их отсутствие может привести к желанию сменить работу.

Если сотрудники прошли стадию неудовлетворённости, менеджеры ищут способы мотивировать их с помощью факторов роста.

А чтобы ещё больше увеличить удовлетворённость работников, сам Герцберг предлагал «обогащать труд». Например, вовлекать сотрудников в принятие решений, давать гибкий график, ротировать их и даже ставить специальную музыку для работы (до того, как лоу-фай стал мейнстримом).

Но есть и слабые стороны этой теории.

Для разных людей одни и те же факторы могут быть мотивирующими или демотивирующими. Например, не всем хочется больше ответственности (неожиданно, правда?).

Кроме того, нет жёсткой зависимости между удовлетворённостью от работы и увеличением трудовых усилий или ростом производительности труда. Иногда довольный сотрудник – просто довольный сотрудник. Это необязательно гарантирует повышение производительности его труда.

Иногда конкуренция и личные цели могут быть отличными мотиваторами

Многие считают, что мотивация сотрудников основана только на врождённых потребностях. Однако, Дэвид МакКлелланд, автор теории приобретённых потребностей, утверждает обратное. Он считает, что некоторые потребности формируются под влиянием жизненного опыта, обучения и внешних обстоятельств.

Например, желание обойти талантливого коллегу или превзойти успехи крупной компании может также стать мотивацией.

В рамках своей теории, МакКлелланд выделяет три типа потребностей:

  • в достижении;
  • в присоединении (хорошее общение со всеми);
  • во власти (способность управлять людьми).

На практике это работает ещё интереснее.

Менеджеры стараются развивать у сотрудников не только удовлетворение их потребностей, но и развитие их доминирующих потребностей. Таким образом, сотрудники разделяются на три группы: самые эффективные работники, лучшие коммуникаторы и сильные руководители.

Важно не только, что становится стимулом для мотивации, но и как человек выбирает модель поведения, которая приведёт к желаемому результату. Факторы, которые влияют на это, объясняются процессуальными теориями мотивации.

В 1963 году Стейси Адамс провёл исследование мотивации в General Electric и сформулировал теорию справедливости: сотрудники хотят достичь баланса между тем, сколько они вкладывают в свой труд и сколько за это получают, а мерилом является опыт других людей.

Адамс вводит следующие понятия:

  • Входы – усилия, которые сотрудник прилагает к работе: образование, стаж, качества, лояльность;
  • Выходы – вознаграждение, которое сотрудник получает за свой труд: деньги, карьерный рост, признание, привилегии, условия труда;
  • Референты – люди, находящиеся в схожем положении, с которыми мы сравниваем полученный результат.

Практика показывает, что если сотрудник получает от своей работы меньше, чем его коллеги, он может стать демотивированным. Он может работать хуже, испытывать психологическое напряжение и даже рассматривать возможность смены места работы.

В такой ситуации менеджеры помогают сотрудникам объективно оценить все за и против, обращая внимание на преимущества их работы. Если же несправедливость действительно существует, то менеджеры обращаются к руководству, чтобы найти решение проблемы.

Нельзя забывать о том, что у сотрудников может быть разное субъективное представление о справедливости.

Кроме того, не всегда возможно оценить каждый параметр по единой системе,. Например, насколько важен удобный офис в центре города по сравнению с другими параметрами.

Мотивация сотрудников может быть достигнута не только за счёт удовлетворения их потребностей, но и благодаря ожиданиям, считает Виктор Врум. Его теория устанавливает связь между ожиданиями, усилиями и конечной целью, что работает на двух уровнях: когда труд приносит результат и когда результат приводит к вознаграждению.

Вознаграждение имеет разную ценность для каждого человека, и в негативном кейсе премии без чёткой связи с результатом работы могут вызвать недовольство сотрудников.

Однако, конкуренция за вознаграждение не должна становиться самоцелью, так как это может навредить рабочему процессу.

Модель Портера-Лоулера объединила идеи теорий ожиданий и справедливости, но в менеджменте есть ещё много интересных исследований, которые помогают мотивировать сотрудников. Например, концепция партисипативного управления, теория подкрепления, теории Мак Грегора и Оучи.

Однако, нужно помнить, что каждый специалист индивидуален, а команды имеют свои особенности. Поэтому наиболее эффективный подход в управлении командой – это комбинация различных методов и их адаптация к ситуации.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Маргарита Соколенко

Теория МакКлелланда откликается. Если эти потребности не удовлетворяются, то работаться будет как на картинке

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ковалев

Лучшая мотивация – это когда и проект интересный, и финансово подкрепляется на соответствующем уровне (понятно, что у каждого он свой, но тем не менее)

Ответить
Развернуть ветку
Странный Игрок

Если таких «интересных» проектов очень много и все горят, то в какой то момент никакая финансовая мотивация не спасет)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ковалев

согласен, должна быть гармония, всех денег не заработаешь, все идеи не реализуешь)

Ответить
Развернуть ветку
Artur Galimsky

Вы хоть читали оригинальные труды Маслоу? Вода на воде, а большинство людей просто повторяют концепты из этой книги по статьям в интернете, не вдаваясь в детали. Сама концепция мотивации полезна скорее для карательной психиатрии, а значит и для современной корпоративной культуры. Да и в принципе является крайней абстракцией (как и все прочие "мотиваторы") над единственным оригинальным мотивом - стремлением к превосходству, который замечательно описан у Альфреда Адлера. Хотя и у этого автора хватает глупостей.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Тимерханов

Ждём революционный труд Артура Галимского

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Зверев

Любимка Тони Роббинс

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Алекперов

И решила кроха
Буду
делать хорошо,
и не буду
- плохо

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бондаренко

Чувак кайфует от себя, вещает чухню, что трава зелёная. Красавчик

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пономарев

Поддержка очень важна, для повышения эффективности, повышение знаний тоже должны помочь

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда