{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

История премии «PR-специалист года» PROBA Awards и списки победителей по годам

Краткий обзор главных фактов о PROBA Awards и того, что выделяет эту премию среди российских PR-наград.

Месяц назад я победила в номинации «Специалист года» премии PROBA Awards как проектный директор digital-агентства «Интериум». После награждения коллеги прислали много вопросов: почему об этой премии все говорят и что в ней особенного. Поэтому решила написать этот пост и дополнить его таблицей победителей PROBA за 23 года. (Собрано вручную через интернет-архивы и гугл-хакинг (!): готового списка не нашла, т. к. старый сайт премии закрылся.) А еще поговорила с основателем премии Андреем Баранниковым.

Почему PROBA Awards важна

В России десятки PR-премий, выдаваемых проектам и компаниям, — но всего единицы таких, которые получают конкретные специалисты. Самые престижные — это PROBA Awards (номинация «Специалист года») и «Серебряный лучник» (номинация «Мастер»).

Высоко котируется также премия «Топ-1000 лучших менеджеров» в номинации «PR-менеджер», присуждаемая Ассоциацией менеджеров (АМ) совместно с «Коммерсантом» — но она не отраслевая и выдается бизнесу: агентства и специалисты не-executive ранга в отборе не участвуют.

Также есть номинации для специалистов в премиях RuPoR (входит в систему «Серебряного лучника»), InterComm (для директоров по внутренним коммуникациям), Impact Award (для женщин-лидеров в коммуникациях), «Медиаменеджер» (там вся премия состоит из личных наград, но это другой формат).

Сегодня о Пробе :)

История премии

Премия «Prоба» была впервые присуждена в декабре 2000 года, причем в номинациях с первого дня были «PR-менеджер» и «PR-персона года». Последнюю выдавали не пиарщикам, а политикам и деятелям культуры (первым лауреатом стал директор Эрмитажа Пиотровский). Победителям тогда вручали особые перстни с квадратной печаткой и вензелем.

PROBA — «СПб-центричная» премия: она учреждена в Петербурге и вручается там же в сентябре на международном форуме «Baltic Weekend», крупнейшем в Европе мероприятии такого рода. Организатор премии — агентство «SPN Communications», основанное в 1990 году и входящее во все отраслевые ассоциации.

Proba Awards — социальная ответственность, которую мы несем перед индустрией.

В начале 2000 годов не так много крупных премий в сфере коммуникационных услуг существовало на рынке. Нам вместе с Аллой Юрьевной Маниловой и Мариной Анатольевной Шишкиной показалось необходимым создать премию, чтобы награждать лучших из лучших и вывести в число известнейших и международных премий России. Вроде бы, у нас получилось.

Первое время финансирование происходило за счет коммуникационного агентства SPN Communications. В последующие годы мы смогли привлечь спонсоров и партнеров премии — за что им отдельная благодарность. Сейчас же премия самоокупаемая и существует за счет спонсорских взносов

основатель премии Андрей Баранников

Сегодня PROBA наряду с «золотой ветвью» Каннского фестиваля, премиями Gold Quill Awards и SABRE Awards входит в Национальный рейтинг коммуникационных компаний с высшей градацией (класс А).

В апреле 2004 года организаторы премии (тогда уже «PRoba») подписали соглашение с IPRA — Международной ассоциацией по PR, главной мировой организацией в своем роде. IPRA проводит серию международных премий IPRA GWA (Golden World Awards): участники национальных конкурсов под местными названиями, входящих во «франшизу», автоматически попадают в списки для глобальных номинаций.

Тогда, в 2004 году, соглашение с премией «Проба» было для IPRA первым зарубежным опытом партнерства. Победители 2004 года стали лауреатами уже в российско-международных номинациях PRoba IPRA GWA. В таком режиме премия работала до апреля 2017 года, когда партнерство с IPRA перешло к конкурсу «Eventiada», который проводит «Орта».

Но сразу после, уже в сентябре того же 2017 года, PROBA подписала соглашение с ICCO — International Communications Consultancy Organization, Международной организацией консультантов в области связей с общественностью, объединяющей топовые агентства и PR-холдинги мира, которую в России представляла Ассоциация АКОС. И вновь, как и в случае с IPRA, PROBA тогда стала единственным в мире международным партнером ICCO (позднее партнерство перейдет к другой российской премии, «Серебряный лучник»). Главные пиарщики и консультанты мира вошли в жюри, приняли участие в отборе проектов и составлении критериев. А все номинанты «PROBA» автоматически становились участниками международного отбора ICCO, проходящего в Лондоне.

Среди партнеров PROBA главные компании и СМИ страны от «МТС», ТАСС, «Сноба» и «РИА Новости» до всех отраслевых ассоциаций: АКОС, РАСО, АКАР, АМ, ARDA, РАОС, АКМР, Repa, SPIB и Small Agencies Hub.

Как победить в PROBA

Прием заявок обычно начинается в январе, причем можно подаваться в несколько номинаций сразу; важное условие — чтобы представленные проекты были выполнены с 1 сентября до 1 июня года подачи.

Подать заявку может любой желающий: сначала проходит оценка анкет, затем зум-рассмотрение заявок и для трех финалистов — защита на Baltic Weekend.

Долгое время „Специалист года“ был самой проблемной из всех номинаций. Оказалось, что пиарщики готовы рассказывать о проектных кейсах, но никак не о своих заслугах. Найти специалистов, которые были бы готовы себя презентовать, было очень сложно: в 2008 году проблема достигла пика и номинация даже не была включена в премию!

Приятно осознавать, что мы смогли внести свой вклад в развитие ситуации. За последние 10 лет видим, что пиар-специалисты уже не бояться презентовать себя и соревноваться за звание „Специалиста года“.

Как рассказывает Андрей Баранников, в первые годы был дефицит пиарщиков.

Вплоть до 18 августа заявки принимались непрерывно, с 20 августа начались оценка и ранжирование работ в шорт-листы. Награждение прошло 21 сентября на Baltic Weekend.

Номинацию «Специалист года» оценивают по 5-балльной шкале по критериям:

  • Вклад в развитие отрасли
  • Общественное признание успеха
  • PR-KPI специалиста.

В 2022 году из-за невиданного притока заявок организаторам даже пришлось усовершенствовать систему оценивания, введя 100-балльную систему и разделив жюри на 4 экспертные группы. Каждый из членов жюри в течение 14 дней знакомился с участниками всех номинаций и в индивидуальном порядке задавал им вопросы (так формировался лонг-лист).

В номинации «Специалист года», как уже сказано, еще в 2018 году была введена очная «защита» финалистов: претендентам на премию из шорт-листа теперь приходится «защищать» свое право на награду перед экспертным советом (в 2023 году в нем было 35 человек). На защите нас, финалистов, ждали:

1) 2 минуты на самопрезентацию;

2) Профильные вопросы от основателя Андрея Баранникова;

3) Кросс-вопросы друг другу.

Список пиарщиков — победителей PROBA-IPRA GWA с 2000 по 2023 годы

В перечне есть не только лауреаты, но и участники шорт-листов (финалисты). В истории номинации пока не было людей, выигравших ее дважды, — а вот в шорт-лист два и более раза пока входили 8 человек.

  • 2000 — Пресс-секретарь пивоваренной компании «Балтика» Людмила Фомичева за проведение 10-летнего юбилея холдинга и кампанию против повышения пивных акцизов. Другие финалисты — консультант агентства «PR Service Group» Дмитрий Комендантов и начальник отдела PR и рекламы компании «LANCK» Мария Суслова.

  • 2001 — Советник председателя правления Газпромбанка Лия Лучникова, создавшая в банке полноценную PR-службу. Другие финалисты — основатель PR-центра «Императив» Александр Ольшевский и заместитель генерального директора «Эго-Холдинга» Александр Родштейн.

  • 2002 — Заместитель директора Красноярского регионального информационного центра Министерства РФ по атомной энергии, региональный представитель журнала «Советник» Александр Федотовских.

  • 2003 — Начальник отдела по связям с общественностью, позднее помощник регионального директора «Ленсвязи» Галина Шабанова. Другие финалисты — помощник генерального директора ОАО «ЛОМО» Лазарь Залманов и Валерий Прихода из Офиса туризма Великого Новгорода.

  • 2004 — Пиар-менеджер пивоваренного завода «Вена» Татьяна Антончик в т. ч. за организацию корпоративного журнала «Новости ВЕНЫ» и PR-акцию «Триумфу быть!». Другие финалисты — глава пиар-службы информагентства «Финмаркет» Илья Шабшин и глава службы по связям с общественностью «Ленэнерго» Лариса Семенова.

  • 2005 — Директор по развитию и маркетингу «Американской Медицинской Клиники» Анна Романова-Черниговская. Другие финалисты — руководитель отдела по связям с общественностью «Газпром-Медиа» Дарья Литвина и руководитель направления по связям с общественностью полиграфического комплекса «Пушкинская площадь» Дмитрий Журавлев.
  • 2006 — Директор по связям с общественностью «LG Electronics RUS» Татьяна Шахнес. Другие финалисты — упомянутый выше Дмитрий Журавлев и директор по связям с общественностью «Строймонтажа» Дмитрий Боголюбов.

  • 2007 — Заместитель директора по корпоративным связям и информации «Балтики» Алексей Кедрин. Другие финалисты — глава направления по связям с общественностью Electrolux в России, Украине и Казахстане Фатима Газанова и главный специалист по связям со СМИ и общественностью Белорусского Общества Красного Креста Ирина Каранчук.

  • В 2008 году номинация «PR-специалист года» PROBA IPRA GWA не состоялась из-за дефицита заявок.

  • 2009 — Глава департамента по связям с общественностью «Росгосстраха» Андрей Бирюков. Другие финалисты — руководитель глобального департамента корпоративных отношений и маркетинга ВТБ Ольга Подойницына и управляющий партнер «iMARS» Елена Грозная.

  • 2010 — Глава департамента внешних связей и коммуникаций «Кока-Колы» Анна Козловская. Другие финалисты — пиар-менеджеры ГУК «Жилфонд» Оксана Кольк и Николай Шиянов.
  • 2011 — Директор по коммуникациям «Sanofi» Татьяна Галкова. Другие финалисты — менеджер по связям с общественностью российской «Киа» Галина Фомина и пресс-секретарь «Городского центра экспертиз» Анастасия Савельева.

  • 2012 — Глава управления по информации и общественным связям Санкт-Петербурга Елена Тимошенко. Другие финалисты — заместитель директора по связям с общественностью Саратовского академического театра оперы и балета Николай Шиянов и советник по коммуникациям «Селигдара» Надежда Асламова.

  • 2013 — Директор управления коммуникаций и протокола «Евроцемента» Ирина Кирезова. Другие финалисты — начальник отдела по связям с общественностью МАИ Александр Шемяков, начальник управления по связям с общественностью и коммуникациям ОАО «ТрансКредит Банк» Иван Байлюк и заместитель директора департамента по рекламе и PR ГК «СУ-155» Олег Полетаев.

  • 2014 — Заместитель директора департамента по рекламе и PR ГК «СУ-155» Олег Полетаев. Другие финалисты — руководитель отдела по связям с общественностью компании «Вертекс» Мария Милкина, глава POPEOPLE Communications Agency Дарья Тинбуш, советник по связям с общественностью СПбГУ Евгения Синепол и проректор по стратегическому развитию МАИ Александр Шемяков.
  • 2015 — Руководитель службы по связям с общественностью Российской венчурной компании Юлия Ульянова. Другие финалисты — руководитель департамента «Почты России» Ирина Кирезова и директор практики бренд-коммуникаций в «Михайлов и партнеры» Юлия Эмм.

  • 2016 — Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. Другие финалисты — пресс-секретарь Северо-западного филиала «Мегафона» Кермен Манджиева, пресс-секретарь Департамента транспорта Москвы Алена Еремина, директор по связям с общественностью фонда «Система» Иван Никольский и директор по маркетингу «Бургер Кинга» Иван Шестов.

  • 2017 — Руководитель пресс-службы «Лето-Банка» (позднее — «Почта Банка») Ольга Очеретина. Другой финалист — пресс-секретарь Северо-западного филиала «Мегафона» Кермен Манджиева.

• 2018 — Директор по корпоративным коммуникациям «INVITRO» Антон Буланов. Другие финалисты — руководитель Коммуникационной группы «MediaLine» Лариса Рудакова, заместитель гендиректора «Комсомольской правды» Роман Карманов и директор Департамента корпоративного маркетинга «BIOCAD» Ирина Кенюхова.

• 2019 — Вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России Ирина Бахтина. Другие финалисты — пресс-секретарь холдинга «СТС Медиа» Игорь Иванов, директор по коммуникациям «Цифровой экономики» Олег Полетаев и Brand and External Communication Leader в «Ernst Young Россия» Анастасия Хутко.

• 2020 — Управляющий по связям с общественностью IQOS («Филип Моррис Россия») Екатерина Волгина. Другие финалисты — PR-Директор «Учи.ру» Анна Мянник, сооснователь студии «PUSH-PUSH» Александр Сафронов и вице-президент по развитию КРОС Ксения Трифонова.

• 2021 — Директор по внешним связям и коммуникациям «Кока-Колы» Ирина Архипова. Другие финалисты — пресс-секретарь QIWI Group Анастасия Журавлева, директор департамента маркетинга и коммуникаций Сбера Владислав Крейнин, основатель Vinci Agency Мария Лапук и руководитель пресс-службы медиагруппы «Россия Сегодня» Анна Старкова.

• 2022 — руководитель пресс-службы медиагруппы «Россия Сегодня» Анна Старкова. Другие финалисты — руководитель отдела маркетинга и PR «Rambler&Co» Виктория Джигкаева, председатель правления ФРОС «Region PR» Геннадий Шаталов, основатель Vinci Agency Мария Лапук и руководитель пресс-службы «Почта Банка» Ольга Очеретина.

• 2023 — Проектный директор digital-агентства «Интериум» Айта Лузгина. Другие финалисты — основатель Vinci Agency Мария Лапук и руководитель корпоративных коммуникаций в России и странах развивающихся рынков «Лаборатории Касперского» Михаил Васин.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда