Как российская IT-компания выстраивает корпоративную культуру для удаленных сотрудников, не хуже, чем в Google
Последние три года компании по всему миру настраивали рабочие процессы дистанционно и вполне успешно с этим справились. С 2010 года количество людей, работающих удаленно хотя бы раз в неделю, выросло на 400%! Но как быть с вовлеченностью таких сотрудников? В этой статье — пример сильной корпоративной культуры для удалёнщиков в IT-компании.
На связи Владимир Давыдов — один из основателей StickPeek. Мы делаем мерч со сменными стикерами, которые превращают корпоративную одежду в инструмент адаптации, вовлечения и мотивации сотрудников.
Я часто рассказываю о том, как устроена корпоративная жизнь IT-компаний:
Сегодня поговорим о компании БФТ-Холдинг, которой удалось классно выстроить взаимодействие с удалёнщиками и создать для них эффективную систему поощрений.
Содержание
Как в Холдинге устроена коммуникация с сотрудниками?
БФТ-Холдинг – одна из самых быстрорастущих IT-компаний в России. Здесь работает более 2200 сотрудников, из них 70% дистанционно. У компании 22 региональных офиса, а сами сотрудники живут в 107 городах. Когда коллеги находятся в разных регионах и часовых поясах, особенно важно эффективно взаимодействовать онлайн. В этом компании помогает корпоративный портал BFTeam.
Портал сосредоточил в себе всё – от корпоративных сервисов до развлечений: ачивки и награды за достижения, магазин мерча, проведение взрослых и детских конкурсов, банк идей, обучающий контент, новости из жизни компании и это далеко не все.
Внутренняя валюта и корпоративный магазин
В компании есть внутренняя валюта – БФТденьги. Их вручают за различные достижения и активности. Например, Холдингу в рамках развития HR-бренда необходимо присутствие на Habr. А значит, нужны авторы. За каждую написанную статью сотрудник получает вознаграждение в виде БФТденег, ачивку на портале и брендированное худи со стикером «Автор БФТ».
Приветствуется, когда сотрудник вовлекается в жизнь Холдинга, предлагает идеи и инновации, поддерживает командный дух подразделений. Компания поощряет желание делиться своими знаниями, проводить митапы и конференции. И не только БФТденьгами: для таких специалистов есть специальные награды и благодарности от руководства компании, а также лимитированные стикеры «Я хочу от тебя идей» и «Менял, меняю и буду менять». Это соотносится с ценностью «Меняться и менять», отражающей готовность к трансформациям.
Новые сотрудники зарабатывают первые БФТденьги за прохождение адаптационного квеста. Так новичок знакомится с корпоративной культурой компании и одновременно погружается в рабочую среду. Ещё валютой награждают сотрудников за срок работы – пять, десять, пятнадцать и двадцать лет. А также тех, кто приводит специалистов по реферальной программе или получает благодарность от клиентов.
Накопленную валюту сотрудники могут потратить на абонемент в фитнес-клуб, полис ОСАГО, детский лагерь, детские новогодние ёлки или приобрести мерч на корпоративном портале, в том числе от StickPeek.
БФТлайки
В корпоративной культуре БФТ-Холдинга есть особенно важные качества – это ценности компании: профессионализм, команда, результат и энергия. Иногда эти качества отражаются в работе сотрудников так ярко, что не заметить их невозможно. Именно в таких ситуациях компания предлагает сотрудникам благодарить коллег и вручать особые знаки внимания. Так появились БФТлайки.
Кстати, ачивка БФТлайк – один из способов заработать БФТденьги. Если сотрудник собрал лайки по всем ценностям компании, он деятельный, его часто благодарят другие коллеги, то за все эти достижения на корпоративном портале ему начисляется определённая сумма.
Как с размахом отпраздновать день рождения компании на удалёнке?
Проект с БФТлайками запустили к 26-летию компании. Помимо этого, сотрудников вовлекали в праздничное мероприятие через онлайн-конкурсы и разнообразные активности с возможностью получить приз. Для поощрения победителей была выпущена лимитированная серия худи от StickPeek.
В одном из конкурсов сотрудникам предложили рассказать, почему они любят и ценят свою работу. А также проиллюстрировать свои истории фотографиями. Так на корпоративном портале появилась лента признаний в любви БФТ. В ней сотрудники отразили рабочие моменты, традиции, которые сложились за 26 лет. К этому конкурсу был подготовлен соответствующий стикер «I love BFT» для худи.
Аукцион
На каждый день рождения БФТ-Холдинг проводит аукцион с розыгрышем ценных призов. Сотрудники не знают, что конкретно будет выставлено в качестве лотов, но они получают зашифрованные подсказки.
Некоторые сотрудники годами копят БФТденьги, чтобы поучаствовать в аукционе. Среди них есть даже «миллионеры». Призы подбираются с учётом мнения сотрудников, полезные, функциональные и ценные.
Система онбординга
Когда в компанию приходит новый сотрудник, за ним закрепляется HR-бизнес-партнер. Он ведёт коллегу в течение адаптационного периода, погружает в среду, контролирует эмоциональное состояние человека, постановку и выполнение задач. Важно, чтобы новичку всё было понятно.
→ Гайд по грамотной адаптации сотрудников ищите в материале «Инструкция по онбордингу: как сделать так, чтобы первый день новичка не стал последним»
С сотрудником проводятся регулярные встречи, где ему объясняют, как устроена работа, показывают корпоративный портал. Это всё делается поэтапно, чтобы человек успел освоить информацию.
В течение первых трёх месяцев работы новый сотрудник должен пройти адаптационный квест. Он состоит из нескольких блоков: общая информация, регламент и правила. После завершения испытательного срока HRBP встречается с сотрудником, отвечает на все вопросы, собирает обратную связь. Онбординг – это живая история. Развивается компания – развиваются и меняются элементы адаптации сотрудника.
Сообщества
Совместные хобби и увлечения отлично «склеивают» команду даже на расстоянии. В БФТ-Холдинге есть любители бега, два года подряд сотрудники участвуют в IT-марафоне в Москве. Также в Холдинге есть футбольный клуб, сообщество любителей йоги и настольных игр. Ещё в этом году сотрудники приняли участие в шахматном онлайн-турнире. Идеи сообществ не насаждаются «сверху». Всё это – инициативы самих сотрудников.
→ Читайте о пользе спорта для бизнеса в статье «Узнать конкурента, построить команду, научиться планированию: 7 неочевидных плюсов спорта для бизнеса и 3 реальных кейса»
Обучение как часть корпоративной культуры
У компании есть обучающая онлайн-платформа с большим количеством курсов, две корпоративные библиотеки. Раз в неделю выходит рубрика «soft skills». Регулярно проходят вебинары на тему здоровья, как ментального, так и физического. Например, на последнем вебинаре обсуждали заботу об иммунитете – это особенно актуально в осенне-зимний период. Сотрудники очень вовлечены – в среднем на вебинаре присутствуют до 500 человек, другие смотрят запись в онлайн-университете.
Подведем итоги
Дистанционная работа и сильная корпоративная культура – вполне совместимые понятия. Не бойтесь внедрять новые инструменты, геймификацию, менять пользовательские привычки и реализовывать нестандартные идеи. Поощряйте сотрудников за активность и инициативность, создавайте дополнительные каналы коммуникации и привлекайте к совместному обучению.
Хотите научиться грамотно мотивировать сотрудников? Не пропустите эти полезные материалы:
Ещё больше полезных историй о корпоративной культуре, мотивации сотрудников и грамотном управлении вы найдете в нашем телеграмм-канале.
Максимум пользы — минимум уведомлений. Подписывайтесь!
Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна
ИНН: 771973915181
erid: 2VtzqwXkNdf
С аукционом классная идея!
Согласен, много пишу о геймификации, но первый раз столкнулся с такой механикой
+
Класс!
Спасибо!
Не слишком ли сложная система? ценности, лайки, валюта. Не проще ли сразу построить систему — сделал хорошее дело — получи пирожок
Зависит от целей компании, для чего она вводит систему нематериальных наград.
Если для компании важно внедрять ценности, то как раз такая система поможет в этом.
Если цель просто повысит определенные показатели, то да, вполне можно обойтись схемой, достижение — пирожок
Могу предположить что такая система делает более прозрачным понимание что за что ты получишь. Иначе есть риск утануть в неразберихе и несправедливости.
Соглашусь, важно, чтобы система наград была понятна сотруднику, как сама механика, так и награждение
Обожаю стикеры
А уж как я их люблю 😍
Пришел к стадии принятия?)
Приятно, что компания заботится и дорожит своими "удаленщиками", но мне кажется для сотрудников, которые работают в офисе всё равно больше плюшек, не так ли?
Вот этот кейс как раз интересен и показателен тем, что система награждений и поощрений выстроена прежде всего для удаленщиков, т.к. это 70% сотрудников холдинга. Чаще всего, вы правы, больше поощрений получают офисные сотрудники
я думаю всегда для тех, кто в офлайне, плюшек больше) те же корпоративы, например
Очень креативные наклейки, суперские!
Спасибо за классный отзыв!
Бфт деньги? Первый раз про такое услышала,правильно поняла,что это виртуальные средства ,которые можно потратить. А вывести их в реальные невозможно ?
Нет, вывести в реальность нельзя. Их можно потратить в корпоративном магазине компании. Можно приобрести мерч или оплатить абонемент в фитнесс, полис ОСАГО и т.д.
А кто-то копит эти деньги и получает ценные подарки на аукционе
А есть определенная валюта ? Например 1 Бфт-равняется 1 рублю?
Есть, но точное соотношение нужно выяснять у человека, который нарабатывал баланс системы и рассчитывал бюджет)
Статьями на хабр оплачивать осаго - это мощно)
Согласен, прямая, понятная польза))
Как мне приятно читать, что многие компании проводят правильный онбординг и не отпугивают новичков. А то обычно бросают как в болото, начинаешь тонуть, а ответ слышишь, что "сам виноват", что не разобрался с нагрузкой. Сколько таких компаний и сама переживала, и от друзей наслышалась 🥴
а как удаленная команда "склеивается" благодаря спорту, но на расстоянии? Просто все делятся своими ощущениями? По типу книжного клуба?
Грамотный онбординг вообще ключ к удержанию сотрудников, писал об этом статью https://vc.ru/803309
Про спорт на удаленке, здесь классно работают челленджи, в которых могут соревноваться сотрудники, скидывая результаты в общий чат. И об этом я тоже уже писал)) https://vc.ru/873645
Статью про онбординг читала, она крутая! А вот вторую пропустила. Здорово, спасибо! Надеюсь, там найду ответ на свой вопрос)
Секрет в самом вовлечении сотрудников в спортивную жизнь и поощрении делиться результатами с коллегами
Так и подумала! А то сперва в головн мелькали мысли касательно каких-то совместных забегов по зуму 😅
Тоже отличный вариант. Сажаем всех на велотренажер перед зумом и кто дольше продержится 😂
Эммм я извиняюсь…я тут мимо проходил. Вопрос есть, а чем это отличается от вашей же статьи о корп магазине?
Кажется там было плюс минус всё тоже самое… просто такой кликбейтный заголовок, а по сути всё свелось к внутренней валюте (я утрирую, но всё же).
Поспорю с вами, во-первых тут вся система выстроена именно из нужд удаленных сотрудников. Во-вторых, интересная механика с аукционом и БФТ лайками.
Ну и в целом можете считать эту статью иллюстрацией к гайду по грамотному выстраиванию корп. Магазина и корп.культуры для удаленщиков в целом
На счёт нужд удалёнщиков не уверен. Не думаю, что разница в реализации очень велика, с точки зрения системы и структуры. Но это если поверхностно смотреть.
А вот с аргументом на счёт иллюстрации к гайду согласен, ибо на бумаге это одно, а работающий проект это другое. Если вдуматься, то видимо реализация на высшем уровне, из-за масштабов компании и разброса. Да, не Гугл, но всё равно впечатляет.
А случаем цифры показателей не знаете? Вовлеченность и прочее...
Конкретных цифр не знаю, я конечно уточню у БФТ, но не уверен даже, что они готовы делиться этой информацией. Разброс по всей стране и правда впечатляет.
Сама система возможно и не отличается сильно от оффлайновой, но конкретные механики будут разные, начиная от конкурсов и челленджей, за которые дают награды и заканчивая самими наградами
Могу предположить, что относительно высокие, ибо я как удалёнщик, очень страдаю от нехватки чего-то подобного. Спасают только тайные санты, да редкие настолки в онлайне. Была б у меня такая система, я бы и не женился вовсе)
А вы выступайте инициатором изменений, предлагайте новые активности. Вот вам список для вдохновения https://vc.ru/815373
Классно что корпоративную валюту можно использовать не только внутри компании (особенно порадовал полис ОСАГО), а конвертация во что еще бывает (помимо корп мерча)?
Вот как раз все, что перечислено в статье, на это и можно потратить во внутреннем магазине БФТ — осаго, фитнес, елка или летний лагерь ребенку. Помимо мерча и аукциона
Интересная статья, а какие именно качества сотрудников хотят выявить именно у своих коллег в БФТ-Холдинге и почему? Это же не только про сплочение, но и повышения работоспособности отдельного сотрудника?
В корпоративной культуре БФТ-Холдинга есть особенно важные качества – это ценности компании: профессионализм, команда, результат и энергия.
Механика такая, если сотрудник хочет поблагодарить коллегу, он не просто дарит благодарность, с подписью за что он ее вручил. Он выбирает одну из ценностей компании.
Также за проявление ценностей сотрудников награждают директора отделов, эйчары и начальники
«Хочу от тебя идей» 😄🔥
Интересно, а это частая практика в компаниях, что сотрудники статьи пишут? Первый раз про такое слышу, прикольно. Обычно копирайтер есть в штате и все. Нет у вас обратной связи от сотрудников: насколько им запарно писать статьи? И получается ли таким методом закрыть весь контент-план? Или в БФТ большой штат, что процента активных сотрудников хватает для наполнения соц. сетей?
А есть ли редактор? Кто проверяет статьи и доводит до ума?
Редактор конечно же есть. Но в данном случае компании важно показывать экспертность в сфере it именно на habr, важно, чтобы сотрудники, а не только редактор проявляли свой профессионализм) Сотрудников достаточно много для того, чтобы закрывать контент-план, к тому же в экспертных статьях качество важнее количества)
Вот это круто) мечта для редактора, когда эксперты пишут сами)
Только правки вноси)) на самом деле классная история, крупные компании настраивают контент-план который генерят их эксперты, иногда даже создают внутренние соцсети, а создание контента уже за сотрудниками. Главное грамотно мотивировать людей)
Статьи, написанные на профессиональные темы копирайтером?
Ну может быть в B2C еще и прокатит и то, не всегда. В B2B рулит экспертный контент, который написать могут только инхаус эксперты (чаще технические). Никакой копирайтер такое не напишет, или это должен быть штатный технический писатель, разбирающийся в технологиях, продукте или услугах компании на очень высоком уровне.
Надо не забывать, кто потребитель контента? Если только для индексации в поисковике и дальше будь что будет, это одно.
А если этот материал лидогенерирущий, то читать его будут такие же по направлению деятельности сотрудники из компаний-заказчиков. Им просто так фуфло не подсунешь, а если подсунешь, то наоборот, отпугнёшь своей некомпетентностью
я бы немного охренел если бы мне после 20 лет работы в компании дали валюту что бы купить кружку во внутреннем магазине компании :)
А если премию и оплату ОСАГО?
В каментах единодушная поддержка, даже никого не обкритиковали. Получайте приз:
Не могу не отметить, что использование аукциона - это действительно умная и креативная идея, которая может принести заметные выгоды. Возможность участвовать в торгах создает захватывающий элемент взаимодействия и может стимулировать интерес участников. Это отличный способ сделать процесс более веселым и в то же время эффективным.