15 способов мотивировать сотрудников без денег. Когда повышение зарплаты вредит?

Увеличение оклада – отличный стимул, но работает он не всегда. Рассказываем о видах нефинансовых поощрений и объясняем, как избежать ошибок при их внедрении. А для наглядности — описываем реальный кейс крупной российской компании.

На связи Владимир Давыдов — один из основателей компании StickPeek. Мы делаем мерч со сменными стикерами, которые превращают корпоративную одежду в инструмент адаптации, мотивации и геймификации для сотрудников.

Мерч со сменными стикерами от StickPeek — инструмент онбординга, мотивации и геймификации для сотрудников

В своём блоге я много пишу об игровых механиках для бизнеса:

Но геймификация лишь один из видов так называемой нематериальной мотивации. В этой статье я решил описать, почему важно стимулировать сотрудников не только с помощью денег, и как делать это грамотно. А в качестве примера эффективной системы поощрения, привожу кейс компании Fish&More, которая занимается поставками и продажей замороженных морепродуктов.

Содержание:

Что такое нематериальная мотивация?

При выборе работы многие специалисты ориентируются не только на размер будущей зарплаты. Часто для них важны дополнительные льготы и прочие плюшки от компании. Например, поддержка здоровья – расширенный полис ДМС, абонемент в фитнес, возможность ходить в спортзал в офисе. Или организация отдыха и общего благополучия – корпоративные активности и события, подарки за инновационные решения, гибкий график, комфортное рабочее место, кофе-пойнты и многое другое.

Для привлечения, удержания и поощрения сотрудников и кандидатов бренды внедряют и развивают множество подобных привилегий. Причина проста – ограничиваться только материальными стимулами ненадёжно. Конечно, деньги мотивируют людей, но через некоторое время дополнительные финансы станут частью их привычного бюджета, и эффект снизится.

Нематериальная мотивация работает по другому. Эти приёмы вдохновляют сотрудников быть более продуктивными с помощью удовлетворения их потребностей, а не только постоянным прибавлением дополнительных цифр к окладу. Такая мотивация – отличный способ для солидаризации команды, увеличения лояльности и вовлеченности коллектива, также повышения привлекательности фирмы для соискателей.

Если вы решили внедрить новое нематериальное поощрение – выясните у сотрудников, какая из форм благодарности им ближе. Также важно, чтобы мотивация одновременно удовлетворяла все стороны. Должны достигаться и цели руководства – увеличение прибыли и эффективности бизнес-процессов, и работников – например, участие в развлекательных мероприятиях и больше времени на отдых с семьёй.

Желаемые результаты могут быть получены не сразу. Система нематериальной благодарности за заслуги — это непрямой путь, и вы должны быть готовы к тому, что придется попробовать разные варианты, прежде чем будет найден оптимальный. Необходимо внимательно изучить прошлый опыт нефинансовых поощрений, если он был, и проанализировать, насколько эффективно это работает в вашей компании.

Ищите примеры эффективной мотивации сотрудников? Читайте материал о том, как компания Robusta вдохновляет айтишников на новые свершения

Какие виды нематериальной мотивации бывают?

Давайте рассмотрим некоторые базовые виды нефинансовой мотивации:

  • Психологическая. Помогает общению и улучшает климат в коллективе. Может включать корпоративные мероприятия, тесты для предотвращения текучести кадров и выгорания, тренинги для повышения стрессоустойчивости и налаживания коммуникации между отделами, а также онбординг.

Пошаговый план грамотной адаптации новых сотрудников вы найдёте в материале: Инструкция по онбордингу. Как сделать так, чтобы первый день новичка не стал последним

  • Организационная. Связана с улучшением условий в офисе – обустройство комнат отдыха и мест питания, покупка новой техники, повышение комфорта на рабочих местах. Плюс это могут быть дополнительные выходные или часы, когда человек может отвлечься от работы. Важно, что многие компании при внедрении этого вида мотивации ориентируются на мнения сотрудников и поощряют их за предложения.
  • Социальная. Способствует созданию позитивной атмосферы, формированию здоровой корпоративной культуры, сплочённости команды и социализации. Это могут быть тимбилдинги и хакатоны с игровыми механиками, неформальные мероприятия – разговорные клубы, вечера с настолками, обсуждение рабочих идей в расслабленной обстановке и т.п.
  • Моральная. Признание вклада в работу – всё, что может вызвать уважение коллег. Например, похвала в присутствии всей команды, звание «сотрудник месяца», вручение диплома или грамоты, статья или интервью на корпоративном портале и другие мотиваторы, которые могут стимулировать достигнуть большего.

Ещё один пример эффективной системы мотивации вы найдёте в материале: Корпоративная культура здорового человека. 5 внутриком-проектов платежной системы «Мир».

15 инструментов нематериальной мотивации

  • гибкий график и право на отдых на работе;
  • социальные льготы – ДМС, предоставление жилья, место в детском саду и т.п.;
  • тимбилдинги и нерабочие активности – соревнования, совместные поездки, вечеринки;
  • чаты для общения, удобный корпоративный портал, внутреннее СМИ;
  • публичное признание заслуг и поощрение лучших сотрудников;
  • комфортное рабочее место;
  • брендированные подарки и мерч;
  • наставничество и база знаний компании; .

  • доска решения проблем;

  • конкурс идей;

  • обучение, повышение квалификации и развитие за счёт компании;

  • онбординг, мероприятия для новичков;

  • обратная связь и встречи с руководством;

  • бесплатное питание;
  • корпоративный магазин и внутренняя валюта.

Как грамотно создать систему корпоративной валюты и внутренний магазин читайте в материале: Путь джедая: пошаговый план запуска корпоративного магазина на примере «Звёздных войн».

Типичные ошибки при внедрении нематериальной мотивации

Одна из самых распространённых проблем — непонимание результатов, которых хотят добиться через такую мотивацию и незнание того, чего на самом деле хотят сотрудники.

Следующая ошибка – слишком большое количество неуместных стимулов, спускаемых «сверху», которые скорее не вдохновят, а демотивируют людей. Они могут решить, что руководство не интересуется их личными потребностями и нуждами.

Ещё один негативный момент, который может повлиять на эффективность мотивации – недостаточно привлекательные для работников стимулы. В этой ситуации просто замените один нематериальный инструмент на другой.

Нефинансовой мотивацией важно пользоваться уместно и в меру. Если вы на постоянной основе предлагаете сотруднику дополнительные задачи за нематериальное вознаграждение, это может вызвать недовольство или привести к выгоранию. В ситуации, когда подчинённого постоянно нагружают новыми проектами, выходящими за рамки его обыденных задач, лучше всё же поощрить его повышением зарплаты, а не кружкой с логотипом фирмы, пусть даже очень стильной.

Система нематериального поощрения от Fish&More

Сотрудники – основа успеха компании Fish&More
Сотрудники – основа успеха компании Fish&More

Ценности компании:

- сотрудники – основа успеха;

- честность и открытость;

- креативность;

- компетентность;

- ответственность.

Фирма использует много нефинансовых инструментов для стимуляции сотрудников. Есть обязательные для всех бонусы – медицинский полис, оплата фитнеса, подарки в день приема на работу, на день рождения и другие праздники. И есть призы, которые можно получить за участие в активностях – таких, как инициатива «Спасибо», спортивные конкурсы, соревнованиях для работников коммерческого отдела.

Для каждой активности создается уникальная внутренняя валюта и призы – например, брендированные сувениры или одежда, мерч, скидки на продукцию и подарочные сертификаты.

Коллектив Fish & More очень дружный, ни один день рождения не остаётся незамеченным – всегда готовится корпоративный подарок и общее поздравление. Подарки дарятся всем и на день рождения компании. Теплая рабочая атмосфера дополняется фуршетами и командным взаимодействием.

Корпоративный мерч, как часть нематериальной мотивации

Бренд заказал корпоративный мерч от StickPeek для подарков сотрудникам и партнерам, а также, в качестве призов за участие и победу в корпоративных конкурсах. Например, приготовление блюд с продукцией Fish&More. А также, за участие в спортивных мероприятиях.

Онбординг и адаптация новых сотрудников

Компания стремится плавно и бережно вводит новичка в работу. Вначале он знакомится с историей бренда, с принципами взаимодействия между коллегами. Узнаёт, кто за что отвечает, а затем погружается в рабочий процесс. Первое время его сопровождает наставник. Он рассказывает, подсказывает, помогает, а затем отправляет нового сотрудника в «свободное плавание».

После одного-трёх месяцев проводится встреча новичка с наставником, руководителем и представителем HR. На ней обсуждается, совпали ли ожидания с реальностью, насколько удалось разобраться в организационных и рабочих вопросах.

Грамотно выстроить систему онбординга вам поможет статья: Инструкция по онбордингу: как сделать так, чтобы первый день новичка не стал последним

Образование для сотрудников

Компания разработала новый подход к развитию персонала, создав единую корпоративную базу, которая делает процесс удобным, универсальным и цифровым. Также по инициативе руководителей подразделений, сотрудники систематический отправляются на онлайн- и офлайн-обучение.

Спортивные мероприятия и команды

Сотрудники участвуют во внешних соревнованиях. Недавно представители Fish&More участвовали в забеге «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. Активный образ жизни поощряется призами и признанием от команды. Также всем желающим предоставляется спортивный абонемент. В целом компания старается побуждать на занятия спортом – например, для двоих сотрудников была специально создана форма для триатлона.

Корпоративный портал

Единый и удобный корпоративный портал бренда сейчас в процессе «постройки». Пока у него есть фундамент и первый этаж, на котором пока «живет» часть сотрудников. В компании очень ждут завершения работ, чтобы разместить всех. А пока основная коммуникация ведётся в общем чате в мессенджере.

Для того, чтобы создать корпоративный портал, который понравится всем, следуйте подробной инструкции из материала: Чего хочет удаленщик? Сохраняем командный дух и повышаем эффективность дистанта.

В заключение

Нематериальная мотивация — это возможность вдохновить работников на достижение более высоких результатов без увеличения денежного вознаграждения. Важность такой мотивации для бизнеса трудно переоценить – при выборе работы многие кандидаты ориентируются именно на неё. Однако, опираться только на нефинансовые инструменты, как на основной стимул не стоит – сотрудники должны получать премии и зарплату не ниже рыночной.

Если говорить о непосредственной пользе, нематериальные мотиваторы могут помочь повысить производительность, удержать квалифицированных сотрудников, усилить лояльность к бренду и привлекательность работодателя для кандидатов.

Если вы хотите создать крутой мерч со сменными стикерами, то пишите нам в StickPeek. Для каждого проекта мы находим своё решение.

Команда StickPeek всегда рядом, и мы готовы креативить, обсуждать и воплощать в жизнь любые ваши фантазии

Ещё больше полезных историй о корпоративной культуре, мотивации сотрудников и грамотном управлении вы найдете в нашем телеграмм-канале.

Максимум пользы — минимум уведомлений. Подписывайтесь!

Какие виды нематериальной мотивации применяют в вашей компании? Делитесь мнениями и опытом в комментариях!

Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна

ИНН: 771973915181

erid: 2Vtzqx5FVg4

4040
201 комментарий

Что только ни придумают, чтобы не платить

26

Специально вот в статье написал, что платить это в первую очередь и премии давать тоже. Но бесконечно мотивировать только деньгами людей не получится, есть и другие инструменты для этого

2

Не всегда зарплата является стимулом стремиться к чему-то

Мне лучше дайте деньгами.
Еще в армии понял: "Служи, дурачок, получишь значок" (с)

15

Деньгами тоже хорошо. Но иногда тот же ДМС полезнее будет, согласитесь

1

Люди должны приносить с работы и деньги, и хорошее настроение. Первое на второе обменять можно далеко не всегда.

9

Согласен с вами на что процентов. Сначала обеспечить достойную зарплату и справедливое материальное вознаграждение и после этого вводить нематериальные способы мотивации для сотрудников. Только так

2