Как интернет самоутверждается за твой счёт — и что с этим делать
После поста про Duolingo на меня вылили 400 тысяч просмотров хейта (но не только). Надо извлечь из этого хоть какую-то пользу!
Мой вчерашний пост про провал с изучением китайского залетел в Твиттере на 350 тысяч просмотров и был расшарен по всей телеге. Интернет поделился на два лагеря: тех, кто узнал себя и поблагодарил за честность, и тех, кто решил, что это отличный момент меня поставить на место. Сотни комментариев в духе «слабая аура», «ты просто тупой», «у меня получилось, а значит ты просто лох».
Очередной напоминание, что социальные сети — это слот-машина для эго, где ты крутишь барабаны в поисках контента, с которым можно выгодно повзаимодействовать. И самые лакомые посты — это чьи-то личные истории с элементом неудачи или уязвимости. Потому что на них легко самоутвердиться.
Как было с телевизором 30 лет назад: ты смотрел шоу, переживал эмоции, а на следующий день рассказывал друзьям и коллегам своё мнение, какая героиня лохушка, как бы ты поступил на месте героя. И получал социальное одобрение за остроумную шутку или точное наблюдение.
С платформами природа этого взаимодействия глобально не поменялась. Только человек по ту сторону экрана теперь — не абстракция или недостижимого уровня селебрити, а подходящий объект для сравнения. «У него не получилось, а у меня получилось» — это мгновенный допамин. «Он ошибся, а я бы так не сделал» — ещё порция. Плюс можно получить лайки и поддержку от других: «Точно, автор дурак, а ты молодец».
Это очень дешёвый способ почувствовать себя лучше. Пролистал ленту, нашёл чью-то историю, написал что-то язвительное, получил валидацию, пошёл дальше. Тебе ничего не грозит — через интернет ебало не набьёшь. Ты просто один из сотен комментаторов, тебя сложно сделать объектом ненависти в ответ.
Тысяча порезов
Когда тебе пишут сотни людей, что ты неудачник, каждый из них не прямо сильно задевает, но это как тысяча мелких порезов. Я не знаю комментаторов, они меня не знают. Но они формируют фон, на котором для людей, которые для меня что-то значат, я выгляжу хуже, чем хотелось бы.
И начинаешь сам себя проверять: а может, они где-то правы? Может, я действительно выбрал неправильный способ? Может, надо было раньше распознать манипуляции приложения? Ставить под сомнение свой опыт под давлением толпы — реакция закономерная.
Но есть важный нюанс: большинство этих людей реагируют не на меня конкретно, а на образ в интернете. Им не интересен мой реальный опыт — скорее, возможность использовать мою историю как трамплин для собственного эго. С одной стороны, это обезличивает хейт — они не меня хейтят, а абстрактного «неудачника из интернета». С другой — а почему я для вас настолько удобная мишень?
Шутки первого порядка
Годы работы с комментариями в издании научили меня кое-чему важному. Комментаторы приходили как раз в основном из социальных сетей с привычкой писать «ты долбоёб» вместо «здравствуйте» и идти дальше. Мы их от этого отучили, поощряя остроумные комментарии плюсиками.
Но это породило культуру «шуток первого порядка» — самых очевидных реакций, которые приходят в голову первыми. Заходишь в тред, а там уже залайкана шутка, которую ты сам хотел написать. Расстраиваешься — оказывается, она очевидная, её все придумали одновременно.
Поэтому люди заходили в комментарии как можно быстрее — чтобы успеть срубить социальное одобрение первым.И понимая это, проще воспринимать негатив — обычно люди не вникают глубоко, они хватаются за первую зацепку для быстрой реакции.
Чё делать?
Не принимай решений в моменте. Пройди через фильтр негатива и вытащи рациональное. Пусть все твои взаимодействия всё-таки принесут что-то полезное.
Помни: люди читают жопой и имеют на это право. Незнакомые люди на то и незнакомые, что ничего про тебя на самом деле не знают. А ещё — всем на тебя глобально похуй, каждый думает только о себе.
Если ты всё это понимаешь, если видишь механизм соцсетей, если не принимаешь близко к сердцу — ты уже на шаг впереди тех, кто просто крутит слоты в поисках очередного «неудачника» для буллинга.
Подписывайтесь на Telegram Радиорубка Лихачёва.