Газпром рыдает, РЖД страдает, Автодор считает убытки: когда у тебя триллионы, но ты всё ещё “в минусе”
Как такое может быть → разбираемся
Конечно, теперь у нас каждый монополист — чуть ли не герой народного труда.
Не мешало бы этим страдальцам попробовать цифровой рубль
Вот тогда, может быть, и выяснится, куда именно испаряются деньги, почему триллионная выручка не спасает от «убытков», и кто именно съедает весь бюджет на «инвестпрограммы». Цифровой рубль показал бы нам всю анатомию отечественной экономики: где газ превращается в бонусы, а дороги — в бесконечные кредиты.
Тем более, с 1 января цифровой рубль для россиян уже станет реальностью.
Только вот начнут, как обычно, не с тех, кто получает миллиарды, а с тех, у кого зарплата в конверте размером с чек из “Пятёрочки”.
Первыми попадут обычные люди — зарплатники, пенсионеры, студенты. За ними подтянутся малые бизнесы. А когда система обкатается и все баги будут исправлены нашими налогами, тогда, возможно, очередь дойдёт и до тех, кто объясняет убытки ростом ключевой ставки.
Впрочем, не факт. Ведь цифровой рубль — это про прозрачность, а прозрачность у нас любят только снизу вверх, но никак не наоборот.
Отсюда, Газпром — и дальше будет «страдать», потому что «ставка выросла». РЖД — «на грани», ведь «рельсы дорогие». Автодор — «в долгах, потому что дороги строить дорого».
Ага, а простые люди, видимо, в кредитах потому, что воздух подорожал.
Такой антикризис хочется преподавать как новый жанр пиара. Когда не важно, сколько у тебя миллиардов на балансе — главное, подать это как личную трагедию.
У тебя не убытки, а «временные сложности». Не кредиты, а «инвестиции в будущее». Не провалы, а «снижение маржи из-за глобальных факторов». Всё! Народ рыдает, правительство поддакивает, а бонусы сверху всё равно капают.
И ведь у всех один сценарий. Компания с госдолей, которая контролирует половину страны, выходит с пресс-релизом: «Мы терпим убытки». И тут же получает миллиардный транш или налоговую льготу. Если б так можно было у всех — встали бы очереди у Минфина с бумажкой «страдаю, поддержите».
Особенно трогательно слушать про убыточные перевозки у РЖД.
То есть возите миллионы тонн угля, металла, зерна, берёте плату за каждый вагон, а всё равно «в минусе»? Может, дело не в ставке, а в аппетитах? Когда у тебя в управлении целая страна, но отчёт всё равно красный — это не экономика, это вид спорта.
Автодор тут тоже не отстаёт. Говорят, дороги дорогие, всё на кредиты. Так вы хоть одну трассу по-честному окупили? Или всё идёт по схеме: сначала платные участки на кредит, потом ещё сбор за проезд, потом субсидии на ремонт. Получается идеальный вечный двигатель — дорога строится, кредиты капают, народ платит.
Газпром вообще отдельная песня
Там доходы такие, что можно было бы весь антикризис страны оплатить без МВФ, но по официальной версии — «всё сложно». Видимо, где-то в недрах компании живёт маленький бухгалтер, который каждый день плачет над балансом.
И главное — вся эта антикризисная арифметика работает. В медиаполе всё так и звучит: «Надо понять, поддержать, не осуждать». Ну конечно. Ведь у нас даже монополии теперь уязвимые. Такие нежные, кредитозависимые. Им бы не в рейтинг Forbes, а в раздел «социально незащищённые группы населения».
И ведь никто не замечает, что это уже не антикризис, а привычка — оправдывать неэффективность, прикрытую красивыми словами. Пока люди считают копейки до зарплаты, компании с триллионными активами жалуются на «трудности». И все делают вид, что так и должно быть.
А может, и правда, пора признать: в России кризис — это не проблема, это стиль управления.