Как мы сделали систему контроля выдачи блюд, которая сэкономила бизнесу 68 млн рублей.

Как мы сделали систему контроля выдачи блюд, которая сэкономила бизнесу 68 млн рублей.

Автоматизация процессов в HoReCa давно перестала быть просто трендом — она становится основой операционной эффективности. Но типовые решения редко учитывают специфику подачи, формата обслуживания и внутренних бизнес-процессов. Кейс с системой FoodBox (Фотобокс) — пример того, как заказная разработка ПО позволяет не просто повысить контроль, но и существенно снизить затраты. Это рабочая система автоматизации бизнес-процессов, созданная под конкретные условия заказчика.

Содержание:

С чего началась цифровизация кухни.

Владелец сети ресторанов, просматривая записи с камер наблюдения, случайно обратил внимание на подозрительное поведение персонала. Проверка показала факт хищения. Но постоянно просматривать записи, даже в ускоренном режиме - задача, мягко говоря, трудоемкая. Возник запрос на автоматизацию систем контроля, исключая человеческий фактор.

Подробнее о том, как Выбрать ПО для ресторана, мы рассматривали в этой статье:

Анализ доступных решений на рынке не дал результата — не существовало готового инструмента, который позволял бы сверять факт выдачи блюда, его соответствие заказу и условия подачи. Было принято решение разработать собственную систему.

Тестирование MVP

Первая версия системы FoodBox (Фотобокс) представляла собой связку «весы + камера + Rkeeper». Заказ фиксировался, блюдо фотографировалось и взвешивалось перед подачей. Устройство работало автономно и обеспечивало базовый контроль выдачи.

Решение дало результат уже на старте, но в обычных ресторанных условиях не прижилось. Главная причина — человеческий фактор: сотрудники не хотели работать под наблюдением, сопротивлялись изменениям и иногда намеренно sabotировали процесс.

Новый формат: как изменилась система под Horeca?

Следующий этап — адаптация системы под формат шведской линии в отелях. В отличие от ресторана, где каждое блюдо оформляется индивидуально, на линии самообслуживания используются гастроемкости большого объема, из которой гости набирают самостоятельно.

FoodBox был переработан. Обновлённый модуль получил термодатчик, планшет и компактную стойку. Программное обеспечение было подстроено под реальные процессы приготовления, подачи и возвратов. Программа фиксировала процессы:

  • получен рацион — блюда подготовлены;
  • при подаче — фиксация веса, температуры и фото;
  • возвраты — также регистрируются;
  • все данные доступны в системе аналитики.

Результаты внедрения в цифрах

Работа системы позволяет не только исключить хищения и нарушения регламента (например, подачу остывших блюд, блюд не того внешнего вида), но и сформировать полноценную аналитику по рациону, остаткам и предпочтениям гостей. Это открыло возможность:

  • обоснованно корректировать закупки и меню;
  • исключить перепроизводство;
  • снижать себестоимость обслуживания без потери качества.

В итоге применение всех этих преимуществ привело к росту рейтинга питания отеля в отзывах гостей. Он вырос с 80% до 94%. Повышение прозрачности и стандартизация подачи напрямую повлияли на удовлетворённость клиентов.

По данным заказчика, за первый год использования Фотобокса удалось сократить расходы на организацию питания на 68 млн рублей.

Сложности внедрения: с чем пришлось столкнуться на практике?

Главные трудности проект ждали не на этапе разработки, а при операционном внедрении. Персонал активно сопротивлялся, имели место отключения устройств, игнорирование инструкций, намеренные жалобы. Проблема решалась за счёт постоянного присутствия членов команды разработки на объектах: сначала обучение, затем контроль и постепенное привыкание.

Внедрение ИИ

Но оставалось одно замечание. Поскольку на выдаче наименование блюда в системе вручную искал официант, то на это у него уходило от 15 до 30 секунд на каждое блюдо. В часы пик на линии питания в отеле такие задержки критичным.

Решением стало внедрение модуля машинного зрения: система автоматически определяет блюдо и тару, сводя участие человека к минимуму. В результате время распознавания сократилось до 2–3 секунд, и работа с устройством перестала восприниматься как обременительная. Пользователи начали видеть преимущества: ускорение работы, снижение количества конфликтов, прозрачность.

Подробнее о процессе интеграции ИИ мы писали тут:

Перспективы и масштабирование

Система уже внедрена в ряде отелей на юге России. Но потенциал продукта шире:

  • школьное и корпоративное питание;
  • учреждения, работающие по ГОСТам и стандартам;
  • кейтеринговые компании;
  • госзаказчики, которым необходима отчётность и прозрачность.

FoodBox можно адаптировать под любые процессы, где требуется фиксация выдачи продукции, её параметров и возвратов.

История, начавшаяся с одного инцидента, превратилась в масштабируемое решение для системного контроля в сфере питания. На фоне роста требований к качеству, прозрачности и эффективности, подобные решения становятся стратегически важными.

Внедрение FoodBox даёт конкурентное преимущество. Система позволяет анализировать себестоимость, контролировать качество, управлять возвратами и снижать издержки. Через несколько лет отсутствие такого решения на предприятии в фудтех будет восприниматься как упущение.

Признание на отраслевом уровне

Высокий уровень проработки и технологическая зрелость проекта “FoodBox” (Фотобокс) получили подтверждение на премии Workspace Digital Awards 2025, где ItFox заняла 2-е место в категории «Цифровизация и трансформация».

Выход ItFox в число призёров премии - еще одно признание практической ценности и технологической экспертизы команды, способной решать задачи цифровизации в сложных и динамичных бизнес-средах.

Необходима автоматизация бизнес-процессов? Оставляйте заявку на бесплатную консультацию на нашем сайте. Наши эксперты помогут вам определиться с необходимым функционалом, рассчитают стоимость проекта, а также предложат именно Вам подходящие IT-решения.

Заказать мобильную разработку вы можете у нас на сайте или написав нам в телеграмм или вотсапп.

23
4 комментария