Эти 7 принципов — признак успешной B2B-экосистемы
Почему объединение сервисов в единую систему важно и какие принципы помогают построить эффективную экосистему, разберем на практическом примере Flomni.
Flomni — B2B-платформа, объединяющая коммуникационные сервисы: чат-ботов, AI-ботов, онлайн-чаты, операторские панели, SDK и омниканальную чат-платформу «Диалоги».Когда компания растёт, вместе с ней множатся продукты и сервисы — часто независимо друг от друга. Каждый из них требует отдельной поддержки, интеграции и бюджета. В итоге пользователь получает несвязный опыт, а бизнес теряется в данных, которые затрудняют процесс масштабирования. Экосистемный подход выстраивает сквозную логику: объединяет интерфейсы, данные и пользователей в единую управляемую систему.
Что такое экосистема и зачем она нужна
Термин «экосистема» звучит масштабно, как будто относится только к гигантам индустрии вроде Apple, Яндекса или Сбера. В реальности экосистемный подход применим для любого уровня компаний с более чем двумя продуктами.
Экосистема — это набор взаимосвязанных сервисов, где пользователи получают единый опыт и ценность от работы с продуктами компании.
Как понять, что вы движетесь в сторону экосистемы?
Ответьте на вопросы ниже:
- Возможны ли допродажи других продуктов в рамках общего продукта?
- Одинаковая ли целевая аудитория?
- Есть ли параллели или связи продуктов в бизнес-логике?
- Есть ли параллели или связи продуктов в бэк части?
- Дополняется ли один продукт другим?
Если на все вопросы выше ответ ДА , значит, вы уже стоите на пороге построения экосистемы.
Принципы построения экосистемы
Разберем на примере омниканальной чат-платформы Flomni
1. Единый вход
Все сервисы должны быть доступны через один аккаунт. Это позволяет убрать путаницу с доступами и ссылками, упростить управление ролями.Настройки и уровни доступа регулируются руководителем, но вход доступен всем по единой ссылке.
Во Flomni – перенесли чат-платформу в основной ЛК.
2. Веб + мобильный формат
Сервисы должны быть удобны для использования на вебе и в мобильных устройствах, т.к. в зависимости от сферы 40-90% трафика приходится именно на них. В контексте Flomni — важно наличие формата приложения для операторов, чтобы быстро отрабатывать обращения в компанию. Доп. функционал для такой аудитории — инициирование переписки по номеру, если клиент пришел оффлайн или номер передали на листочке.
3. Бесшовный и логичный переход между продуктами
Каждый продукт должен быть связан с остальными и быть частью одного сценария. Важно использовать одинаковые механики работы элементов, похожие функции располагать рядом, дубли функционала убирать и собирать настройки в одном месте.
Например, был супер полезный раздел «Задания», который позволял настроить интеграции ботов с любыми системами и совершать действия в зависимости от событий.
Но без менеджера и без детального объяснения пользователям не было понятно, что это такое, как настраивать и что с этим делать — ценность не считывалась, а названия «списки, задания, обработчики» еще больше запутывали.
В процессе переосмысления этого функционала появилась идея сделать собственную CRM-систему, которая будет комплексно закрывать потребности пользователей, т.к. не у всех клиентов или их подразделений есть собственная CRM для интеграции с ботами, а это важно.
И как раз функционал «Заданий» четко лег в блоке «CRM» в раздел «Автоматизация», т.к. объединяет сущность CRM и ботов.
К вопросу о бесшовности перехода из продукта в продукт — настроили взаимосвязь CRM и веб-диалогов, чтобы можно было в один клик добавлять новых пользователей.
4. Тарификация и допродажи
Общий список продуктов в меню, грамотная тарификация и призывы попробовать доп. функционал в нужных местах помогают повышать средний чек клиента. Так, AI-функции у Flomni были интегрированы в чат-ботов и веб-диалоги, что открыло возможности для апсейла и расширения тарифов.
5. Понятная навигация и нейминг
Звучит банально, но надо следить за тем, чтобы основные продукты были в навигации, а их названия были понятными. Особенно это касается сложных сервисов и приложений. Во Flomni мы переименовали разделы, убрали дублирование и сделали структуру понятной даже для новых пользователей.
6. Все пользовательские пути внутри продуктов упорядочены
Внутри продуктов также не должно возникать вопросов. Например, в конструкторе чат-ботов Flomni изначально были ветки, middleware ветки, потоки, релизы и т.д. Без обучения и базы знаний было очень сложно разобраться. Из-за неочевидности и интерфейса было и такое, что пользователи забывали опубликовать бота после изменений.
Теперь интерфейс переработан — есть сценарии, история версий и большая кнопка «опубликовать» с датой последнего изменения. Архитектурно все осталось также, но теперь это понятные формулировки и логика для пользователя.
7. Единая дизайн-система и компонентная база
Использование общей дизайн-системы и компонентной базы обеспечивает единый визуальный и технический язык во всех сервисах. Это ускоряет разработку, облегчает масштабирование и снижает затраты на поддержку продуктов.
Результат внедрения принципов
За год после запуска обновлённой системы в Flomni:
— на 45% вырос средний чек
— в два раза сократилось время на разработку новых функций
— стало проще объяснять продукт клиентам
— на 60% увеличилась удовлетворённость пользователей
Вывод
Если придерживаться этих семи принципов, набор продуктов превращается в экосистему и начинает работать на бизнес.Экосистемность в B2B — это не количество продуктов, а их взаимосвязь, прозрачность и согласованность. Когда у пользователя бесшовный путь между сервисами, а доступ к функционалу адаптирован под все возможные сценарии, интерфейс становится логичным и последовательным.
Такая архитектура создаёт основу для допродаж, расширения тарифов и быстрого масштабирования. Единая дизайн-система и компонентная база упрощают развитие продукта без потери качества, повышают ценность для клиента и делают работу команды устойчивой и предсказуемой.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Забирайте чек-лист «Как создать MVP и проверить, нужен ли продукт рынку» в нашем в боте
В нём пошаговые инструкции:
→ Как протестировать 10–20 гипотез без кода→ Как сэкономить месяцы и сотни тысяч на тупиковых идеях→ Как быстрее выйти к product-market fit
Если хотите обсудить, как связать ваши продукты в единую экосистему и повысить ценность для пользователей — напишите нам, обсудим ваш проект.