«С 0 до 5 500 читателей, посещающих портал в неделю» — опыт создания собственного бренд-медиа
Проект–победитель конкурса Russian Drupal Awards в номинации «Лучшее СМИ»
В декабре 2022 года мы, веб-студия ADCI Solutions, подвели итоги конкурса Drupal-сайтов Russian Drupal Awards. В этот раз нам было приятно поздравить с победой не троих, а 12 участников, взявших — у кого-то из них это получилось неоднократно — первое, второе и третье места в пяти номинациях.
Одна из главных целей конкурса остаётся прежней: продвигать Drupal, демонстрируя на примерах работ победителей, какие сайты можно создавать на одной из самых популярных CMS в мире.
Проект probusiness.news, номинация «Лучшее СМИ»
О клиенте
Спонсор и заказчик портала — компания CBS group, оказывающая услуги аудита, консалтинга и аутсорсинга в сфере бухгалтерии и налогов. В 2010 году CBS group запустила клиентскую почтовую рассылку про важные изменения, касающиеся бизнеса. Сейчас в рассылке 50 000 подписчиков, так что редакционный опыт — внушительный. Поэтому компания решила создать собственное бренд-медиа, где новости пишут не журналисты, а консультанты и аудиторы — получается по делу и без воды.
Задача
Портал должен собирать органический трафик из поисковых систем и расширить аудиторию, уже сформированную имейл-рассылкой. Также компания хотела показать свою экспертность, чтобы на длинной дистанции запомниться потенциальным клиентам — предпринимателям и руководителям бизнеса.
с 0 до 5,500
Дизайн
Раскладка карточек с превью новостей
На портале публикуются два типа новостей: важные и обычные. Важные заказчик хотел выделять более крупными карточками.
План кажется простым: в сетках под разное разрешение предусматриваются места для важных новостей (увеличенных карточек). Например, такая сетка была задумана для широкоформатного десктопного экрана:
И такая для планшетов и узких экранов на десктопе:
Но при проработке обнаружились проблемы. Когда читатель доходил до последней страницы в пагинации какого-либо раздела, для вывода могло не остаться ни одной важной новости, и даже обычных новостей могло не хватить, чтобы целиком заполнить сетку. Получались примерно такие прорехи:
Специально для таких случаев были придуманы блоки «Что ещё происходит» и «Напиши на портал», которые показываются только тогда, когда надо заполнить пустоту. Так выглядит последний ряд сетки, если для вывода осталось две новости:
А так, если только одна:
Подобные блоки-заполнители тоже сделаны адаптивными. Так что вне зависимости от ширины экрана и от того, какое количество карточек осталось для последнего ряда — есть чем закрыть пустоту.
Разработка
Поисковая оптимизация
Для первоначального набора трафика портал рекламировался в собственной популярной имейл-рассылке. Важно было, чтобы первые лояльные посетители продемонстрировали высокую вовлеченность (возвраты, высокую глубину просмотров, низкие отказы) для воздействия на поведенческие факторы. Были придуманы специальные функции: например, кроме привычной возможности оставить комментарий, на портале для ответа на него можно позвать эксперта (автора статьи или его компетентного коллегу из редакции).
При проектировании новостного портала учитывались лучшие практики технического SEO. Разработчики задействовали соответствующие модули из контриба Drupal: от общеиспользуемого XML Sitemap до семантического Schema.org Metatag ради rich-сниппетов.
Сейчас целевые посетители приходят из поиска за актуальными новостями. Чтобы задержать посетителей, портал даёт им возможность быстро зарегистрироваться (спасибо Drupal-модулю SocialAuth) и создать индивидуальную ленту новостей, взятых только из интересующих рубрик, которых на портале свыше 20.
По мнению разработчиков, привлечение трафика через органику переживает второе рождение в рунете: во-первых, больше нет Google Ads, а поиск Google всё ещё есть; во-вторых, рекламодатели до половины своих бюджетов с контекстной рекламы в Google перенаправили в Яндекс.Директ, чем задрали ставки во многих тематиках в 1,5–2 раза.
Формирование ленты
Кроме важных и обычных новостей, на портале размещаются долгоиграющие обзоры от экспертов. Обзоры в ленте тоже необходимо было визуально выделять более крупными карточками, а также поднимать наверх каждой страницы пагинации. При этом лента должна быть смешанной: обзоры не должны идти подряд, они должны равномерно распределяться по страницам пагинации и миксоваться со свежими новостями. Это сильно отличается от классической ленты новостей, где сортировка происходит только по дате публикации.
Задачу удалось решить с помощью Drupal-модуля Views и переопределения ряда SQL-запросов. За раскладку карточек в каждой порции контента, полученной от пагинатора, отвечает кастомный модуль.
Технологический стек
Хоть в проекте и используется более 70 контрибных Drupal-модулей и четыре кастомных, стек нельзя назвать громадным. Вместо монструозных модулей-комбайнов Drupal предлагает много маленьких модулей-кирпичиков, из которых можно построить сайт любой архитектуры. В этом и есть преимущество Drupal.
Комбайны в Drupal, впрочем, тоже имеются. Например, c помощью одного из них — модуля Paragraphs, был построен полностью редактируемый через админку лендинг о портале.
Портал пока живёт на классическом LAMP-стеке (Linux, Apache, MySQL, PHP) с серверной генерацией страниц. Но не исключено, что в будущем его заменит связка: Headless Drupal в роли админки и бэкенда и React в роли фронтенда.
Показатели успешно проделанной работы
За год с небольшим, с декабря 2021 года, количество активных читателей за неделю выросло с нуля до 5,5 тысяч, из которых 4,5 тысячи идут с органического поиска Яндекса и Google. Для проекта, который принципиально не публикует политических новостей и ориентирован на узкую аудиторию предпринимателей, собственников и руководителей бизнеса это значительный результат.
Почему Drupal?
Наше агентство работает с CMS Drupal начиная с шестой версии (2008 год). Систему изучили давно и глубоко, в том числе разработали на ней много ecommerce-проектов с акцентом на техническое SEO. Когда появилась задача по созданию глубоко оптимизированного сайта-СМИ, выбор инструмента для нас был предопределен. К тому же 90% запланированной функциональности удалось реализовать контрибными модулями.
Да, их надо уметь готовить, поэтому даже 10% уникального и интеграционного кода написать было непросто, но зато в итоге заказчик получил сайт на популярной открытой платформе без вендор-лока на конкретную команду разработчиков.
Конкурс Russian Drupal Awards 2023 начал принимать заявки. В этом году список номинаций расширился — текущие пополнятся номинациями «Медицинский сайт» и «Сайт для бизнеса из сферы HoReCa». Подать заявку на участие и узнать подробную информацию о конкурсе вы можете на сайте russiandrupalawards.ru.