Пандемия пройдет, а мусор останется: как коронавирус навредит экологии

Пандемия пройдет, а мусор останется: как коронавирус навредит экологии

Одним из самых популярных мемов во время самоизоляции стала фраза “Природа так очистилась, что…” с разными вариациями в окончании. Вернувшиеся в опустевшие города животные, лебеди в каналах Венеции, фабрики, прекратившие работу, сокращение выбросов от транспорта — все это напоминало беспрецедентную экологическую акцию, будто срежессированную Греттой Тунберг. Однако, стоит только посмотреть c другой стороны, и картина перестает быть такой радужной: горы неперерабатываемых средств защиты, ренессанс одноразового пластика, дополнительная упаковка, панические закупки, приостановка многих «зеленых» проектов могут в перспективе усугубить обстановку, сделав ее даже хуже, чем было до пандемии.

О том, что может сделать с этим каждый прямо сейчас, рассказывает менеджер по корпоративной и социальной ответственности Lamoda Оксана Костив.

Одноразовое и безопасное?

Мы привыкли, что «спасать окружающую среду» просто: в кафе можно попросить налить кофе в вашу кружку, в магазин — прийти с многоразовой сумкой, можно участвовать в экологических акциях. Коронавирус положил конец этим практикам: магазины и кафе ограничили продажу еды и напитков в посуду покупателей, экологические акции отменены во избежание скопления людей, любимые пункты сбора вторсырья оказались недоступны из-за ограничений передвижения.

При этом количество упаковки во время пандемии выросло. Производители и ритейлеры старались сделать свой продукт и шопинг в целом безопасным. Было и ярко выраженное желание покупателей чувствовать себя более защищенными и иметь возможность снять верхний слой упаковки, с которым могли соприкасаться другие потребители или сотрудники ритейла.

Онлайн-шопинг вышел на новый уровень. Мы увидели, что люди, которые раньше никогда не покупали одежду или косметику в интернете, не только быстро освоились, но и старались в одном заказе объединить одежду для всех членов семьи, косметику, игрушки, товары для дома, маски, санитайзеры и даже продукты питания, которые тоже появились на Lamoda. Несмотря на то, что онлайн магазины и сервисы доставки быстро перестроились, ввели бесконтактные способы оплаты и передачи товаров и работали на пределах своих возможностей, стараясь обеспечить максимальный комфорт и безопасность людей на самоизоляции, избежать критики (отчасти справедливой) о способах упаковки товаров, им не удалось.

Помимо соображений безопасности, есть и другие причины обилия упаковки. В первую очередь, это соблюдение законодательства и норм СанПиН о принципах товарного соседства: именно поэтому ответственный продавец использует дополнительный пакет и не положит ваш гель для стирки вместе с чаем или детской игрушкой. Также упаковка зачастую призвана повысить сохранность товаров при транспортировке, особенно хрупких. Когда небольшой заказ от одного продавца вы получаете в нескольких пакетах или коробках это может свидетельствовать о том, что ваш заказ собирался на разных складах.

Упаковка — болезненный вопрос как для производителей товаров, так и для ритейлеров. Совершенно точно ни один ритейлер не ставит себе задачей использовать больше упаковки — ведь это его затраты. Мы в Lamoda движемся к тому, чтобы промаркировать всю нашу упаковку, сократить количество используемых в ней материалов (как с нашей стороны, так и со стороны партнеров) и в дальнейшем легко сдать ее в переработку. Но это, увы, не тот процесс, который можно завершить за неделю.

Что можно сделать в этом случае? Самое главное — сохранять здравый смысл. В первую очередь, это относится к ритейлерам: не нужно играть на панических настроениях. Если вирус живет на поверхности упаковки, то нет необходимости “укутывать” товар в 10 слоев. Одного достаточно. Что касается пользователей, если упаковка пригодна для переработки - можно и нужно сдать ее в ближайший пункт приема вторсырья или раздельного сбора отходов. В случае с доставкой из кафе и ресторанов часто есть опция отказаться от приборов, что тоже экологично, если вы заказываете еду на дом, и у вас есть многоразовые приборы.

Коронавирус и выбросы

На 21,5% в феврале 2020 года выросло количество дней без смога в провинции Хубэй в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, отчиталось Министерство экологии и окружающей среды Китая. Страна ежегодно производит до 30% выбросов CO2 в мире.

На 50% уменьшилось снижение выбросов угарного газа в Нью-Йорке в марте 2020 года. Уровень транспортнои загруженности мегаполиса в этот период сократился на 35% по сравнению с данными 2019 года.


Источники: CNN, BBC

Придется смешивать

Коронавирус нанес урон и по раздельному сбору мусора. Фабрики, приостановившие работу, перестали поставлять вторсырье на перерабатывающие заводы. Многие пункты приема вторсырья были закрыты.

По всему миру для защиты от вируса люди стали использовать маски, перчатки, салфетки и санитайзеры. Медицинские отходы, к которым относится большинство средств защиты, следует утилизировать по отдельному протоколу. Города завалены одноразовыми масками. Переработать и дать им вторую жизнь очень сложно. Влияние таких масок, ровно как и перчаток, салфеток и пустых емкостей от санитайзеров, на экологию нам только предстоит оценить, но сделать это корректно можно будет только когда пандемия закончится.

Маски в цифрах

1,2 млн медицинских масок, по официальным данным, нужно в сутки для удовлетворения спроса в России;

15 млн масок в день нужно во Франции во время пандемии только для обеспечения медперсонала, без учета населения;

До 5 масок за смену нужно в среднем одному врачу, чтобы менять их каждые два часа.


Источники: ТАСС, RFI, Российская газета, РБК

Как выбросить маску правильно

Респираторные маски — это медицинские отходы класса Б, представляющие эпидемиологическую опасность, инфицированные и потенциально инфицированные предметы. Правила утилизации таких отходов предусматривают обеззараживание. После начала пандемии Роспотребнадзор рекомендовал гражданам собирать в отдельный пакет использованные медицинские маски, одноразовые перчатки, герметично их упаковывать и утилизировать вместе с бытовым мусором.

Источник: РИА Новости

Устройте вечеринку гречки и тушенки

В начале пандемии многие подверглись тревожным настроениям и закупились гречкой и тушенкой. Если вдруг у вас дома уже образовался небольшой стратегический склад, но вы не готовы это есть, сделайте все, чтобы эти продукты не оказались на свалке. Например, посмотрите рецепты в интернете и устройте вечеринку для домашних с неожиданными блюдами. Или используйте сервисы и группы фудшеринга.

Вместе с другими компаниями Lamoda уже сейчас участвует в обсуждении программы перераспределения продуктов после панических закупок среди сотрудников в благотворительные фонды.

Панические покупки

С конца февраля-начала марта 2020 года по всему миру покупатели штурмовали супермаркеты, сметая туалетную бумагу, мыло, моющие средства, макароны и другие продукты длительного хранения. В США и Австралии также вырос спрос на оружие. Властям многих городов пришлось выступить с обращением к покупателям с просьбой прекратить истерику и остановить лавину покупок — это никак не помогает в борьбе с пандемией.

Источник: CNN

Что еще каждый может сделать, чтобы помочь экологии в эпоху коронавируса:

  • Поддержите зеленые инициативы: сейчас очень непростой период для многих бизнесов и проектов, в том числе экологических. Поддержав фонд, защищающий природу, вы поможете планете преодолеть последствия коронавируса, сделать это можно, например, через сервис «Добро Mail.ru».
  • Разберите свой шкаф. Надоевшие вещи в хорошем состоянии сдайте в пользу благотворительных фондов и на переработку (сделать это можно и в пятнадцати московских пунктах выдачи заказов Lamoda в рамках совместного проекта с фондом «Второе дыхание»).
  • Приобщитесь к экомоде. Товары для спорта и отдыха от пионеров sustainable fashion — бренда Patagonia, кроссовки из переработанного морского пластика, веганские рюкзаки Mi-Pack, при создании которых используется кожура от яблок, одежда из уютнейшего лиоцелла — ткани, сделанной из целлюлозы — все это можно найти на Lamoda.
  • Изучайте сервисы доставки. Важно не подвергать себя лишним рискам. Многие магазины теперь вышли в онлайн. Lamoda, например, стала партнером сети «ВкусВилл», дополнив свой ассортимент косметическими средствами, а также популярными продуктами питания с длительным сроком хранения этого бренда. Такие партнёрства уже позволяют клиентам заказывать максимально широкий спектр необходимых продуктов у одного продавца и не увеличивать количество доставок.
  • Узнайте, как можно помочь планете: посмотрите документальные фильмы об экологии, разберитесь, как отличить эко-био-органик продукты от обычных (например, с помощью, приложения Ecolabel Guide), пройдите образовательный онлайн-курс, чтобы сделать вашу жизнь экологичнее.
  • Пересмотрите свои привычки. Возможно, сейчас самое подходящее время приобщиться к «зеленым» привычкам: начать раздельный сбор мусора дома, выбрать на будущее многоразовую кружку, сумку-шопер для походов по магазинам, начать планировать меню на неделю или устраивать «день без мяса», попробовать натуральную косметику, например, Levrana или Natura Siberica, и многое другое. Коронавирус обязательно закончится, а новые зеленые привычки останутся с вами.
1010
2 комментария

Заметил, что в некоторых продуктовых гипермаркетах, уже организовали раздельный сбор использованных масок и перчаток. Что с ними дальше происходит - загадка) но хочется верить, что правильно утилизируют. 

Ответить

Кирилл,  не хочу вас расстраивать, но придется, кажется :(
Отдельный сбор масок и перчаток - требование Роспотребнадзора. Выбросить в двойной пакет, герметично закрыть и уничтожить - вот путь, который предусмотрен сейчас. 

Ответить