Какие российские законы нужно знать блогерам

В этой статье мы рассмотрим самые важные законы для ведения блогерской деятельности: ответственность, реклама, налоги, интеллектуальная собственности и пр. Эта статья – начало цикла публикаций об основах безопасного блогерства, так что stay tuned!

Основные законы, применимые к деятельности блогеров Buzko Krasnov

Закон о рекламе

Самый важный закон для блогера – закон о рекламе, потому что реклама является одним из главных источников дохода блогера.

Правила о рекламе можно разделить на два вида: правила, исходящие от государства и закрепленные в законодательстве, и правила, составленные конкретной платформой (Instagram, Facebook, Youtube и т. д.).

Сегодня речь пойдет только о законодательном регулировании рекламной деятельности. Самый важный закон в этой части – Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года («Закон о рекламе»). В соответствии с положениями Закона о рекламе под словом «реклама» понимается информация, которая:

  • Распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
  • Адресована неопределенному кругу лиц, и
  • Направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Закон о рекламе предусматривает три роли, которые блогер может играть в ходе осуществления рекламной деятельности:

  • Рекламодатель – непосредственный изготовитель или продавец рекламируемого товара, а также лицо, определяющее содержание рекламной кампании;
  • Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
  • Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

От того, какую именно функцию выполняет блогер в рекламной кампании, зависит его зона ответственности в соответствии с законодательством о рекламе. Тем не менее есть ряд ограничений, применимых к любому из трех субъектов рекламной деятельности. К таким ограничениям относятся, в частности, правила рекламы отдельных видов товаров и услуг или запрет на такую рекламу.

Так, например, особые правила устанавливаются в отношении следующих категорий объектов рекламы:

  • Лекарства, БАДы и пищевые добавки;
  • Игры и пари, основанные на риске, включая букмекерские конторы;
  • Финансовые услуги и финансовая деятельность;
  • Алкогольная продукция.

В отношении этих категорий товаров и услуг законом устанавливается ряд критериев, несоблюдение которых может привести к признанию рекламы незаконной, что грозит блогеру наложением административного штрафа в размере до 500 тыс. рублей.

Так, например, в отношении пищевых и биологически активных добавок законодатель установил требования, согласно которым:

  • Запрещается создавать впечатление о том, что они являются лекарствами или обладают лечебными свойствами;
  • Запрещается ссылаться на случаи улучшения самочувствия или излечения от заболеваний определенных людей в результате применения добавок;
  • Запрещается использовать благодарственные отклики людей в связи с использованием таких добавок;
  • Запрещается упоминать исследования как аргумент в пользу преимуществ таких добавок;
  • Необходимо указывать дисклеймер о том, что такие добавки не являются лекарственными препаратами, который не может занимать менее 10% от всей рекламной площади.

За нарушение любого (!) из этих требований блогеру может грозить штраф от 2 до 500 тыс. рублей.

Стоит также отметить, что реклама указанных выше товаров всегда привлекает повышенное внимание со стороны Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). В этой связи совет юристов обычно заключается в том, что не стоит пренебрегать требованиями, установленными законодательно, во избежание возложения на вас юридической ответственности.

Более подробный гайд по регулированию рекламной деятельности с учетом правил самых популярных платформ вы можете найти в путеводителе по юридическим аспектам деятельности блогеров.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

В отношении блогеров может быть применено сразу несколько административных составов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ («КоАП РФ»):

  • Ст. 5.61 КоАП РФ: Оскорбление личности. Размер ответственности за публично выраженное блогером оскорбление будет варьироваться от 5 до 700 тыс. рублей.
  • Ст. 20.3.1 КоАП РФ: Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Названный состав предусматривает возложение на блогера штрафа в размере от 10 до 500 тыс. рублей.
  • Ст. 14.3 и 14.3.1 КоАП РФ: Нарушения законодательства о рекламе. Применение указанных статей влечет наложение штрафа в размере до 500 тыс. рублей.
  • Ст. 14.33 КоАП РФ: Недобросовестная конкуренция. Этот состав запрещает недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения. Применяется чаще всего в связи с осуществлением блогером рекламных кампаний.

Уголовный кодекс РФ

Исходя из особенностей блогерской деятельности, в Уголовном кодексе РФ («УК РФ») можно выделить два состава, которые представляют собой отягченные версии правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

  • Ст. 128.1 УК РФ: Клевета. Ответственность за клевету может быть возложена исключительно на юридических лиц, в том числе блогеров, которые ведут свою деятельность посредством ООО. Такая ответственность может иметь вид штрафа в размере от 500 000 до 3 000 000 рублеи.
  • Ст. 282 УК РФ: Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Указанный состав применяется в тем случае, если блогер совершил правонарушение, предусмотренное ст. 20.3.1 КоАП повторно в течение 1 года после привлечения к административной ответственности.

Часть 1 Гражданского кодекса РФ

Блогер может нести не только ответственность административную и уголовную ответственность, но и ответственность гражданско-правовую. Одним из оснований возложения такой ответственности выступает распространение противоречащих действительности сведений, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию лица.

Так, в соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации («ГК РФ») лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведении и возмещения убытков, если распространившее такие сведения лицо не докажет, что они соответствуют деиствительности.

Для удовлетворения иска о защите чести, достоинства и деловой репутации истцу достаточно доказать, что сведения были распространены ответчиком, и что такие сведения носят порочащий деловую репутацию характер. В свою очередь ответчик по такому иску может избежать ответственности, одновременно доказав два условия:

  • Сведения являются утверждениями о фактах, соответствие деиствительности которых можно проверить, а не оценочными суждениями, которые не являются предметом судебнои защиты;
  • Сведения соответствуют деиствительности.

Часть 2 Гражданского кодекса РФ

Ни для кого не секрет, что при осуществлении блогерской деятельности, в том числе при создании контента, блогерам зачастую приходится прибегать к услугам третьих лиц – для монтажа видеороликов, ведения аккаунтов в социальных сетях, запуска своей линии одежды и т. д.

Нередки при этом случаи, когда популярные блогеры публикуют печальные истории о том, как их обманули их подрядчики, партнеры или рекламодатели. Во избежание таких случаев всегда нужно в зависимости от конкретной задачи заключать договор, который позволит снизить риски, связанных с неисполнением обязательств вашими контрагентами, а также обеспечит вам возможность установления ответственности за такое неисполнение.

Часть 2 ГК РФ содержит требования к содержанию гражданско-правовых договоров, которые наиболее часто заключаются блогерами – договоров подряда, оказания услуг и и т. д.

Кроме того, даже если среди огромного количества договоров, напрямую поименованных в ГК РФ, вы не сможете найти наиболее подходящий под вашу задачу, статья 421 ГК РФ позволяет вам заключить любой не противоречащий закону договор. Таким может быть, к примеру, договор на управление социальными сетями.

Однако в таком случае стоит быть особенно осторожными, поскольку небрежность по отношению к юридическим нюансам может привести к тому, что в случае возникновения спора оно может быть признано недействительным. И такое соглашение, в свою очередь, не сможет защитить вас от любых юридических рисков, которые возникают в рамках правоотношений между вами и вашим контрагентом.

На практике среди наиболее распространенных договоров в деятельности блогеров можно выделить:

  • Договор на управление аккаунтом в социальной сети – договор, предоставляющий третьему лицу право выступать в качестве администратора аккаунта блогера за определенное вознаграждение.
  • Договор на размещение рекламы – договор, определяющий общие договоренности сторон относительно рекламной кампании, проводимой блогером или по его заказу у третьего лица.

Эти договоры вы можете скачать в составе пакета документов для блогеров, ссылку на который мы приводили выше.

Часть 4 Гражданского кодекса РФ

В процессе своеи деятельности по созданию контента блогер так или иначе использует материалы третьих лиц. Такие материалы могут часто являться охраняемыми объектами авторского права или средствами индивидуализации. ГК РФ причисляет к объектам авторского права:

  • Литературные произведения (например, посты других блогеров);
  • Музыкальные произведения с текстом или без текста (например, уникальные музыкальные произведения известных артистов);
  • Аудиовизуальные произведения (например, клипы исполнителеи);
  • Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства (работы веб-дизайнера, иллюстратора и т. д.);
  • Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии (например, фото, сделанные известными фотографами) и др.

Следовательно, при создании контента блогеру необходимо обращать внимание на потенциальную возможность нарушения прав третьих лиц, закрепленных частью 4 ГК РФ. Для того чтобы избежать этого при использовании фрагментов чужих произведений, вам следует получить разрешение от правообладателей либо приобрести право использования (лицензию) у правообладателя.

Тем не менее, главныи способ избежать рисков нарушения исключительных прав третьих лиц – использовать в своем блоге только оригинальныи контент, которыи был создан вами лично, либо создан для вас третьим лицом на основании договора авторского заказа.

В случае, если между блогером и подрядчиком был заключен договор авторского заказа, не предусматривающий отчуждения исключительного права на произведение в пользу блогера, такой договор должен предоставлять блогеру лицензию на использование произведения в целях, не противоречащих законодательству.

В противном случае в отношении блогера может быть установлена юридическая ответственность в виде штрафа в размере до 5 миллионов рублей за неправомерное заимствование фрагментов чужих произведений.

Налоговый кодекс РФ

Блогерская деятельность, как и любая другая приносящая доход деятельность, облагается налогами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации («НК РФ»).

На практике блогер может вести деятельность как:

  • Физическое лицо, то есть не предпринимая никаких дополнительных шагов для оформления своеи деятельности;
  • Самозанятыи (плательщик налога на профессиональныи доход);
  • Индивидуальныи предприниматель («ИП»);
  • Общество с ограниченнои ответственностью («ООО»).

Блогер может выбрать для себя любой из 4 наиболее подходящих для него режимов налогообложения, исходя из особенностей каждого режима, которые приведены в таблице ниже.

Сравнение разных форм ведения блогерской деятельности Buzko Krasnov

Надеемся, что представленный обзор законодательства поможет начинающему блогеру сориентироваться в правилах, которые разбросаны в разных законах.

Более подробный анализ правовых аспектов осуществления блогерской деятельности вы можете почерпнуть из нашего пакета юридических документов для блогеров и инфлюенсеров, куда кроме самого путеводителя входят еще самые распространенные договоры, подписка на регулярные обновления и краткая консультация.

Ну, а если вы блогер, который может позволить себе работать удаленно, вам также может быть полезен наш налоговый путеводитель для цифровых кочевников.

Авторы статьи – юристы из Buzko Krasnov, где они консультируют граждан и компании по всем юридическим аспектам ведения блогерской деятельности.

{ "author_name": "Полина Караченцева", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b","\u0431\u043b\u043e\u0433\u0435\u0440\u044b"], "comments": 11, "likes": 17, "favorites": 123, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 198355, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 Jan 2021 15:28:44 +0300", "is_special": false }
0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Нервный Слава

6

Какие российские законы нужно знать блогерам?

А зачем? Жизнь и недавние события наглядно показывают, что даже знание законов от ответственности в России не освобождает 🤭

Ответить
0

конкурентов душить

Ответить
1

например, фото, сделанные известными фотографами

Почему же только известными?

Ответить

Старательный Илья

Андрей
0

Верное замечание. Не только известными!

Ответить
0

первый и главный закон блогера:
1. эвакуироваться из рф

Ответить
0

Ещё про законодательство о персональных данных забыли...

Ответить
0

«Всем привет, ребята!
Кхе-кхе
А спонсор сегодняшнего выпуска — компания Один Икс!»
©Мужик из «Гараж 54»

Ответить
0

Я не пойму почему они безнаказанно рекламируют букмекерские конторы, пирамиды и никто их не наказывает за это?

Ответить
–1

И до блоггеров добраться хотят, все им мало.

Ответить
0

не только добраться, но и цензуру установить, как над всеми известными сми

Ответить
–1

Какие российские законы нужно знать блогерам?

Про правительство либо хорошо, либо никак.

Ответить

Комментарии

null