{"id":13751,"url":"\/distributions\/13751\/click?bit=1&hash=cf723a128ab74257b945bd42ecad0f174fd8e0d3e772029af84478faabbf63b1","title":"\u041a\u0430\u043a \u0443\u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0438\u0442\u044c \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442\u044c \u0446\u0435\u043b\u0435\u0432\u044b\u0435 \u0437\u0430\u044f\u0432\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Работа с госорганами почти не отличается от работы с крупными корпорациями». Интервью Ксении Гайн с Василем Закиевым

Недавно я проводила прямой эфир с Василем Закиевым, бизнес-ангелом, основателем и руководителем многих успешных IT-проектов. Мы говорили о том, как стартап-проект может взаимодействовать с государственными органами и как это сделать правильно с юридической точки зрения.

У Василя на этот счёт есть интересный кейс — проект «Штрафы ГИБДД», который существует с 2010 года. Можно посмотреть прямой эфир, а можно его прочитать — прямо здесь.

Скриншоты с прямого эфира Ксении Гайн и Василя Закиева

Василь, судя по Facebook, ты уже 10 лет занимаешься проектом «Штрафы ГИБДД».

Всё верно, 10 с лишним лет.

Сейчас более-менее понятно, как может работать такой сервис. Информации стало много, доступ к ней обеспечивается. Но как это было в 2010 году? С чего всё началось?

Это началось в конце 2010 года, когда мы решили, что молодым предпринимателям надо заниматься чем-то в сфере информационных технологий, потому что там не надо покупать заводы-пароходы, а значит, не такая большая зависимость от капитала и больше возможностей заработать своими мозгами. Ища, где мы можем сделать людям лучше, мы подумали регистрировать компании, например, в ФНС. Там нужно было подготовить толстую пачку совершенно типовых документов, хотя тому, кто регистрирует, нужно было ответить буквально на 18 вопросов: кто учредитель, размер уставного капитала и т. д. Но потом мы решили, что гораздо интереснее сделать сервис для проверки штрафов ГИБДД.

На тот момент он работал только в Татарстане, его ещё толком никто не знал. И вообще, мы начинали как приложение во «ВКонтакте»: парсили сайт ГИБДД, узнавали, есть ли у человека штрафы, и выдавали их. Первые оплаты появились не сразу и делались практически вручную, то есть мы чуть ли не ходили с деньгами и квитанциями в банк и оплачивали их за человека, чтобы посмотреть, как это работает. Потом уже подключились к настоящей базе и начали работать по нарастающей, сначала в Татарстане, потом подключили ещё несколько регионов, потом ещё 14 регионов пришли одновременно через одного партнёра. Потом в 2014 году примерно вся Россия начала работать через государственную базу.

А каким образом вы всё-таки собирали эту информацию? Как узнавали, что у конкретного лица есть штрафы? Всё-таки, на мой взгляд, работать с ГИБДД в 2010 году — это уникальный опыт, и нужно действительно постараться, чтобы придумать схему.

Тогда это делалось так. Человек в приложении вводит данные своего автомобиля, потом наш робот лезет на сайт ГИБДД, считывает всё, что сайт ГИБДД выдал, и показывает человеку результаты в приложении во «ВКонтакте».

Как органы ГИБДД на это отреагировали?

Ну они как раз отреагировали так: «Давайте вы не будете парсить, вот вам рабочий API». И потом нам уже дали доступ к API базы, где эти штрафы отображались.

Вы были первыми в таком взаимодействии или у ГИБДД уже был какой-то наработанный опыт, что они сразу предложили вам такой вариант?

Мы были первыми. Кроме нас, по API до этого работал только банк, по-моему, даже только один, из Татарстана.

«Ак Барс Банк», наверно. :)

Ну да. Ведь как раньше работало. Ты приходишь с правами в отделение банка, показываешь права, и тебе говорят, какие у тебя штрафы. Мы, по сути, этот процесс перенесли в онлайн, хотя работали по такому же API, по которому работал банк.

А куда вы «постучали», чтобы получить это API? Или вы, такие молодые и амбициозные, пришли и сказали: «Мы хотим, нам надо!»

Первый момент — дисклеймер: сейчас работать через парсинг нехорошо, тогда, в 2010-м, это считалось более-менее нормальным. Второй момент — как в анекдоте: если хочешь выиграть в лотерею, то надо не просить Бога о том, чтобы он тебе предоставил выигрыш, а сначала хотя бы купить билетик. Мы, собственно, на сайте открыто указали наши контакты, по которым с нами и связались.

Если про дальнейшие этапы говорить, то мы активно смотрели, как это работает, мы набирали базу. В итоге выходило так, что любой госорган, агрегатор или тот, кто по контракту для госорганов выполнял создание этой базы, стал сам к нам обращаться. Мы стали довольно крупными, к тому моменту замкнули поток на себе.

Интерфейс сайта «Штрафы ГИБДД»

У вас тогда была лицензия с органами ГИБДД на API? Или какой-либо иной вид сделки?

Я не помню, честно говоря. Скорее всего, это был просто договор на доступ к информации, в котором прописано, как мы стучимся и как ГИБДД отвечает. Это, собственно, была даже не ГИБДД, а скорее её подрядчики, которые в разных регионах собирали разные базы в одну.

А дальше как развивалась эта история?

А дальше эту функцию передали в казначейство. То есть ГИБДД сейчас назначает штрафы, а собирает и распределяет по регионам уже казначейство. Поэтому регионы, кстати, активно сами ставят камеры, потому что деньги со штрафов в массе своей попадают в региональный бюджет. Москва, если не ошибаюсь, в 2018 году получила порядка 34 млрд рублей именно со штрафов, так что это неплохое дополнение в, как правило, бедный региональный бюджет. И казначейство, собственно, и стало менеджерить эту базу.

Сейчас казначейство отдаёт API, и в этом API есть огромное количество разных других платежей, включая даже платежи за ЖКХ. Но даёт оно их не напрямую, а через специализированные конторы типа банков и НКО, т.е. тех, кто имеет полноценное право доступа к этой базе. Мы имеем только опосредованное право, мы скорее маркетинговая часть всего этого процесса.

Если я правильно понимаю, ты говоришь про Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах?

Да, про ГИС ГМП.

Вы, насколько я могу видеть, присоединили к приложению оплату судебным приставам.

Да, и она тоже напрямую из ГИС ГМП берётся, как и оплата транспортного налога. В этом году как раз вносятся серьёзные изменения в работу этой базы. Раньше нужно было каждый раз «переспрашивать» базу, есть ли по конкретным реквизитам налоговые начисления. Сейчас база сама учится оповещать, если по реквизитам произошли какие-либо изменения. Это сделали потому, что мы и такие же компании, как мы, постоянно бомбардировали базу огромным количеством одинаковых запросов: «У Ксении появился новый штраф? Появился? Появился? Появился?..»

Бывают задержки в связи с этим? В отзывах я читаю, что бывает неактуальная информация.

Обычно это проблема лежит в связке разных баз. ГИБДД — это федеральная структура, но назначает штрафы региональная ГИБДД. Более того, в районе может быть конкретный гибэдэдэшник, который этот штраф выписал. Потом ему надо приехать к себе и этот штраф занести в систему, по этой системе информация должна подняться из района в регион, регион уже должен отчитаться федералам. А федеральная ГИБДД уже должна отдать информацию в ГИС ГМП, т.е. в казначейство, чтобы штраф появился в базе. Вот этот процесс может иногда занимать некоторое время, но в большинстве регионов он уже автоматизирован. Условно, если камера выписала штраф, он может появиться в базе через несколько часов — у нас были такие случаи. Но в норме, если тебе «руками» выписали штраф, то придётся подождать дня три, пока он появится в базе.

Ты говорил, что в той же базе есть данные по ЖКХ и другие виды данных. Вы планируете в связи с этим расширять функции приложения?

Очень хочется расширяться, но надо понимать, что расширение идёт не от данных. Данные есть у всех, это не какое-то конкурентное преимущество. Расширение идёт от аудитории и решаемых проблем. А такой проблемы, где оплатить услуги ЖКХ, нет: это сейчас можно сделать практически везде. Проблемы, что нельзя нигде получить платежи от приставов, тоже нет. Но именно по штрафам и приставам мы сделали такой сервис со своей огромной лояльной аудиторией, которая готова платить комиссию за то, что мы оповещаем быстрее, понятнее показываем, какой штраф, за то, что у нас больше способов оплаты и лучше работает поддержка.

Я могу рассказать такой пример. Если ты оплачиваешь штраф на девятнадцатый с половиной день, то он может дойти до ГИС ГМП, когда двадцатидневный срок уже пройдёт, и, соответственно, у тебя уже не получится заплатить штраф со скидкой. Госсервис или банк, в которым ты его оплачиваешь, никогда не будет решать подобных проблем. У тебя просто появится недоплаченная часть платежа, которую ты обязан доплатить. Ты можешь, конечно, пойти в суд, но это будет стоить точно больше 250 рублей. Мы это решаем на уровне техподдержки: если у нас человек оплатил на девятнадцатый с половиной день, мы обязаны сделать так, чтобы у него всё работало вне зависимости от того, как базы это «отыграли».

Пример отображения информации о штрафе

А как вы это делаете, как взаимодействуете?

Обычно мы просто берём это на себя. Мы работаем, скорее, стратегически, чтобы база лучше работала, более быстро и более чётко, но эти 250 рублей мы не пытаемся отсуживать. Это бесперспективно с точки зрения затрат. Мы потратим больше времени, денег и сил, чтобы отсудить эти деньги у государства. Поэтому мы эти деньги возвращаем за счёт своей прибыли.

Коль скоро мы заговорили про суды. Какая судебная история у «Штрафы ГИБДД»?

С потребителями и контрагентами судов не было. Бывают жалобы, которые идут в управление «К», прокуратуру и так далее. Соответственно, они проводят проверку, не являемся ли мы мошенниками.

В интернете много сервисов, которые мошенничают со штрафами, например, показывают, что они есть, а по факту ничего не отправляют. Есть те, которые подписывают людей на ежедневное списание денег, например, по 150 рублей в день, за то, что они будут информировать, есть ли штраф. Мы этим, естественно, не занимаемся, поэтому и долго работаем. Но эти сервисы появляются постоянно, пугают людей, а мы проверки проходим. У нас даже есть специальная папочка готовых документов, готовых к отправке в случае проверки со стороны прокуратуры и отдела «К».

Такой вопрос. Получается, что «Штрафы ГИБДД» собирают персональные данные, чтобы узнавать информацию. Вы являетесь их операторами?

Насколько я помню, по 152-ФЗ есть разные уровни персональных данных. Мы работаем с самым нижним уровнем, и, соответственно, на этот счёт прошли сертификацию, перенесли сервера в Россию, чтобы соответствовать требованиям. Мы специально ограничиваем себя от персональных данных более высокого уровня, чтобы не заниматься лишней сертификацией, поскольку она для бизнеса нам не нужна. Поэтому мы работаем в целом с обезличенными данными.

А как вы обеспечиваете защиту персональных данных? Ведь чтобы узнать свой штраф, я как минимум ввожу своё имя, фамилию, отчество, номер автомобиля...
Ну фамилия, имя, отчество не нужны. Только номер автомобиля и номер водительских прав, а они напрямую, без ФИО, не являются персональными данными. Но на всякий случай наш data-центр сертифицирован ФСТЭК по 152-ФЗ, назначены ответственные сотрудники, и просто в рамках общей работы мы проводим кучу действий, связанных с обеспечением безопасности. У нас есть аудиторы, которые раз в какой-либо период проверяют компанию на предмет возможных внешних проникновений. Один раз эти аудиторы, по сути, «белые» хакеры, нашли у нас критические уязвимости, но в основном это мелкие ошибки, которые просто поправляются.

Дал ли тебе этот опыт работы с госорганами какие-либо знания, которыми ты можешь поделиться с другими предпринимателями?

Сервисы, подобные нашему, напрямую с госорганами и не работают. Мы работаем опосредованно. Но госорган — это такое же предприятие, такая же компания, как и любая другая. У неё есть свои цели и задачи. Надо понимать, что отдельные цели и задачи есть у руководства и у сотрудников. Кому-то в руководстве нужно что-то новое реализовать, чтобы показать себя с лучшей стороны…

А кому-то нужен новый айфон...

Может быть. Я обычно с такими ситуациями не сталкиваюсь, а когда сталкиваюсь, старательно избегаю. Скорее бывает так. Государство говорит: «Сделайте нам такую штуку, обеспечьте». Конкретная государственная организация начинает это как-то делать. Дальше я вижу «вилку», когда руководителю без разницы и он просто отрабатывает, чтобы его не уволили, или когда он молодой и амбициозный и ему нужно показать себя. Вторая ситуация, наверно, лучше, тогда вместе с ним можно разработать новый подход, который решит государственную задачу интересно. Часто потом это превращается в огромную тягомотину с сотрудниками, которые работают на этого нового молодого руководителя, потому что у них нет супермотивации срочно делать что-то классное, новое и рискованное.

Но по факту работа с госорганами почти не отличается от работы с крупными корпорациями. Попробуй поработай с каким-нибудь «Майкрософтом», и поймёшь, что всё точно так же.

Наверно, ты прав. Но запросов от госорганов сейчас больше на какие-то инновации. Может быть, связано с тем, что сейчас идёт цифровизация экономики, цифровизация страны в целом.

Ну мне сейчас Почтой России удобнее пользоваться, чем каким-либо мобильным оператором, например. У мобильных операторов «где симку получали, туда и идите» ещё работает, а в Почте России уже всё проще.

Я недавно регистрировал ТСЖ, и мне надо было отправить 120 уведомлений. Я сделал это электронно, потому что там это можно было сделать за три часа, а 120 физических писем распечатать и запаковать… Особенность была только в том, что я нахожусь в Казани, адресаты находятся в Казани, электронные письма ушли в Питер, где у них центр, там их уже распечатали, и все эти 120 писем пришли собственникам помещений уже распечатанные и упакованные. Это было суперудобно, иначе пришлось бы нанимать отдельных людей, чтобы всё это запаковать, адреса написать, да ещё и не ошибиться при этом.

Больше о правовых аспектах IT-сферы и новостях IT с точки зрения юриста я пишу в Telegram-канале «Безжалостный юрист».

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Natalia Gmyzina

Кейс прикольный, конечно. Получается, сейчас любая IT-компания может условно прийти к казначейству и попроситься, мол, дайте нам API, мы хотим сделать классный сервис, вот наш проект?

Ответить
Развернуть ветку
Закиев Василь

В общем-то да. Но обращаться напрямую могут только банки и НКО

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Шекуров

Привет! Можешь помочь мне как НКО, как убедить гос организацию Службу крови открыть API для DonorSearch?

Ответить
Развернуть ветку
стас

Там гос организация ничего не делает. Подрядчики сами пишут ТЗ и согласуют его с госами, работу выполняют субподрядчики (работал там). Надо с подрядчиками-выигрывателями тендеров общаться, заинтересовать их можно лишь увеличением денежного потока в перспективе :)

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Шекуров

Если есть понимание их контекста, можете консультировать нас по этому вопросу ?

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Gmyzina

Спасибо за ответ!

Ответить
Развернуть ветку
Ильнар Сибгатуллин

Прикольно, конечно, но сейчас изжило себя, по-моему. Эту функцию на себя забрало приложение Госуслуг. Туда и штрафы, и приставы, и коммуналка, и налоги приходят. Всё в одном месте. Интересно подумать, куда переориентируется сервис Василя.

Ответить
Развернуть ветку
Закиев Василь

Продукты в одних магазинах дешевле чем в других, но не все идут туда. Причин для такого поведения много. Да, у нас дороже. Но есть причины почему сотни тысяч людей в день выбирают нас

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Харитонов

И без комиссии. А еще в приложениях банков, а ними лично я в сотни раз чаще взаимодействую, чем с Госуслугами

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Makh

Ксения топ!

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Держите себя в руках.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг
Ну фамилия, имя, отчество не нужны. Только номер автомобиля и номер водительских прав, а они напрямую, без ФИО, не являются персональными данными

Странно
Из их же политики:

Перечень, обрабатываемых персональных данных: фамилия, имя, отчество; номер контактного телефона; адрес электронной почты; ИНН; номер водительского удостоверения; номер свидетельства о регистрации транспортного средства; государственный номер транспортного средства.

Ну и? Разве здесь нет повода регистрироваться как ОПД? 

Ответить
Развернуть ветку
Закиев Василь

Спасибо за вопрос. В политику заложено, потому что может потребоваться, например, для ОСАГО, но в реальности лучший способ работы с ПД – не собирать и не хранить не нужные тебе ПД. В данный момент мы их не собираем и не храним. 

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Метелева

Интересная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Алеся Иванова

Как все интересно оказывается!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Суржиков

У меня был опыт работы с ФНС (делали пилотную версию "Мой налог" для самозанятых в 2017 году) и работой с одной крупной компанией (недавно сделавшей "крутейший ребрендинг"), которую я не могу разглашать.

По моему опыту, с государством работать было намного комфортнее. Менеджеры хоть и очень требовательные (могут, например, в субботу в 22 позвонить и затребовать демо релиза), но человечные, адекватные, с ними можно договариваться.

А в "корпорации" заебали с бумажками и проект стартовали полгода и отчитывались полгода. А делали 2 месяца.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Solar

В крупных корпорациях тоже важнее не расстраивать начальника , чем хорошая работа на результат?

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Гайн
Автор

Однозначно это так) По крайней мере юристы точно не нацелены на результат. Писала об этом статью здесь в блоге

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михалёв

Василь, а где берете фото штрафов? Был момент, у всех приложений это поломалось, перебирал несколько, так и не нашел рабочего. Или уже починилось?
Самостоятельно не собираетесь стать НКО для прямого доступа, или смысла нет?

Ответить
Развернуть ветку
Mansur Khairullin

Спасибо , было очень интересно. Хоть и знал давно про этот сервис и его основателя, много было ново )

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 20 комментариев
null