«Работа с госорганами почти не отличается от работы с крупными корпорациями». Интервью Ксении Гайн с Василем Закиевым

Недавно я проводила прямой эфир с Василем Закиевым, бизнес-ангелом, основателем и руководителем многих успешных IT-проектов. Мы говорили о том, как стартап-проект может взаимодействовать с государственными органами и как это сделать правильно с юридической точки зрения.

У Василя на этот счёт есть интересный кейс — проект «Штрафы ГИБДД», который существует с 2010 года. Можно посмотреть прямой эфир, а можно его прочитать — прямо здесь.

Скриншоты с прямого эфира Ксении Гайн и Василя Закиева
Скриншоты с прямого эфира Ксении Гайн и Василя Закиева

Василь, судя по Facebook, ты уже 10 лет занимаешься проектом «Штрафы ГИБДД».

Всё верно, 10 с лишним лет.

Сейчас более-менее понятно, как может работать такой сервис. Информации стало много, доступ к ней обеспечивается. Но как это было в 2010 году? С чего всё началось?

Это началось в конце 2010 года, когда мы решили, что молодым предпринимателям надо заниматься чем-то в сфере информационных технологий, потому что там не надо покупать заводы-пароходы, а значит, не такая большая зависимость от капитала и больше возможностей заработать своими мозгами. Ища, где мы можем сделать людям лучше, мы подумали регистрировать компании, например, в ФНС. Там нужно было подготовить толстую пачку совершенно типовых документов, хотя тому, кто регистрирует, нужно было ответить буквально на 18 вопросов: кто учредитель, размер уставного капитала и т. д. Но потом мы решили, что гораздо интереснее сделать сервис для проверки штрафов ГИБДД.

На тот момент он работал только в Татарстане, его ещё толком никто не знал. И вообще, мы начинали как приложение во «ВКонтакте»: парсили сайт ГИБДД, узнавали, есть ли у человека штрафы, и выдавали их. Первые оплаты появились не сразу и делались практически вручную, то есть мы чуть ли не ходили с деньгами и квитанциями в банк и оплачивали их за человека, чтобы посмотреть, как это работает. Потом уже подключились к настоящей базе и начали работать по нарастающей, сначала в Татарстане, потом подключили ещё несколько регионов, потом ещё 14 регионов пришли одновременно через одного партнёра. Потом в 2014 году примерно вся Россия начала работать через государственную базу.

А каким образом вы всё-таки собирали эту информацию? Как узнавали, что у конкретного лица есть штрафы? Всё-таки, на мой взгляд, работать с ГИБДД в 2010 году — это уникальный опыт, и нужно действительно постараться, чтобы придумать схему.

Тогда это делалось так. Человек в приложении вводит данные своего автомобиля, потом наш робот лезет на сайт ГИБДД, считывает всё, что сайт ГИБДД выдал, и показывает человеку результаты в приложении во «ВКонтакте».

Как органы ГИБДД на это отреагировали?

Ну они как раз отреагировали так: «Давайте вы не будете парсить, вот вам рабочий API». И потом нам уже дали доступ к API базы, где эти штрафы отображались.

Вы были первыми в таком взаимодействии или у ГИБДД уже был какой-то наработанный опыт, что они сразу предложили вам такой вариант?

Мы были первыми. Кроме нас, по API до этого работал только банк, по-моему, даже только один, из Татарстана.

«Ак Барс Банк», наверно. :)

Ну да. Ведь как раньше работало. Ты приходишь с правами в отделение банка, показываешь права, и тебе говорят, какие у тебя штрафы. Мы, по сути, этот процесс перенесли в онлайн, хотя работали по такому же API, по которому работал банк.

А куда вы «постучали», чтобы получить это API? Или вы, такие молодые и амбициозные, пришли и сказали: «Мы хотим, нам надо!»

Первый момент — дисклеймер: сейчас работать через парсинг нехорошо, тогда, в 2010-м, это считалось более-менее нормальным. Второй момент — как в анекдоте: если хочешь выиграть в лотерею, то надо не просить Бога о том, чтобы он тебе предоставил выигрыш, а сначала хотя бы купить билетик. Мы, собственно, на сайте открыто указали наши контакты, по которым с нами и связались.

Если про дальнейшие этапы говорить, то мы активно смотрели, как это работает, мы набирали базу. В итоге выходило так, что любой госорган, агрегатор или тот, кто по контракту для госорганов выполнял создание этой базы, стал сам к нам обращаться. Мы стали довольно крупными, к тому моменту замкнули поток на себе.

Интерфейс сайта «Штрафы ГИБДД»
Интерфейс сайта «Штрафы ГИБДД»

У вас тогда была лицензия с органами ГИБДД на API? Или какой-либо иной вид сделки?

Я не помню, честно говоря. Скорее всего, это был просто договор на доступ к информации, в котором прописано, как мы стучимся и как ГИБДД отвечает. Это, собственно, была даже не ГИБДД, а скорее её подрядчики, которые в разных регионах собирали разные базы в одну.

А дальше как развивалась эта история?

А дальше эту функцию передали в казначейство. То есть ГИБДД сейчас назначает штрафы, а собирает и распределяет по регионам уже казначейство. Поэтому регионы, кстати, активно сами ставят камеры, потому что деньги со штрафов в массе своей попадают в региональный бюджет. Москва, если не ошибаюсь, в 2018 году получила порядка 34 млрд рублей именно со штрафов, так что это неплохое дополнение в, как правило, бедный региональный бюджет. И казначейство, собственно, и стало менеджерить эту базу.

Сейчас казначейство отдаёт API, и в этом API есть огромное количество разных других платежей, включая даже платежи за ЖКХ. Но даёт оно их не напрямую, а через специализированные конторы типа банков и НКО, т.е. тех, кто имеет полноценное право доступа к этой базе. Мы имеем только опосредованное право, мы скорее маркетинговая часть всего этого процесса.

Если я правильно понимаю, ты говоришь про Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах?

Да, про ГИС ГМП.

Вы, насколько я могу видеть, присоединили к приложению оплату судебным приставам.

Да, и она тоже напрямую из ГИС ГМП берётся, как и оплата транспортного налога. В этом году как раз вносятся серьёзные изменения в работу этой базы. Раньше нужно было каждый раз «переспрашивать» базу, есть ли по конкретным реквизитам налоговые начисления. Сейчас база сама учится оповещать, если по реквизитам произошли какие-либо изменения. Это сделали потому, что мы и такие же компании, как мы, постоянно бомбардировали базу огромным количеством одинаковых запросов: «У Ксении появился новый штраф? Появился? Появился? Появился?..»

Бывают задержки в связи с этим? В отзывах я читаю, что бывает неактуальная информация.

Обычно это проблема лежит в связке разных баз. ГИБДД — это федеральная структура, но назначает штрафы региональная ГИБДД. Более того, в районе может быть конкретный гибэдэдэшник, который этот штраф выписал. Потом ему надо приехать к себе и этот штраф занести в систему, по этой системе информация должна подняться из района в регион, регион уже должен отчитаться федералам. А федеральная ГИБДД уже должна отдать информацию в ГИС ГМП, т.е. в казначейство, чтобы штраф появился в базе. Вот этот процесс может иногда занимать некоторое время, но в большинстве регионов он уже автоматизирован. Условно, если камера выписала штраф, он может появиться в базе через несколько часов — у нас были такие случаи. Но в норме, если тебе «руками» выписали штраф, то придётся подождать дня три, пока он появится в базе.

Ты говорил, что в той же базе есть данные по ЖКХ и другие виды данных. Вы планируете в связи с этим расширять функции приложения?

Очень хочется расширяться, но надо понимать, что расширение идёт не от данных. Данные есть у всех, это не какое-то конкурентное преимущество. Расширение идёт от аудитории и решаемых проблем. А такой проблемы, где оплатить услуги ЖКХ, нет: это сейчас можно сделать практически везде. Проблемы, что нельзя нигде получить платежи от приставов, тоже нет. Но именно по штрафам и приставам мы сделали такой сервис со своей огромной лояльной аудиторией, которая готова платить комиссию за то, что мы оповещаем быстрее, понятнее показываем, какой штраф, за то, что у нас больше способов оплаты и лучше работает поддержка.

Я могу рассказать такой пример. Если ты оплачиваешь штраф на девятнадцатый с половиной день, то он может дойти до ГИС ГМП, когда двадцатидневный срок уже пройдёт, и, соответственно, у тебя уже не получится заплатить штраф со скидкой. Госсервис или банк, в которым ты его оплачиваешь, никогда не будет решать подобных проблем. У тебя просто появится недоплаченная часть платежа, которую ты обязан доплатить. Ты можешь, конечно, пойти в суд, но это будет стоить точно больше 250 рублей. Мы это решаем на уровне техподдержки: если у нас человек оплатил на девятнадцатый с половиной день, мы обязаны сделать так, чтобы у него всё работало вне зависимости от того, как базы это «отыграли».

Пример отображения информации о штрафе
Пример отображения информации о штрафе

А как вы это делаете, как взаимодействуете?

Обычно мы просто берём это на себя. Мы работаем, скорее, стратегически, чтобы база лучше работала, более быстро и более чётко, но эти 250 рублей мы не пытаемся отсуживать. Это бесперспективно с точки зрения затрат. Мы потратим больше времени, денег и сил, чтобы отсудить эти деньги у государства. Поэтому мы эти деньги возвращаем за счёт своей прибыли.

Коль скоро мы заговорили про суды. Какая судебная история у «Штрафы ГИБДД»?

С потребителями и контрагентами судов не было. Бывают жалобы, которые идут в управление «К», прокуратуру и так далее. Соответственно, они проводят проверку, не являемся ли мы мошенниками.

В интернете много сервисов, которые мошенничают со штрафами, например, показывают, что они есть, а по факту ничего не отправляют. Есть те, которые подписывают людей на ежедневное списание денег, например, по 150 рублей в день, за то, что они будут информировать, есть ли штраф. Мы этим, естественно, не занимаемся, поэтому и долго работаем. Но эти сервисы появляются постоянно, пугают людей, а мы проверки проходим. У нас даже есть специальная папочка готовых документов, готовых к отправке в случае проверки со стороны прокуратуры и отдела «К».

Такой вопрос. Получается, что «Штрафы ГИБДД» собирают персональные данные, чтобы узнавать информацию. Вы являетесь их операторами?

Насколько я помню, по 152-ФЗ есть разные уровни персональных данных. Мы работаем с самым нижним уровнем, и, соответственно, на этот счёт прошли сертификацию, перенесли сервера в Россию, чтобы соответствовать требованиям. Мы специально ограничиваем себя от персональных данных более высокого уровня, чтобы не заниматься лишней сертификацией, поскольку она для бизнеса нам не нужна. Поэтому мы работаем в целом с обезличенными данными.

А как вы обеспечиваете защиту персональных данных? Ведь чтобы узнать свой штраф, я как минимум ввожу своё имя, фамилию, отчество, номер автомобиля...
Ну фамилия, имя, отчество не нужны. Только номер автомобиля и номер водительских прав, а они напрямую, без ФИО, не являются персональными данными. Но на всякий случай наш data-центр сертифицирован ФСТЭК по 152-ФЗ, назначены ответственные сотрудники, и просто в рамках общей работы мы проводим кучу действий, связанных с обеспечением безопасности. У нас есть аудиторы, которые раз в какой-либо период проверяют компанию на предмет возможных внешних проникновений. Один раз эти аудиторы, по сути, «белые» хакеры, нашли у нас критические уязвимости, но в основном это мелкие ошибки, которые просто поправляются.

Дал ли тебе этот опыт работы с госорганами какие-либо знания, которыми ты можешь поделиться с другими предпринимателями?

Сервисы, подобные нашему, напрямую с госорганами и не работают. Мы работаем опосредованно. Но госорган — это такое же предприятие, такая же компания, как и любая другая. У неё есть свои цели и задачи. Надо понимать, что отдельные цели и задачи есть у руководства и у сотрудников. Кому-то в руководстве нужно что-то новое реализовать, чтобы показать себя с лучшей стороны…

А кому-то нужен новый айфон...

Может быть. Я обычно с такими ситуациями не сталкиваюсь, а когда сталкиваюсь, старательно избегаю. Скорее бывает так. Государство говорит: «Сделайте нам такую штуку, обеспечьте». Конкретная государственная организация начинает это как-то делать. Дальше я вижу «вилку», когда руководителю без разницы и он просто отрабатывает, чтобы его не уволили, или когда он молодой и амбициозный и ему нужно показать себя. Вторая ситуация, наверно, лучше, тогда вместе с ним можно разработать новый подход, который решит государственную задачу интересно. Часто потом это превращается в огромную тягомотину с сотрудниками, которые работают на этого нового молодого руководителя, потому что у них нет супермотивации срочно делать что-то классное, новое и рискованное.

Но по факту работа с госорганами почти не отличается от работы с крупными корпорациями. Попробуй поработай с каким-нибудь «Майкрософтом», и поймёшь, что всё точно так же.

Наверно, ты прав. Но запросов от госорганов сейчас больше на какие-то инновации. Может быть, связано с тем, что сейчас идёт цифровизация экономики, цифровизация страны в целом.

Ну мне сейчас Почтой России удобнее пользоваться, чем каким-либо мобильным оператором, например. У мобильных операторов «где симку получали, туда и идите» ещё работает, а в Почте России уже всё проще.

Я недавно регистрировал ТСЖ, и мне надо было отправить 120 уведомлений. Я сделал это электронно, потому что там это можно было сделать за три часа, а 120 физических писем распечатать и запаковать… Особенность была только в том, что я нахожусь в Казани, адресаты находятся в Казани, электронные письма ушли в Питер, где у них центр, там их уже распечатали, и все эти 120 писем пришли собственникам помещений уже распечатанные и упакованные. Это было суперудобно, иначе пришлось бы нанимать отдельных людей, чтобы всё это запаковать, адреса написать, да ещё и не ошибиться при этом.

Больше о правовых аспектах IT-сферы и новостях IT с точки зрения юриста я пишу в Telegram-канале «Безжалостный юрист».

3030
20 комментариев

Кейс прикольный, конечно. Получается, сейчас любая IT-компания может условно прийти к казначейству и попроситься, мол, дайте нам API, мы хотим сделать классный сервис, вот наш проект?

5
Ответить

В общем-то да. Но обращаться напрямую могут только банки и НКО

2
Ответить

Прикольно, конечно, но сейчас изжило себя, по-моему. Эту функцию на себя забрало приложение Госуслуг. Туда и штрафы, и приставы, и коммуналка, и налоги приходят. Всё в одном месте. Интересно подумать, куда переориентируется сервис Василя.

3
Ответить

Продукты в одних магазинах дешевле чем в других, но не все идут туда. Причин для такого поведения много. Да, у нас дороже. Но есть причины почему сотни тысяч людей в день выбирают нас

1
Ответить

И без комиссии. А еще в приложениях банков, а ними лично я в сотни раз чаще взаимодействую, чем с Госуслугами

Ответить

Ксения топ!

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить