Что делать если ваш предоплаченный заказ был отменен продавцом в одностороннем порядке

Привет! Это Василий Черепанов, юрист организации по защите прав потребителей Пермского края. Такого массового нарушения прав потребителей, которое творится сейчас не было никогда. В этой статье поговорим о том, что делать и какие есть риски, если ваш заказ был в одностороннем порядке отменен Продавцом несмотря на получение им предоплаты.

Хотелось бы отметить, что подобные отмены были и раньше, правда не в таком количестве, поэтому в принципе практика разрешения подобных споров в судах сложилась.

Самое важное, что нужно понимать:

1. В момент, когда вы оплатили товар и продавец выдал Вам чек считается, что между вами заключен договор розничной купли-продажи.

2. Продавец не имеет права в одностороннем порядке расторгать договор (дал слово передать товар, его нужно держать).

3. Несмотря на то, что денежные средства Вам вернули договор продолжает действовать, обязательство по передаче товара у Продавца никуда не девается.

4. Если товар не был передан в срок указанный в товаре или если срок не был указан - в разумный срок (7 дней) у потребителя есть право выбора: либо вернуть деньги, либо потребовать передачи товара (Статья 23.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Но независимо от того, что выберет Потребитель у него есть право требовать также возмещения убытков.

Например, Вы купили телефон за 20 т.р., продавец в одностороннем порядке отменил заказ и вернул вам деньги, но сейчас этот товар стоит 30 т.р., вы покупаете за 30 т.р. и разницу можете требовать у первого продавца.

5. Если вы выбрали требование передать товар, то до того момента пока товар не будет Вам передан Продавец будет нести ответственность в виде неустойки в размере 0,5% за каждый день от размера предоплаты (сумму предоплаты указанная неустойка превышать не может).

6. Если дело дойдет до суда и судебным решением продавца обяжут передать Вам товар суд может (обязан по вашему требованию) наложить на продавца еще и судебную неустойку, чтобы простимулировать продавца исполнить свои обязательства.

А теперь поговорим о рисках:

1. Чтобы продавец смог передать товар он должен фактически у него быть или у него должна быть возможность его где-нибудь получить. С учетом введенных санкций у меня есть в этом сомнения. Решение в части передачи товара может быть неисполнимым.

2. В этом случае можно будет поменять способ исполнения на возврат предоплаты+убытки+начисленная неустойка никуда не денется.

3. Риск банкротства Продавца и невозможность получить вообще что-то (он был всегда, но теперь он существенен как никогда).

Что делать?

1. Принять решение чего вы хотите добиться:

  1. Вернуть деньги
  2. вернуть деньги+убытки (купили товар дороже либо доказать убытки в суде иным способом)
  3. добиваться передачи товара

2. Если вы выбрали 2 или 3 вариант, то нужно направить Продавцу претензию заказным письмом.В своем телеграмм канале в закрепленных сообщениях я выложу образец претензии, она хорошая, со ссылками на все нормы права, правда она написана под 3 вариант, но ее легко можно переделать под 2, просто поменяв требование.

3. Если на вашу претензию ответили отказом, то выбора нет, придется обращаться в суд. Здесь уже нужно будет искать юриста, либо самостоятельно изучить большое количество информации.

В заключении хотелось бы отметить, что под массовую отмену заказов попали также и предприниматели. Одному моему клиенту отказались поставлять грузовые машины на сумму 20 млн рублей, хотя они уже стояли в салоне в Перми и были полностью оплачены. И это также незаконно! Но для предпринимателей определяющее значение имеют условия договора, так что здесь общего рецепта дать невозможно, каждый случай может быть индивидуален.

На этом все, вопросы задавайте в комментариях, по возможности буду отвечать. И всем удачи в это не простое время!

122122
реклама
разместить
117 комментариев

Если у кого-то сложилась неприятная ситуация с отменой предоплаченного заказа от apple 2 марта, то в этом телеграм чатике мы обсуждаем коллективный иск, ищем юриста и думаем что делать @applecanceled

6

а нужен ли здесь коллективный иск? сроки рассмотрения намного увеличены, сложность рассмотрения для суда кратно увеличена, судиться надо по месту нахождения Ответчика, сопротивление от ответчика тоже будет намного серьезнее... На мой взгляд в данной ситуации, где сложности доказывания нет, множество индивидуальных исков, лучше чем один коллективный

12

А когда заказ сделали, 1го?

1

В чем причина выбора именно коллективного иска?

Василий, здравствуйте.
Аналогичная ситуация произошла со мной в Кирове. 28 февраля 2022 года оплатил товар за № 2 016 383133 онлайн (был в наличии в Мвидео ТЦ "Макси" и решил (раз уж бесплатно) оформить доставку на рабочий адрес 1 марта с 13.00 до 16.00. По статусу планшет Apple был передан службе доставки.
Что вы думаете, как чувствовал, что не доставят в эти временные рамки. Звоню на горячую линию (кое-как дозвонился), оператор проверила по номеру заказа, связалась с доставкой и сказала, что автомобиль поломался и доставка задержится. Я уехал с работы, не дождавшись приезда курьера. Доставка позвонила где-то в 16.30, но уже было поздно, 2 марта позвонили и договорились на другой день, я хотел, чтобы доставили ipad 3 марта. Они сказали, что не могут доставить в четверг, договорились на пятницу, 4 марта.
В итоге приходит смс об отмене заказа, деньги будут возвращены. Я морально ущемлен. Очень неприятная ситуация.
Оказывается, без моего согласия отменили заказ и 2 марта создали новый заказ и товара вдруг не стало. но это же ничего не решает, 100% оплата товара была совершена, сделка купли-продажи есть, товара нет у покупателя.
Собственное расследование установило, что товар был возвращен обратно в магазин, а там он пропал ) ну Вы поняли.
Дозвонился до оператора, товара нет в наличии на складе и в магазине, принесли классическое извинение и на этом все.

Что делать? Писать на бумаге претензию к конкретному магазину? Моральный ущерб требовать только через суд?

3

Добрый день! да писать претензию, в претензии можете сразу неустойку просить, образец претензии я выложил

4

Я бы добавил, что помимо претензии надо уже собирать информацию по Инн организации, кто получил деньги, кто учредитель, директор и тд. Ведь выигранное дело надо исполнить. А риск банкротства их велик. И в таком случае надо инициировать привлечение вот этих учредителей к субсидиарке. А она не сп сывается, как алименты и вред здоровью.