{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как зарегистрировать товарный знак в Китае правильно и быстро: особенности регистрации в Поднебесной

Товарные знаки помогают предпринимателям продвигаться на рынке. Для полноценной защиты обозначения компаниям необходимо зарегистрировать его в государственных органах выбранной для ведения бизнеса страны. В Китае заявки рассматривает Китайское национальное управление ИС. Если вы продвигаетесь на территории КНР или производите там товары для торговли в других странах или России, вам нужно знать, когда регистрировать обозначение обязательно и как это сделать правильно.

Подробно расскажет о регистрации товарных знаков в Китае Юрий Горбачев – управляющий партнер компании «Лирейт».

Кому и зачем регистрировать товарный знак в Китае?

Товарооборот между Россией и Китаем очень активный. Российские предприниматели расширяют бизнес, выходя на китайский рынок, закупают там товар у производителей и продают в других странах.

Регистрировать ТЗ на территории этого государства надо не только тем, кто ввозит продукцию в Китай, но и предпринимателям, которые производят товар на китайских фабриках и направляют его в Россию и другие страны. Во втором случае это дополнительная защита от контрафакта, а в первом – основная.

Производитель, с которым вы договорились, может зарегистрировать ваш товарный знак и запретить вывоз товара из Китая, либо на рынок будет попадать некачественная продукция под вашим брендом без вашего ведома. Иногда товарный знак в Китае стоит зарегистрировать даже тем, кто не планирует с ним сотрудничать. Китайские производители быстро реагируют на появление новых популярных брендов и начинают производить подделки, которые потом попадают на рынки других стран. Это реальные риски, с которыми сталкиваются предприниматели.

Как зарегистрировать товарный знак в Китае?

Товарный знак в Китае можно зарегистрировать по:

  • национальной процедуре;
  • международной процедуре через ВОИС.

Второй вариант доступен, потому как Китай – член Мадридского договора.

Регистрация по национальной системе

В Китае действует Закон «О товарных знаках» – Trademark Law of the People's Republic of China. Он дополнен в 2019 году. Регистрацией занимается CNIPA.

Как проходит регистрация по национальной системе:

  • Заявитель или специалист по регистрации товарных знаков проверяет обозначение на уникальность по базам патентного ведомства Китая. Важно, чтобы аналогичных или похожих ТЗ там не было. В китайском реестре огромное количество обозначений, ежегодно он пополняется новыми товарными знаками. Даже в России и США зарегистрировано гораздо меньше обозначений, чем в Китае. Риск, что схожее обозначение уже зарегистрировано, огромный. Учтите, что база обновляется с опозданием. Провести проверку можно в течение 1 дня. Если обнаружены препятствия, нужно анализировать ситуацию и искать способы обойти их. Тот, кто быстрее подал заявку, имеет приоритет и становится правообладателем. Даже если ранее этот знак много лет использовал конкурент.
  • Заявитель самостоятельно или через представителя подает заявку. Если у вас нет закрепленного за вами адреса в Китае, то в патентное ведомство вы можете обращаться только через агента – патентного поверенного, который работает в компании. В России ситуация очень похожая. Иностранцы не могут самостоятельно подавать заявки и вести переписку с ведомством. Заявка может подаваться электронно. Обязательно приложить к ней документ, подтверждающий личность или статус заявителя, и его адрес, регистрируемое обозначение в виде качественного изображения, перечень классов МКТУ, доверенность на представителя. Нужны скан-копии. Заявку можно подготовить в срок от 1 до 5 дней. Она должна быть на китайском языке. Это главная сложность регистрации в этой стране.
  • Заявитель платит пошлины. На данный момент за подачу заявки в 1 классе МКТУ до 10 наименований товаров нужно заплатить чуть больше 3 000 рублей, но оплата проходит в юанях. Пошлин за регистрацию ТЗ в Китае нет. Дополнительно платить нужно агенту за его услуги – более 40 000 рублей.
  • Патентное ведомство рассматривает заявку, проводит формальную экспертизу и экспертизу по существу. Сначала эксперты проверяют документы, а потом ТЗ – на соответствие требованиям законодательства. Обычно этот процесс длится 6-12 месяцев, иногда дольше. Если ведомство вынесло предварительный отказ, заявитель может оспорить решение в течение месяца с момента получения уведомления.
  • Ведомство публикует заявку в еженедельном открытом бюллетене товарных знаков Китая. В течение 3 месяцев после публикации любое лицо может возразить против регистрации. После этого срока принимается окончательное решение о внесении обозначения в реестр или отказе.
  • Заявитель получает свидетельство, если возражений не было. Защита ТЗ действует 10 лет. За год до окончания этого срока ее можно продлить на аналогичный срок неограниченное количество раз. Если вы пропустите срок, можно продлить его за отдельную плату до 6 месяцев, иначе товарный знак аннулируют.

После этого можно спокойно работать с КНР и перевозить товар через таможню. Если заявитель получил отказ в регистрации, его можно обжаловать в течение 15 дней в Комиссии по пересмотру товарных знаков.

Беспрепятственно пройдет регистрацию в Китае обозначение, которое отвечает следующим требованиям:

  • У него есть различительная способность.
  • Товарный знак соответствует моральным нормам.
  • Обозначение уникально.

Важно! Желательно регистрировать свой ТЗ не только на русском, английском или любом другом языке, но и на китайском. Все крупные компании имеют зарегистрированные в КНР обозначения на китайском языке. Нужно сделать прямой перевод названия бренда, звуковое соответствие или подобрать подходящие иероглифы. Самостоятельно это делать не рекомендуется, над адаптацией названия должны работать носители языка и патентные поверенные. Если вы не адаптируете товарный знак, любой предприниматель может зарегистрировать китайскую версию вашего бренда на территории этой страны. Тогда использовать свой бренд вы сможете только на языке регистрации, что значительно ухудшит ваше положение на рынке. Товарный знак, написанный иероглифами, имеет большую узнаваемость в Китае.

Международная регистрация в Китае

Международная регистрация позволяет зарегистрировать ТЗ в нескольких странах. В этом случае заявка подается через Роспатент, оттуда попадает в ВОИС, а потом в ведомство Китая. Международную заявку не нужно подавать на китайском языке, но у вас уже должна быть действующая регистрация в России. Сначала нужно зарегистрировать обозначение в Роспатенте.

Регистрация по такой схеме выгодна, если вы хотите зарегистрировать ТЗ в нескольких странах. Стоимость процедуры складывается из оплаты услуг патентных поверенных, пошлины Роспатента за пересылку и пошлины ВОИС. Для того чтобы узнать точную сумму, нужно сделать индивидуальный расчет.

Обычно регистрация через национальное ведомство обходится дешевле, если товарный знак нужно внести в базу данных только одной страны. Срок регистрации по международной и национальной регистрации, как правило, не больше 18 месяцев.

Для чего нужна регистрация в таможне?

Рекомендуем предпринимателям, которые завозят товар на территорию Китая или вывозят его, пройти еще одну регистрацию – в таможенных органах. Это дополнительный способ защиты ИС в КНР. При отсутствии такой регистрации правообладатель может самостоятельно отслеживать незаконное перемещение товаров через границу, но это очень сложно.

Сотрудники таможенной службы справятся с этим лучше. Они сразу остановят груз, перевозка которого незаконна, и сообщат об этом факте правообладателю. Владелец бренда должен дать согласие на ввоз или отказать. В последнем случае за попытку ввоза контрафакта нарушителя накажут, товар конфискуют. К тому же регистрация в таможенных органах помогает предотвратить ошибочную остановку легального груза.

Начинать использовать товарный знак, а потом его регистрировать в Китае – риск стать жертвой сквоттинга. Сквоттеры регистрируют товарные знаки на себя и шантажируют бизнесменов, предлагая им выкупить обозначение за большие деньги. Если пока этого не произошло, принимайте быстрее меры по защите товарного знака.

Китайцы внимательны, быстро замечают, что обозначение становится популярным и стараются им завладеть. Иногда российские бренды даже не подозревают, что их товарный знак уже зарегистрирован другой компанией в КНР. Так в 2019 году с этим столкнулись российские холдинговые компании.

Если вы зарегистрировали товарный знак в России, защита действует только на территории нашей страны. В Китае обозначение не защищено. Нужно пройти регистрацию одним из выше предложенных способов. Выбрать вариант вы можете на свое усмотрение.

После регистрации товарного знака в Китае вы получите монополию на использование обозначения в Поднебесной, сможете спокойно провозить товар через таможню и запрещать китайским компаниям пользоваться вашим брендом.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Гриша Н.

полезная инфа, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Белицкая

Если зарегистрировать китайский бренд (крупная фабрика) на себя в России, товар должен ввозиться в "белую" или можно карго?

Ответить
Развернуть ветку
Elena Art

Карго можно, если тренд мелкий и широко известен в узких кругах, то и поедет по карго как ноу нейм

Ответить
Развернуть ветку
Эдвард Шелковский

Если буду делать производственное оборудование ОЕМ в китае под своим брендом, надо регистрировать его в китае?

Ответить
Развернуть ветку
Лирейт
Автор

Если вы планируете продавать там свою продукцию, то надо.

Ответить
Развернуть ветку
Эдвард Шелковский

А если только в РФ, но делать в Китае?

Ответить
Развернуть ветку
Лирейт
Автор

В таком случае регистрация в Китае не потребуется. Только на территории РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл
"После регистрации товарного знака в Китае вы ... сможете ... запрещать китайским компаниям пользоваться вашим брендом."

Только китайским компаниям глубоко фиолетово на эти запреты. Копируют на раз-два, потом годами оспаривают запреты и продолжают торговать копиями.
Что ж вы умолчали маленькую особенность китайского законодательства - пока решение по патентному праву не вынесено (а оно может быть и через 5 лет), ответчик вправе продолжать деятельность/торговлю.
Пример Dyson и патентного вора Laifen вам в помощь.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда