«Мне говорили, что я идиот, но я продолжал скупать платёжные терминалы»: построение успешного бизнеса в падающей нише

Разговор с Александром Власовым, основателем сервиса по оптимизации маршрутов Zig-Zag, владельцем крупнейшей сети терминалов Qiwi (платежных терминалов) в городе Ижевске.

В закладки
Аудио

Мой личный пример показывает, что проблемы бизнеса в России в ментальности самих людей, в нежелании выстраивать бизнес-модель на математических расчетах, оптимизации и создании конвейера. Идея бизнесмена — зайти в высокомаржинальную нишу, решать проблемы таблетками и выходить, как только падает прибыль.

Александр Власов​

Когда я начал скупать сети с платежными терминалами, меня называли идиотом. Через общих знакомых узнавал: те, кто продавал мне их, искренне считали, что обманули меня. Ситуация была простая: с 2015 года регулятор начал закручивать гайки и обналичивание денег через терминальные сети стало невозможным.

Обнал ушел, бизнес закончился

Бывшие владельцы терминальных сетей начали массово от них избавляться, уверенные, что теперь рынок приема наличных платежей умрет. Я же начал скупать эти сети, причем часть на заемные деньги. Работать за честные проценты захотели не многие.

Схема обнала была несравнимо выгоднее. Клиент заносит наличные в терминал на оплату услуг сотовой связи, эти наличные из терминалов собирались и должны были поступить на специлизированный банковский счет, откуда переводились на депозит Qiwi уже электронным платежом.

Но недобросовестные товарищи на счета Qiwi заводили деньги третьей компании, а этой компании отдавали наличку, получая за обнал проценты.

Выгодно. Причем настолько, что в 2010 году стоимость аренды в каком-нибудь магазине места под терминал доходила до 15–20 тысяч в месяц (сейчас это одна две тысячи). Просто приезжал конкурент и говорил, убирайте это, я буду платить в два раза больше и сразу на год.

Оставленная ниша

Как только схему прикрыли, обязали владельцев терминалов вносить деньги только через спецсчет банка, средства в который можно внести лишь наличным платежом. Высокомаржинальный бизнес кончился. Поэтому по городу даже пошла молва, что некий чудик скупает сети.

И мне звонили и прямо предлагали у них их купить. Однако нам приходилось переносить сделки, потому что мы просто физически не могли понять, на какую сумму нужно пополнить оборотку, чтобы бизнес не остановился.

Деньги находились в трех состояниях: лежали в терминалах, двигались (ехали в инкассаторских машинах, считались кассирами) и лежали на депозите платежной системы.

Затраты на инкассацию, необходимость постоянно поддерживать баланс на счету в банке, невозможность в момент подсчитать, сколько у тебя всего денег, — все это могло быстро увести наш бизнес в минус. Если допустить дисбаланс хотя бы в одном из трех состояний, бизнес остановится.

Математика в помощь

Нам нужна была финансовая модель для понимания и контроля за ситуацией. Обратились к ученому-профессору. Преподавателю в нашем Ижевском университете. Решить эту задачу так и не получилось. Слишком много вводных, которые к тому же были еще и динамическими.

Тогда мы пошли другим путем. Выход из ситуации заключался в оптимизации логистики. Максимально быстро собрать наличные деньги по терминалам, подсчитать их и отвезти в банк.

Вновь обратились к ученым-профессорам в университет. Плюс мой партнер начал решать эту проблему со своим бывшим студентом. В итоге удалось создать программу с алгоритмом автоматического выстраивания маршрутов, отслеживанием водителей в пути и отчетностью. Получившееся ПО назвали Zig-Zag.

На построение ежедневных маршрутов для инкассаторов и техников уходило по два с половиной часа. Чтобы инкассаторы выехали на маршруты в 9:00, в офис мы приходили в 6:30. С помощью приложения на эту задачу сейчас требуется меньше десяти минут. На подсчет зарплаты в среднем бухгалтер тратил три дня, теперь это делается двумя нажатиями кнопки.

Сухие цифры

В сухих цифрах. До использования Zig-Zag максимальное количество терминалов, которые мог за день объехать инкассатор, равнялось 28. Сейчас за день инкассаторы объезжают до 60 точек.

Таким способом низкомаржинальный бизнес в умирающей нише стал для меня источником прибыли. Сейчас у меня это бизнес для денег.

В среднем, если использовать математические алгоритмы при построении маршрутов, можно экономить 25–30% расходов на логистику. Для компаний, которые ежедневно обслуживают по 500 адресов в день, — это миллионы рублей экономии в год.

Собственные грабли — другим наука

Сервис Zig-Zag мы начали демонстрировать руководителям различных фирм, где есть логистика: службы доставки, ритейл. И столкнулись с парадоксальными реалиями российского бизнеса.

Логистика — головная боль подавляющего числа руководителей, на которую они стараются закрывать глаза. Вся ситуация отдается на откуп одному или максимум нескольким сотрудникам, которые выстраивают маршруты на основании «нам так кажется оптимальным».

Руководители, не контролируя эту сферу, становятся заложниками своих же сотрудников. Логист, имея на построение маршрутов несколько часов, физически не может построить его оптимально, с учетом всех метрик и вводных.

Водители на маршрутах решают, как им удобно ехать, параллельно занимаясь своими делами. В итоге требуется больше автотранспорта на доставку, появляются регулярные опоздания и сожженное впустую топливо.

В такой ситуации неудивительно, что гиганты вроде «Сбербанка» и «Яндекса» становятся «корпорациями всего», грамотным математическим подходом и своими мощностями выдавливая частный бизнес из их сегментов рынка.

Итог

Мне кажется, личным примером нам удалось показать, как превратить логистику из головной боли в свое конкурентное преимущество.

В настоящее время сервисом Zig-Zag пользуются около 270 компаний со всей России, появляются клиенты из СНГ. Особый спрос проявляют региональные операторы и транспортировщики ТКО (твердых коммунальных отходов).

Однако наших клиентов можно назвать передовиками, единичными случаями, когда математический подход берет вверх над привычками, бессистемностью и нежеланием оптимизировать бизнес-процессы.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Николай Шадрин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 49, "likes": 113, "favorites": 172, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 107930, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 20 Feb 2020 09:05:59 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Право
Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России
Хорошее название помогает компании защититься от подделок, покорить рынок и выйти за рубеж. Плохое может её обанкротить.
(function(d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = 'https://specials-f378ef5.gcdn.co/Covid19Quiz/all.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('covid-quiz'); if (container) { s.onload = function() { new Covid19Quiz.Special({ css: 'https://specials-f378ef5.gcdn.co/Covid19Quiz/all.min.css?' + ver, container: container, location: 'article', share: { url: '', title: '', } }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '87111422');
0
49 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
24

Ребята узнали о задаче коммивояжёра, ну ничего себе

Ответить
6

Но и решили её ) 

Ответить
5

Задача коммивояжёра решается несложно для Ижевска, но для матрицы с парой миллионов векторов все будет обстоять несколько иначе. 

Ответить
0

А чем Ижевск отличается от других городов? Сколько вариантов решения матрицы 500*500 ? :)))

Ответить
2

В статье написано, что 60 точек. Ну так себе задачка 

Ответить
1

там скрин на котором явно не 60 точек :) можно повторить вопрос к экперту:  сколько вариантов решения матрицы 500*500? ну или край 60*60 ?)))

Ответить
15

Поделите первое на второе.

Ответить
7

Александр, исходя из задачи: найти кратчайший путь между городами не заезжая более чем одного раза в каждый, решение только одно - кратчайший путь один.

Если вам нужны все варианты, то сложность алгоритма O(n^2*2^n)

Ответить
17

Кротчайший путь всегда непредсказуем.

Ответить
3

Если верить герою статьи - остальные еще не узнали, и это - главная печаль.
Но в то же время - и возможность для таких, как он.

Ответить
2

Пополнение транспортных карт, пополнение электронных кошельков, оплата за СНТ, ДПК оплата связи да любая оплата доступна в QiWi терминалах. Даже коммунальные услуги можно оплатить

Ответить
34

С телефона все можно

Ответить
0

а как быть всяким таджикам?

Ответить
25

Удивительно, но у них тоже есть смартфоны. 

Ответить
1

и зп они официально на карточку получают? ( удивительно)

Ответить
18

Временно повысили маржинальность за счёт оптимизации логистики, но в перспективе ниша умирающая. Терминалы исчезнут, как в своё время телефоны-автоматы. 

Ответить
2

Думаю, сейчас основной спрос это киви пополнять анонимно, если такое есть в терминалах. А потом покупать наркотики и т.д.

Ответить
0

Вы опоздали лет на 10 с этим рекламным слоганом про Киви)  Уж коммуналку то точно из дома удобнее оплачивать, внося показания счетчиков

Ответить
9

Наконец хоть кто-то изнутри бизнеса открыто написал о том, что Киви вместе со всеми своими франчайзи/агентами была огромной обнальной сетью, федеральной прачечной. 
Спасибо Александру за откровенность!

Ответить
6

Автор, спасибо за статью!

А Александр молодец. Пока все бояться, а "эксперты комментаторы" предрикают гибель, Александр делает деньги.

И суть не в qiwi автоматах, а в zig-zag! Т.е. мало того что он деньги поднимает там где другие побоялись, так еще второй бизнес создал. И когда терминалы себя изживут, у него будет отработанный сервис автоматизации логистики с уже платящей клиентской базой!

Ответить
5

отличная статья, про реальные вещи

Ответить
–1

И то, и другое. С частью описаного сталкивался, возможно, и другое реально описано.

Ответить
0

Какое другое?

Ответить
–12

Аморальный бизнес на убогих, которые не имеют карточек.

Зачем вообще развозить деньги инкассаторами, если можно просто перекидывать циферки по счетам?

Ответить
6

Какая у вас кривая мораль, если убогих нужно бросить.

Ответить
–1

Аморально наживаться на них.

Ответить
4

Запретить коммерсантов? :) Спекулянтов проклятых! Почему вы не эмигрировали в северную корею?

Ответить
–1

Запретить тех, кто против прогресса. Они бы еще пролетки на улицы вывели...

Ответить
5

Если людям так удобнее — пусть пользуются. Я сделаю для вас страшное открытие — не все живут исключительно ради прогресса.

Ответить
0

а циферки на счетах откуда взялись? что было первое курица или яицо? 

Ответить
–1

5 триллионов долларов всех наличных денег на всей земле против 70 триллионов безналичных циферок. Даже не знаю, что значительней...

Ответить
0

Недавно в магазине завис терминал оплаты... Вот сигнал проходит, а платеж нет. Прыгали с продавцом и так и этак. Оплатил наличкой и пошел дальше. Это кстати, интернет был, а он может пропасть как и питание. И такие сбои не единичны. А тут может каждому магазинчику делать тройное резервирование, как в дата-центрах? Дизель-генератор в каждый ларёк! и тройное дублирование линий связи, чтобы, блядь, кока-колу купить.

Ответить
1

Недавно был случай на мцк. В автомате передо мной налодрочерка сотню пихала пихала, а ей обратно выплевывало. Прям аж плакала. А я махнул картой и оплатил. Спас человека...

Ответить
2

Спасибо за статью.
Вопрос по технической части zig-zag.
Вы свой сервер с тайлами OSM подняли и маршрутизации?
Можно ли вам в личку написать?
Мне просто с osm и маршрутизацией в скором времени работать, вопросов много по личному опыту, а ответов нет) .

Ответить
2

Подписывайтесь, буду регулярно писать про Zig-Zag. Разберу и с технической стороны. https://vk.com/nshadrin91 и https://www.facebook.com/profile.php?id=100022268406671 напишите в личку список вопросов, учту их при написании текста 

Ответить
0

Так и не понял, какую роль выполняют терминалы

Ответить
6

Летают.

Ответить
2

Очень остроумно, думаешь ты самый умный?
Да ты же просто робот, имитация жизни

Ответить
2

Я сюда что думать? Или на вопросы отвечать пришёл?

Ответить
1

Слушай, Алиса

Ответить
10

Да, это я.

Ответить
2

пока будут закладки, киви жить будет. Но можно в киви-терминлах сделать распечатку банковских карт, например.  Или возможность онлайн чекина с распечаткой посадочных талонов.

Ответить
0

как регулярно анонимно выводить?

Ответить
0

очень просто думаю

Ответить

Комментарий удален

1

Интересно. Особенно то, что терминалы всё-таки юзают. Не знал, откуда вырос Zig-Zag, теперь в курсе )

Ответить
1

а у меня другая головная боль )) 
мясо едет на РЦ, к примеру,  Х5 Retail Group, и стоит там от 1 до 10 часов. Реально невозможно предсказать. Как тогда быть?) и у всех крупных торговых сетей на РЦ та же ситуация. И на ОЗОНе и на ВБ кстати тоже))

Если по остальным точкам, то у меня в 1 машине может ехать заморозка, охлажденка, и продукция комнатной температуры. Под это тоже делает поправка в логистике. 
У вас этот фактор учитывается?) 

Пока пользуемся Яндекс.Маршрутами для простых цепочек, для сложных приходится каждый раз экспромтом. 

С Днем Рождения кстати ) 

Ответить
0

Спасибо за поздравление! Температурный режим учитывается. Одно из главное отличие от Яндекс. Маршрутизации в возможности «допилить» продукт под задачи конкретного клиента, учесть все его потребности. Напишите в личном сообщении, сможем бесплатно показать работу сервиса.  https://vk.com/nshadrin91 и https://www.facebook.com/profile.php?id=100022268406671

Ответить
0

Как можно подсчитать оптимальный путь по городским пробкам, они тоже динамический характер имеют. Как же ДТП, перекрытие дорог и множество других ситуаций, которая программа просто не сможет предусмотреть. Расчет на то, что программа будет делать прогноз максимально идеального маршрута в 80-90% случаях и это лучше, чем логист будет всегда включать голову и думать, какой же оптимальный маршрут на сегодня))

Ответить
0

Вопрос в том, что допил за счёт клиента всегда происходит. И это время, за которое можно взять старый и добрый Антон и начать считать.
Яндекс, упомянутый выше в комменте прекрасен тем, что учитывает пробки в реальном времени добавляя в граф ещё одну плоскость. Быстро и в реальном времени они единственные кто может, но получается не дёшево.

Ответить

Прямой эфир