{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Самое бессмысленное обучение: почему благодаря школе и вузу вы «застряли» в болоте

Я просыпался. Открывал глаза и с тоской думал, что опять надо ехать на работу. Она казалось мне бессмысленной, выматывающей, но, увы, безальтернативной. Как сменить ее на что-то еще — я не знал. Чем хочу заниматься — не знал. Я жил с чувством, что влип в нелюбимую работу навсегда. Чувствовал, что застрял, но не подозревал, что выход из болота находится совсем не там, где я предполагал.

Застрявшие

Моя история довольно типична. Многие люди в районе 30 лет (а я описываю период, когда мне было 26–29 лет) застревают в ситуации, которая кажется им невыносимой, но которую они не знают как изменить. Отсюда, кстати, так популярны все эти выгорания и депрессии, связанные с непониманием как переломить ситуацию.

Вот особенности, которые характерны для многих 30-летних и усугубляют их трудности.

  1. Они во многом мыслят, как мыслили их родители — «выбери профессию и развивайся в ней». И хотя регулярно видят другие варианты состояться профессионально (и финансово), плохо понимают, как эти варианты устроены, и какие навыки для них необходимы.
  2. Они фокусируются на действиях с объектами (свести отчетность, написать код, сделать дизайн-проект), а не на людях. Не понимают, сколь значимы отношения с людьми для профессионального роста и заработка денег. С компьютером и смартфоном им комфортнее, чем с кожаными мешками.
  3. Они перфекционисты. Им сложно в ситуациях, когда совершенство недостижимо, когда их результаты оказываются средними или когда руководство оценивает результат совсем не по тем критериям, которые кажутся им важными.
  4. Они застряли. В этом возрасте обычно человек уже не новичок, накаченный дофамином от свежих впечатлений, подающий надежды талант, у которого все впереди. Но и не опытный специалист или руководитель. Чаще всего он застрял посередине: менеджер среднего звена или обычный специалист, которых тысячи. Стресса на этих должностях много, кайфа мало, будущее туманно, настоящее зыбко.

Все это заводит в тупик. «Как сейчас не хочу и не могу, а как по-другому не знаю». Остается страдать и выгорать. Ведь выгорание, которое порой выливается в депрессию, свидетельство, что баланс в работе нарушен. Вы не получаете тех плюшек, на которые рассчитывали, и организм, чтобы остановить это безумие, включает предохранитель и отправляет вас в принудительный отдых.

Почему так происходит? Почему многим сложно найти работу по душе и какое отношение к этому имеют школа и вуз?

Чему учит школа

Школа и вуз для меня примеры одного из самых бестолковых способов научиться чему-то полезному для реальной жизни, если соотнести потраченное время и конечный выхлоп. Я сейчас даже говорю не о том, КАК там учат (это отдельный печальный разговор), а лишь о том, ЧЕМУ там учат.

Начнем со школы. Считается, что школа готовит к жизни, социализирует и учит учиться. А продукт этого образования — человек, который получил представление о том, как устроен этот мир и готов выпорхнуть во взрослую жизнь. На деле все выглядит несколько иначе.

Если говорить про содержание учебных программ, то школа — это набор рандомных предметов с произвольной глубиной изучения. Скажем, мы изучали астрономию. Почему не геологию? Или логику? (где логика!) А, может, полезней было бы изучать юриспруденцию? Закон «О защите прав потребителей» чаще нужен в жизни, чем законы небесной механики.

Да, что там астрономия, посягну на святое — математику. Математику мы закончили изучать, кажется, на интегралах и дифференциалах. Здравствуй, XVII—XVII век. Что, дальше математика не развивалась? А если успели пройти только до XVII века, то почему было не остановиться несколькими веками раньше? Получается, сколько успели, столько успели, и никакого особого смысла во всем этом нет?

Математика она как черешня, сколько отсыпали, столько отсыпали

В результате получается произвольный фарш из устаревших знаний о биологии, истории, химии, физики и прочих наук, с которыми непонятно, что делать, которые невозможно применить в жизни и которые почти полностью выветрятся за несколько лет.

Тогда, возможно, школа учит учиться? Но она как раз не учит учиться

Она натаскивает решать определенные задачи по заданным методам, зубрить определенные факты и излагать заранее одобренные мысли. Сопоставлять данные, находить информацию, отстаивать свою точку зрения, понимать задачу, создавать методы решения она не учит. Учит она послушанию и умению ездить по рельсам, которые кто-то проложил.

Тогда, может это… как ее… социализация все оправдает? Ну да, стихийная социализация в школе есть, как она есть в любом коллективе. У кого-то эта социализация оставляет приятные чувства и радостные воспоминания, а кто-то в ходе школьной социализации страдает от буллинга и ненавидит одноклассников/учителей. В этом плане всевозможные кружки и тусовки с друзьями отлично заменяют школьную социализацию.

Вот и получается, что КПД школьного обучения крайне низкий.

Она только начинается…

Чему учит вуз

Ладно, а что там с вузом? Вуз как бы должен дать широкую базу и подготовить к профессиональной специализации, вроде бы такая концепция была у специалитета (про бакалавриат и магистратуру мне сложнее рассуждать). Что сказать? Даже если вам повезло и вас хорошо обучали, вы обучены очень узкой прослойке знаний и навыков, связанных с ядром профессии.

Например, качественно обученный бухгалтер умеет: разносить операции по счетам, сводить отчетность и считать налоги. Он будет знать налоговое и бухгалтерское законодательство и по верхам и выборочно гражданское, трудовое и административное право. Будет обладать общими знаниями по экономике и финансам, которые в таком виде едва ли сможет использовать… да и все. Ах, да, если очень сильно повезет, его еще научат искать информацию и работать с источниками (ха-ха).

— И что не так? — можете спросить вы. — Человек же получил профессиональные знания? Получил! Может работать по специальности? Может. Что еще надо?

Для того, чтобы работать по специальности иногда действительно ничего больше не надо, а вот для того, чтобы найти хорошую работу, нормально зарабатывать, чувствовать себя в жизни свободно и уверенно, этого совсем недостаточно

Собственно, даже превосходное знание профессии сильно преувеличено, хотя бы просто потому, что профессия совершенно не равна заработку. Есть бухгалтеры, которые получают 300 000 рублей, есть 30 000, а есть те, которые вообще не могут устроиться. Тот факт, что профессия у многих приравнивается к заработку, к слову вообще яркое свидетельство, что человек плохо понимает, как возникает доход. А заблуждение это прямое следствие системы обучения, которое затачивает человека под профессию.

Что на самом деле полезно знать

Задайте себе вопрос. С каким набором знаний и навыков вам хочется оказаться после 15 лет обучения: рандомным винегретом из разных наук и выжимкой знаний из одной профессии или:

  • пониманием, как зарабатывать и сохранять деньги;
  • знанием своих прав и обязанностей (когда и какие покупки можно вернуть; что можно требовать от управляющей компании, а что нет; на что обращать внимание в кредитном договоре);
  • пониманием себя: что вам важно, какие у вас ценности, интересы, способности;
  • способностью строить взаимовыгодные отношения с людьми: уметь договариваться, слышать других, отстаивать свои границы;
  • знанием, как заботиться о своем здоровье: правильно питаться, тренироваться, распознавать проблемы со здоровьем на ранних стадиях;
  • умением преодолевать препятствия и не сдаваться при первых трудностях;
  • пониманием, как грамотно ставить и достигать цели;
  • способностью убеждать людей и заинтересовывать своими идеями;
  • умением привлекать клиентов и продавать им, находить интересные проекты и устраиваться на желаемую работу.

Думаю, вы согласитесь, что все эти навыки, даже освоенные на троечку, сильно упростили бы вам жизнь, но в школе и вузе им не учат вообще.

И это совершенно логично.

Почему вуз и школа не помогут вам самореализоваться

Вуз и школа созданы не для того, чтобы упростить вам жизнь или, упаси Бог, сделать вас счастливыми и успешными. Их задача — обеспечить государство и корпорации живой силой, а что эта сила чувствует, хорошо ли этой ей, счастлива ли она — никому неинтересно.

И возникает сильнейшее противоречее. Из всех утюгов льется про самореализацию, про то, что человек должен быть счастлив и успешен, но при этом вас 15 лет готовят быть топливом для экономики (ну и еще занять чем-то на 15 лет, чтобы лишние мысли в голову не лезли) и не дают никаких по-настоящему важных навыков для счастливой и успешной жизни.

Что на выходе? На выходе много несчастных людей, которые не понимают:

  • чего хотят от профессии;
  • какую им деятельность выбрать;
  • как развиваться в профессии;
  • как влиять на свой уровень дохода;
  • как протестировать разные направления и понять, за что готовы платить;
  • как жить свою профессиональную жизнь и не чувствовать себя винтиком огромной машины, которой на тебя наплевать.

Неудивительно, что многие застревают в болоте и не понимают, как из него выбраться.

Что делать, если вы застряли?

Собственно, моя история была ровно про это. Когда профессия себя исчерпала, я не понимал, что делать дальше, поскольку единственный ответ, который у меня был — это искать другую профессию.

Это очень распространенный ход мысли. Очень часто когда мы упираемся в потолок в профессиональном развитии и застреваем, то ищем выход в освоении новых профессиональных инструментов и навыков.

Скажем, помимо контекстной рекламы осваиваем настройку таргетированной. Или берем разные курсы по специализации в своем направлении. Или идем изучать новую профессию (в своей же геморроя недостаточно, угу).

Так вот. Очень часто затык лежит вовсе не в области профессиональных навыков, а в области навыков фундаментальных: умении понимать себя, преодолевать трудности, договариваться с другими, отстаивать свои интересы, брать ответственность за свои решения и т.д.

Например, начинающие психологи часто хватаются за техники и рассуждают так: «Я научусь задавать правильные вопросы, смотреть клиенту в нужный глаз, освою технику пустого стула, научусь ставить якоря и за счет этого стану эффективным, признанным специалистом».

А потом приходит клиент в сильном горе, на которого никакие якоря не действуют. Правильные вопросы тоже не задаются из-за ужаса, который обуял психолога, и ничего кроме беспомощного блеяния не выходит. А не выходит, поскольку нет внутренней устойчивости. Увы, инструменты не заменят понимания себя, способности сопереживать клиенту в горе и одновременно оставаться на твердой почве, а не тонуть вместе с ним.

Когда хочешь взять плюшки от жизни и вдруг обнаруживаешь, что все твои навыки виртуальны

И это касается любой профессии. Способность брать на себя ответственность и доводить дело до конца, это не про профессию, а про человека. Способность не терять голову в конфликте, это про умение управлять собой и слышать других. Все это лежит за пределами профессиональных навыков. И очень часто именно недостаток этих навыков становится препятствием для профессионального роста.

«Мои университеты»

Любопытно, что только оказавшись в тупике, я осознал, что учиться нужно вещам, которые были совершенно не похожи на те, которым учат вуз и школа. Собственно, я стал получать ништяки от жизни на регулярной основе (классные отношения, удовлетворение от работы, рост дохода), когда я фокусировался на двух векторах развития.

Первый касался понимания себя. Почему я веду себя так, как веду? Какие эмоции в ответ на какие жизненные ситуации испытываю, и почему они именно такие? Чего на самом деле хочу? Как на меня влияют внешние обстоятельства, и как я могу менять свое к ним отношение? Какие установки и убеждения мешают добиваться своих целей? Какие ценности и принципы помогают опереться на них в принятии решений? Как научиться ценить себя и отстаивать свои границы? Что стоит есть, чтобы хорошо себя чувствовать? Какой образ жизни вести, чтобы нравилось жить?

Второй касался понимания других. Какой результат моей работы ценят люди и готовы за него дорого платить? Как научиться договариваться с ними на взаимовыгодной основе? Как сделать так, чтобы другие воспринимали мою точку зрения? Как убеждать других в ценности своих идей? Как строить долгосрочные и взаимовыгодные отношения (деловые, партнерские, романтические)? Как управлять командой так, чтобы и людям было приятно, и я своих целей достигал? Как притянуть близких по ценностям людей, с которыми и приятно, и полезно? Как научиться ценить других?

Именно когда я сосредоточился на поиске ответов на эти вопросы, жизнь стала меняться к лучшему. Об этом я регулярно пишу и здесь, и в своем канале Vopreki, который посвящен тому, как распознать неочевидные ментальные ловушки и прийти к своим целям вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Например, следующий большой пост будет о том, как преодолеть синдром самозванца. Подписывайтесь.

0
310 комментариев
Написать комментарий...
Станислав
Школа и вуз для меня примеры одного из самых бестолковых способов научиться чему-то полезному для реальной жизни

То ли дело рандомные телеграм каналы и инфокурсы.

Пойдете к врачу самоучке? Или будете жить в многоэтажном доме который спроектировал самоучка? А может полетите на самолете которым управляет самоучка — он то точно все телеграм каналы про авиацию прочитал.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Если ваш вопрос в том, пошел бы я учиться строительству домов у того, кто реально эти дома строит и строит хорошо, то да, пошел бы к нему, а не к человеку который стоит за кафедрой и по бумажке читает, как надо строить дома. Более того, посыл статьи не столько в том, как овладеть той или мной профессией, а что, овладев ей, легко быть бедным и несчастным, если не понимать, как ей зарабатывать, и как вообще выстраивать свою жизнь

Ответить
Развернуть ветку
41 комментарий
Стерлядка Вяленая
Пойдете к врачу самоучке? Или будете жить в многоэтажном доме который спроектировал самоучка?

Ты знаешь, я бы лучше к самоучке пошел, чем к усредненному студенту, которому нафиг ничего не надо, родители заставили идти в вуз ради корочки и хорошей зарплаты в дальнейшем, а учит его неудачник-преподаватель за 30к в месяц...ну как учит - бубнит монотонно очередной параграф из устаревшего учебника. И чем такой студент по-твоему лучше самоучки, который на то и самоучка, что у него есть желание, а следовательно он получит более качественное обучение?

Я в свое время так же на прогера учился. Вот только я дома за неделю изучал много больше, чем в вузе за полгода. Зато в вузе было нафиг ненужное МХК вдобавок, устаревшие паскали с delphi. И нафига? Одна трата времени.

Мало профессий, где необходимо обучение в вузе. Например, врач. И то, в основном, только из-за практики. Всякие юристы - экономисты и дома могут прекрасно обучиться, как и прогеры и всякие педагоги.

Как можно хотеть учиться у препода, который не супер-пупер прогер с зарплатой в 700к, или не супер юрист со своей фирмой, или не супер экономист, который развил десяток бизнесов с нуля, а у обычного чела, который что-то там бубнит за 30к? Значит знания, которыми он владеет - ничего не стоят.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Макс Кроу

Так не все будут архитекторами и авиаинженерами, какому-нибудь маркетологу лучше сразу работать пойти, чем 5 лет слушать у Антонины Петровны как рекламу в газеты давать. В статье при чем не утверждается что образование не нужно вообще, учиться надо, при чем всю жизнь, но в наше время большая часть вузов (про школы вообще молчу) это мусор.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
H0ttabych .

Почему нет? С удовольствием полечу с пилотом-самоучкой, который скорее всего отлетал тысячи часов в симуляторе и подтвердил свои навыки сдачей экзаменов.
То же самое и с врачом. Лучше бы я пошёл к самоучке, который реально хотел стать врачом, изучал лечебное дело, прошёл практику и сдал экзамены.
Что касается многоэтажных домов... да как они сейчас проектируются, хуже уже точно не будет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Мар Киз

" 1.Пойдете к врачу самоучке?
2. Или будете жить в многоэтажном доме который спроектировал самоучка?
3. А может полетите на самолете которым управляет самоучка —..."
.
Какая пошлая и примитивная попытка аргументации.
1. А чем отличается обучение от Образования?
2. А чем ценны четверть знания о предмете , если ЭКЗАМЕНЫ они сдают по шпоргалкам или по взяткам?
Ведь нон будет "ЧИСЛИТЬСЯ " знающим например доктором, или авиаконструктором.
3..А от какого недообразования систематически падают "Протоны и самолёты россий ского производства?
4. и таких аргументов по Советскому и Российскому образорванию я приведу тысячи.
5... Я видел десятки "самоучек" которые легко утёрли нос профессорам с купленными дисерами..
А у нас и К.Дыров акадэмык!
Короче считаюю данны отзыв банального совкового недоучки.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Светлана Завацкая

Примерно на таких сейчас и рассчитывает общество…

Ответить
Развернуть ветку
Наталья

Что же в моем поколении так много страдальцев. Не смог стать успешным к 30 сразу надо обвинить кого-то. Школу, ВУЗ, родителей, первую любовь, злую собаку из соседней квартиры. На крайний случай, всегда можно сказать, что это Путин виноват. И все, взятки гладки. Страдай досыта, а потом - иди к коучу/стань коучем.
Система школьного обучения нужна как минимум, чтобы ты читал, писал, считал и знал, что Рейкьявик - это не стул в ИКЕА. Не говоря о том, что чем больше разных знаний получишь и задачи решишь, тем обширней будут нейронные связи твоего мозга. А еще, чтобы понять тебе что интересней - стихи сочинять, в учебнике биологии залипать или эксперименты по физике делать. А дальше в ВУЗ по интересам и возможностям.
И даже если ошибся с вузом, профессией, выборе жизненного пути, то надо просто признать и пойти дальше, понимая что ошибок может быть еще много. Потому что в жизни не все просто. И в этом уж точно не школа виновата.

Ответить
Развернуть ветку
Jewel Runner

Тем не менее, по моим ощущениям, 50% знаний из школы - бесполезны, ещё 25% вредны, и дай бог оставшиеся 25% хоть иногда можно применить в реальной жизни.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Gre Li

Ну, вообще школа не тому учит. Такой большой упор в естественные науки не нужен. Далеко не все в жизни берут производные и имеют дело с ядерной физикой. А обучения многим базовым вещам, вроде основ права и общественного устройства не хватает. Потом такие голосуют за «Единую Россию» в самых бедных регионах, не понимая из-за кого они такие бедные.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Dubyaga

Прекрасно сказано. Всегда проще кого-то обвинить, чем самому измениться или признать ошибку. Школа когда была, после этого, как сам/сама решил, так и будет.

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Согласна, польза даже в том, что развиваются навыки мышления и решение различных задач, которые могут быть полезны во многих жизненных ситуациях.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

с таким настроем ты слона не продашь

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин
Система школьного обучения нужна как минимум, чтобы ты читал, писал, считал

На это нужно 10 лет? Странно, обычно дети к 6 это все уже умеют, а к 8-9 владеют в совершенстве)

и знал, что Рейкьявик - это не стул в ИКЕА

Для типового россиянина, который скорее всего даже загранпаспорт не получит за всю жизнь - это просто невероятно ценное знание :)

чем больше разных знаний получишь и задачи решишь, тем обширней будут нейронные связи твоего мозга

Ну так может быть надо получать реальные знания и решать реальные задачи? А не дрочить названия травок на латыни? Да не, бред какой-то...

И я не про то, что школа в чем-то виновата. Но добровольно сливать в унитаз 10 лет времени своего ребенка - идея так себе)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mikhail Che

это да, но школе в старших классах не хватает курса по мышлению, логическим ошибкам, базовой психологии, когнитивным искажениям, научному и рациональному мышлению, и так далее, короче не учат как думать и действовать что бы минимизировать свои ошибки

нам нужен гений, который перетрясет школьную программу в соответствии с современными реалиями
но конечно не как на Западе, где нельзя ставить плохие оценки потому что это расизм
и не уметь читать в 5 классе это нормально, потому что главное какой у тебя гендер
глубокое изучение базовых предметов необходимо, математика вообще основа всего, универсальный язык и прокачивает мозги дай боже

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Shilov

Ппц чел который не определился чем он хочет заниматься в 30 лет всерьез размышляет о системе образования.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Берников

может быть именно такой человек и должен говорить, ведь для него существующая система не сработала, а значит он знает что в системе не так

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Случай

Ппц, о проблемах должны говорить те, у кого их нет?
Сломанная логика у вас

Ответить
Развернуть ветку
Борис Кокляев

многие не понимают чем хотят заниматься и после 50, ибо прошлые занятия не принесли удовольствия

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Артём Нефедов

Но его рассуждения верны, в отличие от ваших, так что не стоит быть настолько категоричным)

Ответить
Развернуть ветку
Штуки из труб

Классика. Автор говорит, что школа плохо учит, набросал разрозненных утверждений и пригласил в свою телегу. Уж в телеге-то он точно научит быть успешным и счастливым))) Но парадокс! Автор пишет неграмотно, куча ошибок в статье. Интересно, почему же он сам не научился такому базовому навыку?! Ведь грамотность - это прекрасное средство произвести хорошее впечатление на людей и даже вызвать доверие. Парадокс!

Ответить
Развернуть ветку
Влад Светлый

Автор ответил на этот вопрос - школа дает устаревшие знание. Актуальной орфографии и математике вы научитесь в его телеграм-канале.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Роман Величкин

Вообще вышла солянка из разных заявлений, сомнительной обоснованности. В конце делается вывод, что причина низкого заработка - в себе, не хватает уверенности и устойчивости.

Автор почему-то даже не поднимает вопросы внешнего мира. Низкий заработок может быть потому, что в данном населённом пункте больше не платят. И хорошо, если специальность имеет возможность работать удалённо - тогда можно найти работу в Москве и получать столичную зарплату. А если для специальности удалённая работа невозможна? Тогда только переезд - и будь ты хоть тысячу раз уверен и твёрд в себе, на местного начальника это не подействует.

Способность брать на себя ответственность и доводить дело до конца, это не про профессию, а про человека. Способность не терять голову в конфликте, это про умение управлять собой и слышать других. Все это лежит за пределами профессиональных навыков. И очень часто именно недостаток этих навыков становится препятствием для профессионального роста

Да сказки это всё.
Мне попадались руководители, которые сплошь проваливали все работы, держать себя в руках не умели - были самодурами, которых ещё поискать надо, разговаривали матом. 0 квалификации работы с персоналом. И что? Двигались по карьерной лестнице только вверх.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин
Автор почему-то даже не поднимает вопросы внешнего мира. Низкий заработок может быть потому, что в данном населённом пункте больше не платят

А к населенному пункту этого человека приписали как: к помещику или к земельному наделу? Вроде крепостное право кончилось в 1861 году?

Мне попадались руководители, которые сплошь проваливали все работы, держать себя в руках не умели - были самодурами, которых ещё поискать надо, разговаривали матом. 0 квалификации работы с персоналом. И что? Двигались по карьерной лестнице только вверх.

Вооооот, вы начинаете понимать. Как думаете, в чем причина?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Igor Khodyrev

Вроде бы идея статьи правильная, но по факту вода

1. И так очевидно, что есть способы учиться эффективнее чем в школе

2. 99.99% людей сами не смогут на момент начала школы или вуза предложить себе план обучения, который будет обыгрывать школьный/вузовский по всем ключевым для будущей жизни этого человека параметрам. И при этом сделать это за разумное время.

3. Вопросы в конце статьи несомненно важные, но на многие из них невозможно ответить самому не получив опыт. А сидя дома вне школы его труднее получить. Итого получаем верный совет, но трудно совместимый с базовым тезисом.
И чтобы этот пункт был адекватным, стоило добавить литературу для чтения по этим топикам.

4. Итогом является то, что изначальный посыл неверный. Некоторые способы обучения в школе и институте недостаточно эффективные, это верно. Но некоторые при этом работают вполне себе нормально. Плюс обучение это помогает завести друзей. Что в общем-то тоже обучение социальным взаимодействиям.

В общем вы вводите читателя в определённое заблуждение, при этом не давая ему верное альтернативное направление.

Из своего опыта скажу, что искренне считал на момент окончания школы, что вуз мне не так важен, программированию могу и сам научиться. Поэтому даже бросал пару раз. И я не могу сказать, что был не прав, но что я тогда не понимал - как много вуз может дать помимо моей основной цели. И в общем-то не в полной мере в то время я этим смог воспользоваться.

Поэтому не советую людям прям так категорично относиться к вузам и школам. Да, они не идеальны. Но спросите себя с чего вы решили, что без них вы сможете лучше. И что вы не упускаете другие важные аспекты такого решения. И если по итогу картина сложится, то может и стоит идти альтернативным путём.

Ответить
Развернуть ветку
ZIPA

Уж в универе то точно никто автору не мешал проявлять креатив и творчество в обучении. Там то как раз и можно было быть самостоятельным в достаточной степени. И договариваться о сдачах, и учить по другим источникам, и коммуницировать с одногруппниками, выбирать свои темы работе...

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Именно это и делал. Почти не посещал вуз и сдавал досрочно. Вопрос в том, нахрена такой вуз?

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Фатеева

Для меня не так важно, чему школа учит, а то что само нахождение в ней плохо дается. Я очень не любила все эти бессмысленные задания, звонки, расписание. Для меня школа как казарма для детей, и это при том, что у меня были хорошие отношения с учителями и одноклассниками

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Помню в конце 90-х в журнале "Знание-сила" публиковала статьи психолог Маргарита Жамкочьян, в них она сравнивала школу с концлагерем, а поскольку школу я не любил, то статьи эти были бальзамом на сердце

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Try Fly

Какое то типичное размышление по типу «вот лучше бы о правах потребителя в школе учили». Даже дочитывать эти инфоцыганские речи сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин
Скажем, мы изучали астрономию. Почему не геологию?

Я предположу, что это советское наследие. Космос был отраслью, которой мы гордились, поэтому упор был на предметы, связанные с космосом.

Но вообще немного астрономии необходимо - всё-таки это знание о том, что окружает нашу планету и о вселенной вообще. Да и навигация по небу никуда не делась.

Геологии касаются на природоведении или географии, по крайней мере я хорошо помню, что про минералы мне рассказывали.

Да, что там астрономия, посягну на святое — математику. Математику мы закончили изучать, кажется, на интегралах и дифференциалах. Здравствуй, XVII—XVII век. Что, дальше математика не развивалась? А если успели пройти только до XVII века, то почему было не остановиться несколькими веками раньше? Получается, сколько успели, столько успели, и никакого особого смысла во всем этом нет?

Скорее всего математику учат тому уровню, который соответствует изучаемой физики и геометрии на этом этапе. Чтобы не было такого - проходят ускорение, а график для него построить не могу, потому что не проходили.

Но вообще тот же Фейнман, что математику следует изучать не абстрактно, а на примерах из жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Techno George

Полностью согласен. Абстрактная математика всегда плохо давалась, а с реальными примерами всегда понимание приходило и быстрее и было глубже.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виктор Смышляев

На самом деле хорошо, что школа не учит всякой финграмотности и жизненному счастью, поскольку учить будут нищие и замудоханные учителя и шанса ни у кого не будет

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Согласен. Это тому КАК учат это отдельная боль

Ответить
Развернуть ветку
Сиротин Алексей

Соглашусь что школа не все дает. Но ты автор же вроде научился писать-считать? Школа тут нипрчем?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Причем-причем, я о том, что 10 лет можно было бы с большим толком потратить. И да, начальная школа дает наибольший профит и наиболее полезные знания

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
OsbOrn

согласен, глупая риторика

Ответить
Развернуть ветку
Dan

Проблема не в школе и не в ВУЗе, а в конкретных людях и социально-учебной обстановке.
А академические знания переданные в правильные руки почти всегда дают отличные всходы.
И уж конечно глупо сравнивать вуз и школу с самообучением на дому или курсам от рандомного чела

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii

Программа обучения одинаковая на всю Россию, учителя обязаны ей следовать, не будут следовать - уволят. В школу ходить все дети обязаны, не будут ходить - заберут в интернат. Такие законы. Итого вывод - все должны пройти программу обучения, которую пишут в Москве - одну на всю страну. В общем получается все должны отсидеть 10 лет, за то что родились, нравится им это или нет и изучать то, что написано в программе, нравится им это или нет. После школы или вуза идешь на работу, не будешь работать - не купишь ничего и помрешь с голоду. Жесткая структура без вариантов. О чем статья то вообще? Других вариантов то нету )))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Влад Шушкевич

В школе вы и не должны получать знания или навыки. Строится каркас, который будет обрастать знаниями и навыками. Человек учит учится, выполнять задачи,идти к цели. Ну и социализируется. Все плохое, что есть в школе - от плохих исполнителей. Я сейчас не про учителей, а про программы обучения, учителей, расписание, "патриотизм" и прочее в школах.
А в вузе ты уже учишься применять полученные знания.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Беков

"Я сейчас не про учителей, а про... учителей."

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Иволгин

Ну ок, школа и вуз гавно. А альтернатива?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Сейчас с альтернативой лучше. Есть домашнее обучение, есть разного рода внешкольные занятия. Но я о другом. Наивно думать, что дети сами всему необходимому обучаться в вузе и в школе, поэтому если не хочется пускать на самотек, то родителям придется обучать их нужным в жизни навыкам самим (и большинству родителей сначала придется обучаться им самостоятельно)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dan

Курсы успешного успеха разумеется. Что ж ещё

Ответить
Развернуть ветку
ZIPA

В тг канальчиках похоже

Ответить
Развернуть ветку
Kate Kras

я училась в 90е в самой обычной средней школе, где истеричка со слезами на глазах рассказывала про Великую отечественную и Голодомор, в младшей школе нас так надрюкали на устный счет, что я до сих пор без запинки отвечу 17х19 хоть в три часа ночи, у нас была самая страшная химичка которую я до сих пор цитирую и очень уважаю.
с одноклассниками мы до сих пор поддерживаем связь.
первое высшее - технический вуз. я отработала по специальности после выпуска лет 5. при том что нас учили на допотопных стендах технологиям, которые мертвы. но они "учили нас учиться" как же бесили! - но благодаря им я умею учиться и буду делать это всю жизнь. и благодаря им я знаю - с любой хернёй можно разобраться. студенческие подруги - единственные.
второе высшее я получила сознательно. я ушла в область менеджмента и мне сильно не хватало именно базы и системы. это был обычный вуз, но преподавали в основном практики, которым зачесалось делиться. у меня была возможность задавать интересные мне вопросы. но главное, образно, они мне дали шкаф под знания, куда дальше я понимала по каким полкам разложить что имею, на какие полки надо чего добавить.

образование - это средство. и от вас зависит как вы им распорядитесь, что возьмете.
я взяла лучшее. я благодарна.

Ответить
Развернуть ветку
Kate Kras

мысль вторая:
вы НИКОГДА точно не сможете сказать ЧТО и КАК на вас повлияло. были бы вы тем кто есть сейчас, если бы не учились? были бы лучше? или хуже?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Слава

Школу не любил, а вот про вуз не соглашусь. И учили хорошо, и много полезного можно приобрести, если осознанно к учению подходить. Впрочем, может, мне повезло

Ответить
Развернуть ветку
Алёна репетитор English online

Очень интересная статья. Где-то перекликается с моими мыслями.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Статья чухня, широкий кругозор ( образование , опыт и надсмотренность) и харизма (умение строить социальные связи и заинтересовывать своими идеями полезных людей) это единственные основные управляемые составляющие успеха, остальное удача. Если вы родились под мостом (как бы это грубо не звучало, то уповать можно только на удачу (ни опыта, ни хорошего образования, ни надсмотренности у вас не будет, как и не будет нужных социальных связей). Современная поляризация общества по доходам почти сводит на нет социальные лифты для обычных граждан.

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

Сам чухня, отсутствие личного широкого кругозора ( образование , опыт и надсмотренность) и харизма и видишь МИР глазами муравья

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexey2024

1 000 % так и есть!!! Относительно недавно это осознал, и вы первый, кто мне попался, кто также мыслит))))
Реально пипец 10 лет в школе + 5-6лет в вузе. Итого 15 лет жизни на изучение гипотенуз, логарифмов, матриц и всякой другой чепухи, которая в жизни НИ РАЗУ НЕ ПРИГОДИТСЯ!
А как построить бизнес, договориться с людьми, следить за здоровьем и другие первоочередные вопросы - никто ни пол слова в школе об этой и не сказал, хотя это необходимо как раз таки в первую очередь.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Мирошниченко

Автор пишет, что школа и вуз бесполезны, из-за них мол и проблема, люди не знают, кто они и что они хотят. Убираем школу и вуз и, опа, получаем необразованных людей, барахтающихся на первой ступени Маслоу. И уж они-то точно знают, чего они хотят: выживать. Здравствуй, рабочий класс. Никаких нездоровых рефлексий и размазывания себя любимого по пространству бытия. Да, школа и вуз несовершенны в принципе, это совершенно точно. Но не они причина страданий неопределившихся

Ответить
Развернуть ветку
Томский Сибирячок

Как бы ни было для меня в моей профессии мной полученное образование бесполезным, тем не менее базу для жизни оно даёт. Однозначно лучше сидеть 4-5 лет в универе и сдавать там сессии, чем проходить от неизвестно кого неизвестно какие образовательные курсы. В будущем я даже думаю ещё раз поступить в универ и получить ещё какие-нибудь образование, чтобы это получение образования было уже по взрослому осмысленным, а не по малолетству и по неопытности личного бытия.

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

Сочувствую! не повезло с курсами или тренингами

Ответить
Развернуть ветку
selecadm

Школа не учит думать. Всем говорят жи-ши, ча-ща, чу-щу. Но никогда не объясняют, почему так. И это не самое худшее. Бывает вообще сообщают ложную информацию, опровергнутую 100 лет назад. Например, гравитация Ньютона. На уроках физики всем говорят про яблоко и его ускорение свободного падения 9,8 м/с². Но на самом деле гравитация работает наоборот: 9,8 м/с² — это ускорение Земли вверх. И это не плоскоземельщики, а Альберт Эйнштейн и его общая теория относительности. Никакое 9,8 м/с² яблоком не ощущается, в то время как находясь на Земле вы ощущаете свой вес, за счёт чего? Правильно, гравитации, а это ускорение 9,8 м/с² вверх. Гравитация — это свойство Земли, то есть именно Земли, и соответственно всех объектов на ней. И как только физическое соединение с Землёй потеряно, гравитация "отключается", то есть она не ощущается падающим объектом. Доказательство у каждого из вас в кармане. Это телефон. Скачайте на него приложение "акселерометр", и он вам будет писать 1.0G находясь у вас в руках. Включите запись экрана и отпустите телефон над подушкой. Пересмотрите запись и вы увидите мгновенную потерю ощущения телефоном гравитации в момент как выпустили из рук, будет писать 0.0G, и он так будет писать вплоть до момента столкновения с подушкой. В этот момент уже может быть более 1 G, т.н. "перегрузка", далее снова 1.0G просто лежа на подушке. Чтобы не думали, что это просто перепутано или что это какой-то заговор, более наглядно представлено в видео по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=0jjFjC30-4A&time_continue=240

Получается в школе чему-то учат, а у каждого школьника в кармане доказательство обратного.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Chernov
9,8 м/с² — это ускорение Земли вверх.

Господи что за бред, вот вы точно в школе ничему не научились

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Влад Шушкевич

Акселерометр измеряет вес тела, а не силу тяжести. Состояние тела, в котором его вес равен нулю, называется невесомостью. Все же в школе надо учится.
Гравитационную массу в домашних условиях вообще говоря, измерить можно, но это будет не так то и просто.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Messi

Вам не кажется что все это очевидно, что школа и вуз бесполезны, но тот факт что школа все еще существует? Значит в этом есть смысл, она даёт что-то, то чего вам не понять, глупо с вашей стороны давать такую оценку школе и вузу, над которым работал явно не один человек, если у вас нету замены лучше не пишите такую ерунду про систему обучения.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Тут критиковали фильм «Сто лет тому вперёд» за то, что школа в 2124 году имеет ту же классно-урочную систему обучения, что и сегодня. Но, если посмотреть на 100+ лет назад, то нынешняя школа недалеко от неё ушла.

Это всё то же массовое учебное заведение для подготовки к монотонному труду, приучающее к дисциплине, пунктуальности, исполнительности, готовности выполнять однообразные операции.

Можно считать, что сегодняшняя школа учит большинство подчинятся меньшинству.

Но кто сказал, что ставилась какая-то иная задача?

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

"...такую оценку школе и вузу, над которым работал явно не один человек, .."
Это верно в той части что власть не пропускает прогресс в системе образования. У нас школа из 10 летней давности . С времён парового двигателя.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин
В результате получается произвольный фарш из устаревших знаний о биологии, истории, химии, физики и прочих наук, с которыми непонятно, что делать, которые невозможно применить в жизни и которые почти полностью выветрятся за несколько лет.

У кого-то выветрятся, у кого-то нет. Действительно, есть замечания, что знаний о реальной жизни в школе как раз не хватает - как налоги посчитать или пенсию. Но базис биологии, физики и химии всё-таки нужен. Чтобы понимать, как устроена проводка, что такое уксус и как работает наследственность.

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

Всё что систематически не применяется , всё это забывается.
Закон пх

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин
Она натаскивает решать определенные задачи по заданным методам, зубрить определенные факты и излагать заранее одобренные мысли. Сопоставлять данные, находить информацию, отстаивать свою точку зрения, понимать задачу, создавать методы решения она не учит. Учит она послушанию и умению ездить по рельсам, которые кто-то проложил.

Большое преувеличение

Ответить
Развернуть ветку
Techno George

И в школьной программе и в вузовской были недостатки, по крайней мере в мое время было так и в моей школе и в моем вузе. Спасибо что появился интернет и большую часть необходимых для меня знаний получил самостоятельно. Если говорить про старшие классы и вуз, то часть обязательных предметов можно сделать факультативными, например химию или астрономию. Да и с учетом введения факультативных занятий можно было бы расширить список предметов. Начиная со школы в старших классах можно было бы добавить такие дисциплины как юридическая грамотность, финансовая грамотность, тайм менеджмент, принятие решений , планирование, какие-то методики как вести дискуссии и быть убедительным итп.

Ответить
Развернуть ветку
monkeycat

Кажется, автор хотел обратить внимание на то что система ему недодала, а не на то что она дает - не нужно/не полезно.

На мой субъективный взгляд, система образования должна быть адаптивна и подстраиваться под реалии - автор указал на фин грамотность, личные границы и уметь общаться итд.

Матчасть обязательна, без нее не будет роста в долгосроке. Практический опыт важен - без него не будет роста в краткосроке 🫡

Ответить
Развернуть ветку
LazzyLawyer

А мне статья понравилась! Никаких жалоб и нытья я в ней не увидела. Разве что некоторое разочарование, пришедшее с опытом от познания мира и своего места в нем :) Полезная рефлексия. Спасибо, Автор.

Ответить
Развернуть ветку
Засохший Дождевик

актуально не только для "тридцатилетних" ;-)

Ответить
Развернуть ветку
troshina.a

вот в чем соглашусь, в школе должны лучше помогать с выбором профессии и вводить что-то типа уроков психологии

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Скоробогатов

Статья написана хорошо, ваш посыл мне понятен. Я вообще жуткий сторонник мнения, что нашу систему образования давно пора менять, но никто этим не будет заниматься, потому что государству выгодны именно такие выпускники, которые в 30 работают старшими менеджерами и выше не прыгнут!

Ответить
Развернуть ветку
Artem Chernov
Она натаскивает решать определенные задачи по заданным методам, зубрить определенные факты и излагать заранее одобренные мысли. Сопоставлять данные, находить информацию, отстаивать свою точку зрения, понимать задачу, создавать методы решения она не учит.

Это кто какой подход выбрал. Я вот например, учился в абсолютно обычной школе, но делал все то, чему как вы говорите меня не учили. Да и как собственно вы это себе представляете? Ну-ка, набросайте план урока по поиску информации или созданию метода решения

Ответить
Развернуть ветку
Igor Khodyrev
как распознать неочевидные ментальные ловушки
в своем канале

Не ну изи же

Ответить
Развернуть ветку
urivev

Если школа и вуз бесполезны, то куда семилеткам податься? Сразу в вашу телегу? Но они читать еще не умеют, да и денег у них нет, развести вы их не сможете.

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

Создать питомник на 11 лет..резервацию чтоб дети не мешали жить взрослым.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Андреев

я бы разделил ВУЗы и школы
например, Вышка — хороший ВУЗ

а школы не нужны, конечно, и причин тому — великое множество; проблема кроется не только в неэффиктовности образования, но и в пагубном воспитании детей

Ответить
Развернуть ветку
Michael Sazonov

"Что на самом деле полезно знать"
так этому вуз и учит воощем-та + фундаменталка. мы наверное в разных вузах учились, но сдача сессий в тех. вузе, это всегда задача решить целый спектр нетревиальных задач.
Я еще отмечу, что из школы и вуза мне пригодились вообще все предметы, и в особенности те, которые принято хейтить в технических вузах.
Мой поинт - фундаменталка збс, это швейцарский нож и армейские нормативы по применению.

Ответить
Развернуть ветку
Rax034

Мять.
Делать такой долгий и длинный разгон, чтобы в конце все коряво свести к рекламе телеграмм канала!

Знаю родителей автора, классные мужики.

Ответить
Развернуть ветку
Max Daniels

Очередное нытье лентяя(инфоцыгана), который не понимает принципов обучения. Если не хочешь учиться - иди на стройку или стань сварщиком. В школах выдают МИНИМУМ простейших знаний, который в общих чертах должен знать каждый уважающий себя человек.

Скажем, мы изучали астрономию. Почему не геологию?

Ага, потом из таких вырастает дурачок, думающий что солнце вращается вокруг земли. Геология нахрен никому не нужна, даже Шелдону из ТБВ.

Математику мы закончили изучать, кажется, на интегралах и дифференциалах. Здравствуй, XVII—XVII век. Что, дальше математика не развивалась?

Потому что математика идет снизу вверх как пирамида Маслоу(только верх тормашками). Если не знаешь основ, более сложные вещи не сможешь понять Нельзя просто взять и обучить математике XX века без обучения более "древней" математики ибо "старая" математика не противоречит современной.

Вуз как бы должен дать широкую базу и подготовить к профессиональной специализации

ВУЗ в первую очередь тренирует академический склад ума! Впоследствии ты можешь легко решать задачи вне зависимости от знаний и контекста.

пониманием, как зарабатывать и сохранять деньги;
пониманием себя: что вам важно, какие у вас ценности, интересы, способности;
способностью строить взаимовыгодные отношения с людьми: уметь договариваться, слышать других, отстаивать свои границы;
знанием, как заботиться о своем здоровье: правильно питаться, тренироваться, распознавать проблемы со здоровьем на ранних стадиях;
умением преодолевать препятствия и не сдаваться при первых трудностях;
пониманием, как грамотно ставить и достигать цели;

Ты не поверишь, но все это можешь найти в одной книжке:

Ответить
Развернуть ветку
Максим

А нафиг это обучение не нужно, пусть идут работать руками.

Ответить
Развернуть ветку
Mushishi

"Геология нахрен никому не нужна, даже Шелдону из ТБВ"
Ну ладно, геология нужна всем в минимальных рамках, для понимания, что не надо на даче копать колодец рядом с выгребной ямой :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Tretyakov

В целом, поддерживаю автора, но вот в чем проблема - где выход?
Школы и ВУЗы плохо учат, это проблема. Какое решение?
У меня 4 детей, что мне с ними делать? Самому учить? Работать я когда буду, на что мы будем жить? Вот правда интересно, я пока не нашел решения, по крайней мере решения массового, а не для олигархов

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

а когда было иначе? у меня тоже 4. Сам учу. 2 часа ежедневно уделяю. ДА, тяжело, но даже эти 2 часа в день намного лучше, чем 7 часов в школе. Хочешь воспитать умным - нужно чем-то пожертвовать. Не хочешь жертвовать - кинь в школу, что получится - то получится.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кубинцев

В чем-то согласен, но в целом агитка против базового среднего образования уже надоела. Нет, оно нужно, только по лекалам советской школы.

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

Да совковая школа научила только доносы писать..
В Вузе она сровсем не пригодилась.
А вуз не пригодился на производстве...
Как много раз критиковал Аркадий Райкин, ещё во времена Сталина и Хрущёва

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Чайка О.
агитка против базового среднего образования уже надоела

Да.

только по лекалам советской школы

В одну и ту же воду нельзя войти два раза.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Шевцов

а как будут допускать к работе на хорошей должности начинающему специалисту после вуза?

Ответить
Развернуть ветку
selecadm

Чисто после вуза никак, так как реальных знаний и навыков для работы не дают. "Учат учиться" и прочий подобный скам. В вузе надо было нетворкингом заниматься. Только мне об этом никто не сказал. И правильно сделали, иначе я бы тем более отказался. С такими однокурсниками и их ко мне отношением не до нетворкинга было. В результате никаких знакомств не завёл, я даже их имён не помню. А учиться надо самому. В моём вузе можно было по программе ничего не делать. Ходи на все пары и взаимодействуй с преподавателем, считай зачёт у тебя в кармане. И параллельно сам изучай, что тебе интересно и думаешь перспективно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Юля Сорокина

Спасибо, есть над чем подумать

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

мне кажется это все уж очень индивидуально

Ответить
Развернуть ветку
Ari.ship

удивительно, но у некоторых все наоборот, школа и вуз идут на пользу

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr maxQueen

Наша школа и вуз создан делать бездумных рабов, угодные власти. Это не просто болото, это трясина

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мардюков

очень легко найти себя в каком-то курсе по психологии..

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Acemonte

И в чём Эйнштейн противоречит Ньютону? Теория относительности дополняет классическую механику, но никоим образом её не опровергает, а вот Ваши мысли насчёт ускорения свободного падения довольно легко опровергнуть.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Шушкевич

Их не надо опровергать, не важно Земля летит навстречу яблоку или яблоко навстречу Земле. Но, стоит рассмотреть систему из двух яблок, как нам приходится признать, что либо Земля плоская, либо это яблоко падает на Землю.
Но всякие шарлатаны от науки будут всегда рассматривать систему яблоко-Земля, в которой невозможно доказать, что движется, а что неподвижно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
selecadm
а вот Ваши мысли насчёт ускорения свободного падения довольно легко опровергнуть

В каком плане? Почитайте про т.н. "собственное ускорение". Это ускорение, ощущаемое объектом. Оно абсолютное. И собственное ускорение 9,8 м/с² будет только при нахождении на Земле. У яблоко т.н. "координатное ускорение", оно относительное и зависит от системы отсчёта. Мы видим падающее с ускорением 9,8 м/с² яблоко, но это потому, что сами ускоряемся 9,8 м/с² вверх и за счёт этого ощущаем свой вес.

Ответить
Развернуть ветку
selecadm
И в чём Эйнштейн противоречит Ньютону? Теория относительности дополняет классическую механику, но никоим образом её не опровергает

Опровергает в том плане, что гравитация Ньютона — это частный случай. Она всё равно может использоваться, раз уж даже ракеты запускали без использования ОТО. Не сказать, что у Ньютона всё неправильно. Это неполная теория, но в основном потому что время другое было, не то что конец XIX начало XX века.

Другое дело, что после выхода ОТО мы знаем, что гравитация работает не так. Вселенная не решает, когда использовать частный случай, а когда нет. Это как со сложением скоростей. В движущемся 50 км/ч поезде вы идёте 5 км/ч, в итоге 55 км/ч. Но скорости так не складываются. Есть релятивистская формула сложения скоростей, с ипользованием скорости света. Чтобы две скорости при сложении никогда не превысили скорость света. Но в повседневной жизни разница ничтожная. И ничтожная настолько, что не то что можно пренебречь, а НУЖНО пренебречь. Излишняя сложность.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Chernov
Математику мы закончили изучать, кажется, на интегралах и дифференциалах. Здравствуй, XVII—XVII век. Что, дальше математика не развивалась?

Ну знаете, не все, что придумано давным давно, устарело. То, что вы упомянули это база.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Глеб Бортич

Многие из нас, действительно, чувствовали себя застрявшими в рутине и бессмысленности. Важно искать пути развития и улучшения своей жизни

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Для 30летних! В 90е если какую работу нашел уже хорошо. Вам скучно, вы выгораете, подумайте вот о чем - ненавистная работа дает вам деньги! На которые в выходные в наше время можно делать много чего! К примеру можно найти штук 50 разных тематических поездок на выходные! Там и общение и что-то интересное и природа! Не нравиться природа, куча музыки, бесплатно можно посмотреть концерт любой группы. Все дело в кругозоре! Работа, фин. грамотность, достигаторство, это средства, а не цели.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Аксёнов

я свое болото не оправдываю школой и вузом, просто нет понимания, куда дальше двигаться

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

А кто то вам открыл как это делать?
А человечество знает это уже сотни лет.
Читайте и ищите эти книги. Хотя бы эзотерику

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
KendSharrien

ох, не вгоняйте меня в депрессию

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

А многие боятся!
Они боятся думать, что мир можно изменить!
Но это не легко признать тем, кто привык к тому, что есть!
Они не хотят ничего менять
Многие боятся.
Они боятся думать, что мир можно изменить.
Понимаете?
Теперь я думаю, что мир не такое уж... дерьмо.
Но это не легко признать тем,
кто привык к тому, что есть.
Они не хотят ничего менять.
Они поднимают лапки.
И тогда они проигрывают...

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kazakova

все равно школа и вуз дают очень хорошие знание, особенно когда в этом заинтересованы

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

А вы давно работаете с этой проблемой?
С чем сранивает?

Ответить
Развернуть ветку
Архитектор Пустоты

Итак, мы прочитали (ну я пролистал) огромную заметку о том, что все учат неправильно... а сам автор не знает как правильно, но очень хочет, чтобы у него были подписчики.
Вывод один, хоть какое-то образование автору не помешало бы )

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

"хоть какое-то образование" автор уже проявил обоснова проблему.
А решения её уже не одно десятилетие имеет сотни вариантов для специалиста.
Только косность власти не даёт этому развитие.
Мы живём в несвободе принятия решений. Вот разберитесь хотябы с одной из лучшей Финской системо....

Ответить
Развернуть ветку
Pavel S

В жизни что-то не получается?
Пиши, что виноваты родители, школа и университет. Кто-то да пожалеет

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

Идеология российского обывателя.
Не лидерская позиция..
У которого .."Я отвечаю за то что происходит вокруг меня"

Ответить
Развернуть ветку
Wittgenstein

Унылый сейлзак по продаже подписки на телегу. Для кого Шугерман с Кеннеди писали - непонятно...

Ответить
Развернуть ветку
Orca

обширные знания нигде дать не могут, только базу, а именно 15% от программы, остальное на самообразование

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

15% это не база..
По пробуй устоять в рукопашке на кончике одной стопы-это твои 15 % , которе на самом деле всего 1 %..

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Таисия Игнатьева

надо было не ходить в школу?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Не совсем, базу то нужно получить, писать, читать, считать...

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Агафья

что-то стало грустно, вы меня загрузили

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Чумаков

не понравилась профессия после бакалавра - пошёл в магистратуру на другую, выше квалификация и зп

Ответить
Развернуть ветку
Денис

А как же фундаментальные знания, которые дает школа? Закладываются базовые знания для дальнейшего личного развития.

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

Больно примитивный и устаревший 300 лет назад фундамент..
При том что ныне есть тысчи разработок более эффективного фундамента.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петров

Описанная автором школа - это практически только школа в некоторых бывших советских республиках, практически скопированная с дореволюционной российской классической гимназии и устаревшая еще лет 100 назад. Во многих других странах, да взять ту же Финляндию при том же самом исходном начале в виде классической гимназической российской системы - школа стала совершенно другой, в разы более приближенной к реалиям современной жизни.

Институт же на самом деле учит только одному - развивает способность к самоконтролю и самостоятельному обучению, не столь важно в какой сфере. Институтская система с намного менее жестким контролем посещаемости и обучения моментально отсеивает людей, которые неспособны себя контролировать. Развитая способность к самоконтролю и самостоятельному обучению намного ускоряет адаптацию к работе после института или университета, избавляя от необходимости приставлять к каждому выпускнику няньку на пару лет на новом рабочем месте. При этом актуальность знаний, даваемых университетом не слишком важна - в современном обществе они в любом случае будут устаревшими уже на момент выпуска. А вот то, насколько быстро новоиспеченный специалист адаптирует новое на своей новой работе и дает высшее образование.

Так что и школа и вышка по прежнему рулят, а то что они в нашей стране сейчас в таком именно виде - это уже вопросы не к системе образования.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Алехина

Школа нужна хотя бы для того, чтобы понять примерно в каком направлении тебе надо двигаться. Я, например, к 15 годам поняла, что интегралы и законы ядерной физики мне не интересны, я гуманитарий до мозга костей. Поэтому пошла на юрфак.
Да и вообще если убрать 10 лет одной школы чем вы предлагаете занять детей 7-17 лет? У вас, видимо, своих ещё нет и вы не представляете как сложно их сейчас заставить домашнюю работу делать.
А вы предлагаете им сразу маркетинг изучать или заняться поиском себя в этой жизни?

Ответить
Развернуть ветку
Victor Dyuzhin

Кто бы что не говорил, кто бы что не писал, но школа была нужна и останется нужной ещё много лет, да и собственно универ. Это базис знаний который закладывается в ученика, подростка. То воспитание которое ему прививают не только родители, но и учителя, преподаватели. Это гораздо лучше чем смотреть контент в интернете.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Закондраева

Soft skills, emotional intelligence. Про это уже все давно говорят. :) Как и про то, что soft skills без hard skills все же не прокатят.

Но в целом с вашей точкой зрения согласна. Правда, такие вещи все-таки все равно с опытом только начинаешь понимать. Ну кроме того, чем вообще в жизни хочется заниматься — это лучше понять как можно раньше.

Ответить
Развернуть ветку
P.E

Что стоит есть, чтобы хорошо себя чувствовать?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Муренков

Человек учит учится, выполнять задачи,идти к цели. Ну и социализируется. Все плохое, что есть в школе - от плохих исполнителей.

Ответить
Развернуть ветку
Эльнур Сабитова

Проблема не в школах и в вузах, а в конкретных личностях

Ответить
Развернуть ветку
Мар Киз

В школах и вузах работают за часы проведения, а не по знаним у студентов

Ответить
Развернуть ветку
Миронова Яна

Когда я прочитала этот пост, мне пришел в голову анекдот: 'В школе учили, что падает яблоко, а мне нужно было знать, почему падает зарплата'

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii

все знают ответ, но не знают что с этим делать

Ответить
Развернуть ветку
Спорное утверждение

все вокруг виноваты, кроме меня

Ответить
Развернуть ветку
Жошы хан

Неасилил, про что там?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Филиппова

вот не отдали бы меня в школу, тогда я бы в болоте не оказалась

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dimm Debrov

Я всё думал когда будет фраза "А потом я открыл для себя курсы по программированию на ......" но не дождался)

Ответить
Развернуть ветку
Dauren Donato

Отличный пост. Как раз к 25 мая хотел выложить такой пост в соцсетях. Но, данная статья подтолкнула меня сделать это заранее.

Ответить
Развернуть ветку
Артур

Вы прям с козыря зашли, самый первый пункт:

"- пониманием, как зарабатывать и сохранять деньги;"

это должен быть чуть ли не самый главный предмет в семье, в школе и в вузе, но управление личными финансами, как будто нарочно кто-то вычеркнул из программы жизни каждого!

Вы меня прям побудили написать на эту тему историю из своей жизни.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Скажу просто, практика и теория не совсем одно и тоже, а скорей всего на оборот…

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Думаю что это разные понимания, приспособленность к сегодняшнему дню, делают человека успешным, а не тонна прочитанных книг.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Светлакова

Важно осознать, что путь к исполнению наших мечтаний и настоящей радости может лежать где-то вовсе не там, где нас привели школа и университет.

Ответить
Развернуть ветку
307 комментариев
Раскрывать всегда