{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Самое бессмысленное обучение: почему благодаря школе и вузу вы «застряли» в болоте

Я просыпался. Открывал глаза и с тоской думал, что опять надо ехать на работу. Она казалось мне бессмысленной, выматывающей, но, увы, безальтернативной. Как сменить ее на что-то еще — я не знал. Чем хочу заниматься — не знал. Я жил с чувством, что влип в нелюбимую работу навсегда. Чувствовал, что застрял, но не подозревал, что выход из болота находится совсем не там, где я предполагал.

Застрявшие

Моя история довольно типична. Многие люди в районе 30 лет (а я описываю период, когда мне было 26–29 лет) застревают в ситуации, которая кажется им невыносимой, но которую они не знают как изменить. Отсюда, кстати, так популярны все эти выгорания и депрессии, связанные с непониманием как переломить ситуацию.

Вот особенности, которые характерны для многих 30-летних и усугубляют их трудности.

  1. Они во многом мыслят, как мыслили их родители — «выбери профессию и развивайся в ней». И хотя регулярно видят другие варианты состояться профессионально (и финансово), плохо понимают, как эти варианты устроены, и какие навыки для них необходимы.
  2. Они фокусируются на действиях с объектами (свести отчетность, написать код, сделать дизайн-проект), а не на людях. Не понимают, сколь значимы отношения с людьми для профессионального роста и заработка денег. С компьютером и смартфоном им комфортнее, чем с кожаными мешками.
  3. Они перфекционисты. Им сложно в ситуациях, когда совершенство недостижимо, когда их результаты оказываются средними или когда руководство оценивает результат совсем не по тем критериям, которые кажутся им важными.
  4. Они застряли. В этом возрасте обычно человек уже не новичок, накаченный дофамином от свежих впечатлений, подающий надежды талант, у которого все впереди. Но и не опытный специалист или руководитель. Чаще всего он застрял посередине: менеджер среднего звена или обычный специалист, которых тысячи. Стресса на этих должностях много, кайфа мало, будущее туманно, настоящее зыбко.

Все это заводит в тупик. «Как сейчас не хочу и не могу, а как по-другому не знаю». Остается страдать и выгорать. Ведь выгорание, которое порой выливается в депрессию, свидетельство, что баланс в работе нарушен. Вы не получаете тех плюшек, на которые рассчитывали, и организм, чтобы остановить это безумие, включает предохранитель и отправляет вас в принудительный отдых.

Почему так происходит? Почему многим сложно найти работу по душе и какое отношение к этому имеют школа и вуз?

Чему учит школа

Школа и вуз для меня примеры одного из самых бестолковых способов научиться чему-то полезному для реальной жизни, если соотнести потраченное время и конечный выхлоп. Я сейчас даже говорю не о том, КАК там учат (это отдельный печальный разговор), а лишь о том, ЧЕМУ там учат.

Начнем со школы. Считается, что школа готовит к жизни, социализирует и учит учиться. А продукт этого образования — человек, который получил представление о том, как устроен этот мир и готов выпорхнуть во взрослую жизнь. На деле все выглядит несколько иначе.

Если говорить про содержание учебных программ, то школа — это набор рандомных предметов с произвольной глубиной изучения. Скажем, мы изучали астрономию. Почему не геологию? Или логику? (где логика!) А, может, полезней было бы изучать юриспруденцию? Закон «О защите прав потребителей» чаще нужен в жизни, чем законы небесной механики.

Да, что там астрономия, посягну на святое — математику. Математику мы закончили изучать, кажется, на интегралах и дифференциалах. Здравствуй, XVII—XVII век. Что, дальше математика не развивалась? А если успели пройти только до XVII века, то почему было не остановиться несколькими веками раньше? Получается, сколько успели, столько успели, и никакого особого смысла во всем этом нет?

Математика она как черешня, сколько отсыпали, столько отсыпали

В результате получается произвольный фарш из устаревших знаний о биологии, истории, химии, физики и прочих наук, с которыми непонятно, что делать, которые невозможно применить в жизни и которые почти полностью выветрятся за несколько лет.

Тогда, возможно, школа учит учиться? Но она как раз не учит учиться

Она натаскивает решать определенные задачи по заданным методам, зубрить определенные факты и излагать заранее одобренные мысли. Сопоставлять данные, находить информацию, отстаивать свою точку зрения, понимать задачу, создавать методы решения она не учит. Учит она послушанию и умению ездить по рельсам, которые кто-то проложил.

Тогда, может это… как ее… социализация все оправдает? Ну да, стихийная социализация в школе есть, как она есть в любом коллективе. У кого-то эта социализация оставляет приятные чувства и радостные воспоминания, а кто-то в ходе школьной социализации страдает от буллинга и ненавидит одноклассников/учителей. В этом плане всевозможные кружки и тусовки с друзьями отлично заменяют школьную социализацию.

Вот и получается, что КПД школьного обучения крайне низкий.

Она только начинается…

Чему учит вуз

Ладно, а что там с вузом? Вуз как бы должен дать широкую базу и подготовить к профессиональной специализации, вроде бы такая концепция была у специалитета (про бакалавриат и магистратуру мне сложнее рассуждать). Что сказать? Даже если вам повезло и вас хорошо обучали, вы обучены очень узкой прослойке знаний и навыков, связанных с ядром профессии.

Например, качественно обученный бухгалтер умеет: разносить операции по счетам, сводить отчетность и считать налоги. Он будет знать налоговое и бухгалтерское законодательство и по верхам и выборочно гражданское, трудовое и административное право. Будет обладать общими знаниями по экономике и финансам, которые в таком виде едва ли сможет использовать… да и все. Ах, да, если очень сильно повезет, его еще научат искать информацию и работать с источниками (ха-ха).

— И что не так? — можете спросить вы. — Человек же получил профессиональные знания? Получил! Может работать по специальности? Может. Что еще надо?

Для того, чтобы работать по специальности иногда действительно ничего больше не надо, а вот для того, чтобы найти хорошую работу, нормально зарабатывать, чувствовать себя в жизни свободно и уверенно, этого совсем недостаточно

Собственно, даже превосходное знание профессии сильно преувеличено, хотя бы просто потому, что профессия совершенно не равна заработку. Есть бухгалтеры, которые получают 300 000 рублей, есть 30 000, а есть те, которые вообще не могут устроиться. Тот факт, что профессия у многих приравнивается к заработку, к слову вообще яркое свидетельство, что человек плохо понимает, как возникает доход. А заблуждение это прямое следствие системы обучения, которое затачивает человека под профессию.

Что на самом деле полезно знать

Задайте себе вопрос. С каким набором знаний и навыков вам хочется оказаться после 15 лет обучения: рандомным винегретом из разных наук и выжимкой знаний из одной профессии или:

  • пониманием, как зарабатывать и сохранять деньги;
  • знанием своих прав и обязанностей (когда и какие покупки можно вернуть; что можно требовать от управляющей компании, а что нет; на что обращать внимание в кредитном договоре);
  • пониманием себя: что вам важно, какие у вас ценности, интересы, способности;
  • способностью строить взаимовыгодные отношения с людьми: уметь договариваться, слышать других, отстаивать свои границы;
  • знанием, как заботиться о своем здоровье: правильно питаться, тренироваться, распознавать проблемы со здоровьем на ранних стадиях;
  • умением преодолевать препятствия и не сдаваться при первых трудностях;
  • пониманием, как грамотно ставить и достигать цели;
  • способностью убеждать людей и заинтересовывать своими идеями;
  • умением привлекать клиентов и продавать им, находить интересные проекты и устраиваться на желаемую работу.

Думаю, вы согласитесь, что все эти навыки, даже освоенные на троечку, сильно упростили бы вам жизнь, но в школе и вузе им не учат вообще.

И это совершенно логично.

Почему вуз и школа не помогут вам самореализоваться

Вуз и школа созданы не для того, чтобы упростить вам жизнь или, упаси Бог, сделать вас счастливыми и успешными. Их задача — обеспечить государство и корпорации живой силой, а что эта сила чувствует, хорошо ли этой ей, счастлива ли она — никому неинтересно.

И возникает сильнейшее противоречее. Из всех утюгов льется про самореализацию, про то, что человек должен быть счастлив и успешен, но при этом вас 15 лет готовят быть топливом для экономики (ну и еще занять чем-то на 15 лет, чтобы лишние мысли в голову не лезли) и не дают никаких по-настоящему важных навыков для счастливой и успешной жизни.

Что на выходе? На выходе много несчастных людей, которые не понимают:

  • чего хотят от профессии;
  • какую им деятельность выбрать;
  • как развиваться в профессии;
  • как влиять на свой уровень дохода;
  • как протестировать разные направления и понять, за что готовы платить;
  • как жить свою профессиональную жизнь и не чувствовать себя винтиком огромной машины, которой на тебя наплевать.

Неудивительно, что многие застревают в болоте и не понимают, как из него выбраться.

Что делать, если вы застряли?

Собственно, моя история была ровно про это. Когда профессия себя исчерпала, я не понимал, что делать дальше, поскольку единственный ответ, который у меня был — это искать другую профессию.

Это очень распространенный ход мысли. Очень часто когда мы упираемся в потолок в профессиональном развитии и застреваем, то ищем выход в освоении новых профессиональных инструментов и навыков.

Скажем, помимо контекстной рекламы осваиваем настройку таргетированной. Или берем разные курсы по специализации в своем направлении. Или идем изучать новую профессию (в своей же геморроя недостаточно, угу).

Так вот. Очень часто затык лежит вовсе не в области профессиональных навыков, а в области навыков фундаментальных: умении понимать себя, преодолевать трудности, договариваться с другими, отстаивать свои интересы, брать ответственность за свои решения и т.д.

Например, начинающие психологи часто хватаются за техники и рассуждают так: «Я научусь задавать правильные вопросы, смотреть клиенту в нужный глаз, освою технику пустого стула, научусь ставить якоря и за счет этого стану эффективным, признанным специалистом».

А потом приходит клиент в сильном горе, на которого никакие якоря не действуют. Правильные вопросы тоже не задаются из-за ужаса, который обуял психолога, и ничего кроме беспомощного блеяния не выходит. А не выходит, поскольку нет внутренней устойчивости. Увы, инструменты не заменят понимания себя, способности сопереживать клиенту в горе и одновременно оставаться на твердой почве, а не тонуть вместе с ним.

Когда хочешь взять плюшки от жизни и вдруг обнаруживаешь, что все твои навыки виртуальны

И это касается любой профессии. Способность брать на себя ответственность и доводить дело до конца, это не про профессию, а про человека. Способность не терять голову в конфликте, это про умение управлять собой и слышать других. Все это лежит за пределами профессиональных навыков. И очень часто именно недостаток этих навыков становится препятствием для профессионального роста.

«Мои университеты»

Любопытно, что только оказавшись в тупике, я осознал, что учиться нужно вещам, которые были совершенно не похожи на те, которым учат вуз и школа. Собственно, я стал получать ништяки от жизни на регулярной основе (классные отношения, удовлетворение от работы, рост дохода), когда я фокусировался на двух векторах развития.

Первый касался понимания себя. Почему я веду себя так, как веду? Какие эмоции в ответ на какие жизненные ситуации испытываю, и почему они именно такие? Чего на самом деле хочу? Как на меня влияют внешние обстоятельства, и как я могу менять свое к ним отношение? Какие установки и убеждения мешают добиваться своих целей? Какие ценности и принципы помогают опереться на них в принятии решений? Как научиться ценить себя и отстаивать свои границы? Что стоит есть, чтобы хорошо себя чувствовать? Какой образ жизни вести, чтобы нравилось жить?

Второй касался понимания других. Какой результат моей работы ценят люди и готовы за него дорого платить? Как научиться договариваться с ними на взаимовыгодной основе? Как сделать так, чтобы другие воспринимали мою точку зрения? Как убеждать других в ценности своих идей? Как строить долгосрочные и взаимовыгодные отношения (деловые, партнерские, романтические)? Как управлять командой так, чтобы и людям было приятно, и я своих целей достигал? Как притянуть близких по ценностям людей, с которыми и приятно, и полезно? Как научиться ценить других?

Именно когда я сосредоточился на поиске ответов на эти вопросы, жизнь стала меняться к лучшему. Об этом я регулярно пишу и здесь, и в своем канале Vopreki, который посвящен тому, как распознать неочевидные ментальные ловушки и прийти к своим целям вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Например, следующий большой пост будет о том, как преодолеть синдром самозванца. Подписывайтесь.

0
299 комментариев
Написать комментарий...
Станислав
Школа и вуз для меня примеры одного из самых бестолковых способов научиться чему-то полезному для реальной жизни

То ли дело рандомные телеграм каналы и инфокурсы.

Пойдете к врачу самоучке? Или будете жить в многоэтажном доме который спроектировал самоучка? А может полетите на самолете которым управляет самоучка — он то точно все телеграм каналы про авиацию прочитал.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая
Пойдете к врачу самоучке? Или будете жить в многоэтажном доме который спроектировал самоучка?

Ты знаешь, я бы лучше к самоучке пошел, чем к усредненному студенту, которому нафиг ничего не надо, родители заставили идти в вуз ради корочки и хорошей зарплаты в дальнейшем, а учит его неудачник-преподаватель за 30к в месяц...ну как учит - бубнит монотонно очередной параграф из устаревшего учебника. И чем такой студент по-твоему лучше самоучки, который на то и самоучка, что у него есть желание, а следовательно он получит более качественное обучение?

Я в свое время так же на прогера учился. Вот только я дома за неделю изучал много больше, чем в вузе за полгода. Зато в вузе было нафиг ненужное МХК вдобавок, устаревшие паскали с delphi. И нафига? Одна трата времени.

Мало профессий, где необходимо обучение в вузе. Например, врач. И то, в основном, только из-за практики. Всякие юристы - экономисты и дома могут прекрасно обучиться, как и прогеры и всякие педагоги.

Как можно хотеть учиться у препода, который не супер-пупер прогер с зарплатой в 700к, или не супер юрист со своей фирмой, или не супер экономист, который развил десяток бизнесов с нуля, а у обычного чела, который что-то там бубнит за 30к? Значит знания, которыми он владеет - ничего не стоят.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Kornev

Мне всегда смешно становится когда кто-то говорит что-то типа "нас в институте учили паскалю и делфи, а не си и джаве".
Так смысл не в языке, а в понимании того как и что вы делаете. Смыл в понимании сути алгоритма и не важно на каком языке он реализован. А разобраться в конкретном языке или фреймворке это не проблема. Грубо говоря, если вас научили ездить на жигулях, то потом вы справитесь и с бмв и с тойотой.
Инструмент важен, но все же не является краеугоольным камнем.

Ответить
Развернуть ветку
H0ttabych .

Паскаль и дельфи имеет хуёвый синтаксис хотя бы, который сильно замедляет обучение. Зачем вам это устаревшее говно, у вас С/С++ отобрали? Вот это - поистине универсальный инструмент как для обучения, так и для практики - всегда нужен был, всегда нужен будет, всегда можно что-то практичное забабахать.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Kornev

Ох. Синтаксис хуевый. А как по мне так в пайтоне еще более хуевый.
Оно конечно контролю учит, но доя стартового обучения и паскаль был неплох.
С сложнее и потом не забывайте, что преподаватели тоже люди. Им время нужно самим обучиться, учебную программу подготовить. Плюс бюрократия всякая. А "играющие тренеры" вмегда были редкостью. Сложно совмещать преподавание и другую работу.
У нас были преподы которые и работали где то и преподавали. Так вот это были самые хуевые преподы. Ничему толком не научили. Кроме одного. Но там был мегамозг. Снимаю шляпу. Надеюсь что он еще жив. И долгих лет ему. Кстати Java у нас вел.
Преподавать кстати тоже надо уметь. Не всякий классный специалист может свои знания передать другим так, чтобы эффект был.
Так что, не стоит гнать на школы/универы. Если хочется большего учитесь сами (все равно потом придется).
Недовольны системой образования - попробуйте преподавать сами и посмотрим сколько вы продержитесь.

Ответить
Развернуть ветку
H0ttabych .

Да, питон это конечно тот ещё высер, тут согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Паскаль имеет оператор присваивания. Так, мои однокурсницы не понимали концепцию присваивания, они писали через знак равно формулы как в физике.

Ответить
Развернуть ветку
H0ttabych .

Так это самое. Это же "=" в С

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Вот не понимают люди что равно это не то равно, что в математике, а оператор присваивания. Поэтому надо учить, и поэтому Паскаль выбрал специальное написание.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Kornev

Не знаю каким тупицей надо быть чтоб этого не понять. Тут не язык виноват

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

Это все понятно, однако почему бы сразу не учить актуальным языкам? У разных ЯП есть свои нюансы и особенности. Зачем голову забивать лишним? Это как если бы вы хотели учиться вождению на авто - а вас бы учили ездить какой-нибудь паровой таратайке, у которой тоже 4 колеса. Суть тоже одна, рули, да тормози. Вот только сядете на другую машину и выяснится, что там вместо одних особенностей есть другие.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Гусев

Скорее это как когда ты хочешь научиться ездить на авто/велосипеде, а тебя учат на карьерном самосвале. А потом такие ноют что ниче не понимают и почему нельзя учить просто езде на авто.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Kornev

Ну имхо это антипример. Имхо, карьерный самосвал это как изучать программировпние с нуля используя какой нить сильно специализированный фреймворк на не самом популярном языке. Типа, а давайте будем изучать основы алггоритмики используя dart + flutter.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

Да какая разница? Вопрос в другом. Если база у всех ЯП - примерно одно и то же, как и логика и все остальное - почему надо обучение проводить на чем-то дико устаревшем? Почему не обучать чему-то релевантному, убивая сразу кучу зайцев? Понимаешь, когда ты приходишь на работу и рассказываешь про delphi - всем смешно становится. Никто и слушать не будет, что там все одинаково, поэтому новый ЯП, какой нужен - ты изучишь за пару недель. Вот изучи и приходи. А когда приходишь уже с новым языком, тебя на собесе дрочат вопросами типа: "а вот в прошлых версиях языка была вот такая вот проблема, и как ее решали?". А ты понятия не имеешь, потому что ты с делфей сразу на новую версию нужного ЯП перескочил и про предыдущие версии не знаешь.

В общем имхо это огромный шаг назад. Как и все это "общее развитие", когда на факе программирования тебя дрочат политологией, мхк, физикой, физрой (хотя тут я не против) и подобными предметами, которые тебе нах не нужны, но по которым не дай бог ты что-то не сдашь - приблизишься к отчисленным, и плевать какие у тебя успехи по твоему основному предмету.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Kornev

ОК. А вот такая ситуация. занимался например человек всю жизнь фронтендом. И вот так надоело ему это, что решил он в бэкенд податься. Изучил какой-нибудь язык и пришел на собеседование. Так ему теже самые каверзные вопросы задавать будут.

Потом. А подскажите пожалуста, где есть "факультет программирования"? Есть факультеты информационных технологий и всяческие математические. А вот про "факультет программирования" я не слышал.

Насчет дополнительных предметов. Тоже спорный вопрос. Если следовать вашим принципам, то институты и университеты будут плодить ремесленников. Высшее образование же нацелено на то чтобы люди были готовы на большее, нежели просто повторение того что было, пусть даже хорошее повторение.
Так что и политология и история и языки (человеческие) и МХК нужны и важны именно в высшем образовании.
Посмотрите на любой западный университет, например Университет Амстердама. Бакалавриатские программы очень и очень обобщенные. Хочется глубины - сначала отучитесь на бакалавриате, потом идите на мастера.
Почему я для примера взял именно университет Амстердама - а его с мастерской степеню окончил Гвидо ван Россум (ну вы же знаете кто это).

И вообще университет это это не только учеба. Это еще и построение горизонтальных социальных связей. Никогда не знаешь когда, что и кто понадобится. Или кому и когда понадобишься ты.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая
Изучил какой-нибудь язык и пришел на собеседование. Так ему теже самые каверзные вопросы задавать будут.

Ну и? Как вуз в этом поможет? И с вузом и без него придется это все гуглить. Только без вуза это полгода и все, а с вузом от 4 до 6 лет.

А вот про "факультет программирования" я не слышал.

Хоспаде, ну не так прямо же.

Если следовать вашим принципам, то институты и университеты будут плодить ремесленников. Высшее образование же нацелено на то чтобы люди были готовы на большее, нежели просто повторение того что было, пусть даже хорошее повторение.

Серьезно? Ну и на что такое большее вчерашние студенты способны? На кассе в макдональдсе стоять? Эти все сказки во времена СССР еще красиво звучали. Сейчас нет. Трезво оцените современное образование и современных студентов - может не будете такую романтическую чушь писать.

Так что и политология и история и языки (человеческие) и МХК нужны и важны именно в высшем образовании.

Ага, крайне важны. Поэтому нах никому не нужны и не пригождаются, как правило.

Посмотрите на любой западный университет, например Университет Амстердама. Бакалавриатские программы очень и очень обобщенные. Хочется глубины - сначала отучитесь на бакалавриате, потом идите на мастера.

Ну вот вы и посмотрите на университеты хоть в тех же штатах. Все эти доп. лекции по большей части по желанию, какие-то обязательные, но внимания там такого не уделяют как главным предметам. Главными предметами занимаются как минимум 80% времени. А не 10-20%, как у нас.

И вообще университет это это не только учеба. Это еще и построение горизонтальных социальных связей. Никогда не знаешь когда, что и кто понадобится. Или кому и когда понадобишься ты.

Ну по такой логике получайте минимум 7 высших. Во-первых, куда разностороннее станете. Во-вторых, кучу связей построите. Че ж не идете? Вуз в первую очередь воспитывает в ключе: "сиди и делай что сказали". Именно с этой точки зрения работодатели очень любят ВУЗанутых.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Вы бредите.
Есть принцип: от простого к сложному.
Вам не понять метафизических философских ответвлений, как и программирование на ассемблере, если вы не в состоянии понять простейшую арифметику.
Актуальность ситуативна, как мода, а знание немногих принципов заменяет знание многих фактов.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

Сам понимаешь, что говоришь? Я даже спорить не вижу смысла, ты чушь несешь под видом чего-то умного.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Мда. Тяжёлый случай.
Штош. Конечно нет смысла, ты же не алё даже в простой логики предикатов 2 уровня

Ответить
Развернуть ветку
Yury Kornev

Ну сейчас учиться на паскале конечно не стоит. Но я учился 20 лет назад. Тогда было норм. Тогда модных ныне pyton, go и nodejs, не говоря уж про фреймворки не было.
C# только появился, была java, нас ей учили кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

я учился 17 лет назад, уже была и джава и питон и js и php. Учился я, кстати, на веб разработчика, так что js и php вообще мастхэв должны были быть. Или хотя бы что-то одно. Но увы. Был паскаль, делфи, си. Си еще по учебникам 90х годов, где выписываешь код 1 в 1 из учебника - а он не работает! И таких ляпов в учебнике было дофига. То забывали уточнить, что библиотеку какую-то добавить надо было, то опечатка, то целые строки забывали в учебник добавить. С одной стороны, как я понял уже после, это была реально хорошая школа. Потому что гуглеж в библиотеках (в инете тогда инфы было 0) реально давал хороший навык. Однако я шел туда, чтобы сайты пилить, прям голубая мечта всегда была, и я уже хорошо знал html, css, js и базово php и питон. А не запоминать какую библиотеку надо к си подключить, чтобы работал код из предыдущего параграфа.

Те же массивы мы проходили ПОЛГОДА! ПОЛГОДА, блин! Разумеется, не каждый день, информатика была целых 2 раза в неделю (смешно, блин, на кафедре программирования), но тем не менее, полгода. Хотя эта тема изучается от и до за несколько дней.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Кроу

Про C жиза ппц, я помню как вместо того чтобы переписывать решение из учебника, я сам написал алгоритм решения и мне препод не зачел потому что в учебнике по другому написано. ( для душных уточняю, что мое решение было не хуже, просто другое с такими же результатами, производительностью и т.п.). Закончил универ 10 лет назад ровно. Так что как учили на делфи и С так и учат.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Так а зачем ему учить вас? За копейки? Можно брать уроки у суперпрофессионалов, но ценник у них - 100$ в час. И дают они эти уроки, когда уже едут с ярмарки, то есть ни о каких актуальных знаниях речи не идет.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Кроу

а как в США профессора умудряются кого-то учить? насколько я помню там профессора в высший класс по зп входят и в студенческие стартапы инвестируют явно не с 30к рублей в месяц. Какой нибудь мидл с зп 200к больше научит студентов чем дед пердед, который коммерческой разработкой никогда не занимался.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

мидл будет этим заниматься, если уже не тянет.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Там образование стоит столько, что студенты берут кредиты, которые потом полжизни выплачивают. При том оно само по себе не гарантирует нахождение высокооплачиваемой работы.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Кроу

Я о том и говорю что еслр хотим хорошее образование оно должно стоить денег. А гарантий нет нигде

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Так-то в США уже задумались, а нафига нужно это дорогое образование, если работу даже не факт что найдёшь, а дорогой кредит придётся долго выплачивать.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Кроу

Ну так оно и не всем нужно

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

ну вот о том же и я говорю. Что хорошие учителя, вернее те, кто мог ими быть - вас учить не будут. Зато всякие неудачники за 30к вам за вас прочитают древние учебники. А если вы их коньяком напоите или зад вылижите, ну или так и быть, вызубрите эту чушь, которую все равно забудете через месяц - то получите заветную бумажку. Вот только бумажка эта ни разу не подтвердит то, что вы какой-то там специалист. Скорее только то, что вы или выкручиваться умеете или зубрить ненужное.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Voronov

Так ходите к самоучкам, у вас есть уже такая возможность, а остальным оставьте возможность пользоваться услугами дипломированных специалистов.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

слушай, тебя кто спрашивал? Меня вот спросили, пойду ли я к самоучке - я ответил ДА. Ты тут причем? Иди к кому хочешь, мне плевать

Ответить
Развернуть ветку
kate.mully

Что ж это у вас за вуз был, где учили паскалю? Даже в школах перешли на питон

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

когда перешли? Вчера? Я то учился больше 10 лет назад.

Ответить
Развернуть ветку
296 комментариев
Раскрывать всегда