Самое бессмысленное обучение: почему благодаря школе и вузу вы «застряли» в болоте

Я просыпался. Открывал глаза и с тоской думал, что опять надо ехать на работу. Она казалось мне бессмысленной, выматывающей, но, увы, безальтернативной. Как сменить ее на что-то еще — я не знал. Чем хочу заниматься — не знал. Я жил с чувством, что влип в нелюбимую работу навсегда. Чувствовал, что застрял, но не подозревал, что выход из болота находится совсем не там, где я предполагал.

Самое бессмысленное обучение: почему благодаря школе и вузу вы «застряли» в болоте

Застрявшие

Моя история довольно типична. Многие люди в районе 30 лет (а я описываю период, когда мне было 26–29 лет) застревают в ситуации, которая кажется им невыносимой, но которую они не знают как изменить. Отсюда, кстати, так популярны все эти выгорания и депрессии, связанные с непониманием как переломить ситуацию.

Вот особенности, которые характерны для многих 30-летних и усугубляют их трудности.

  1. Они во многом мыслят, как мыслили их родители — «выбери профессию и развивайся в ней». И хотя регулярно видят другие варианты состояться профессионально (и финансово), плохо понимают, как эти варианты устроены, и какие навыки для них необходимы.
  2. Они фокусируются на действиях с объектами (свести отчетность, написать код, сделать дизайн-проект), а не на людях. Не понимают, сколь значимы отношения с людьми для профессионального роста и заработка денег. С компьютером и смартфоном им комфортнее, чем с кожаными мешками.
  3. Они перфекционисты. Им сложно в ситуациях, когда совершенство недостижимо, когда их результаты оказываются средними или когда руководство оценивает результат совсем не по тем критериям, которые кажутся им важными.
  4. Они застряли. В этом возрасте обычно человек уже не новичок, накаченный дофамином от свежих впечатлений, подающий надежды талант, у которого все впереди. Но и не опытный специалист или руководитель. Чаще всего он застрял посередине: менеджер среднего звена или обычный специалист, которых тысячи. Стресса на этих должностях много, кайфа мало, будущее туманно, настоящее зыбко.

Все это заводит в тупик. «Как сейчас не хочу и не могу, а как по-другому не знаю». Остается страдать и выгорать. Ведь выгорание, которое порой выливается в депрессию, свидетельство, что баланс в работе нарушен. Вы не получаете тех плюшек, на которые рассчитывали, и организм, чтобы остановить это безумие, включает предохранитель и отправляет вас в принудительный отдых.

Самое бессмысленное обучение: почему благодаря школе и вузу вы «застряли» в болоте

Почему так происходит? Почему многим сложно найти работу по душе и какое отношение к этому имеют школа и вуз?

Чему учит школа

Школа и вуз для меня примеры одного из самых бестолковых способов научиться чему-то полезному для реальной жизни, если соотнести потраченное время и конечный выхлоп. Я сейчас даже говорю не о том, КАК там учат (это отдельный печальный разговор), а лишь о том, ЧЕМУ там учат.

Начнем со школы. Считается, что школа готовит к жизни, социализирует и учит учиться. А продукт этого образования — человек, который получил представление о том, как устроен этот мир и готов выпорхнуть во взрослую жизнь. На деле все выглядит несколько иначе.

Самое бессмысленное обучение: почему благодаря школе и вузу вы «застряли» в болоте

Если говорить про содержание учебных программ, то школа — это набор рандомных предметов с произвольной глубиной изучения. Скажем, мы изучали астрономию. Почему не геологию? Или логику? (где логика!) А, может, полезней было бы изучать юриспруденцию? Закон «О защите прав потребителей» чаще нужен в жизни, чем законы небесной механики.

Да, что там астрономия, посягну на святое — математику. Математику мы закончили изучать, кажется, на интегралах и дифференциалах. Здравствуй, XVII—XVII век. Что, дальше математика не развивалась? А если успели пройти только до XVII века, то почему было не остановиться несколькими веками раньше? Получается, сколько успели, столько успели, и никакого особого смысла во всем этом нет?

Математика она как черешня, сколько отсыпали, столько отсыпали
Математика она как черешня, сколько отсыпали, столько отсыпали

В результате получается произвольный фарш из устаревших знаний о биологии, истории, химии, физики и прочих наук, с которыми непонятно, что делать, которые невозможно применить в жизни и которые почти полностью выветрятся за несколько лет.

Тогда, возможно, школа учит учиться? Но она как раз не учит учиться

Она натаскивает решать определенные задачи по заданным методам, зубрить определенные факты и излагать заранее одобренные мысли. Сопоставлять данные, находить информацию, отстаивать свою точку зрения, понимать задачу, создавать методы решения она не учит. Учит она послушанию и умению ездить по рельсам, которые кто-то проложил.

Тогда, может это… как ее… социализация все оправдает? Ну да, стихийная социализация в школе есть, как она есть в любом коллективе. У кого-то эта социализация оставляет приятные чувства и радостные воспоминания, а кто-то в ходе школьной социализации страдает от буллинга и ненавидит одноклассников/учителей. В этом плане всевозможные кружки и тусовки с друзьями отлично заменяют школьную социализацию.

Вот и получается, что КПД школьного обучения крайне низкий.

Она только начинается…
Она только начинается…

Чему учит вуз

Ладно, а что там с вузом? Вуз как бы должен дать широкую базу и подготовить к профессиональной специализации, вроде бы такая концепция была у специалитета (про бакалавриат и магистратуру мне сложнее рассуждать). Что сказать? Даже если вам повезло и вас хорошо обучали, вы обучены очень узкой прослойке знаний и навыков, связанных с ядром профессии.

Например, качественно обученный бухгалтер умеет: разносить операции по счетам, сводить отчетность и считать налоги. Он будет знать налоговое и бухгалтерское законодательство и по верхам и выборочно гражданское, трудовое и административное право. Будет обладать общими знаниями по экономике и финансам, которые в таком виде едва ли сможет использовать… да и все. Ах, да, если очень сильно повезет, его еще научат искать информацию и работать с источниками (ха-ха).

— И что не так? — можете спросить вы. — Человек же получил профессиональные знания? Получил! Может работать по специальности? Может. Что еще надо?

Самое бессмысленное обучение: почему благодаря школе и вузу вы «застряли» в болоте
Для того, чтобы работать по специальности иногда действительно ничего больше не надо, а вот для того, чтобы найти хорошую работу, нормально зарабатывать, чувствовать себя в жизни свободно и уверенно, этого совсем недостаточно

Собственно, даже превосходное знание профессии сильно преувеличено, хотя бы просто потому, что профессия совершенно не равна заработку. Есть бухгалтеры, которые получают 300 000 рублей, есть 30 000, а есть те, которые вообще не могут устроиться. Тот факт, что профессия у многих приравнивается к заработку, к слову вообще яркое свидетельство, что человек плохо понимает, как возникает доход. А заблуждение это прямое следствие системы обучения, которое затачивает человека под профессию.

Самое бессмысленное обучение: почему благодаря школе и вузу вы «застряли» в болоте

Что на самом деле полезно знать

Задайте себе вопрос. С каким набором знаний и навыков вам хочется оказаться после 15 лет обучения: рандомным винегретом из разных наук и выжимкой знаний из одной профессии или:

  • пониманием, как зарабатывать и сохранять деньги;
  • знанием своих прав и обязанностей (когда и какие покупки можно вернуть; что можно требовать от управляющей компании, а что нет; на что обращать внимание в кредитном договоре);
  • пониманием себя: что вам важно, какие у вас ценности, интересы, способности;
  • способностью строить взаимовыгодные отношения с людьми: уметь договариваться, слышать других, отстаивать свои границы;
  • знанием, как заботиться о своем здоровье: правильно питаться, тренироваться, распознавать проблемы со здоровьем на ранних стадиях;
  • умением преодолевать препятствия и не сдаваться при первых трудностях;
  • пониманием, как грамотно ставить и достигать цели;
  • способностью убеждать людей и заинтересовывать своими идеями;
  • умением привлекать клиентов и продавать им, находить интересные проекты и устраиваться на желаемую работу.

Думаю, вы согласитесь, что все эти навыки, даже освоенные на троечку, сильно упростили бы вам жизнь, но в школе и вузе им не учат вообще.

И это совершенно логично.

Почему вуз и школа не помогут вам самореализоваться

Вуз и школа созданы не для того, чтобы упростить вам жизнь или, упаси Бог, сделать вас счастливыми и успешными. Их задача — обеспечить государство и корпорации живой силой, а что эта сила чувствует, хорошо ли этой ей, счастлива ли она — никому неинтересно.

Самое бессмысленное обучение: почему благодаря школе и вузу вы «застряли» в болоте

И возникает сильнейшее противоречее. Из всех утюгов льется про самореализацию, про то, что человек должен быть счастлив и успешен, но при этом вас 15 лет готовят быть топливом для экономики (ну и еще занять чем-то на 15 лет, чтобы лишние мысли в голову не лезли) и не дают никаких по-настоящему важных навыков для счастливой и успешной жизни.

Что на выходе? На выходе много несчастных людей, которые не понимают:

  • чего хотят от профессии;
  • какую им деятельность выбрать;
  • как развиваться в профессии;
  • как влиять на свой уровень дохода;
  • как протестировать разные направления и понять, за что готовы платить;
  • как жить свою профессиональную жизнь и не чувствовать себя винтиком огромной машины, которой на тебя наплевать.

Неудивительно, что многие застревают в болоте и не понимают, как из него выбраться.

Что делать, если вы застряли?

Собственно, моя история была ровно про это. Когда профессия себя исчерпала, я не понимал, что делать дальше, поскольку единственный ответ, который у меня был — это искать другую профессию.

Это очень распространенный ход мысли. Очень часто когда мы упираемся в потолок в профессиональном развитии и застреваем, то ищем выход в освоении новых профессиональных инструментов и навыков.

Скажем, помимо контекстной рекламы осваиваем настройку таргетированной. Или берем разные курсы по специализации в своем направлении. Или идем изучать новую профессию (в своей же геморроя недостаточно, угу).

Так вот. Очень часто затык лежит вовсе не в области профессиональных навыков, а в области навыков фундаментальных: умении понимать себя, преодолевать трудности, договариваться с другими, отстаивать свои интересы, брать ответственность за свои решения и т.д.

Например, начинающие психологи часто хватаются за техники и рассуждают так: «Я научусь задавать правильные вопросы, смотреть клиенту в нужный глаз, освою технику пустого стула, научусь ставить якоря и за счет этого стану эффективным, признанным специалистом».

А потом приходит клиент в сильном горе, на которого никакие якоря не действуют. Правильные вопросы тоже не задаются из-за ужаса, который обуял психолога, и ничего кроме беспомощного блеяния не выходит. А не выходит, поскольку нет внутренней устойчивости. Увы, инструменты не заменят понимания себя, способности сопереживать клиенту в горе и одновременно оставаться на твердой почве, а не тонуть вместе с ним.

Когда хочешь взять плюшки от жизни и вдруг обнаруживаешь, что все твои навыки виртуальны
Когда хочешь взять плюшки от жизни и вдруг обнаруживаешь, что все твои навыки виртуальны

И это касается любой профессии. Способность брать на себя ответственность и доводить дело до конца, это не про профессию, а про человека. Способность не терять голову в конфликте, это про умение управлять собой и слышать других. Все это лежит за пределами профессиональных навыков. И очень часто именно недостаток этих навыков становится препятствием для профессионального роста.

«Мои университеты»

Любопытно, что только оказавшись в тупике, я осознал, что учиться нужно вещам, которые были совершенно не похожи на те, которым учат вуз и школа. Собственно, я стал получать ништяки от жизни на регулярной основе (классные отношения, удовлетворение от работы, рост дохода), когда я фокусировался на двух векторах развития.

Первый касался понимания себя. Почему я веду себя так, как веду? Какие эмоции в ответ на какие жизненные ситуации испытываю, и почему они именно такие? Чего на самом деле хочу? Как на меня влияют внешние обстоятельства, и как я могу менять свое к ним отношение? Какие установки и убеждения мешают добиваться своих целей? Какие ценности и принципы помогают опереться на них в принятии решений? Как научиться ценить себя и отстаивать свои границы? Что стоит есть, чтобы хорошо себя чувствовать? Какой образ жизни вести, чтобы нравилось жить?

Второй касался понимания других. Какой результат моей работы ценят люди и готовы за него дорого платить? Как научиться договариваться с ними на взаимовыгодной основе? Как сделать так, чтобы другие воспринимали мою точку зрения? Как убеждать других в ценности своих идей? Как строить долгосрочные и взаимовыгодные отношения (деловые, партнерские, романтические)? Как управлять командой так, чтобы и людям было приятно, и я своих целей достигал? Как притянуть близких по ценностям людей, с которыми и приятно, и полезно? Как научиться ценить других?

Именно когда я сосредоточился на поиске ответов на эти вопросы, жизнь стала меняться к лучшему. Об этом я регулярно пишу и здесь, и в своем канале Vopreki, который посвящен тому, как распознать неочевидные ментальные ловушки и прийти к своим целям вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Например, следующий большой пост будет о том, как преодолеть синдром самозванца. Подписывайтесь.

36K36K показов
8.1K8.1K открытий
301 комментарий

Школа и вуз для меня примеры одного из самых бестолковых способов научиться чему-то полезному для реальной жизни

То ли дело рандомные телеграм каналы и инфокурсы.

Пойдете к врачу самоучке? Или будете жить в многоэтажном доме который спроектировал самоучка? А может полетите на самолете которым управляет самоучка — он то точно все телеграм каналы про авиацию прочитал.

Ответить

Если ваш вопрос в том, пошел бы я учиться строительству домов у того, кто реально эти дома строит и строит хорошо, то да, пошел бы к нему, а не к человеку который стоит за кафедрой и по бумажке читает, как надо строить дома. Более того, посыл статьи не столько в том, как овладеть той или мной профессией, а что, овладев ей, легко быть бедным и несчастным, если не понимать, как ей зарабатывать, и как вообще выстраивать свою жизнь

Ответить

Пойдете к врачу самоучке? Или будете жить в многоэтажном доме который спроектировал самоучка?Ты знаешь, я бы лучше к самоучке пошел, чем к усредненному студенту, которому нафиг ничего не надо, родители заставили идти в вуз ради корочки и хорошей зарплаты в дальнейшем, а учит его неудачник-преподаватель за 30к в месяц...ну как учит - бубнит монотонно очередной параграф из устаревшего учебника. И чем такой студент по-твоему лучше самоучки, который на то и самоучка, что у него есть желание, а следовательно он получит более качественное обучение?

Я в свое время так же на прогера учился. Вот только я дома за неделю изучал много больше, чем в вузе за полгода. Зато в вузе было нафиг ненужное МХК вдобавок, устаревшие паскали с delphi. И нафига? Одна трата времени.

Мало профессий, где необходимо обучение в вузе. Например, врач. И то, в основном, только из-за практики. Всякие юристы - экономисты и дома могут прекрасно обучиться, как и прогеры и всякие педагоги.

Как можно хотеть учиться у препода, который не супер-пупер прогер с зарплатой в 700к, или не супер юрист со своей фирмой, или не супер экономист, который развил десяток бизнесов с нуля, а у обычного чела, который что-то там бубнит за 30к? Значит знания, которыми он владеет - ничего не стоят.

Ответить

Так не все будут архитекторами и авиаинженерами, какому-нибудь маркетологу лучше сразу работать пойти, чем 5 лет слушать у Антонины Петровны как рекламу в газеты давать. В статье при чем не утверждается что образование не нужно вообще, учиться надо, при чем всю жизнь, но в наше время большая часть вузов (про школы вообще молчу) это мусор.

Ответить

Почему нет? С удовольствием полечу с пилотом-самоучкой, который скорее всего отлетал тысячи часов в симуляторе и подтвердил свои навыки сдачей экзаменов.
То же самое и с врачом. Лучше бы я пошёл к самоучке, который реально хотел стать врачом, изучал лечебное дело, прошёл практику и сдал экзамены.
Что касается многоэтажных домов... да как они сейчас проектируются, хуже уже точно не будет.

Ответить

" 1.Пойдете к врачу самоучке?
2. Или будете жить в многоэтажном доме который спроектировал самоучка?
3. А может полетите на самолете которым управляет самоучка —..."
.
Какая пошлая и примитивная попытка аргументации.
1. А чем отличается обучение от Образования?
2. А чем ценны четверть знания о предмете , если ЭКЗАМЕНЫ они сдают по шпоргалкам или по взяткам?
Ведь нон будет "ЧИСЛИТЬСЯ " знающим например доктором, или авиаконструктором.
3..А от какого недообразования систематически падают "Протоны и самолёты россий ского производства?
4. и таких аргументов по Советскому и Российскому образорванию я приведу тысячи.
5... Я видел десятки "самоучек" которые легко утёрли нос профессорам с купленными дисерами..
А у нас и К.Дыров акадэмык!
Короче считаюю данны отзыв банального совкового недоучки.

Ответить

Примерно на таких сейчас и рассчитывает общество…

Ответить