Как начать писать об IT

IT-комьюнити и сама атмосфера таких компаний привлекает специалистов из многих областей. Как журналисту/копирайтеру прийти в IT? На личном опыте я убедилась в том, что даже без технического образования это реально. Рассказываю, как.

Думай, как айтишник

Ты прошёл собеседование, отправил портфолио, работодателю понравилось и тебя взяли в штат IT-компании. Дали первое задание — красиво причесать текст вакансии, на которую уже давно не могут найти человека. Не спеши открывать свой блокнот красивых эпитетов. Айтишники ценят своё время, предпочитают факты красивым словам и любят хороший юмор — без разведки тут не обойтись. Вот несколько приёмов, которые помогли лично мне:

1. Найди всех знакомых айтишников в соцсетях, подпишись на их инстаграмы. Посмотри, чем живут, интересуются, о чем пишут и перешучиваются в комментариях.

2. Обрати внимание на их подписки. Популярные блоги, странички, паблики — всё можно взять на вооружение. Перенимай стиль, шутки, формат контента.

3. Чаще наведывайся на кухню слушать разговоры. Возьми на заметку обороты, сленг, формат общения. С этой же целью не игнорируй рабочие чаты в мессенджерах – наблюдай, какие мемы и стикеры прилетают чаще других.

4. Поспрашивай у коллег, какие ресурсы они считают самыми залипательными. Где читают статьи о работе, а где смотрят мемы. Чаще заглядывай на эти сайты, обращай внимание на стиль письма, структуру и логику текстов.

5. Следи за новостями IT-индустрии. Подпишись на телеграм-каналы, следи за разработками Илона Маска и крупных интернет-гигантов, будь в курсе открытий, связанных с искусственным интеллектом. С таких тем можно легко начать беседу с коллегами или применить их в вводной части твоих текстов о технологиях. Ну и кругозор заодно расширишь, да.

Разберись во всем

Окей, с айтишным стилем общения и письма немного разобрались. Но на одном умении подбирать слова долго не продержишься. Если компания ведет или планирует вести свой блог на том же Хабре, скорее всего тебе поручат писать более углубленные в тему тексты. А там без серьезных познаний и понимания специфики работы не обойтись.

Чтобы хорошо писать об IT, нужно понимать, как создаются IT-продукты. В идеале — попробовать самостоятельно написать хотя бы крошечный кусочек кода, чтобы визуально и тактильно понять, чем вообще занимаются эти ребята. Но до этого момента я советую как следует разобраться со следующим:

1. Профессии в IT. Не программистами едиными славятся инновации.Тестировщики, аналитики, архитекторы, специалисты по юзабилити — список увеличивается с каждым днём, направления работы постоянно развиваются. У каждой специальности есть своя градация, о них тоже стоит почитать и научиться различать между собой Junior, Middle и Senior. Гугл и хедхантер в помощь.

2. Этапы разработки продукта. Разберись, в каком порядке создаются IT-решения в вашей компании. Кто за что отвечает, как распределяются задачи, сколько времени занимает каждый этап.

3. Настроения в среде. Подробно изучи направление работы вашей компании, её планы и стремления, ситуацию на рынке создаваемых продуктов. Выпиши список главных компаний-конкурентов, изучи их поле деятельности, преимущества, историю, принципы. Будь в курсе того, что творится в среде и куда всё движется. В этом помогут инстаграм-странички компаний-конкурентов, публикации на сайтах профильных СМИ и блоги по нужной тематике.

4. Мероприятия. Митапы, митинги, стенд-апы, ретроспективы, синкапы, встречи комьюнити — разберись со всеми этими словечками и разузнай, что из этого присутствует в жизни ваших IT-команд.

5. Scrum и Agile. Если ты ещё не слышал о них, то скоро точно столкнёшься. Это методологии разработки, которые сегодня выросли до целых философий и вышли за пределы IT. Но не буду спойлерить, почитай сам — тебя ждут великие открытия.

Разумеется, это не всё. Я рекомендую цепляться ко всем непонятным терминам, словам и даже спорам, которые звучат вокруг, и активно гуглить и спрашивать.

Определи фронт работ

Составь список жанров и форматов текстов, которые тебе предстоит писать. Да, всё и сразу ты не предусмотришь, но наметить основные направления работы не помешает. В качестве примера приведу свой список текстов, с которыми мне приходится чаще всего иметь дело:

- посты для соцсетей

- объявления и новости для сотрудников, которые публикуются во внутреннем Telegram-канале

- короткие тексты вакансий для Telegram-каналов и страничек HRов в Linkedin

- тексты для Хабра

- тексты для корпоративного блога

- описания проектов

- тексты для раздатки на конференциях

- тексты для сайта(ов)

- и даже тексты для стикеров в Telegram

Как только ориентировочный фронт работ станет ясен, ищи и читай подобные работы у других. Я советую рассматривать примеры у топовых российских и зарубежных IT-компаний. Читай и определяй, что тебе нравится больше, можно даже собрать вдохновляющий текстовый мудборд на первое время.

Текст, который прочтут

Еще несколько очевидных, но действенных советов, о которых следует помнить.

Начни с триггера. Внимание айтишника — ценная штука, и не так просто его заполучить. Крутая новость о нанороботах, фраза из неизбитого мема, шутки о прокрастинации или видеоиграх зайдут на ура.

Tone of voice. Тут снова о стиле письма, который используют на популярных IT-ресурсах. Простой язык, не перегруженный терминологией, легкий юмор, короткие предложения. В IT принято общаться на равных, в дружеском тоне.

Структурируй. Хорошо, если логика твоего текста будет ясна при первом взгляде на него, ещё до прочтения. У айтишников принято ценить время.

Не пытайся выехать на сленге. Это может выглядеть дёшево, нелепо и отпугнуть читателя.

Важно! Перед публикацией обязательно чекни текст с человеком, который подходит под параметры ЦА. На этапе правок обращай внимание на ошибки и запоминай верные формулировки.

Помни, что нельзя писать об IT бездумно, как ты делал это с текстами о продуктах питания или строительных материалах. Да, на первый взгляд IT-сфера кажется сложной и запутанной. Но разработчики — не высшие умы с далёких планет, а такие же люди, как и ты. Чтобы хорошо писать о высоких технологиях, стоит один раз сесть и разобраться, как работает код, чем отличается программист от тестировщика, зачем нужны аналитики и кто такие девопсы.

Если ты в текстах давно, то главное правило уже знаешь — надо просто начать. И пусть всё получится!

11
Начать дискуссию