«Или будет по-моему, или я тебя зарЭжу». Как мы увольняли ОЧЕНЬ проблемного сотрудника
Любой бизнес – это живой организм с типовой задачей: выживать, развиваться, быть успешным в борьбе за ресурсы и эволюционировать быстрее прочих. Какую роль занимает в этом организме отдел по работе с персоналом?
Мы в Амивео считаем, что это шея. И с ней у современного отечественного бизнеса часто ба-альшие проблемы: вот она повернулась не туда – и владелец слил деньги на бесполезные «курсы развития» для сотрудников. Вот её заклинило – и коллектив, побулькивая, погружается в болото реакционности. А бывает так, что одно неловкое движение HR-«шеи» обеспечивает головную боль всему организму на многие месяцы вперёд.
Меня по-прежнему зовут Кирилл Тихонов, и я по-прежнему управляющий партнёр бизнес-спецназа Амивео. А если вы пропустили мою предыдущую статью на vc.ru – весьма рекомендую, там я рассказывал, как мы уволили паразитов и сэкономили заказчику 14,5 млн рублей в год.
Напомню, что Амивео – это служба оптимизации операционных и бизнес-процессов.
Мы – не антикризисные управленцы, не коучи и не бизнес-консультанты. Мы погружаемся в процессы компании, находим проблемы и решаем их. Мы — не теоретики. Мы — практики. Эдакий бизнес-спецназ, который при необходимости может внедриться на предприятие под легендой рядового сотрудника или руководителя среднего звена.
Изнутри гораздо проще определить все имеющиеся в компании факапы и максимально эффективно их устранить.
Так вот, вторая моя история тут будет о том, как нам удалось уволить полезного, но бесконечно проблемного сотрудника нашей компании-клиента.
Во избежание узнаваний, я не буду вдаваться в детальные детали – это история не о конкретном человеке. Я лишь покажу на его примере, как косячат HR-отделы и как мы в Амивео находим способы устранить эти косяки.
Очень хороший работник, уберите его подальше. Итак, представьте себе человека, обычного клерка, который крайне предан компании и очень увлечён работой. Он отчаянно сверхурочит. Он умеет решать сложнейшие задачи. Он способен выгрызать зубами результаты, о которых его коллеги и мечтать не пытались. Казалось бы, что не так?
А вот что: при всех своих достоинствах персонаж эмоционально нестабилен настолько, что буквально во-от столечко не хватает, чтобы написать на него заявление в полицию или натурально сдать в дурку.
Он в перманентных и жесточайших контрах со всем коллективом, начиная с коллег и заканчивая администрацией. Он подозревает и обвиняет их в предательстве интересов компании, в подсиживании себя, любимого, в просиживании штанов на заднице – словом, враги повсюду. Причём он не просто скандалит – он угрожает физической расправой. И у него есть прекрасный бэкграунд участия в боевых действиях во время срочной службы в армии.
Даже по описанию легко представить, как этот человек в одно солнечное утро приходит в офис с молотком для мяса и делает всем в офисе нехорошо. И уволить этого персонажа никто не решается, конечно же. Потому что подавший голос станет первым кандидатом в главные враги и будет потом всю жизнь ходить, оглядываясь.
Хороших (и адекватных) соискателей на место страшного сотрудника — пруд пруди. Но для этого надо это место как-то освободить. И желательно сделать это без жертв.
А ведь с самого начала было очевидно, что у человека проблемы. Такой сотрудник мог оказаться в компании, только если HR-отдел тестирует кандидатов тестами из Фейсбука «Какая ты фея Винкс» или боится расстраивать соискателей отказом. Или просто страдает недостатком мозгов в черепушке. Но, честно говоря, таких HR-отделов немало.
Велик ли у них шанс распознать и «завернуть» кандидата с менее выраженными проблемами? «Просто» склочника, самодура, нарцисса, прокрастинатора или другого вредителя, который совсем не нужен ни собственнику, ни другим сотрудникам, который будет только мешать и множить болезни бизнеса?
О нет, множество кое-как обученных эйчаров ни за что на свете не распознают такого кандидата и не помешают ему тугой струёй влиться в коллектив.
Что можно сделать с проблемным сотрудником? Первый вопрос, который нужно поднять: может ли человек в принципе перестроиться и стать адекватным коллективу, компании, задачам. И настолько ли он ценен как специалист, чтобы вкладывать ресурсы в его перестройку? Если ответ на оба вопроса «да» – с сотрудником нужно профессионально работать в этом направлении.
Если перестроить его невозможно (в нашем случае было так) или если затраты себя не оправдывают – сотрудника можно и нужно уволить. Насколько грамотно, виртуозно, или скандально – зависит от юриста, который работает над задачей. В принципе, трудовое законодательство РФ достаточно дырчатое, чтобы хороший юрист нашёл способ вывернуть ситуацию в пользу работодателя. Но всегда лучше решать дело миром, тем более в случае со сложным сотрудником, от которого можно поиметь проблемы, по сравнению с которыми судебные иски покажутся детской сказочкой.
Есть еще один способ – тот, который использовали мы в Амивео. Для решения этой задачи мы использовали подход «боец под прикрытием», о котором я говорил выше: наш боец поступил на работу в компанию клиента под видом сотрудника, чтобы разобраться в ситуации на месте.
«Ты просто сам хочешь отсюда уйти». В течение длительного времени оставаясь в контакте с проблемным человеком, хороший психолог может использовать разрушительную энергию во благо. Например, показать, как много перспектив открывается перед человеком с хорошими задатками. Как много в мире более интересных, сложных, более достойных его вызовов и задач. И как здесь, вот именно здесь, ему никогда не дадут реализовать свой потенциал. Недостойна эта компания его талантов, нет у неё нужного размаха, что поделать…
Сроки. Работа заняла 9 месяцев. За это время боец Амивео сумел втереться в доверие к сложному сотруднику и утвердить его в мысли, что он уже давно «вырос» из своей должности. И во всей компании не найдется места, соизмеримого с масштабами его личности и профессионализма. Выход из этой ситуации только один — написать заявление об увольнении и устремить всю свою энергию на поиски новой работы, подходящей его широчайшей компетенции. В итоге он уволился, получил от компании грамоту как свидетельство признания его заслуг – причём вполне реальных, он в самом деле отдавался работе со всей страстью. И ушёл в туманные дали на поиски более достойных его проектов.
Результат. Теперь коллектив снова дышит и работает спокойно, сотрудники ходят по офису, не втягивая головы в плечи, а эйчары…
Эйчары – такие профессионалы, что о них как о мёртвых: или хорошо, или ничего, кроме правды. Через три года они снова едва не взяли этого персонажа на работу. К счастью, руководство позвонило нам, в Амивео. И мы, слегка подёргивая глазом, дали им единственно верный совет.
Больше таких историй есть на нашем сайте.
Кстати, у вас ведь тоже есть истории о проблемных сотрудниках, которых уволить почти невозможно, а держать в коллективе – всё равно что отпиливать себе ногу? И наверняка вы не раз сталкивались с непрофессионализмом HR-менеджеров. Буду признателен, если поделитесь таким опытом в комментариях.
Всё-таки, для успешного функционирования бизнеса в России, опасным психопатом должен быть именно руководитель, а не сотрудник.
Опасные психопаты таки опасны на любой должности. Вспомнить хотя бы майора Евсюкова
9 месяцев на увольнение проблемного сотрудника? В России? При этом понадобилось все 9 месяцев оплачивать его "няньку"?
У собственника стальные нервы и золотые бюджеты. Прям захотел в эту компанию на работу устроиться (=
Лео ДиКаприо из "Начала" Нолана - раздевайся, мы тебя узнали!
На самом деле, работа заняла больше времени. Потому что сначала внедрили этого проблемного сотрудника.
На самом деле истории с увольнениями выглядят иначе. АМИВЕО ведет проект с клиентом и в 9 случаях из 10 нас просят поработать с кадрами. В том числе и уволить. Так что наш сотрудник не фуллтайм 9 месяцев работал с супостатом, а делал свое дело. паралельно.
Вы про риски почитайте, они в статье изложены, почему так долго получилось. В результате выиграли все
Тоже смеялся сильно
Прикиньте, а что если в вас, в АМИВЕО, уже внедрили шпионов (например, Ольгу - посмотрите какая она активная!) и они делают всё, чтобы зарекомендовать себя в глазах руководства.
А потом кого-то уволят.
Судя по количеству комментариев от данного сотрудника, нанята она была на должность: "ничего не делай, только сиди в соц. сетях и пиши как можно больше".
А выглядит так, как будто вы и есть те самые "консультанты и бизнес-коучи".
Читал вашу прошлую статью и там тоже - мы это, мы то... Так в чëм разница?)
Да, согласна. Это выглядит как "мы придем когда у вас всё плохо и сделаем всё хорошо". В духе Тони Роббинса
Попробуйте пригласить кого-нибудь из известных "коучей" чтобы они сделали что-то конкретное, решили конкретную задачу. Неееет, вам сладко будут петь в уши, но делать руками - никогда. За действия ведь отвечать надо ))
Похоже на новый штамм инфоцыганства и лохотронства.
Но лучше назвать это бизнес-спецназ и построить на этом целую бизнес стратегию. Воистину этот мир уже не спасти - Жги, Господь.
Очень удобно, человек уволился - это наш спецназ отработал. Не уволился - надо больше времени и вообще он меняется. Как SEO.
"спасатели" еще те ))
Не знаю, мне кажется, что эйчары это не шея, но а доброкачественная опухоль. Поэтому за ними нужен максимальный контроль, чтобы злокачественной не стала.
Лично мне кажется, что в массе HR больше вредит, чем помогает, бизнесу. Пусть им оставят функции делопроизводства (первичные документы) и хватит
Байка. Таких спецов не хотят уволить. Такой вояка-старожил не подпустит к себе новичка, чтобы тот ему втирал про прелести увольнения. Таких спецназовцев, 9 месяцев работающих под прикрытием не существует.
Бизнесу не нужны проблемные звезды-спецы - большие риски. Бизнесу нужны сорудники, которые хорошо выполняют свою работу, без надрыва. Такими проще управлять, таких легко менять - как винтик в хорошо отлаженной системе
Комментарий недоступен
Когда-то считали, что существуют ведьмы и маги, а про радиацию ничего не знали. Но это не значит, что этого нет
Я считаю, что ситуация достаточно надуманная. Хороший руководитель на то и хороший, что может всë объяснить и проговорить. Другое дело, что таких руководителей, особенно в возрасте, маловато. И, в основном, они считают, что разговаривать с подчинëнными - это слабость и вообще ниже их достоинства, отсюда такие беспредельщики и вырастают.
Так что не с теми работаете - вот кого менять и прокачивать нужно в первую очередь)
Управлять людьми вообще очень сложно.
Какой-то фентезийный мир описан. Я не могу представить, чтобы у нас в офисе такой человек продержался больше недели.
Вам не попадалось сводок, как клерк пришел с автоматом и положил офис? Такое бывает редко, но...
а я не могу понять, как такой человек может хорошо работать..
Я думаю не только у вас в офисе. Вот пример нас на этаже 18 человек, мы сео отдел. Работаем все вместе уже более 4 лет. Теперь вопрос: Как можно шпиона запустить или внедрить? Когда каждое слово будут знать все!)
Автор прям описал один из фильмов Голливуда)
Вы бы сами его прикончили, ага
Читал вашу прошлую статью, вы вроде говорили, что ориентируетесь на мелкий и средний бизнес. Но по факту, описанная ситуация характерна преимущественно для крупных компаний, где всем на всё плевать. Вряд ли это можно представить в офисе, где работает 10-15 человек.
Ох как вы заблуждаетесь )) Подобные ситуации могут возникнуть в любой фирме, где количество сотрудников больше трёх.
Мы с удовольствием работаем и на крупные компании, которые умеют считать свои деньги
т.е. по факту человека развели и обманули, манипулировали и довели до увольнения?
Эпоха социализма и труда ради труда у нас закончилась. Либо вы эффективно работаете, либо идете продолжать неработать в другое место
так работает бизнес-спецназ.
Сам себя не похвалишь, никто не похвалит (;
Скромность нужна там, где больше показать нечего )
Я понял, почему 9 месяцев потребовалось!
Спецназовец от него родила! :)
И ему надо было расти по зарплате
До пенсии не хватало.
Тогда статья была бы про нобелевскую премию. Правда не знаю байка это или действительно дадут.
Не совсем понимаю - почему бы не использовать банальное сокращение штата. 5 средних зп - и проблема решена.
Комментарий недоступен
Потому что это просто дороже - и с точки зрения выплат, и с точки зрения соответствия ТК
Чуваки открыли для себя внутренний аудит. Как дети, ей Богу.
- как много организаций уровня "средний бизнес" может позволить себе внутренний аудит, покажите ка статистику
- как часто вы видели, что бы внутренний аудит сам занимался пождобными вещами?
Я вот в Билайне более 10 лет проработала, уверяю вас, с аудитом всех уровней там все в наличии, но ни один внутренний аудитор таких действий проводить не станет. У вас иные примеры? Поделитесь
Нанимать психолога для увольнения сотрудника? Пфффф. Отобрать ключи, предупредить охранника, чтобы не пускал, уволить - и до свидания. Вызвать Полицию, если будет угрожать. Зачем эти трудности? Оплачивать психолога 9 месяцев, вместо того, чтобы одним днем со всем разобраться. Не понимаю
А потом трудовая инспекция вместе с сотрудником нагибают вашу гнилую компанию
выше дан ответ.. суть экономическая не привлекать на 9 месяцев психолога (да и не подпустит такой человек к себе психолога от работодателя), наш боец вел свой проект с клиентом и подобные дополнительные задачи выполняются в фоновом режиме, потому и незаметны и успешны
Если интересно, вот эта история написанная от первого лица. https://amiveo.ru/news/v-kakom-sluchae-nado-izbavlyatsya-ot-horoshih-rabotnikov/
Зачем трудности? Все зарабатывают на жизнь по-разному, автор и его контора - таким нехитрым образом, если, конечно, история - правда.
Вы со своим манивео уже на каких только помойках не пиарились - у ленки миро, у мульдара эртазина... Спецназовцы хреновы
Бомбануло, бездельник-минусатор? ))) Значит все правильно делаем
Нуу, относительно интересный пост, с одной стороны мирное решение, с другой стороны слишком много лести нашептали..
ему даже грамоту вручили (посмертно - после увольнения) )) главное же результат и эффективность
Ольга Павленко - бизнес-спецназ, майор:
Кто сегодня на увольнение? (у меня срок по договору подряда истекает)
Это заслужить надо )
Отличное бизнес-фото. )
В прошлом посте людей паразитами называли 🤦🏼♀️ Хорошо хоть не тараканами 🤦🏼♀️🥴
Тараканами себя уже олна рок-группа называет. Мы уважаем
Не могу не спросить цифры. Во сколько обошлась вся работа под ключ?
Это был большой проект с другими задачами. Поэтому конкретно в данной ситуации это было сделано бесплатно
Редкостный бред. Директор боится уволить сотрудника? Ну допустим. Тогда «нанимает» нового зама, всем его представляет, что рулит теперь он и кадровые вопросы тоже решает он, «улетает в отпуск», выключает телефон, новый зам со всеми знакомится в течение 2–3 дней и увольняет ненужных, юрист и недовольные таким типом (но лояльные директору) сотрудники помогут составить бумаги нужные. Все, через эти пару дней директор возвращается и зам уже не нужен. Схема для трусов-директоров, или для тех, кто отношения с сотрудниками портить не хочет. А так статья - не бизнес-спецназ, а шарлатаны с розовыми фантазиями))
Все написанное вами не имеет ни малейшего отношения к тексту статьи и к ситуации.
Кирилл, а вы работаете только по Мск, или во Владивосток, например, вас тоже можно выписать?
Выписывают премию. А мы работаем по всей России. И в Европе
Вопрос знатокам, на сколько лет присела бы эта группа неустановленных лиц за принуждение невыдуманного персонажа к увольнению?
А его кто-то принуждал?
Ни на сколько. Не криминал.
А как называется поведение/режим как бы человека когда он начинает строить из себя лицемерного пафосного кретина, а другие лицемерные пафосные кретины ему поддаквают/лайкают. При этом те и другие прекрасно понимают про себя, что они лицемерные пафосные кретины и что такими их считают окружающие, которые за ними в этот момент наблюдает, но тем не менее их это вообще ни разу не смущает (типа: да, я лицемерное пафосное чмо, люблю включить дегенеративное поведение прикинувшись пафосным дурачком) и они всё равно продолжают обезьянничать/юродствовать/идиотничать? Возможно для этой девиации ещё не придумали термин. Примерно такое же поведение было у автора статьи в ветке выше когда он стал отказываться от своих слов упорно прикидываясь ветошью и переводить тему. В общем два клована нашли друг друга.
Статья могла бы быть интереснее, если бы в ней не было 90% саморекламы и 10% - основного содержания.
Простите, в следующий раз обязательно сделаем наоборот!
Работа заняла 9 месяцев. За это время боец Амивео сумел втереться в доверие к сложному сотруднику и утвердить его в мысли, что он уже давно «вырос» из своей должности.
—-
Это еще что говорят есть кейс, где сотрудник Амивео устроился работать под прикрытием в одну организацию в которой нужно было уволить одного ценного, но токсичного сотрудника. И так он его к увольнению подводил и этак, но тот тертый калач оказался (сам бывший сотрудник Амивео) и вот уже годы идут, а задача не выполнена. Работает этот злыдень и в ус не дует, ну тут генеральный директор Амивео стукнул кулаком по столу и обложили парня сотрудники под прикрытием.
Теперь весь отдел в восемь человек (и уборщица) состоял из сотрудников Амивео. И что вы думаете? Победили супостата Амивео! Женила на себе его одна из сотрудниц и увезла в свадебное путешествие, а потом подстроила утерю билетов в аэропорту Сан-Диего во время эпидемии COVID-19 и все, уволили парня за прогул по неуважительной причине. Вот такие дела братцы.
Вопросик: а были ли такие случае, когда вы просили самого владельца бизнеса "отойти в сторону", потому что все проблемы возникают из-за его гиперопеки?
Заранее спасибо за ответ!
Не работаем с такими ровно потому, что он не даст выполнить преобразования.
Ага. Понятно. Значит, параноидальная руководительница ("а вдруг что" превалирует над ценностью сотрудника); невменько-HR (никак не помогает); и наверняка коллектив из барышень-змей (друг другу глотку перегрызут, но мужика боятся); но при всём виноват реально ответственный сотрудник, к которому барыня ключи подобрать не смогла. Что они в бизнесе забыли с таким подходом? Там всю компанию разогнать надо к хренам собачьим, вместе с "консультантами". Вспоминается мне, как одна HR рассказала по секрету, что руководительница одного определённого отдела одной определённой компании, вместо того, чтобы раписаться в собственной некомпетентности, попросила HR "больше мужчин не приводить - они нам портят коллектив и клиентов уводят". Один в один. Ну а к руководителю "бизнес-спецназа" у меня только один вопрос. Вы сами-то чем отличаетесь с вашими заявлениями о том, что ваша контора, цитирую, "бизнес-спецназ, который десантируется на «больные» участки бизнеса для точечного отстрела проблем" от чувака, грозящего всем люлями?)))))
Вы серьезно не видите разницы между риском физической расправы и законными методами повышения эффективности предприятий?
Одно время работала в банке. И был коллега. Без открытой агрессии, но очень проблемный человек. Шпионил за другими коллегами, устраивал слежку и наводил справки. Сливал сплетни с намерением стравить других коллег между собой.
Пока сама не столкнулась с этим, даже не подозревала, что такое бывает.
На первый взгляд спокойный и адекватный человек. Но это только кажется. Несколько человек из-за него уволились, достал.
Думаю, даже опытный HR может не раскусить такого сотрудника.
Вы имеете в виду на собеседовании? Гарантированно не раскусит. Даже в пределах испытательного срока можно этого не понять, поскольку человек следит за собой и своими действиями. Ну а потом, конечно, все это вылезает наружу и возникает большой вопрос как с такими проблемами справляться
Фантазёр... ты меня называла..))
Кирилл, здравствуйте. А вы приводите в клиентских отчетах итоговые цифры с подробной раскладкой? Что куда потрачено и т д. Потому что на сайте в ваших кейсах всё довольно абстрактно.
Конечно! Только все цифры под NDA, поэтому мы даем относительные
Напишите следующий пост про то, где найти или как вырастить адекватных эйчаров. Эта задачка потруднее будет))
Времена меняются, и нам такой HR не нужен )) Выращивать надо кого-то другого.
А угроз связанных с вашей деятельностью вам не поступало по итогам работ?
У нас хорошая безопасность )
Ну а если серьезно - угрозы бывают тогда, когда есть конфликт, а в конкретном кейсе мы как раз конфликта избежали. Вы вообще как раз и нужны для того, чтобы проводить изменения избегая конфликтов
Мне кажется, юрист решил бы раза в 3 быстрее и за меньшие деньги. ;)
Какая разница кто выполнит работу и получит результат. HR не справился, а у АМИВЕО есть такая компитенция.
Что касается некомпетенции, так и юрист одному актеру вот очень профессионально помог со сроком в аварии.
Комментарий недоступен
У нас есть история про мясное производство советского типа. Как управлять людьми, которые 20 лет каждый день тухлятину препарируют? ))
Ну так-то контроль за всеми сотрудниками нужен. Тут недавно в комментариях нам сказали: @Я эту схему "старых плохих уволить, новых хороших нанять" несколько раз видел, на какое-то время оно работает. Потом другие проблемы начнутся - молодые подтянутся, начнут денег просить, им не дадут, начнется ротация, придется нанимать еще, а качество падает - ротация и потеря мотивации. Но это все в след. серии будет, а пока что миллионы сэкономлены.". Да, блин, работать надо над бизнесом постоянно
А сколько сотрудников у вас в штате? Чисто интерес. И возникали ли ситуации, когда такой спецназ нужен вам самим?)
Сотрудников у нас достаточное количество тех компетенций, которое требует конкретный проект, и они легко заменяемы.
А вот ключевых сотрудников не много. Именно поэтому спецназ нам самим не нужен. Мы с паразитами успешно справляемся )
Момент, del.
Все зависит от задач. Где-то готовим сами, где-то советуем на какие курсы отправить сотрудника. Ну например - подготовить администратора MSO365 лучше смогут официальные курсы, а не мы. А вот обучить новым операционным процессам - это мы делаем
Почитал статьи, комментарии, на сайт перешел. Вообще хочется сказать, что ниша довольно интересная. И если есть спрос, вероятно не стоит так шутить про "внутренний аудит" и блаблабла.
Когда-то давным давно была у меня в компании главбух, на которую было завязано вообще всё. И творила она откровенную херню вплоть до непоявлений на работе, когда хочется. А так как на ней крутилось очень много всего (специалист она была очень хороший и не все, что она делала для компании, было, так сказать, легально), выгнать ее никто не мог. В конце концов случился большой скандал и увольнения с последующими проверками и веселухой. Возможно, с вашими (или не конкретно вашими, но аналогичными) услугами всё прошло бы менее болезненно.
Ключевые сотрудники очень опасны именно этим
"Выход из этой ситуации только один — написать заявление об увольнении и устремить всю свою энергию на поиски новой работы"
Не завидую я той фирме куда этот неадекват придет, а Вам можно уже готовить документы для нового договора уже этой фирмы:).
Ну если фирма называется "Российская армия" - то почему бы и нет )
А ведь можно было его изолировать и он бы продолжал отдаваться на полную на благо компании. Кидать на какие нибудь максимально амбициозные прожекты, кранчи и тд.
Изолировать от участников проекта его было невозможно - такой бизнес. А в команде он рабоать не мог