60 дней фильмов
и сериалов
18+
Условия подписки Плюс
Мульти: clck.ru/YMaCq
VC60
Забрать

Топ-10 ошибок руководителя, разрушающих бизнес

Предпринимательскую деятельность начал более 8 лет назад. Первый бизнес основывался на онлайн продажах кружек с напечатанными изображениями. Сегодня руковожу двумя предприятиями – в нефтегазовой отрасли и в сфере развлечения. За эти годы совершено немало глупых ошибок, и вот топ 10 из них.

Один в поле не воин

Ни один руководитель не может все делать в одиночку. Неумение делегировать полномочия ведет к неудачам. Я не мог понять, зачем платить за работу другим, если могу ее делать сам. В один из вечеров, подметая офис после ухода сотрудников, я посмотрел на часы и понял, что пора что-то менять. В попытке сэкономить 1000 рублей я терял бесценные часы, которые мог бы уделить своей семье.

Без очерченного круга задач, мероприятий, разделения их по ответственным лицам, хорошего результата ждать не приходится. Я научился поручать задачи сотрудникам, поверив в их силы. Сфокусировался на роста бизнеса. Внимание переключилось на стратегические цели, показатели компании начали расти быстрее.

Нечеткая постановка задач

Умение правильно выражать мысли помогает избежать многих проблем. Люди воспринимают информацию по-разному. Чтобы результат совпал с ожиданием, следует задать пару уточняющих вопросов: «С чего начнешь?», «Как будешь действовать?». Это поможет убедиться, что задача донесена до подчиненных правильно.

Если человек не понимает, что от него хотят, он самостоятельно додумает часть информации и выполнит работу неправильно. Конечно, есть риск столкнуться с некомпетентными сотрудниками. Но если работники снова и снова ошибаются, не торопитесь выказывать недовольство.

Дружба дружбой, а бизнес порознь

Предпринимательство зиждется на деньгах и прибыли. Попытка ведения бизнеса совместно с другом грозила крахом и партнерских, и личных отношений. Сначала оба горели воплощением стартапа в жизнь. Затем наступил период выяснений, какую пользу принес каждый участник дела, каждый «тянул одеяло» на себя.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит заранее провести четкую грань между дружбой и бизнесом. Договоренности лучше закрепить юридически. Мы с другом определили круг ответственности и задач, обозначили финансовые обязательства. Прагматичный подход помог сохранить дружбу, хотя периодически трудности все равно случаются.

Несовпадение ожидания и реальности

Завышенные ожидания погубили не один хороший проект. Уже на старте стоит определить затраты, понять, какие сложности подстерегают. Не следует отмахиваться от неприятных прогнозов. Мы с другом видели по расчетам, что окупаемость плана не уложится в год. Но не хотели признавать факты.

Когда иссякли деньги для покрытия издержек на банковском счете, пришлось в срочном порядке пересчитывать бизнес-модель и полностью менять ее концепцию. Нам повезло, что удалось избежать точки невозврата и сохранить предприятие жизнеспособным.

Отсутствие опыта в своей нише

Прежде чем начать собственное дело, стоит поработать «на дядю». Это поможет понять специфику работы определенной индустрии. Да, иногда выстреливает стартап у людей без опыта. Но в 9 случаях из 10 неумение выстраивать бизнес-процессы разрушит ваше предприятие.

Работа на чужой бизнес иногда затягивает. В дальнейшем тяжело отказаться от стабильной зарплаты, рискнуть и начать с нуля. Но понимание отрасли, представление портрета аудитории клиентов, дает знания, которые станут конкурентным преимуществом.

Панибратство с подчиненными

Не стоит идти на слишком тесное сближение с подчиненными. Удержание дистанции помогает сохранить рабочие отношения. Личное общение подрывает авторитет руководителя и усложняет решение вопросов кадровых перестановок. Сближение проявляется в мелких деталях, таких, как переход на «ты», использование ненормативной лексики в отношении сотрудников, общение на личные темы. Следует избегать подобных ситуаций.

Приятели не критикуют друг друга, не пытаются исправить. Но эффективный руководитель постоянно оценивает работу подчиненных, критикует, чтобы добиться перемен и развития. Не пытайтесь стать другом, ведь дружба – это союз равных, а отношения «начальник-подчиненный» не предусматривают равенства в полномочиях.

Бесконечные отписки

Сначала практика вопросов и распоряжений в виде электронных писем казалась хорошим решением. Но затем стало понятно, что отправленные емайлы возвращаются бумерангом с еще большим количеством вопросов. Работники не спешили выполнять поручения, надеясь, что удастся их избежать при помощи отписок.

Такой метод взаимодействия хорош только для простых договоренностей, понятных участникам дискуссии. В остальных случаях, сотрудник, получивший письмо, стремился переадресовать его коллеге с помощью шаблонной отписки. Вместо решения проблема только усугублялась, живое обсуждение более конструктивно.

Не радуйтесь успеху раньше времени

Однажды к нам поступил запрос от большой сети магазинов, заинтересовавшихся технологией. Это была оригинальная разработка в виде прототипа. От руководства сети поступил запрос о стоимости поставок в каждый магазин, после мы долго обсуждали условия сделки по телефону.

Я потирал руки в предвкушении прибыли, считал нули на банковском счете и прикидывал, куда вложу полученную выручку. Как вы уже догадались, запрос так и остался запросом. Теперь мы открываем шампанское, только когда деньги оказываются на счету.

Знайте личный предел

У англичан есть хорошая поговорка: «Bite off more than you can chew». Перевести ее можно как «руби сук по себе». Я слышал о профессиональном выгорании, но был уверен, что меня это не коснется. С энтузиазмом тянул любые задачи. Но оказалось, что у каждого человека есть свой предел, и надо его знать.

Я прошел через сложный период, когда взвалил на себя непомерную ношу. Было тяжело, и теперь я понимаю, что тогда достиг своего предела. Знаю, что лимит прочности есть и у сотрудников, его тоже стоит знать. Не следует обещать бонус за переработку на выходных, расплатой будут ошибки в работе, брак на производстве или личностные срывы. Я не предлагаю давать поблажки, но и перегружать сотрудников надо осторожно.

Признавайте свои ошибки

Главное, чему я научился за годы в роли управленца – это умение признавать и принимать ошибки. Раньше всегда искал виноватых среди подчиненных, если дела шли не так, как задумано. Со временем понял что, сначала следует задать вопрос себе: «Что ты сделал, чтобы предотвратить проблему? Был ли запасной план, чтобы исправить ее вовремя?».

Теперь задаю себе эти вопросы каждый раз, даже если уверен, что неприятность произошла не по моей вине. Управленческая работа в нефтегазовой отрасли научила, что цена ошибки может стоить компании миллионов. Этот опыт сделал меня осторожнее в принятии решений, научил принимать в делах личную ответственность.

Любая ошибка – это ценный опыт. Не стоит бояться неправильных действий, но каждая ошибка должна послужить полезным уроком. В моей практике были сотни ошибок, научивших меня тому, что я умею сейчас. А какие ошибки на предпринимательском пути можете вспомнить вы? Что из перечисленного было для вас актуально?

!function(e){var o={};function t(n){if(o[n])return o[n].exports;var r=o[n]={i:n,l:!1,exports:{}};return e[n].call(r.exports,r,r.exports,t),r.l=!0,r.exports}t.m=e,t.c=o,t.d=function(e,o,n){t.o(e,o)||Object.defineProperty(e,o,{enumerable:!0,get:n})},t.r=function(e){"undefined"!=typeof Symbol&&Symbol.toStringTag&&Object.defineProperty(e,Symbol.toStringTag,{value:"Module"}),Object.defineProperty(e,"__esModule",{value:!0})},t.t=function(e,o){if(1&o&&(e=t(e)),8&o)return e;if(4&o&&"object"==typeof e&&e&&e.__esModule)return e;var n=Object.create(null);if(t.r(n),Object.defineProperty(n,"default",{enumerable:!0,value:e}),2&o&&"string"!=typeof e)for(var r in e)t.d(n,r,function(o){return e[o]}.bind(null,r));return n},t.n=function(e){var o=e&&e.__esModule?function(){return e.default}:function(){return e};return t.d(o,"a",o),o},t.o=function(e,o){return Object.prototype.hasOwnProperty.call(e,o)},t.p="",t(t.s=0)}([function(e,o,t){"use strict";t.r(o);const n=e=>{if("object"==typeof Air){Air.import("module.ajaxify").one("Before page changed",()=>{e&&e()})}};((e="teaser",o=[],t="vc")=>{const r={root:e,index:e+"--index",entry:e+"--entry",loaded:e+"--loaded",location:e+"--%location%",sitename:`${e}--${window.__codename||t}`},a=document.querySelector("."+r.root),i=document.querySelector('[air-module="module.feed"]');if(a){a.classList.add(r.sitename),-1===r.location.indexOf("location")&&a.classList.add(r.location),i?a.classList.add(r.index):a.classList.add(r.entry);const e=()=>{a.classList.add(r.loaded)};return new Promise(t=>{var i;(i=o,Promise.all(i.map((function(e){return new Promise((function(o){var t=document.createElement("img");t.onload=()=>{o(t)},t.onerror=o,t.src=e}))})))).then(()=>{t({showBanner:e,oneBeforePageChange:n,rootHTML:a,css:r,siteName:window.__codename})})})}})("kpsk-footer",["https://leonardo.osnova.io/db4d29e8-6b05-57c9-a668-8be251b5999f/","https://leonardo.osnova.io/4bc540c7-94c3-523d-a568-289bb3048c90/","https://leonardo.osnova.io/f9b0fdc7-0122-5954-86d2-a9c7b69464e5/","https://leonardo.osnova.io/b955990b-dbc0-5bf5-b6b4-d580e1ae8174/"]).then(e=>{e.showBanner()})}]);
0
184 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Как я понимаю автора - сам прошёл через всё это и это лишь небольшая часть поверхностных правил.

К примеру про профессиональное выгорание думал, что это свойственно лишь наёмной работе и бизнесмен он драйва бизнеса не столкнётся с этим. То же самое! И похоже этот срок 5-9 лет. Сам выгорел. Благо бизнес продал - новый хозяин начнёт этот срок заново). Сейчас ищу варианты нового предприятия.

Как следствие этого понял, что одному тянуть бизнес - сложно. Но брать партнёра тоже тернистый путь и скорее всего временный. Сейчас склоняюсь, что это всё же необходимо. Нужно, чтобы кто-нибудь заменял.

Про соблюдение дистанции между руководителем и подчинённым абсолютно согласен. Один из лучших правил - со всеми на "Вы". И не надо долго думать с кем как общался) и дистанция хорошо держится.

Ещё вывел правило, что на основных/важных/профильных позициях должно быть два сотрудника на случай взаимозаменяемости. Иначе этим вторым сотрудником в случае болезни первого станет сам директор, а по правилу делегирования в статье ему это делать нельзя. К примеру для технической компании - 2 инженера, для бухгалтерской - 2 бухгалтера и т.д. Также это даёт возможность создавать конкурентную (здоровую) среду для дальнейшего роста их (и компании) результатов. Для непрофильных, но важных работников, хорош в данном случае аутсорсинг их услуг (к примеру бухгалтерия/юр.услуги в тех.компании).

Ещё есть опыт: к примеру если сложность работы выполнения работы сотрудником взять за Х, то сложность выполнения работы двумя сотрудниками станет не 2Х, а 3Х, так как появляются проблемы взаимодействия между ними. При большем числе сотрудников чтобы снизить этот коэффициент необходима автоматизация бизнес-процессов.

Ещё вывел правило: IT системы (CRM, почта, домен, хранилище файлов, АТС и т.д.) нужно внедрять максимально консервативно, чётко понимать цель и не доверять стратегически инженерам, так как стратегическое мышление у руководителя. Инженеры не видят полной картины и не могут зачастую оценить результаты внедрения на производительность сотрудников, на доходы предприятия, на моральные стороны внедрения и т.д.

Есть ещё много выводов, полученных опытным путём, которые многие знают, но верят и осознают лишь когда пройдут эти трудности.

61

Среди инженеров тоже бывают люди с мышлением собственника. Много раз предлагал клиентам или руководству сделать какие-то вещи которые окупали себя. Знал, что они работают, потому что уже проверял в своих бизнес-проектах.

Но в целом соглашусь, много раз встречал у коллег желание взять какую-то штуку «поиграться» или внедрить что-то что вообще никогда не будет важным. Для меня такими примерами является блокчейн и проектирование с учетом высокой нагрузки до того как появится доказательство полезности рынку. Оптимально работающий сайт или бэк мобильного приложения рассчитанный на «миллиард посетителей» с реальным трафиком в 10 пользователей в сутки это смешно только первые пару раз. 

22

'Среди инженеров тоже бывают люди с мышлением собственника. Много раз предлагал клиентам или руководству сделать какие-то вещи которые окупали себя. Знал, что они работают, потому что уже проверял в своих бизнес-проектах.'

Это чудовищный риск, все что тут описано: риск разборок по поводу интеллектуальных прав на 'ваши вещи', риск потери клиентов ( если вы их как 'собственник' переманите к cебе, риск не договориться с вами как с собственником и потерять вас даже как текущего сотрудника.

Если сотрудник ощущает себя собственником - пусть идет и делает свою компанию, сам несет издержки, сам договаривается с клиентами ( со СВОИМИ клиентами ) и тд.

0

Тут явно речь о другом идёт. Имеется в виду то что человек развит не только как инженер, но и как управленец - нужно не выгонять, а повышать. А размышления в формате "кинет - не кинет" должны быть не в плоскости профессионализма, а в плоскости личных качеств.

1

Если не кинет, то вы ошиблись в человеке и его управленческих качествах. Если кинет,  то вы тоже ошиблись

0

А вы уверены что всегда есть куда повышать?
Уверены что компании в данный момент начинающий управленец нужен больше хорошего инженера?

0

Я ответил на посыл о том что человек может "кинуть" и лучше бы ему идти свою компанию открывать, а не продолжать работать.
А по поводу повышения и тех ролей, которые нужны компании - это вопрос договора. Вы сразу описываете что вам нужно и что вы за это дадите - если договор - в этих рамках свободно требуете. Если работник может предоставить ещё что-то дополнительно выполняя при этом основной договор - можно дать ему такую возможность.
Для работника это опыт и личностный рост который он может позже где-то применить. Это дополнительный бонус от работы в компании - как если бы компания отправляла на курсы повышения квалификации за свой счёт.

1
Абстрактный дебаркадер

При повышение сотрудника старался задаваться 3 вопросами, а) готов ли он/она б) кем заменить его/ее в)что если придется все менять обратно.

1

У вас по пункту "в" был опыт? Какие тут есть варианты из тех что не убьют мотивацию работника?

0
Абстрактный дебаркадер

на моем опыте сотрудник сам понял что не тянет, но это было в большой корпорации где такие ошибки простительные/легко решаемые как для начальнику так и для сотрудника который не потянул. По пункту "в" желательно не тянуть и ставить все обратно как можно быстрее, не стоит переживать за эго сотрудника, опять же ответственность ляжет на ваши плечи если он не тянет и попадает вам.

0
Абстрактный дебаркадер

Андрей, спасибо. Понравился ваш комментарий по поводу сложности работы, у  меня правило что если я могу сделать x за день, то при делегирование это будет 0.7x за то же период. 

3

Я тоже не соглашусь по поводу панибратства и перехода на ты. В моей компании любой сотрудник может спокойно зайти ко мне в кабинет и свободно рассказать о любой проблеме, даже с использованием не нормативной лексики. Мне не надо чтобы меня называли по имени отчеству, мне важнее всегда быть в курсе как живёт моя компания и какие есть проблемы в работе и в коллективе. уважение даёт человеческое отношение к сотрудникам, а не выстроенная дистанция.

48

Немного расширю тему про панибратство: обращение на вы помогает фильтровать непорядочных сотрудников - с таким если перейдешь на ты, он сразу покажет себя с худшей стороны. Взаимоотношения с порядочными  людьми, которые работают за совесть, а не за страх, не меняются от обращений ты/вы

18

Всё верно и хорошо до момента когда, к примеру, надо уволить сотрудника. Представьте, он с Вами по-человечески всё время, Вы знаете всю его семью с пятью прекрасными детьми, знаете какой он честный и замечательный человек, да и не всё просто так у него - болезнь хроническая есть, требующая много средств но... стоит вопрос выживания компании и нужно сокращать сотрудников и этот человек один из непрофильных. И вот этому прекрасному человеку Вы объявляете об увольнении. В этом момент лучше было бы для вас обоих не знать друг друга близко.

2

Увольнять всегда тяжело. Если отношения выстроены, то человек сам все понимает как в компании все устроено и что происходит. И при увольнении долго можно не говорить. В описанной вами ситуации виноват не человек которого увольняют, а внешняя ситуация. Если все это понимают, то остаться в хороших отношения проще простого.

2

Мне кажется, хорошим подспорьем будет помочь увольняемому найти новое место. Не обязательно прямо устраивать его, но создать систему, которая не обвалит его жизнь. 
У меня опыт не на уровне владельца бизнеса, но когда мне сказали, что надо избавиться от 3 сотрудников - я потратила время (несколько часов, в сумме), чтобы объяснить ситуацию, рассказать о том, как я сама искала новую работу (сайты фриланса и их работа, признаки хороших вакансий, бесплатные курсы, подводные камни и т.д.). Воспользовались ли они этим - не знаю, но я старалась минимизировать этот переход с одного места на другое. И совесть чиста, и шанс у людей повысился.

–1

 уважение даёт человеческое отношение к сотрудникам, а не выстроенная дистанция

да ладно? и ни одного токсичного сотрудника, ни одного наглеющего от "человеческого отношения", ни одного сплетника, вруна и лентяя?

0

Наглеющих? Конечно были. Именно были, а не есть сейчас.

4

в этом и смысле - когда они таким образом выявляются, их сразу за борт
это хорошая сигнальная система при правильном использовании
есть и расширенное толкование - "кредит доверия", к примеру
первый месяц работы ни за что не бранить и соглашаться на любые привилегии, которых человек требует. на второй оказывается, что либо оно того стоило, либо человека опять же за борт...
это отнюдь не всегда нужно, но на сложные позиции так намного проще набирать, по принципу "проси то что хочешь за выполнение этой задачи". естественно без прямого озвучивания...

0

Ваше Про "заборт" - фигня: прост у кажного кулика свойо поле Куликово)

0

не очень понимаю, что это должно значить
у меня поле одно - моё
кто на нём играет не по моим правилам - "заборт")))
но свободы для игр предоставляю много, на самом деле

0

Ну, для обсобо непонятливых - кажный кулик лечит свойо болото по-свойему: одни - заборт (секвестр), другие - аутсорсер, третьи - аутстаффинг, четвертые  - мягкой силой (а как иначе, ведь за 400 в месяц зелени, персонал обязан менёха и повредничать)

0

А в какой сфере у Вас бизнес , если не секрет ?

0

Я не думаю, что это принципиально в данной дискуссии.

0

если вам это совсем не мешает, скажем, через 2 минуты забыть и как ни в чём не бывало обложить человека х*ями если он попинывает, то никаких проблем, но так не все могут

0

Совсем не согласен с пунктом про панибратство.

Панибратство это плохо. Но называть друг друга на ты - в этом нет ничего плохого. Такая культура, например, во всех Леруа Мерлен. К своему руководителю, директору магазина или даже ген.директору РФ только на ты в независимости от возраста. Но при этом это не значит, что тебя уволить не могут из-за этого. У нас в компании тоже самое. Все понимают что субординация никуда не девается от перехода на ты, как и необходимость показывать результат.
По поводу мата.
Самые сплоченные и продуктивные команды, как оказалось, общаются друг с другом и шутят с использованием ненормативной лексики. Более того, мат помогает эффективности и убедительности аргументов в деловых спорах внутри команды. Вот ссылка на исследование:
Риски которые вы имели ввиду я понимаю, но вы их попытались описать через какие-то внешние признаки (обращение на ты и мат) которые к делу отношения не имеют.

Еще очень интересно услышать ваш метод обратной связи сотрудникам (критика и похвала), и как они вас критикуют (это возможно у вас, вообще?). И какие способы мотивации используете?

25

Леруа Мерлен на «ты», ибо компания работает по западной модели, а «ихний» язык не разделяет «вы/ты».

5
Абстрактный дебаркадер

Жопа есть, а слова нет? :-) И нет совершенно никакой разницы между: you, yo dawg, Sir, Mr и кучей других контекстуальных решений уважительного обращения?

3

Если в России человеку сложно обратиться на «Вы» к незнакомому или старшему по возрасту, то это не отсутствие словарного запаса, а отсутствие культуры, воспитания и самоуважения.

2

В России это значит что человек имеет власть, а кто всем выкает не имеет. Это особенность местного менталитета, на вы разговаривают только терпилы. Если к вам обращаются на вы, можно из этого человека веревки вить. Даже в суде судьи тыкают, а им все обязаннны выкать, потому что униженное положение по отношению к судье. В современной России все наоборот, высшее сословие тыкает всем, низшее выкает. Кто пытается в старые сословные порядки играть, хоть они даже на французском говори друг с другом, власть все равно не в их руках, это просто косплеей в дворянство. Надо что бы сотрудники выкали, а дир тыкал ред.

–2

Если человек уважительно обращается к Вашим родителям на «Вы» — этот человек терпила?
Или он воспитанный?
Если где-то судья всем «тыкает», то каждый может смело предложить этому судье разговаривать на «Вы».
Даже если Вам «тыкает» президент РФ.

6

Как будто вы не видели, как старикам менты, врачи, кассиры и прочие тыкают, если одежда неказистая. И тут ошибки быть не может, человек с низким социальным статусом не может себе позволить дорогой автомобиль или одежду, его можно не уважать. Если мои родители, например, обслуживаются в спецполиклинике, там им не хамят и не тыкают, потому что там просто на учете не стоят те, кому можно хамить без потерь. А так да, отец много раз замечал, что если он просто с дачи едет в обычной одежде в магазине за ним фрукты на кассе перевешивают, если в костюме, то нет. Встречают по одежке, к деду вообще наблюдал резкую смену отношений всех от ментов до чиновников, когда они узнавали, что он в свое время председателем верховного суда республики был ред.

1

Да, я видел кассиры «тыкают» людям.
Но я не вижу, что мешает этим людям требовать уважительного отношения к себе?
Показательный пример из кинофильма «Место встречи изменить нельзя» — задержанный врач требует от сотрудника МУРа не «тыкать» ему и разговаривать уважительно.

2

Картины из реальной жизни немного другие. Сидит на автовокзале бомж, подходит наряд ППС, не громко разговаривает с ним, пинает слегка по ногам один мент, говорит иди отсюда. Что бы требовать надо тоже статус иметь, иначе требование не будет удовлетворено. Да это и не будет уже внутреннее вежливостью человека, если от него требовать ее необходимо . Так что в России начальник обычно с подчиненными на ты, подчиненный вынужден на вы

0

Зачем вы пишете Вы с большой буквы? Типа смотри как я тебя уважаю, дорогй собеседник?

–2

Как я уже ответил выше, обращение к собеседнику на «Вы» — часть культуры, воспитания и самоуважения.
Не вижу ничего постыдного в уважительном обращении к собеседнику.

Вполне спокойно разделяю «Вы», как обращение к одному человеку и «вы», как обращение к группе.

У меня, как и у каждого человека есть своё «Я» — индивидуальность, здоровое эго, жизненная сила и самоуважение.
Обращаясь к собеседнику на «Вы», подчёркиваю уважение к его «Я».

Студенты, присылающие свои дипломные работы мне на проверку, обращаются ко мне на «Вы», аналогично и я обращаюсь к ним.
Это культура речи и академические требования.

Показательно, как пример, в Грузии, к старшему человеку обращаются по имени с уважительной приставкой «батоно» — батоно Зураб, батоно Шота.
Японцы к старшим обращаются по имени с уважительным суффиксом «сан» — Акура-сан, Такада-сан.

Конечно, мне хватает словарного запаса и общаться в духе «хай пипл, слухай сюда! короче, залепил лендос, срубил лавэ! кто в теме, велкам ко мне в телегу!»

Но это для меня пошлость.

2

я тоже пишу "Вы" с большой буквы при индивидуальном обращении, "вы" - при обращении к группе, хоть это и является в современном контексте примером старорежимного воспитания. По таким признакам понятнее становится, с кем общаешься на одном языке, а с кем адаптацию к диалектам подключать надо. 

1

Шесть абзацев душноты, спасибо Вам! 

–2

Успехов!

1

К жене, родителям, детям, друзьям тоже на вы обращаетесь? Или это показатель их неуважения? я, например, общаюсь как с другом со своим коллегой 56 лет, а мне 34. Мне ему выкать, а он мне? Хотя он по иерархии подчинен мне, но по факту он коллега. Но я стараюсь горизонтальные связи развивать, чтобы на совесть работали, а не за страх.

–1

Я говорю про обращение к незнакомым людям или старшим по возрасту.
Менеджер в салоне, продавец на рынке, кассир в магазине, официант в ресторане, уборщица в подъезде, прохожий на улице, бабушка на лавочке, собеседник в чате и т.д — я не знаком с ними и обращаюсь к ним на «Вы».

2

Сергей, со всем согласен, кроме большой буквы у "вы". Считается, что с большой буквы - это прям уважение-уважение, которое можно оказывать только прям совсем очень важной персоне, типа обращаясь к царю.
Во всех остальных случаях, вы, при обращении, например к коллеге, с маленькой буквы.

1

«Каждый по своему прав, истинна только у Всевышнего».

0

 общаюсь как с другом со своим коллегой 56 лет, а мне 34.

 Хотя он по иерархии подчинен мне, но по факту он коллега

Просто ты зазвездился и не воспитан. Явно же комплекс какой-то, типа смотри, раз я твой начальник, то я тебе МОГУ "тыкать". Не просто же так ты говоришь, что общаешься с ним "КАК с другом". Т.е. он тебе не друг, ты просто прикрываешься этим.

0

Вы, вообще, не вкуриваете тему как у нас все устроено, а мыслите исходя из своих узких рамок и представлений. Еще и диагноз мне поставили. А по факту, все что вы написали в комменте - все мимо цели.

0

Иван, вы правы. Как обычно, я полез не в своё дело, было скверное настроение и наплодил негатив :( Извините! Я рад, что всё мимо цели. Удачи вам!

1

к деду ... наблюдал резкую смену отношений всех от ментов до чиновников, когда они узнавали, что он в свое время председателем верховного суда республики был

вот у ТЕБЯ во всех комментариях это и прослеживается, сын чиновников - не привык кого-либо уважать, да?

 особенность местного менталитета, на вы разговаривают только терпилы

жесть, какой компот должен быть в голове у человека, чтобы такое сказать?
Ты к ребенку в школу придешь, к учительнице или с директором тоже "на ты" будешь говорить, или станешь временно терпилой?
Вежливость - это не слабость! Но тебя, похоже, этому не научили.

мои родители, например, обслуживаются в спецполиклинике, там им не хамят и не тыкают, потому что там просто на учете не стоят те, кому можно хамить без потерь

ясно... золотой ребенок, дедушка высокопоставленный, родители, соответственно тоже. Научили никого не уважать, встречать по одежке.

И тут ошибки быть не может, человек с низким социальным статусом не может себе позволить дорогой автомобиль или одежду, его можно не уважать.

Браво! Как же ТЫ мне противен!

Даже в суде судьи тыкают, а им все обязаннны выкать

нормальный человек такого судью попросит разговаривать "на вы", т.е. поставит на место.

Сам то добился чего-то или на родительские живешь?

2

В французском есть разделение на ты\вы.

1

Не знаком с французским языком.

0

 Все понимают что субординация никуда не девается от перехода на ты

Странные порядки. Зачем вводить в заблуждение себя и окружающих? Это какая-то оригинальная интерпретация тезиса "все равны, но некоторые - равнее"

0

Да нет, просто люди разные. И главное то, как ты себя поставишь и как будешь позиционировать. На одной работе с ген диром все были на "ты", но все его бесконечно уважали и признавали его авторитет. Хотя он мог и на личные темы поговорить и ругнуться иногда матом. А на другой работе с ген диром на "вы". Но никакого уважения и в помине нет ни у кого) и для него "вы" единственный способ субординации. Так что, пожалуй, соглашусь с @Иван Евменов 

4
Абстрактный дебаркадер

мой опыт основан на западной системе (0 дней проработал в России), в английском языке ты/вы = you. 

0

Но ранее в английском было разделение ты/вы (https://ru.wikipedia.org/wiki/Thou). Вы уверены, что нужно всё перенимать из западной системы, и искоренять тоже в русском языке разницу между "вы" и "ты"?

3

Есть разница между Mr. Bloomberg и Mike

1
Абстрактный дебаркадер

я стараюсь не кому не навязывать своего мнения, а делюсь опытом, который возможно кому то будет полезен

0

Спасибо, как собственник подписываюсь под каждым пунктом

17

Собственник и руководитель как бы не одно и тоже
Собственников дохрена, руководителей мало

6
Абстрактный дебаркадер

собственником стать быстрее и проще, руководители растут медленно. 

1

Ещё лучше когда собственник и управленец один и тот же человек)

0

Да именно так, а еще чтобы он был главным бухгалтером, ведь больше ни у кого нет доступа к переводам и дс. А "пятёра" за уборку полов тоже не лишняя. 

0

это должен быть врожденный талант, обычно есть что-то одно, причем научиться этому нереально

0

Ой ли, мало
Каждый супервайзер, даже если у него в подчинении 2 человека это руководитель, даже тут таких скорее всего каждый третий

0
Абстрактный дебаркадер

Спасибо за отзыв.

0

Автор с планеты госконтор и чиновников. Как можно в 2020м общаться с сотрудниками на "вы", хз)
А если капнуть глубже то окажется, что босса в реальности никто не уважает, обсуждают за глаза, enps ниже плинтуса, а люди не уходят с работы только потому что они больше нигде и никому не нужны и не верят в себя.
Но ничего, ещё будет время пересмотреть свои взгляды на жизнь и написать другую статью на VC, хотя обычно все предпочитают ныть про кризис, а не признавать собственные ошибки и психологические комплексы

5

О! Подтянулись плохо воспитанные и малообразованные ("кАпнуть глубже")  молодые люди, которые думают, что познали всё и могут судить и учить других. И прикрывают они невоспитанность, типа, современными веяниями.

4

"…они больше нигде и никому не нужны и не верят в себя." Твой личный опыт? 

3

собственные психологические комплексы

Собственно ваш коммент имхо олицетворение этого.

3

1. Один в поле не воин.
Еще какой воин. Нужны помощники - привлеку, отпадёт надобность - распущу, в соответствии с ТК.
Веник в руках руководителя появляется не от желания сэкономить на уборщице, а от неудовлетворенности чистотой помещения. Иначе, это сомнительный руководитель.
2. Нечеткая постановка задач.
В средней школе пишут сочинения, чтобы научиться внятно излагать мысли. Если с этим проблемы - нужно повторить школьный курс. некоторым помогает.
3. Дружба дружбой, а бизнес порознь.
Акционеры в бизнесах не бывают друзьями? Или кто-то так сильно обидел "по дружбе"?
4. Несовпадение ожидания и реальности.
Это жизнь, дружище. Ожидания не совпадают с реальностью в 90% случаев. Что тут можно посоветовать?))
5. Отсутствие опыта в своей нише.
Зачем для приобретения опыта "работать на дядю"? Дурацкий совет, потому что слишком примитивный. Привлекать проверенных экспертов, руководствуясь собственным же тезисом 1, не пробовали?
6. Панибратство с подчиненными.
Опять чушь. Дисциплина, основанная на деловой мотивации, допускает любые формы комфортной коммуникации, тут главное - результат.
7. Бесконечные отписки.
Как-то неправдоподобно. Сколько человек у вас в штате? Такая проблема может всплыть при >100 участников переписки. Дедлайны по задачам не пробовали устанавливать своим "писателям"?
8. Не радуйтесь успеху раньше времени.
Странный совет. Успех же мой - когда хочу, тогда и радуюсь. Окажется, что радость преждевременна - выдохну и продолжу работу. Или это у вас суеверие такое?
9. Знайте личный предел.
Опять чушь. Свой предел нельзя узнать заранее. Наступит выгорание, только тогда имеет смысл запариваться на эту тему. Пока работается - нужно работать.
10. Признавайте свои ошибки.
Нормально функционирующий мозг делает это автоматически. Нет?

0

Предел можно узнать заранее. Один раз получив выгорание, побыв унылым говном в депрессии, нормально работающий мозг в следующий раз будет «чувствовать» приближающиеся симптомы.

Если не будет, то печально, мозг не сделал выводов, не научился на своих ошибках.

5

Один раз получив выгорание...

У меня пока такого опыта нет, поэтому не комментирую.

1

Вам чертовски повезло. И не получайте его никогда :)

1

Не будет чувствовать. 

0

У вас нет нейропластичности?

0

Депрессия - заболевание. И его наступление не всегда осознаёшь. 

0

Согласено, что заболевание. Я проходил через две депрессии.

Возможно, так только у меня, но даже сейчас я чувствую, что немного ощущаю себя унылым говном, а значит, вероятно, подступает депрессия :) 

0

Не приписывайте то, чего у вас нет. В депрессии у вас нет ничего. В том числе и эмоций. Ощущение состояния УГ - это апатия. Для начала исключите болезни внутренних органов. 

1

 Привлекать проверенных экспертов

 Успех же мой - когда хочу, тогда и радуюсь.

 Нужны помощники - привлеку, отпадёт надобность - распущу

критика от человека, который не создавал бизнес "на свои", не испытывал ограничения и риски. Подобная критика может исходить только от человека, который привык "заливать" проблемы деньгами папы.

Отсюда такое высокомерие в ответе. Думаешь познал бизнес и жизнь?

1

Думаешь познал бизнес и жизнь?

А почему нет? Какие лично у тебя сомнения, кроме завистливых высеров в комментах? Я реальный персонаж, работаю под своим настоящим именем, ни от кого не скрываюсь, публичен и доступен. 
А такие как ты, ни куа не разбираясь в моем бизнесе, тупо подпизживают с анонимных ников про "папкины бабки", про "привык заливать" и прочую пургу. Зачем? Тебе от этого легче? 
Ничего, что этот самый "папа" уже года полтора, как просто купил билет и улетел за океан, ставив без всякого внимания весь свой российский бизнес, фактически подарив его управление оставшемуся топ-менеджменту? Что же ты про это не пишешь? Не в курсе? Ну тогда хоть не звезди про то, о чем понятия не имеешь.

1

Тимур, спасибо за ответ. На самом деле я не хотел нести негатив, конечно же, это не моё дело. И разошелся я действительно потому как анонимен. Это распоясывает, верно говоришь.
Я понятия не имею, что там у вас за бизнес, по ссылкам не ходил, инфу не добывал, не знаю ни о чём.
Выводы сделал из твоего комментария, ну и некоторых чужих. Наверно быстренько решил потролить...
Просто из твоего комментария сквозит неким высокомерием, ну знаешь, когда молодого и неопытного пустили чем-то поуправлять, и он, такой, решил, что он крутой управленец и давай раздавать советы. Хотя, как говорится, пороху не нюхал, с нуля ничего не создавал, не сталкивался со сложностями и опасениями простого предпринимателя, который на своих ошибках набивал шишки, рисковал и терял деньги, закладывал или продавал имущество, чтобы заплатить зарплаты работникам. Я уверен, что у тебя ничего из этого опыта нет. Возможно я не прав. Но вот резануло, как легко ты раскритиковал и стал раздавать советы.
Возможно, тебе повезло родиться в семье, которая обеспечила тебе отличные стартовые условия. Но, возможно, это ещё сложнее, так как можно думать, что ты крутой управленец и прощёлкать всё.
Прости, если раззадорил. Совершенно точно я полез не в своё дело. Не держи зла. Удачи тебе!

2

Спасибо за конструктивный ответ. Я сознаю, что погорячился и прошу извинить меня за излишнюю резкость. Практического управленческого опыта у меня не может быть много, мне пока 18, но у меня есть убеждения, видение и собственные взгляды на то, как управлять своим бизнесом, заметно отличающиеся от ранее применяемых в нашей группе компаний. Надеюсь, что в ближайшие годы "всё не прощёлкаю")
И тебе удачи!

1

Хуясе, какие вы конструктивно-вежливые.

Типа, если вместо слов "мажор" и "папкины бабки" написать абзац текста - смысл меняется, все начинают сразу улыбаться?

0

Типа, если вместо слов "мажор" и "папкины бабки" написать абзац текста - смысл меняется, все начинают сразу улыбаться?

Дружище, мы с тобой не знакомы, у нас нет и не может быть общих дел, мы не конкурируем и не вообще не соприкасаемся в реале. Зачем ты пишешь тут эту пургу?

0

За тем же, зачем все остальные пишут комментарии здесь и где-либо ещё. Я так развлекаюсь.

0

ОК, согласен, 97% комментаторов по всему миру строчат комменты как им кажется ради развлечения, не особо используя содержимое черепной коробки. На VC этот показатель был  оптимистичнее, но походу, тоже скатывается в общее болото. Жаль(
Have fun! ред.

0
Абстрактный дебаркадер

Узнаю себя х лет назад... Мне было бы интересно с вами подискутировать. Вы руководитель/владелец ? Какая сфера? Размер компании? Возможно мне есть чему у вас учиться. 

0

Он пиздабол

3

Потренируйся на хейте этого https://teamvortex.ru/
Потом подкину что-либо посерьёзней))

0

Он пиздабол

Обожаю хейтеров-маргиналов. Они питают меня своей примитивной злобоэнергетикой гораздо сильнее, чем успехи в бизнесе. В российских бизнесах я совладелец https://retailhoreca.ru/ 

–1

ой, 18 летний гений на папкиных бабках из Санкт-Петербурга, совладелец папкиного имущества.
Я представляю, как тебя ненавидят сотрудники этих компаний, считая, что ты там по блату папкиному. Такая себе, приблатненная боссовская секретарша умнее всех в компании )

2

Ой, прям бальзам на душу) А ты вместо накидывания дерьма на вентилятор,  спроси этих самых сотрудников - они ведь почти все доступны в Сети)) 
И ещё деталь, ни в одной из наших компаний нет ни одной секретарши... ред.

–1

Понимаю вас, я тоже проходил через ситуацию "папкины бабки". Не обращайте внимания. "Папкины бабки" - это не только преимущество, но и ответственность.

1

представляю, как тебя ненавидят сотрудники этих компаний, считая, что ты там по блату папкиному.

Господи, какой примитив... 
Есть вопросик: "почему наемных сотрудников должны интересовать аспекты взаимоотношений собственников бизнеса?" Как связаны их карьерно-зарплатные реалии с теми, кто владеет той или иной компанией? 
Если сложно не отвечай, возможно, мы говорим на разных языках))

0

 Господи, какой примитив...

да ладно, бабки то папины или нет?

0
Абстрактный дебаркадер

Тимур, судя по сайту у вас очень большой ресурс, тут я с вами не могу спорить. Советую выжимать максимум из этой уникальной ситуации, но не представляю от куда в 18 лет может быть такой опыт управления как вы описали выше.

2

Возьми с полки пирожок

1

 Нужны помощники - привлеку, отпадёт надобность - распущу, в соответствии с ТК.

Только основная проблема в том, что их можно привлекать только на что-то готовое и описанное. Иначе они будут месяц-два входить в курс дела (в лучшем случае). Ну и ТК... вы нанимаете людей не на выполнение определённой функции, а на выполнение задания - обычный договор ГПХ.

0

Тут и спорить не о чем - вы абсолютно правы. И безо всяких сомнений, вменяемый руководитель будет ценить опытных сотрудников, беречь их от хантеров и думать об их удержании в периметре своего бизнеса. 

0

У меня за воротами очередь стоит из таких же! (с)

1

)))) Везёт. У меня не стоит. 
Шутка зачётная))

0

Если не стоит, то лечите. (с)

На деле это показывает как разработаны процессы и вероятность наступления ситуации "бас-фактора". По-хорошему, надо дублировать критические службы.

1

 По-хорошему, надо дублировать критические службы.

Верно. Мы дублируем их в параллельных проектах. 

0

После работы мозгами, механическая работа типа подметания, мытья посуды это типа медитации и раслабона . Если канеш не цеха метете)

7

У меня тоже такая мысль была :) Иногда бывает полезно резко переключиться на работу, где мозг не нужен. И обдумывать стратегические вопросы :)

3

И стать обезьяной, механическая работа напрочь выключает творческий потенциал и думать чел начинает уже только о том зачем он ее делает, что ее нужно срочно делигировать

–1

Наоборот включает, потому что моторные зоны мозга подключаются

0

Вообще-то наоборот. После напряжённого дня умственного труда, пойти поделать что-то механически: гайки покрутить или снег во дворе убрать - бальзам на душу.

0

Авторитет руководителя это прежде всего достижение целей компании, качественное решение самых приоритетных проблем компании, рост сотрудников и компании. А на вы или на ты не так важно, хорошего руководителя уважают в коллективе и без этого)) а остальные ошибки вполне себе тянут на топ-9)

5

А я поддержу Константина - обоюдное обращение на ВЫ между руководителем и коллективом задает при общении правильный тон и нужные интонации. Неоднократно имела возможность в этом убедиться, правило работает и с рабочими специальностями, и с технарями, и с белыми воротничками.

4

В этом правиле тысячи исключений) во многих крупных западных компаниях общаются на ты и все ок, проверял и на собственном опыте. ну а за западе такого вообще нет деления на ты и вы - you и все)

2

Да, но в молодой компании это просто странно, когда 20-30 летние на "Вы" друг с другом общаются. Мой вариант с подчинёнными на "ты", но используя полную форму имени - "Виталий", а не "Веталь". Плюс, визуальные артефакты - народ в кэжуал, а ты в смарт кэжуал или в строгом стиле. Этого, конечно, недостаточно, но помогает держать в тонусе.

1

какая-то идеалистическая чушь из мира радужных единорогов )) в реальности все не так, иногда полностью наоборот

2

В реальности чаще рукодителя на вы называют и не уважают,  тут я с вами согласен))) но я про те компании писал, где поднять бабла можно, а не окладик получать. Почему-то там любят результаты, а на ты или на вы обращаются подчиненные в рабочем процессе - абсолютно похуй :)

0

Прекрасно понимаю автора. Сам словил ошибку сближения с подчиненными. Теперь стараюсь со всеми разговаривать исключительно на «Вы».

Вопрос личных и деловых границ всегда актуален. Помню, что хотел быть «хорошим» и всегда доступным по телефону, так это обернулось тем, что мне могли позвонить в 23-00 и считали это нормальным. В итоге поставил жёсткую вилку - по телефону только срочные вопросы с 9 до 19-00.

Однозначно плюсую автора.

4

Про мессенджеры слышали что-то? Звонить дурной тон даже в рабочее время, а писать можно круглосуточно. И к формату общения с сотрудниками это отношения не имеет

0

для меня наоборот, в 40% случаев лучше если человек позвонит и четко быстро скажет, что ему надо. Сидеть в чатиках всем отвечать - это такое себе. Это как минимум дольше по времени и неудобнее. Тоже иногда люди, что всю жизнь уткнутые в инстаграмм и тикток начинают тирады настрачивать, а ты едешь за рулем и каждые 20 секунд приходится смотреть как развивается чья-то мысль, это ппц.
Про «дурной тон» ты что-то загнул короче.

Обращался недавно ко мне за услугой один Василий, начал писать в мессенджере, что ему нужно созвониться и по чатикам он обьяснять не будет (корчил из себя серьезного). Я ему тут же и звоню, а он мне - это дурной тон, так звонить!
Ну вот фейспалм просто от школо-андроид поколения.

9
Абстрактный дебаркадер

чатик хорош когда тебе пишут решение задачи/проблемы и требует подтвердит.

2

С чего вдруг звонок в рабочее время дурной тон? Чушь какая то, не хотите чтобы вам звонили не давайте номер телефона или не снимайте трубку.

4

Слышал конечно же, но когда у меня срочный вопрос, то мне проще голосом обьяснить какой вентиль откручивать, чем писать телеграмму в мессенджере.

А так - мессенджеры хорошо, но в меру.

3

Звонить дурной тон даже в рабочее время, а писать можно круглосуточно
Это Вы где-то прочли в правилах этикета или это Ваш домысел? 

1

Увы но субординация нужна, причем не условная а реальная, отработанная и закрепленная:

Допустим, вы ведете переговоры с потенциальным заказчиком, само собой рассказывая про 'профессионализм команды','финансовое планирование' и тд.  Тут в кабинет вваливается условный 'инженер Вася' и ковыряя в носу выдает что-нибудь из серии:  сервер разработки на%бнулся - опять оплату хостинга/сертификата/интеграционного шлюза забыли.

Все ваши усилия тут же уходят в свисток,  репутацию перед потенциальным заказчиком вы испортили сразу и надолго.

Понимает ли это условный 'инженер Вася' ? Врядли, с его точки зрения все ок - он честно сообщил о проблеме.  Волнует ли его или потенциального заказчика что с деньгами в компании все ок, просто не пришло оповещение о продлении, сбойнул хостинг и тд - даже близко нет.  
Главное погромче крикнуть что 'король-то голый' и хитро улыбнуться.

Во чтобы такого не было как раз и нужна натуральная тренировка: не входить если идут переговоры, не сообщать при заказчике о каких-либо проблемах в компании, соблюдать общие правила приличия ( хотя-бы 'Здраствуйте-До свиданья' без хмурого %бала ), четко знать общую информацию о компании, как выглядит директор и как перенаправлять к ближайшему менеджеру.

Вот это и подразумевается под субординацией, как к кому обращаться - дело на этом фоне  где-то десятое с конца по важности.

4

А причём тут субординация? Это невоспитанность. Я также мог зайти в кабинет к главному и, если он один, то мог изложить проблему. Если какие-то партнёры, то извинялся и писал на почту.

1

Называйте это как угодно: невоспитанность, неуважение, нелояльность, отсутствие субординации - главное что по итогам компания несет потери.
Личные отношения в компании вообще вещь эфемерная, а вот потери вполне ощутимы и измеряемы.

0

Я всё же за определённый баланс между личным и рабочим. Дисциплина нужна, но в рамках выполнения обязанностей. Потравить байки из жизни и просто поговорить иногда очень даже заходит. В обед можно так посидеть, но нужно понимать, что оказавшись на рабочем месте - ты сотрудник.

0

Вы путаете теплое с мягким, невоспитанность и субординация. Если на ты общаешься, то можно нахуй послать, а если на вы то в пешее эротическое? Что на вы общаетесь, что на ты, что коллега ваш друг, что вы лютые враги, хаять свою компанию в присутствии других это всегда плохо.

0

'Вы путаете теплое с мягким, невоспитанность и субординация.'
Это все с одного поля ягоды - воспитанные про субординацию в курсе тк субординация часть любого воспитания.
  
С точки зрения потерь для бизнеса опять же абсолютно неважно по какому именно поводу сотрудник сотворил херню: по причине неуважения, нелояльности или просто так.

' хаять свою компанию в присутствии других это всегда плохо.'
У нас половина т.н интеллектуальной элиты занимается тем что хает не то что свою компанию - свою родину на публике, и ничего. 
Эти же люди потом про 'плохой инвестиционный климат' воют, хотя инвестор если глобально смотреть - точно такой же кастомер.

0

Почитал комменты и понимаю, какой пипец происходит в головах "коммерсов средней руки" - главенство формы над содержанием + куча комплексов + страх выгорания, хотя ещё и трудиться-то толком не начинали... Понятно, почему продвинутым компаниям так трудно работать на свободном рынке  - пока достучишься через каску таких вот 100500 "заповедей успеха", пропадет всякое желание сотрудничать.

4

Собственно Кийосаки в интервью хорошо порекомендовал книгу Антихрупкость. Говорит, все такие сосунки, по сравнению с тем бизнесом, который приходилось вести в 70-х 

0

По продаже книг? 

0

По продаже мерча в эпоху отсуствия социальных сетей 

1

Кийосаки потрясающий балабол. На него мне надо ровняться. Такие басни травил про недвижимость, а на деле у него ничего не было )

2

Первый его бизнес, кошельки на липучках для серферов, массовое применение нейлона вылилось на 70-е. Внимательней читать надо. Бизнес на книгах появился спустя 20 лет. В каком месте он балабол? Его советы по недвижимости я использовал.

Смысл накупить коммерческой и жилой недвижимости от 10 до 100 единиц, чтобы не работать на барина 

0

Во всех. Этот человек не смог ничего довести до конца. Все инвестиции в недвижимость - не более чем покупка маленькой квартирки на острове. 

Из короткой его биографии складывается ощущение, что человек решил пойти нерыночным путём, создав для себя иллюзию и сказку того, что он понимает рынок и хочет этому научить. В этом он преуспел. Он рассказывает истории успеха, но никак не неудач. Людям это нравится и они готовы из-за этого покупать его книги. По сути, все книги таких коучей так продаются, так как они удовлетворяют запрос покупателя: попасть в мир иллюзий.

 В мае 2006 года, в телепередаче, Кийосаки выступил в качестве наставника-консультанта трёх человек, каждый из которых сделал вложение капитала в размере 1000 долларов каждый, и все трое потеряли столько же денег, сколько и до эксперимента Кийосаки. Это привело к сомнению в инвестиционных методиках последнего.
ред.

–1

Ты че мне доказываешь, если я работаю по его правилам и зарабатываю? Можешь хоть слюной всё забрызгать, и ничему не следовать, мне плевать) 

–1