Go Golang: как создать одно из крупнейших Telegram-сообществ про язык программирования

Привет всем! Это Павел Петрухин из Outside Digital (ex. Kodix). Я занимаюсь backend-разработкой, а в свободное время модерирую комьюнити про язык программирования Golang. За четыре года мы вошли в тройку самых больших групп рунета по теме, помогли найти работу сотням специалистов и получили предложение о покупке за половину биткоина.

Сейчас расскажу, как появилось сообщество и зачем нам целая сетка каналов. Еще поделюсь, как программисту не выгореть от ежедневного общения с сотнями подписчиков.

Первые подписчики: как появился чат

Идея создать свою площадку для общения появилась в 2016 году — тогда я учился на третьем курсе физфака МГУ, а в свободное время изучал язык Go. В это время как раз выстрелил Telegram — тематические каналы начали расцветать, появились первые крупняки. Я заинтересовался площадкой и стал искать единомышленников, но про Golang ничего не нашел. Тогда я решил создать свой чат для друзей и знакомых — так появился Go Golang.

<i>6 мая 2016 года — точка начала отсчета для Go Golang</i>
6 мая 2016 года — точка начала отсчета для Go Golang

Оказалось, что я не один такой — чат про Go все-таки был, просто я его не нашел. На тот момент в нем было около тысячи участников. Go Golang довольно быстро догнал и даже обогнал его — мой чат выходил выше в поиске из-за удачного названия. Скоро админы чата-конкурента вовсе исчезли. Без модерации сообщество затухло, а все подписчики перешли ко мне.

При этом на продвижение группы я за все время не потратил ни копейки. Получал новых подписчиков за счет партнерских соглашений с конференциями, митапами и другими событиями. Работает и сарафанное радио. Постепенно чат стали советовать как хорошее сообщество по языку Golang, например, в комментариях на Хабре или просто в разговоре. Поэтому можно сказать, что чат рос органически.

С самого начала у сообщества были простые цели. Во-первых, это площадка для новичков, которые хотят спросить что-то по основам языка и даже не знают, как сформулировать вопрос для поиска. Во-вторых, в группе сидит много авторов и держателей популярных пакетов библиотек Golang. Им тоже можно задать прямые вопросы, например, узнать, каким драйвером для баз данных они пользуются.

Другая цель — популяризация событий, связанных с языком. В сообществе часто разыгрываются бесплатные билеты или большие скидки. Мы анонсируем важные мероприятия и даже партнеримся с ними.

Конфликты и театр одного актера: проблемы админа сообщества

Первое время я чувствовал себя в роли бармена — слушаю чужие проблемы, пытаюсь давать советы. Чуть позже стало интереснее: к сообществу начали присоединяться не только новички, но и известные в тусовке специалисты. Они взяли на себя часть общения — присылали ссылки на полезные статьи, делились опытом. Сообщество начало набирать обороты.

Важным психологическим рубежом для меня стал момент, когда группа выросла до 1500 человек. Когда сообщество так увеличивается, приходится вводить формальные и жестко соблюдаемые правила. Они могут даже по ошибке иногда играть не на руку участникам сообщества, но иначе группа утонет в спаме и флуде. В итоге я составил список запретов — нельзя оскорблять других, флудить, присылать NSFW-контент или попросту бесить других.

Но оказалось, что люди могут приносить токсичную атмосферу и без брани. Программисты — довольно специфические люди. У них бывают часто какие-то проблемы с социализацией, и я не исключение. Некоторые участники чата, в том числе видные эксперты, решили, что точно знают, как в нем нужно себя вести.

Они стали давить новичков или просто любых несогласных. В итоге начались конфликты. Их приходилось выруливать мягкими способами, например, в личной переписке. Из-за этого некоторые участники спора стали испытывать ко мне неприязнь.Но есть и плюсы: такие неурядицы помогли мне «нарастить шкуру». Я понял, что авторитет авторитетом, но в конце концов найдутся популярные специалисты, которые в общении могут быть не самыми приятными людьми. С ними приходится играть роль полицая, чтобы остальным участникам сообщества могли общаться спокойнее.

Другая проблема — спамеры. Как ни странно, они часто бывают не ботами, а людьми, которые приходят в чат и устраивают театральную постановку. Например, заходят двое новых участников, в какой-то момент подводят беседу к определенной теме и начинают вбрасывать ссылки на сайты или группы.

Сперва я не понимал, что происходит, потому что это похоже на живое общение обычных пользователей. Потом научился отлавливать спамеров. Если в группу одновременно входит 3-5 человек, которые ничего не пишут про Golang, а начинают обсуждать, например, биткоин-обменник, скорее всего, это спамеры.

Команда и отдых: как справиться с выгоранием

Ведение собственного комьюнити — выматывающее дело. Два раза я сильно перегорал и думал просто закрыть группу или передать ее во владение другим людям или. Это, кстати, реальная штука — раз в месяц мне стабильно предлагают продать канал. Последний раз — за половину от биткоина, это порядка 700 тысяч рублей.

Но потом я вспоминаю, что мой канал — платформа некоммерческая: даже рекламу я выкладывал раз пять, чтобы подкопить деньги на развитие сообщества. Кроме того, остаться на плаву и пробудить в себе интерес к каналу мне помогают еще две вещи:

  1. Отпуск
    Хотя ведение канала стало для меня такой же привычкой, как чистить зубы, периодически я беру небольшие паузы. Обычно это несколько часов отсутствия, так что не думаю, что кто-то из пользователей это замечает. Кроме того, чаще всего я не пишу свои сообщения, а удаляю чужие, это работа «в тени».
  2. Помощники-модераторы
    Конечно, один я бы не справился: сильно помогла команда-модераторов, которая выросла из комьюнити. Хочу особенно поблагодарить Кирилла Даньшина, Даниила Подольского, Кирилла Кулина. Их взвешенная и сдержанная позиция помогает поддерживать группу и сейчас.

Кроме того, обычно я просматриваю сообщения во время перерывов — это позволяет отвлечься от рабочих задач и разгрузить мозг. Если есть настроение, отвечаю на вопросы новичков, а необычные сообщения вроде спама глаз выцепляет сам — вот она, сила привычки.

Помогает справиться с выгоранием и тайм-менеджмент. Советую всем администраторам каналов, которые работают сразу на нескольких проектах, завести менеджер задач. Это позволяет немного разгрузить голову и контролировать процессы.

Еще команда модераторов помогла мне создать целую экосистему вокруг чата. У нас есть свой HR-канал — Telegram-площадка с анонсами разных вакансий, которая сильно помогает подписчикам в поиске работы. Раньше наш чат заваливали вакансиями, и это стало всех раздражать.

HR-специалисты любят спамить одними и теми же вакансиями, при этом скрывая название работодателя или детали вакансии. Чтобы избежать этого, мы вынесли всю активность в отдельный чат, а еще составили правила по постингу вакансий.

В будущем я планирую развивать собственное медиа: чат — целые залежи ценной информации. Здесь и подборки литературы, и советы, и кейсы из жизни, и много чего интересного. Мы ввели рубрикатор, который немного облегчает поиск нужной информации, но это — лишь первый шаг к удобной для навигации базе знаний.

Как запустить свое IT-сообщество: чек-лист

Все, что я понял за эти четыре года, можно свести к таким простым правилам:

  1. Поймите, зачем вам оно нужно
    Определитесь, какие задачи будет выполнять ваше комьюнити. Мне кажется, главное, что дает сообщество — много общения с интересными людьми. Даже в университете я не общался с таким количеством умных и неординарных людей с необычными увлечениями.
  2. Не бойтесь быть вторым
    Может, вы сделаете сообщество лучше, чем первое, а может, нет — не ограничивайте себя. Если вам хочется этим заниматься, пробуйте. Вы ничего не потеряете, если у вас не получится.
  3. Будьте готовы к отношению как к «функции»
    Часто подписчики забывают, что админ — такая же личность со своими особенностями характера. Не стоит из-за этого обижаться или переживать, просто примите это как данность.
  4. Старайтесь быть добрее к читателям
    Человечность и искренность — главные вещи для создания крепкой аудитории. Не бойтесь показывать свою заинтересованность и общаться с новыми людьми: такое отношение найдет отклик у читателей.
1313 показов
8.2K8.2K открытий
20 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

20 лет назад компьютерами занимались суровые мужчины и женщины, увлеченные своим делом. Они утопили бы этих выгорашек в серной кислоте презрения. Раньше было лучше!

Ответить

чушь почти всё, но по пунктам лень расписывать

Ответить

0,5 биткоина это почти 1,2 миллиона сейчас. Неплохой такой у вас актив в инвестиционном пакете)))

Ответить

Они стали давить новичков или просто любых несогласных.

Пользуясь случаем, передаю привет хабрахабру.
Недавно слили карму с 4-х до -2 за замечание, которое в итоге администрация хабра признала и исправила. ППЦ.

Ответить

Бро, идём обниму. Хабр перестал читать уже года 4 как. Он стал слишком токсичным, слишком зацикленным на себе, неинтересным. Сообщество выродилось.

Ответить