За кулисами EdTech: как R&D меняет онлайн-обучение

Онлайн-образование уже давно вышло за рамки простых видеозаписей и трансляций уроков. За последние 3-5 лет выросли ожидания и учеников, и родителей: теперь важны не только доступность и удобство, но и качество контента, уровень вовлечения, обратная связь, прозрачность прогресса.

За кулисами EdTech: как R&D меняет онлайн-обучение

Я, Алексей Дворецкий, руководитель R&D Онлайн-школы №1, расскажу, как команда разрабатывает инновационные решения, которые делают обучение эффективнее и комфортнее для всех участников процесса.

Что такое R&D в онлайн-образовании

R&D (Research & Development) в EdTech — это креативная лаборатория внутри компании. Ее главная задача — проверять смелые и рискованные идеи на прочность до того, как на их реализацию будут потрачены миллионы рублей и тысячи часов работы команды.

Любой новый проект, будь то тренажер по математике или платформа для корпоративного обучения — всегда шаг в неизвестность. Будет ли он полезен ученикам? Не усложнит ли жизнь учителю? Готов ли рынок за него платить? R&D помогает найти ответы на эти вопросы с минимальными затратами.

Ключевое различие R&D в EdTech — фокус на человеке, а не только на технологиях. Здесь важно учитывать психологию обучения, возрастные особенности, мотивацию и образовательные достижения, а не просто эффективность алгоритмов. В отличие от других отраслей, где продукт может работать полностью автоматически, в EdTech технологии всегда существуют в связке с педагогикой — и без этой опоры теряют смысл.

Как устроена наша R&D-система

Наша команда в Онлайн-школе №1 состоит из продакт-менеджеров, проджект-менеджеров и дизайнера образовательного опыта (LXD — Learning experience designer). Структура выстроена по простой логике — каждая роль отвечает за свой блок вопросов:

  • Продакт — лидер и стратег всех исследований и экспериментов. Отвечает на вопросы «Что и Зачем?»;
  • Проджект — планирует и координирует работу команд, занимается бюджетом и следит за качеством. Решает «Как и Когда?»;
  • LXD — создает образовательные программы и новые форматы обучения. Определяет «Как именно учим?».

Все изменения и эксперименты мы проводим через HADI-цикл:

  • H (Hypothesis) — формулирование гипотезы;
  • A (Action) — действие;
  • D (Data) — сбор данных;
  • I (Insights) — выводы.

Раз в квартал мы проводим регулярный опрос родителей, который помогает увидеть обучение глазами детей и их семей. При необходимости организуем глубинные интервью, чтобы выявить проблемы и найти возможные решения.

Собрав информацию, мы формулируем продуктовые гипотезы. Все идеи добавляются в бэклог, проходят оценку и приоритизацию. По итогам отбираем 3-4 рабочие идеи на проверку и для каждой создаем детальное техническое задание.

Фокусные направления для новых инициатив мы выбираем на основе данных и проведенных ранее исследований. Так, опросы начала 2025 года показали, что нужно работать над вовлеченностью и самостоятельностью учеников, а в третьем квартале этого года мы будем тестировать идеи по социализации и групповому взаимодействию наших учащихся.

Интересные кейсы: от идеи до внедрения

Из наших последних экспериментов особенно интересен проект «Продленка». Это регулярные онлайн-занятия, где преподаватель помогает детям выполнять домашние задания и проверочные тесты. Мы успешно опробовали этот формат и включили его в учебный процесс для учащихся 3-6 классов.

Тестируя «Продленку», мы проверяли гипотезу: если у ребенка в расписании будет отведено время на выполнение домашних заданий и тестов, то это повысит процент сданного материала и снизит нагрузку на родителей.

В эксперименте участвовало 232 ученика из 3-6 классов. Мы провели более 36 таких занятий, и результаты превзошли ожидания — на одной продленке школьник делает в 1,54 раза больше заданий, чем те ребята, которые не посещают этот формат.

Наши открытия: цифровая основа EdTech

Мы обнаружили, что «цифровой фундамент» EdTech-компаний создает идеальную среду для быстрых, недорогих и управляемых экспериментов. В отличие от традиционных школ, у нас есть три важных преимущества:

  1. Данные и измеримость. Наша платформа автоматически собирает точную информацию — время на задачу, клики, результаты тестов. Мы легко можем провести A/B-тест и получить объективные цифры.
  2. Скорость и стоимость. Мы можем быстро запустить эксперимент на малой группе учеников — это недорого и безопасно для основного продукта.
  3. Гибкая IT-культура. Мы используем гибкие методологии (Agile), готовы быстро пробовать новое и всегда думаем о продукте.

Рекомендации начинающим R&D-командам

Для современных онлайн-школ R&D — не просто опция, а необходимость. Без постоянного исследования, тестирования и адаптации невозможно создавать решения, которые действительно работают на качество обучения.

Что я посоветую EdTech-компаниям, которые только начинают внедрять R&D? Не пропускайте этап исследований перед экспериментами. Чем больше мы знаем о наших пользователях, об их поведении в продукте, проблемах, с которыми они сталкиваются, тем точнее будут наши гипотезы и успешнее их реализация.

R&D помогает идти от реальных потребностей учеников и преподавателей, поддерживая высокую планку в быстро меняющемся педагогическом пространстве. Это путь, который позволяет EdTech-компаниям расти осмысленно, делая образование лучше для каждого ученика.

5
1
1
Начать дискуссию