60 дней фильмов и сериалов
по промокоду:
VC60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 31.10.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.

Снимали панорамы для Яндекс.Карт и нашли нишу для нового бизнеса: история сервиса «Поинтер»

С 2009 года компания «нек⁴» снимает панорамы для Яндекса и других организаций. В 2018 году в «нек⁴» запустили сервис Поинтер, который помогает крупному бизнесу работать с онлайн-картами. Через 2 года новое направление стало прибыльным. Сооснователь и директор «нек⁴» Артем Ефремов рассказывает, как Поинтер возник и развивался.

Артем Ефремов, cооснователь и директор «нек⁴» и Поинтера

Панорамы для Яндекс.Карт

Расскажи про свой первый большой проект. Как ты пришел к «нек⁴»?

В 2003 году я уволился из Яндекса и три года дауншифтил: занимался чем-то в свое удовольствие, фрилансил. В 2006-м мы с друзьями решили поснимать панорамы — это было прикольно, никто этим не занимался. Сняли и один раз кому-то их продали, потом продали еще и еще. Так у нас организовался небольшой бизнес из трех человек, двое из которых инженеры. Мы сами программировали плееры для панорам, сами фотографировали, клеили их, продавали и делали сайты. Работали по агентской модели: нашел заказчика, сделал проект, делаешь следующий. Примерно к 2009 году история стала понятной и мы начали смотреть, куда двигаться дальше. К слову, диджитал-агентство «нек⁴» просуществовало как самостоятельный проект до 2020 года, и мы его закрыли, чтобы в том числе сфокусироваться на Поинтере.

В 2009 году Google выпустил Street View, и возникла мысль: «Чего там делать-то?» Взяли четыре фотоаппарата, перемотали их изолентой и высунули на палке из люка. Проехали по Тверской улице, пришли в Яндекс и сказали: «Смотрите, как это круто. Давайте мы вам так же сделаем». За следующие 5 лет мы проделали много инженерной работы: собрали аппаратную часть, софт для съемки панорам, серверный софт, построили логистические процессы. Сейчас мы снимаем и обновляем большую часть всех панорам, которые есть на картах Яндекса.

К 2016 году стало понятно, что дело не развивается: у нас есть 4 итерации железа, 7 итераций серверного софта, и Яндексу этого достаточно, а других заказчиков не было.

У нас, кстати, до сих пор лучшее качество картинки на панорамах среди всех сервисов, которые снимают миллионы панорам в год в автоматическом режиме.

Почему других заказчиков не было? Нечего было снимать?

Это довольно дорогая история — снимать в масштабах, в объемах. На западных рынках есть мотивированные на результат госзаказчики и крупные компании, которым это интересно: сотовые операторы, какие-то порталы. У нас из картографических сервисов это надо только Яндексу. Плюс есть госзаказчики, но с ними сложно, долго — в общем, не наш стиль работы.

Мы попробовали двигаться в другие страны: заключили партнерское соглашение с крупным американским игроком на рынке картографии Hexagon Geospatial, но до дела не дошло; познакомились с голландскими коллегами Cyclomedia; постояли на выставке InterGEO в Гамбурге (это крупнейшая европейская выставка по геоинформационным технологиям), но это не привело к результату.

В какой-то момент мы даже продавали наш программно-аппаратный комплекс «под ключ» — полностью оборудованный для съемок автомобиль плюс серверная стойка с софтом для обработки.

Чтобы заказчики сами снимали?

Да, чтобы им было дешевле. Тому, кто снимает постоянно и готов обучать людей, покупка такой машины обходилась дешевле сотрудничества с нами. Компания один раз покупала комплекс и эксплуатировала его. Не нужно было платить каждый год.

Что случилось в 2016 году?

В 2016 году стало понятно, что дальше заниматься съемками панорам скучно: процессы отлажены, на технологическое развитие нет запроса со стороны заказчиков, рынка для количественного роста тоже нет. Тогда мы придумали новую услугу.

Многие коммерческие компании — кафе, рестораны, автосалоны — хотели показывать на картах панорамы своих заведений, но возможности такой не было. На Яндекс.Картах нельзя было разместить панораму коммерческого объекта, если Яндекс сам это не инициировал. Мы договорились с Яндексом, что будем их эксклюзивным поставщиком и запустили услугу «Панорамы коммерческих организаций». Их можно было опубликовать на Яндекс.Картах, а позже — в картах Google.

Мы получили немного инвестиций под эту идею, и она продержалась примерно 2,5 года. За это время было сделано несколько тысяч проектов. Начало было хорошее, но потом Яндекс поменял политику. Через год они отменили наш эксклюзив, а еще через 2 года сделали интерфейс, через который каждый желающий может опубликовать свою панораму совершенно бесплатно.

Теперь владелец может снять свой магазин на смартфон?

Да. Может сделать панораму — там сейчас есть специальный интерфейс — и загрузить. Но он может прийти к нам, и какая-то часть клиентов приходит. Но это, конечно, совсем не то же самое: от точки «мы эксклюзивно можем опубликовать ваши панорамы в Яндексе» до «мы это можем сделать лучше, качественнее и за вас» разрыв раз в сто по количеству обращений и клиентов. Так в 2018 году новое направление стало затухать.

Сейчас сервис «нек⁴» развивается?

Съемка панорам для Яндекс.Карт чувствует себя отлично. Панорамы нужно постоянно обновлять, они быстро устаревают. Получилась устойчивая история: с одной стороны, нет никакого развития, а с другой — она не может остановиться.

Да, вряд ли компания скажет: «Путешествуйте сами, смотрите на мир своими глазами».

Особенно в текущих условиях — это совсем утопия. Более того, когда мы стартовали, панорамы были отдельным сервисом. Их смотрели 2% пользователей. За последние 3-4 года панорамы интегрировали во всю экосистему Яндекса. Вставили в заказ отелей, во все карточки организаций. В «Навигаторе» сделали возможность проехаться по маршруту. То есть панорамы довольно плотно привязали ко всем сервисам, поэтому это стабильная, устойчивая история. А у нас есть хорошая команда, которая всем занимается.

От панорам к порядку в карточках

Идея выросла из истории с коммерческими панорамами. Мы размещали панорамы в карточках компании в Справочнике и на Картах и видели, что карточки не заполнены. Например, отсняли 42 магазина Hoff, а на картах нет 42 магазинов. Тогда мы стали бесплатно приводить карточки в порядок: если их не было — заводили, если были — прописывали адреса, телефоны, координаты, всё сами сверяли и после этого добавляли панорамы.

Со временем выяснилось, что карточки «портятся»: изменения вносят пользователи и алгоритмы поиска... Мы всё аккуратно настраивали, а через три месяца клиенты приходили с претензией: «Вы обещали, что всё будет в порядке, что за дела?» В карточке сказано, что магазин закрылся, хотя он открыт, или открылся новый, когда никакого открытия не было. Мы обновляли данные, но обращений становилось всё больше.

Тогда мы задумались, а как живут остальные 100 тысяч бизнесов на картах, в курсе ли они, что происходит с их карточками? В какой-то момент мы предложили паре клиентов: «Вы нам заплатите, а мы вам будем целый год приводить карточки в порядок». И они заплатили. Это было не два рубля, а деньги, вполне сопоставимые с тем, что мы получали за создание панорам. Тогда и решили, что направление интересное, будем тестировать дальше.

В начале 2019 года ребята из отдела продаж обзвонили клиентов и рассказали про новый сервис. Платформа была еще в зачаточном состоянии, надо было проверить спрос. За три месяца они продали пару десятков контрактов на абонентское обслуживание. Стала вырисовываться идея нового стартапа.

Идея родилась в ответ на проблемы клиентов, вы не ориентировались на западный рынок?

Пока мы не занимались этой темой, мы не смотрели по сторонам. Но потом кто-то рассказал, что в Штатах есть стартап Yext, который уже стоит на бирже 2 млрд долларов, и они занимаются тем же. Мы тогда подумали: «О, мы же тоже этим занимаемся. Где наши два миллиарда?»

Понятно, что, когда мы начали смотреть в эту тему, начала появляться информация и примеры, как это где устроено. Не мы изобрели услугу. Кто-то уже и на IPO подался с этой идеей, и есть еще несколько десятков компаний разной степени развития.

Как ты считаешь: взять бизнес-модель, которая хорошо работает на зарубежном рынке, и адаптировать ее в России надежнее, чем начинать с нуля?

Я думаю, что дело не в модели. Что-то взлетает сразу, что-то взлетает с большим опозданием — зависит от готовности рынков.

Если рынок не готов, ты будешь адаптировать идею долго и безуспешно, а если готов, то все пойдет отлично.

На российском рынке есть несколько похожих сервисов — кто-то ориентируется на малый бизнес, кто-то на крупный. Можно ли сказать, что Поинтер был первым, или похожие сервисы начали расти с разных сторон?

Мы вышли на рынок вторыми. Сейчас по-прежнему есть две крупные компании — мы и ребята, которые были первыми. Об остальных я слышу гораздо реже.

Бизнес-модель Поинтера рассчитана на крупных клиентов. Это осознанный выбор, или так сложилось исторически?

Когда мы тестировали идею и только начинали продавать, мы продавали всем: у компании один филиал, 10, 100, 1000 — работаем со всеми. В какой-то момент стало понятно, что у нас хорошо получается работать в энтерпрайз-модели. У нас есть опыт и понимание задач бизнеса: им нужен не еще один клевый инструмент, а результат, и мы умеем его обеспечивать. У нас довольно большой опыт в клиентском сервисе, продажах и разговорах с такими компаниями — это дает большой плюс.

Сколько крупных клиентов появилось за два года?

Сейчас мы работаем с клиентами, у которых 20 и больше филиалов. Причем это нижняя планка. Средний размер компании начинается от 100+ филиалов. Это большие сети, но при этом среди них есть довольно много неожиданных брендов. О существовании некоторых я даже не подозревал. Например, в Краснодарском крае есть сеть ветеринарных аптек «Краснодарзооветснаб», у которой около 300 филиалов. Или «Саянский бройлер» в Сибири. Я о них не знал, пока не начал работать, и вот мы уже два года сотрудничаем. Довольно много производителей еды, которые сами развивают свой ритейл.

Сколько сейчас пользователей продукта?

Больше 150 крупных сетей.

Насколько среда конкурентная? Приходится бороться?

Боремся, но за счет качества. Мы знаем проблемы клиентов, умеем их решать и приносить пользу. Клиенты это видят и выбирают нас.

Кризис, увольнения и выход в плюс

Как Поинтер пережил кризис, связанный с локдауном?

Думали, что будет плохо — было нормально. Перед кризисом мы расширили отдел продаж и запустили проект разгона — длинный, месяца на четыре. Мы ожидали хорошие результаты, но тут клиенты стали пропадать, выключать телефоны, говорить: «Нам не до вас, свяжемся в следующей жизни».

Следующая жизнь настала?

Настала, но перед этим пришлось уволить половину людей, нанятых под этот проект, и мы потеряли разгон, который должен был принести профит. С другой стороны, у нас много энтерпрайз-клиентов, на них кризис почти не повлиял. Если ты крупный банк, у тебя есть годовой план, и даже если все твои отделения закрыты…

… тебе важно рассказать клиентам, что отделения закрыты, чтобы люди не увидели закрытую дверь, придя в отделение, и не написали негативный отзыв.

Да, мы хорошо отработали историю «на этой неделе еще открыто, а на следующей — уже закрыто». Прямо сейчас это дает нам хорошее конкурентное преимущество, потому что те, кто работал не с нами, на этом месте «наелись»: им пришлось ходить и каждую неделю вручную открывать и закрывать по 200 филиалов.

Как будет развиваться продукт? Нейросеть уже отвечает на отзывы. Что дальше?

Нейросеть пока работает только с положительными отзывами. Следующий этап ее жизни и развития — научиться классифицировать отзывы по тематике, то есть понимать не только «хорошо» или «плохо», а «о чем?». Особенно «плохо». Это большой шаг, который позволит сильно удешевить работу с отзывами для тех, у кого их тысячи и десятки тысяч в месяц. Не придется пересматривать отзывы вручную — будет приезжать отчет, и можно обращать внимание только на проблемные места.

То есть контакт-центр сможет отвечать только на отзывы, точно требующие внимания, а все остальные будет брать на себя нейросеть?

Это как раз инцидентная модель. Мы ее учим, это отдельная ветка. Мы учим отличать общее недовольство вроде «У вас еда нездоровая» от конкретного инцидента из серии «У вас в еде таракан». Если там таракан, надо брать кейс и разбирать, откуда там таракан. Важно не пропустить этот отзыв среди десяти тысяч остальных, а если это просто негатив — ответить на него стандартно вежливо. Попробовать помочь пользователю, направить в конструктивное русло.

Планируете выход на иностранные рынки?

Да, планируем.

Начнете с СНГ?

С СНГ все плохо — очень маленькие рынки. Если брать Казахстан, Украину и Беларусь — крупнейшие страны в СНГ — получаются смешные цифры. Можно зайти в Казахстан и получить 25, если повезет — 50 клиентов. Но для этого нужно построить команду, присутствие, учесть специфику каждой страны. Не хочется расфокусироваться даже из-за 50 клиентов. Украина такая же, к тому же бедная. Беларуси сейчас не до этого. В мелких странах — Армении, Азербайджане — рынки еще более специфические. А то, что они в составе СНГ, никаких преимуществ не дает: на рынок Азербайджана выйти так же сложно, как на рынок условной Турции. При этом рынок Турции в несколько раз больше.

Если коротко, СНГ — нет. Только если найдется какой-то сильный партнер, который захочет это сделать, и нам не придется расфокусироваться.

Помимо СНГ есть другие страны. Везде совершенно разные ситуации — по готовности и объему рынка, культуре и условиям ведения бизнеса. Мы рассматриваем несколько вариантов. Возможно, в этом году уже что-то протестируем.

Артем Ефремов, cооснователь и директор «нек⁴» и Поинтера

Поинтер — прибыльная компания?

Да, она прибыльная с весны 2020 года. В пандемию мы сильно урезали расходы, а доходы остались прежними, и компания стала прибыльной. Пришли новые клиенты, и мы сохранили прибыльность.

Сейчас вы рассматриваете привлечение инвестиций?

Да, мы ищем инвестора для следующего раунда — как раз под историю с зарубежными рынками.

Что способствовало успеху Поинтера?

Удачная бизнес-модель. В самом начале мы снимали панорамы для одного клиента, затем стали работать на заказ для разных компаний. Это уже другой уровень, но все равно не идеальная ситуация: один раз продали, один раз получили деньги — больше никакого профита. Сейчас мы работаем по модели подписки. Продажи могут быть сложные, тяжелые, но стоит закрыть сделку, и компания получает клиента надолго. Эта модель монетизации помогает нам быть успешными.

У Поинтера высокий Life Time Value (LTV)?

Да, LTV — суперважная история. Мы заточены на сервис, и клиенты это ценят. Наш Churn rate меньше 20%, если смотреть по годам, это довольно неплохо. И он падает.

Борясь с последствиями пандемии, многие компании сокращают расходы. Но от Поинтера не отказываются?

Да, потому что он решает реальные проблемы. Отказываясь от Поинтера, компания как бы говорит: «Окей, я забью на все карты, и там какое-то время будет бардачок». Большинство на это отвечает: «Ну уж нет».

Артем, большое спасибо за интервью и удачи в развитии сервиса!

{ "author_name": "Екатерина Тиханкина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 44, "likes": 44, "favorites": 48, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 225459, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 14 Apr 2021 14:27:30 +0300", "is_special": false }
0
44 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

наконец-то кто-то наведет порядок в этих картах

11

занимаемся этим с 2010 года:)

–1

Интересно, если бы сео не был с топами Яндекса знаком смог ли он что-то замутить вообще. Особенно эксклюзивные права.

9

Любой бы смог предложив встречное вознаграждение за взаимовыгодное сотрудничество

–1

Не у всех бы это вознаграждение бы взяли, а у старого кореша почему бы нет

5

Где там про топов?

0

Думаешь деньги согласуют на всех внешних подрядчиков уборщицы?)

1

Думаю, что как многие "бурчалы" тут, оправдываешь себя своими догадками. Прости, если обидел.

1

Я не оправдываю, просто многие истории успешных бизнесов преподносятся очень однобоко,вот это-тому пример. 

1

Команде успехов с продуктом! 👍 Годная история.

4

Это типо легкий пиар в разрезе покупки РокетДата 2гис’ом?
Тема удобная, пока тот же яндекс не запил функционал, где занеся общую инфу, она расшарится на все филиалы.
Ребятам успехов

3

Чем-то похожим на описанное в данной статье регулярно донимает зун.
Фиг знает, может для крупных контор с десятками тысяч отделений типа мобильных операторов и т.п. это актуально. Мелкий бизнес обычно сам все заполняет.

2

Чего же у вас Украина бедная? Это же практически Европа.

1

Это филиал "ленты.сру"?

1

Вы текст читали?
" Украина такая же, к тому же бедная. Беларуси сейчас не до этого. В мелких странах — Армении,"

0

Вы текст читали?

Обычно сразу комментарии

8

Классно, молодцы!
Всегда было грустно смотреть на неактуальную информацию на карточках организаций и постоянно задаюсь вопросом: почему они не поправят, это же бесплатно

1

А как решает Ваш продукт вопросы управления репутацией на картах?

0

Инструментов много. Если вкратце: для задач управления репутацией важно иметь цельную картину происходящего.

Поинтер:
- автоматизирует сбор отзывов с геосервисов и отзовиков и публикацию ответов сотрудников на них,
- собирает и отображает подробную статистику рейтингов филиалов, количества позитивных/нейтральных/негативных отзывов,
- позволяет выделить «отстающие» филиалы, города или дивизионы,
- позволяет увидеть тренды проблематик в отзывах пользователей.

Чем с большим количеством филиалов вы работаете, тем актуальнее для вас экономия времени на рутинные операции.

1

А как давно с вами работает ДоДо пицца?

0

«Наши роботы-пауки ежедневно проверяли правильность данных на картах и сигнализировали, если обнаруживали ошибки.» — вот так вот проверяли ¯\_(ツ)_/¯

1

В связи с пандемией действовали ограничительные меры и пиццерии действительно были закрыты на вход. 

0

@Dodo Pizza @Fedor Ovchinnikov  ограничительные меры действовали на ваши пиццерии как-то выборочно? все остальные организации уже работали, а ваши — нет?

1

В какой период по вашим данным действовали данные ограничения?

0

окей, то есть это ваша заслуга, что большая часть пиццерий в Петербурге были якобы «закрыты» на протяжении нескольких месяцев :-)

1

Про эксклюзив на панорамы организаций у Яндекса — вам конечно круто, а по факту было очень некрасиво: у организации уже есть съемка, соответствующая всем техническим требованиям, но Яндекс упорно отправлял к вам — здоровая ли это конкуренция? Сомневаюсь.

0

Евгений, если панорамы соответствовали техническим требованиям, мы их принимали и передавали на публикацию в Яндекс.

Проблемы могли возникать только со съемкой, не соответствующей техническим требованиям Яндекса.

–2

Ага, только вы это делали за деньги :-)

Круто быть прослойкой Яндекса, правда?

1

Я бы так не назвала. Это было нашим совместно с Яндексом проектом. Поэтому, логично, что за свою работу мы брали деньги.

–2

Это называется искусственно созданная монополия.

1

Да, да, всегда это невероятно бесило(. Панорамы давным-давно много кто мог снимать и на высоком уровне. Но на яндекс можно было отправить только за деньги и только через нек4, и надо сказать, с учетом что это только "заверение" панорам, то за вообще не малые деньги.

2

Привет! У меня очень релевантный опыт работы в геосервисах, можно ли где-то почитать ваши вакансии? На сайте не нахожу.

0

Напишите о себе на почту: help@pntr.io

0

Комментарий удален

Блин, не понимаю. Заходишь в тарифы- а там заполнять целую форму, чтобы получить цены сервиса. Ну 2021 год же ребята

0

Публичные цены скоро будут на сайте.

0

А сама работа с карточками, заполнение, реагирование на отзывы- это ручная работа или все автоматизировано?

0

Автоматизировано все, что можно, чтобы на выходе получить хороший результат. Если какие-то детали интересны - будем рады пообщаться.

0

Удивительно, что кто-то платит за это деньги. Мелкий бизнес сам обновляет карточки, а в крупных организациях неужели нельзя назначить ответственного человека?

0

а если филиалов тысяча?

0

У тысячи филиалов тысячи сотрудников. Закрепить за каждым филиалом обязанность держать карточки в актуальном состоянии. 

0

Построить такой процесс - сложно и дорого. Там много и рутинной работы, и технических нюансов.

В разы дешевле воспользоваться платформами автоматизации геомаркетинга. Многие наши клиенты это уже оценили.

0

а панорамы для Яндекса кто теперь снимает? Поинтер?

0

Панорамы для Яндекса снимает нек4 http://neq4.ru/
это наша другая команда

0
Читать все 44 комментария
Почему индексные фонды стали популярными. Рассказывает персональный брокер
Как программист-интроверт стал СЕО стартапа, сделал MVP за один месяц и заработал 12 млн за год – история Revvy

SaaS-сервис Revvy, который помогает бизнесу общаться с клиентами и умеет «перехватывать» негатив.

Пример позитивного отзыва и “перехвата” негатива
Здоровый сон взрослого человека — это засыпать за 15 минут и не вставать ночью попить и пописать

Послушала на днях 2х-часовое выступление «Здоровый сон» врача-невролога, сомнолога Елены Царевой. Самые важные поинты 1 минуту чтения:

На OZON.ru для оплаты предлагаются чужие банковские карты

Сегодня вечером я разместил заказ на OZON.ru, перешел к оплате и обнаружил сохраненную карту, чему я несколько удивился, т.к. обычно их нигде не сохраняю. Тем не менее, я ввёл CVV код и перешел к подтверждению платежа. Но push и смс от банка упорно не приходили. Я вернулся на шаг назад и понял, что OZON предлагает оплатить мой заказ неизвестной…

Волна «Кальмара»: как бренды прокатились на тренде и какие выводы можно сделать маркетологам

С выхода южнокорейского сериала «Игра в кальмара» прошёл месяц. Шумиха вокруг него утихает, и можно подводить итоги.

«2ГИС» представил обновлённый навигатор с мини-картой на экране, данными о камерах и парковках Статьи редакции

Его уже подключил «Ситимобил».

Обновлённый интерфейс навигатора  «2ГИС»
Не мытьем так катаньем: в "Битрикс24" твердо решили заработать

Вчера вдруг обнаружил, что не могу попасть в созданный уже достаточно давно свой бесплатный "Битрикс24". В последнее время им практически не пользовался, так как перешел окончательно на "1С: УНФ". Но остались кое-какие данные и я потихоньку их копировал из "Битрикс24".

Adobe представила веб-версии Photoshop и Illustrator с ограниченными возможностями для совместной работы Статьи редакции

Пользователи смогут вместе работать над проектом, не открывая и не скачивая десктопные приложения. Подписка Creative Cloud для просмотра не нужна.

Как имиджевый проект о безопасном вождении привлёк лиды и расширил маркетинговую воронку страховой компании

А игра с виртуальной фарфоровой статуэткой помогла 6,5 тысячам водителей не превышать скорость.

Онлайн-кинотеатр IVI объявил дату премьеры сериала «Везёт» с Евгением Цыгановым​
null