Учиться никогда не поздно, или уроки выживания в цифровой среде для бабушек и дедушек

Алена практикующий психолог, к.п.н. специализация «Социальная психология». 11 лет в практической психологии, 5 лет в ИТ, 4 года опыта запуска программ по цифровой грамотности для старшего поколения. Алена поделилась советами, о чём стоит помнить, если вы хотите поколение традиционалистов и беби-бумеров погрузить в онлайн-среду.

Этот блок временно не поддерживается
Школа E-senior, 2019 EPAM
Школа E-senior, 2019 EPAM

Мы живём в удивительное время, предоставляющее кучу возможностей, но одновременно несущее в себе большое количество рисков.
Условия изоляции показали, что старшему поколению нужно помогать не только с доставкой продуктов, но и адаптацией к меняющимся современным условиям. Нашим бабушкам и дедушкам не очевидны плюсы интернета, который буквально спасал нас всех во время изоляции от того, чтобы не сойти с ума, и до сих пор спасает.
Почему нашим бабушкам и дедушкам так сложно осваивать мир полный новых технологий? Есть несколько взаимосвязанных друг с другом социально-психологических причин.

  • Недоверие современным технологиям (всем знакома фраза «на бумажке надежнее, запишу телефон от руки»?), стремление критиковать современность и идеализировать времена собственной молодости.
  • Отсутствие желания и мотивации к освоению технических средств, это связано с тем, что взрослые не могут внедрить технологии в повседневность, «одомашнить» их, и не связывают с другими людьми, т.е. технологии выключены из их социальной жизни.

  • Страх перед неизвестностью, можно попасть в лапы мошенников, нажать не туда и сломать дорогостоящую технику.
  • Получение новых знаний ― это ещё и выход из «зоны комфорта», в возрасте 60+ к этому готовы далеко не все.

Как помочь старшему поколению адаптироваться и выйти в онлайн? Наверное, каждый сталкивался с такой задачей ― помочь родителям освоить новую технику, но единицы подходят к этому как к обучению. Мы в EPAM ещё в 2019 году запустили такую инициативу и стали проводить курсы для родителей и бабушек с дедушками, чтобы познакомить с технологиями, интернетом. Несмотря на то, что у нас уже был опыт организации школы для детей e-kids, подходы к занятиям в школе e-senior (так мы назвали школу для взрослых) сильно отличаются. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы побыть дома с родными и научить их пользоваться всеми полезными онлайн-сервисами. Делюсь советами, которые мы вынесли для себя по итогам выпуска «первого курса». Надеюсь, они помогут вам найти другой подход и позволят вашим родственникам выйти в онлайн.

Совет 1. Выберите правильный гаджет

К выбору гаджета следует отнестись серьезно. Если ученик впервые садится за ноутбук, то, прежде чем выйти в онлайн, ему придётся пройти ускоренный курс по общению с устройством. Сначала стоит познакомить с принципами работы устройства ― как включать, выключать, работать мышкой, клавиатурой. Не забывайте про «железную» составляющую. Расскажите, из каких частей состоит «машина», зачем нужен тачпад, как подключить мышку и флешку, зарядное устройство. Также имеет смысл рассмотреть что такое «оперативная память», «видеокарта», «жёсткий диск», чтобы при последующих шагах или при возникновении ошибок было проще понять, в чем проблема.

Практика показала, что физическое взаимодействие с ноутбуком для новичка проще и понятней. Во-первых, размер экрана позволяет ученику чувствовать себя уверенней и свободней, есть возможности персонализировать и настроить специальные функции для слабовидящих. Ещё один из плюсов ноутбука ― возможность использовать «физическую» компьютерную мышь, тачпад чуть сложнее в использовании ― координация указателя, выделение иконок, одинарные и двойные щелчки.

Но исходить прежде всего следует от пожеланий ученика. Если перед ним стоит задача научиться уверенно использовать телефон или планшет, то акцент стоит делать на этом.

С устройствами можно знакомить и в игровой форме ― через специальные тренажеры, например, Ratatype клавиатурный тренажер для ноутбука и уроки печати. Для продвинутых пользователей можно сразу перейти к работе с сайтами.

Школа e-senior, 2019 EPAM
Школа e-senior, 2019 EPAM

Совет 2. Наберитесь терпения

Многие пожилые люди боятся гаджетов и в целом своей некомпетентности в вопросе взаимодействия с ними. Поэтому важно несколько раз и медленно повторять материал, который мы хотим передать ученику. Плюс, не стоит забывать о пользе практики ― покажите первый раз сами порядок действий, второй раз попросите повторить. Проводите последовательное усложнение задач ― от простого к сложному, с регулярными тренировками предыдущих уроков. Повторение, к сожалению неизбежно, так как взрослые ученики имеют склонность забывать материал.

Будьте рядом и готовы прийти на помощь, но без давления и криков: «Бабушка, всё не так!».

Зачастую общаясь со своими родственниками и объясняя им что-то из сферы технического прогресса, мы теряем терпение. Попробуйте представить, что это не ваш родственник, а просто ученик, которого нужно научить простой операции, создайте для обучения соответствующую атмосферу, выделите специальное время для «урока», подготовьте план обучения и следуйте ему, чтобы всё выглядело официально. Такая отстранённая позиция поможет вам сохранить терпение, повторяя 30 раз одну и ту же операцию.

Совет 3. Настройте юзабилити

Важно, чтобы ноутбук, на котором проходит обучение, был настроен и персонализирован под ученика. Можно использовать встроенные в оперционную систему специальные возможности, как например: увеличенный текст, большие иконки, контрастность, лупа, экранный диктор, мышь, оставляющая след, чтобы проще было найти её на экране. А можно установить дополнительные программы, позволяющие ориентироваться в компьютере людям с ослабленным зрением.

Совет 4. Исходите из запросов со стороны ученика

Процесс обучения может усложниться ещё и тем, что некоторые ученики будут уверять, что в этом нет необходимости. В этом случае особенно важно подойти к выбору тем для уроков.

Если заглянуть в результаты исследования, проведённого Фондом Развития Интернет Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google, то мы увидим, что уровень мотивации обучаться новым технологиям у людей старшей 40 низкий, и сама мотивация неоднородная ― если кто и хочет повышать свою цифровую компетенцию, то они не знают как и что нужно делать, некоторые хотят учиться одним вещам и не хотят другим. И для того чтобы обучение имело успех, важно, чтобы оно было направлено на те сферы, в которых мотивация выше.

Кому-то очень важно следить за акциями и скидками в ближайших магазинах, кто-то хочет следить за советами от Комаровского и Черниговской на YouTube (чтобы потом применять на практике на внуках и правнуках), кто-то хочет удалённо обсуждать нюансы высадки рассады огурцов, а кто-то хочет общаться с друзьями, детьми, внуками по всему миру ― у каждого свой запрос (не всегда логичный). Важно в обучении идти к этому запросу ― так как знание Excel нужно далеко не всем, а вот, например, умение безопасно искать информацию в cети актуально для большинства.

Если в повседневной жизни ваши родители или бабушка с дедушкой чаще пользуются смартфоном или есть необходимость «приучить» их чаще пользоваться смартфоном, установите на него полезные приложения, которые они будут использовать ежедневно, так они быстрее адаптируются к устройству и начнут использовать его не только для звонков.

Например, можно установить приложения по типу Magnifying Glass With Light, которое превращает телефон в увеличительное стекло. Благодаря такой лупе можно без труда прочитать текст, написанный даже очень мелким шрифтом, например, информацию о составе продукта, помещенную на товарной этикетке в магазине. Или приложение с календарём приёма лекарств. Или Определитель купюр ― приложение определеяет и озвучивает номинал банкноты, когда пользователь подносит её к камере телефона.

Совет 5. Используйте знакомые инструменты

Не забывайте о том, что ученики привыкли работать с другими носителями информации ― бумага. Сделайте шпаргалки, если есть возможность ― распечатайте скриншоты с пояснениями. Если нет ― просто от руки основные правила и шаги. Это необходимо чтобы ученик ощущал определённую опору в виртуальном мире и мог обратиться к шпаргалке, забыв определённый шаг.

Возможно, кому-то потребуется не только шпаргалки по процессам, но и какой-то глоссарий с основными понятиями, которые вы чаще всего используете, чтобы ученик мог понимать, о чём вы спрашиваете или рассказываете, или чтобы решать возникациюще проблемы удалённо. Не пытайтесь брать готовый глоссарий из интернета ― они только нагружают ученика лишними словами, используйте свои объяснения, которые будут понятны всем, и записывайте их.

Пример глоссария
Пример глоссария

Совет 6. Безопасность прежде всего

Пожилые (и не только) люди часто забывают пароли от различных сайтов, но безопасность ― важная тема. Выходов из данной ситуации несколько ― поставить автоматическое запоминание паролей в браузере, и переходя на сторону зла и привычек, ― записывать на листочке.

Рекомендуется также установить расширения для браузера, которые защищают от лишней рекламы, показать примеры СПАМ-рассылок.

Из вебинара школы e-senior про безопасность в Интернете EPAM
Из вебинара школы e-senior про безопасность в Интернете EPAM

По этой теме есть несколько открытых вебинаров от школ e-kids и e-senior EPAM. Покажите их своим родным, чтобы обезопасить от мошенников.

Делитесь своими лайфхаками, как вы помогаете своим родителям, бабушкам, дедушкам справляться с цифровизацией.

22 показа
544544 открытия
Начать дискуссию