Пять лет на двух страницах: как прошла первая «пятилетка» проекта MARMA
Ушедший 2025 год напомнил про то, что наш проект успешно прожил первую пятилетку. Говорят: если ты прошел этот рубеж, твое детище уже не стартап, а ты – не новичок. Сколько было моментов, когда можно было поступить мудрее, но ошибки – это ценный опыт :)
Историю зарождения MARMA я много раз рассказывала новым сотрудникам за чашкой кофе. Когда все начиналось в конце 2020-го, наш юношеский энтузиазм не позволил мне задуматься о таких вещах, как CustDev* и GTM**. Справедливости ради, энтузиазм был не только юношеский, но и вынужденный: пандемия поставила на паузу всю конгрессно-выставочную отрасль (а наша головная организация является крупнейшей конгрессно-выставочной машиной страны). Мы приняли решение развиваться в сторону не только мероприятий, но и технологий. Так родилось несколько сайд-проектов, одним из которых стал проект MARMA.
*CustDev (Customer Development) – это глубинные интервью, которые проводят, чтобы выяснить реальные потребности и проблемы целевой аудитории, прежде чем разрабатывать продукт/решение.
**GTM (Go-to-Market) – стратегия выхода на рынок, план запуска продукта или услуги.
Наша первоначальная концепция сейчас вызывает у меня улыбку: мы нашли сервис, где без навыка программирования можно было создавать сцены с AR. Скрестив этот инструмент с нейросетью для оживления портретов (тогда как раз на хайпе был MyHeritage), мы создали фичу, которую планировали «нести» в музеи.
И тут нас настигли первые «грабли» – еще на заре AR было создано и профинансировано Минкультом другое приложение специально для музеев с почти такой же механикой. Плюс мы не учли, что музеи очень трепетно относятся к исторической точности. Никто не знал, каким голосом говорил, к примеру, Александр Невский и что он мог бы сказать от первого лица.
Тогда началась наша миграция от музеев к бизнесу. В процессе мы еще пару раз прыгнули в омут B2C, и на примере ярмарки с открытками ко Дню Святого Валентина я поняла, что такое показатель ROI, и начала считать окупаемость любых инвестиций, даже тех, в которые мы очень-очень верим:) Было и еще одно откровение: мобильное приложение, как разовый инструмент для развлечений и маркетинга, оказалось абсолютно нерабочей штукой. Так мы пришли к идее AR в вебе.
Но и здесь нас ждал сюрприз. Реализовывать «сервис дополненной реальности» оказалось невероятно сложно. Ценность для клиента была размыта. Команда росла (дизайнеры, маркетологи, проджекты, разработчики), а прибыль нет. Классическая история «стартапа с перевернутым циклом»: мы делали, потом думали и только потом пытались продать.
Прорыв случился, когда мы наконец остановились и спросили себя: «А кто мы, собственно, такие?». Собрав обратную связь и проведя анализ рынка аналогичных услуг, выйдя на тендерные площадки, мы осознали: называть себя AR-сервисом значит «закопать в песок» большую часть наших компетенций. Наши навыки на стыке дизайна, маркетинга и программирования были уникальны, а мы стучались в двери с одной механикой, популярность которой закончилась на Pokemon Go. Так мы стали «лабораторией актуальных технологий» – и это было честно. Это дало нам воздух и пространство для маневра.
Сейчас, подводя итоги пяти лет работы, я смотрю на это так: да, мы стартовали, нарушив все мануалы и гайды по запуску проектов. Мы шли методом проб, ошибок и иногда довольно эпичных провалов. Но этот хаотичный путь сделал нас такими, какие мы есть: гибкими, многозадачными, смелыми и адаптивными. У нас не «заказывают услугу» и не «покупают ПО» – к нам приходят с болями и задачами, а мы подбираем релевантный программный продукт. Каждая неудача стала частью нашего ДНК, источником внутренней опоры и, как ни странно, вдохновения.
Перешагнуть пятилетний рубеж для проекта, родившегося из попытки оградить команду от пандемийных сокращений, – уже победа. Теперь у нас есть крутые специалисты, айдентика, платформа бренда и даже товарный знак. База собрана.
Следующее пятилетие, как мне видится, будет про то, чтобы наконец-то сыграть в полную силу в той нише рынка, которую мы так долго и с таким трудом для себя определяли. Иногда, чтобы найти свой путь, нужно с энтузиазмом пробежать по всем окольным дорогам. У нас это отлично получилось.