Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

Как дизайн изменил моё отношение к собственному бизнесу. И как благодаря этому мы меняем рынок разработки сайтов

Не только клиенты могут думать, что дизайн для сайта вторичен. Иногда так считают даже разработчики. Зачем тратить деньги и время на то, что приносит только эфемерный профит? Но я на своём примере понял, что дизайн меняет мышление и отношение к своему бизнесу, а значит — меняет вообще всё.

Привет! Меня зовут Виктор Рындин. Я основатель агентства Wemakefab. Мы — небольшое агентство, занимаемся разработкой онлайн-сервисов с упором на UX. Делаем так, чтобы было не только красиво, но и удобно.

Всем, кто сталкивается с нами на конференциях или конкурсах, мы запоминаемся как адепты крутого дизайна. Но раньше я считал, что дизайн — это переоценённый буллшит.

Почему всё изменилось — в статье.

А заодно и история агентства, которую я никогда не рассказывал в публичном пространстве.

2005 год. Дизайн? Не, не слышал

Я начинал с разработки сайтов-сателлитов. Это такие простенькие площадки, с которых передаётся траст основным сайтам, благодаря обратным ссылкам. Тогда ещё даже не придумали ссылочных бирж... Дикое время :)

И самое главное в таких сайтах — уникальный контент. Но откуда его брать? Пришлось искать нетривиальное решение.

Родители в детстве постоянно покупали мне книги «Я познаю мир» (кому тоже?). Не знаю, зачем именно покупали — видимо, верили в сына. Но я их никогда не читал. Зато лет в 16 я понял, что эти книги — бездонная бочка уникального контента.

Я просто сканил странички и заливал на шаблонные сайты.

Уникальный контент — на заднем плане, на полке в шкафу

2008 год. До встречи с силой дизайна ещё лет 10

Думаю, что моё бизнесовое мышление начало формироваться в момент, когда я решил делегировать сканирование и распознавание текста.

Так появился напарник-партнёр, который делал всю рутинную работу. А я верстал сайты и продавал их веб-мастерам. За один сайт мы зарабатывали до $60. И могли собирать один сайт в день.

Вот что у нас получалось:

Текст перечёркнут, чтобы контент не украли без оплаты. Как видите, UX пока даже рядом не валялся.

2010 год. Мы — агентство с двумя «рабочими местами»

Сейчас бы нас назвали агентством из коворкинга, но такое слово в те времена ещё не использовали.

У нас появился менеджер по продажам. А это уже практически серьёзная компания, так ведь? :)

Мы начали брать заказы на контекст и на SEO. Параллельно формировался нейминг: «Рындин Эдженси», и слоган «Деталь вашего успеха».

Наш первый сайт. В разделе «О компании» — фото неизвестных мне людей. Классика)

У нас были самые шикарные места во всём коворкинге. Стоили на 1000 рублей дороже других и располагались прямо у окна. Мы же в диджитал — могли себе позволить.

2011. Первая популярность, кликбейт и «Ужасы Петербурга»

Про нас написал «Деловой Петербург». Мы использовали безбожный кликбейт и пообещали, что продвинем любую компанию за свой счёт, а оплату готовы принять процентом от обеспеченной прибыли.

Да, тогда я искренне думал, что это реально. Но на самом деле вы понимаете…

Тем не менее публикация дала сильный буст. Приходило по 20-30 заявок в день. Нам чудом удалось разгрести хаос и отказаться от идеи с продвижением за свой счёт.

Благодаря публикации мы получили первого серьёзного заказчика. Это была компания, которая владеет 8 парками аттракционов по всему городу. Работу начали с проекта «Ужасы Петербурга».

Макет для сайта «Ужасы Петербурга»

А ещё наш дизайнер Паша придумал для агентства новое название: «Фабрика успеха». Появился фирменный стиль. Чувствуете потенциал?

Слово «Wemakefab» существовало тогда как слоган, сокращение от «We make fabulous»

2012 - 2014. «Фабрика успеха» и стабильный выпуск диджитал-продукции

Студия делала сайты с «просто нормальным дизайном». Никаких изысков. Получился стабильный и понятный конвейер. Заказов было всё больше, и мы росли.

В итоге доросли до 12 человек.

Я нанял директора по продажам, раздул ФОТ, и… ничего не получилось. Отдел продаж был чуть менее, чем полностью бесполезен. А продавать сайты дорого — мы ещё не умели (или если быть совсем точным — не хотели).

В таком составе просуществовали год и сдулись обратно до 7-8 человек.

2014 - 2017. Сарафан. Танцы на столах. Беззаботные времена

Я собрал команду, с которой просто было комфортно работать. И успокоился.

Тот период я вспоминаю с тёплым чувством: время уютной и беззаботной стагнации. Танцы на столах и никаких строгих требований к самим себе. Просто всё было нормально, думаю, каждый руководитель агентства проживал такой период.

Конечно же, нас не интересовали никакие рейтинги и награды. Зачем они нужны, если всё и так хорошо? Атмосферу отлично передаёт это видео из архива:

Мы работали по сарафану. Да, была пара потрясений, когда уходили большие заказчики, но на их место приходили другие.

У меня параллельно были другие бизнесы, поэтому агентство оставалось вторичным увлечением, которое стабильно приносило деньги.

Именно в этот период у меня сформировалась позиция, что дизайн — это буллшит. Тогда я думал, что всё дело в маркетинге. А фестивальный дизайн казался мне тупой тратой денег. Как и конкурсы и награды. Мы какбэ были выше всего этого.

Но на самом деле, это была позиция наблюдателя, который застрял в зоне комфорта и не желает развиваться. Но понял я это только через пару лет.

2018 год. Мне надоело трудиться на «Фабрике»

К этому времени я оброс экспертностью и опытом, мог легко рассказать за маркетинг и продвижение. Именно поэтому лично курировал все проекты. Агентство существовало в формате небольшой ремесленнической артели, где я занимал роль проджект-менеджера.

И мне это перестало нравиться. Я уже не хотел делать много и дёшево. А единственный вариант для роста — увеличение стоимости. А как увеличивать стоимость, когда дизайн — это буллшит, как и награды, конкурсы и весь этот ваш диджитал-рынок?

Нужно было выходить из зоны комфорта, как бы заезженно не звучала эта фраза. А это значит — повышать цены, уходить от операционки, менять позиционирование и вообще всё.

2019. Позиционирование само нашло нас — и мы стали Wemakefab

Я начал изучать рынок, экспериментировать с подходом к работе, общаться с коллегами по цеху. И постепенно моё отношение к дизайну начало меняться. В том числе к дизайну собственному: сайту агентства, нашим презентациям, соцсетям и т.д.

Из-за этого в команду постепенно стали приходить люди, которые уважают вдумчивый подход к делу и не хотят размениваться на потоковое производство сайтов.

Пока что вместо наград — «Арарат»

Мы стали по-другому относиться к тому, что делаем. Стали влиять на то, как коллеги и клиенты относятся к нам. Появилось уважение к миру и желание делать его лучше.

Позиционирование само нашло нас: мы органично превратились в бутиковую студию, которая делает только хорошие проекты за хорошие деньги. Стали полностью соответствовать слогану «We make fabulous» и переименовались в Wemakefab.

В тот же период мы познакомились с Сашей Лагутой. Саша — дизайнер, который точно знает, насколько важен визуальный код, как он влияет на эмоции пользователей, их восприятие и решения. Поэтому мы и сошлись во взглядах.

К моменту знакомства мы уже открыто заявляли, что мы бутиковая студия, что берём ограниченное число заказов и выбираем клиентов. Такой подход стал хорошим фундаментом для более плотного сотрудничества с Сашей.

Появились первые солидные кейсы. И сразу же — первые награды.

На награждении Tagline Awards

Параллельно у меня закончился личностный кризис. Раньше я не знал, зачем мне агентство, когда можно вести более понятный и предсказуемый бизнес.

И когда мы изменили позиционирование, я понял своё место в мире дизайна, сайтов и новых технологий. Именно тогда мне захотелось сфокусироваться на сложных онлайн-сервисах, которые делают жизнь людей проще.

2019. Сделали ребрендинг. Дизайн стал работать на нас

Саша Лагута вдохновил меня своим подходом к делу. Я понял, что для него дизайн — не абстракция, а инструмент, которым можно изменить бизнес заказчика. Его решения всегда обоснованы с точки зрения пользы для клиента.

Из-за этого мы пересмотрели отношение к собственному сайту. Поняли, чего не хватает для правильной коммуникации с нашим идеальным клиентом. Пришло время сделать редизайн.

Элементы фирменного стиля

Когда изменился наш подход и наш сайт — стали меняться и внутренние процессы. Мы начали более жестко и дотошно относиться к экономике агентства и к результатам своей работы.

Появилось четкое понимание рынка: где находимся мы, где наши конкуренты и где целевая аудитория. Это дало свои плоды — в разы увеличился средний чек, выросла выручка и количество лидов.

Осознанный подход к дизайну повлиял не только на нас, но и на эффективность бизнеса наших клиентов.

Эти закономерности не лежат на поверхности, и до них нужно дорасти. Мне потребовалось больше 10 лет, чтобы воспринимать дизайн как нечто большее, чем просто красивые картинки и анимации.

Я решил, что пора делиться опытом и представить нас на рынке. Мы начали упаковывать кейсы, покупать рекламу и участвовать в профильных конкурсах.

2020. Сделали в 10 раз больше, чем за всё время существования агентства

У нас до конца сформировался портрет целевого клиента: это прогрессивный бизнес или стартап, которому нужен удобный и эффективный диджитал-продукт.

Мы сфокусировались на онлайн-сервисах, стали упарываться в UX и предлагать клиентам новые возможности для развития и масштабирования их бизнеса.

Это был очень насыщенный год. Вот самые сильные проекты, которые мы запустили (ссылки сразу ведут на сайты):

GlavGuide — онлайн-агрегатор экскурсий от гидов и туристических компаний Санкт-Петербурга и Москвы.

SASCO — сайт Сахалинского Морского Пароходства со сложной технической начинкой.

GS Project — сервис для безопасного приобретения, хранения и обмена драгоценных металлов.

Wemakefab school — наш образовательный проект для всех, кто решил попробовать себя в диджитал.

И ещё много других проектов, о которых рассказываем в журнале на нашем сайте.

Многие из них принесли нам награды. В том числе — два первых места в Рейтинге Рунета 2021 и одно первое в Tagline Awards 2020-2021.

Всего за 2020 мы получили около 20 наград на международных и отечественных конкурсах, вошли в топ-40 номинантов на премию «Студия года» по мнению awwwards.

Что отделяло меня от этих результатов раньше?

Во-первых, отношение к агентству как к ремеслу, а не как к бизнесу.

Во-вторых, простая, но вредная мысль, что дизайн вторичен.

2021. Работаем дальше

В этот год мы ворвались полностью загруженные проектами. Всерьёз занялись развитием PR и HR-направлений. Сейчас активно ищем новых людей, чтобы усилить команду.

Наш офис и часть команды

Мы продолжаем разрабатывать крутые сайты и онлайн-сервисы, которые потенциально упростят жизнь и бизнес миллионам людей. Вы можете прочитать о текущих проектах в нашей инсте. По сравнению с теми сайтами, что мы делали 10 лет назад — это небо и земля.

Что изменилось?

Лишь наше отношение к Дизайну с заглавной буквы, который не про красивые картинки, а про смыслы, образы и прикладную пользу.

Продуманный дизайн изменит не только ваше отношение к собственному бизнесу, но и отношение ваших клиентов, партнёров, пользователей. Всех, кто будет видеть ваши продукты, заходить на ваш сайт и интересоваться услугами. Нужно принять эту мысль, ужиться с ней — и ваш бизнес пойдёт в гору.

И нет, это не нативная реклама. В России очень много достойных агентств, которые могут сделать вам крутой сайт и качественно упаковать продукт. Если обратитесь в любое из них — это будет верный шаг к более чёткой самоидентификации, а значит, и более ясной стратегии развития бизнеса.

Всем успехов и роста!

Если вам понравилось то, что мы делаем — поддержите нас в соцсетях. Также будем рады поддержке в народном голосовании на премии RUWARD AWARD 2021, на которую мы прямо сейчас подаём несколько заявок. И, конечно, будем рады комментариям здесь, на VC.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Alex Shokhin

Самый бесящий тип сайтов с паралаксами и свистоперделочными поп апами. Сразу такие закрываю. Потому что двигаешь мышку на пиксель и уже всё закрутилось в разные стороны. Кошмарный сон эпилептика.

Это просто моё мнение. Если есть кому нравится, объясните в чём у такого преимущество перед более статичными сайтами?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

Привет. Бестолковые свистоперделки нас тоже бесят. Тут нужно разделять полезные анимации и те, которые прикручены непонятно зачем.

Мы делаем анимации чтобы расставить правильные акценты и помочь в навигации, а не навредить.

Ответить
Развернуть ветку
aleks kisler

WMF

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Benkendorf

Спасибо за статью.

>Во-первых, отношение к агентству как к ремеслу, а не как к бизнесу.

Что это для вас значит в первую очередь?
Какие были первичные действия в ходе сдвига этой парадигмы

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

В первую очередь это произошло благодаря осознанию того, что вокруг тебя много людей, куда более профессиональных в этом ремесле :)

В любом бизнесе важна масштабируемость. Это и отличает его от ремесла. Как только стало понятно, как масштабировать эту экспертность внутри системы — для меня все началось.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

Я часто делаюсь в ФБ своим видением процессов в агентстве с точки зрения руководителя. Если интересен мой опыт — добавляйтесь в друзья.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Виктор, спасибо.
Заголовок статьи:
"Как дизайн изменил моё отношение к собственному бизнесу. И как благодаря этому мы меняем рынок разработки сайтов "

Чисто субъективно:
""Как дизайн изменил моё отношение к собственному бизнесу... " - про это есть.

"... И как благодаря этому мы меняем рынок разработки сайтов " - про это не увидел. Что это конкретно?

p/s удачи на конкурсе

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

Марат, привет. Спасибо большое!

Насчет заголовка: да, в статье нет примеров «в лоб» по поводу того как мы меняем рынок. Тут важно понимать, чем обычная студия с тривиальными проектами (какой мы были) отличается от агентства, которое получает награды и делает проекты, которые высоко оцениваются международным жюри.

Наш дизайн и высокие требования к себе задают планку для коллег. Чем больше сильных игроков — тем сильнее рынок. Также за нашими аккаунтами (Wemakefab и Саши Лагуты) следят сотни молодых дизайнеров, которые вдохновляются нашими работами — это тоже влияет на рынок и меняет его.

Мой посыл в том, что чем больше осознанности на рынке — тем быстрее он развивается, причем в нужную сторону. Мы делаем для этого всё, что в наших силах.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Виктор, спасибо за развёрнутый ответ.
Получается аналог Формулы 1.
Сначала для гонок разрабатываются передовые решения.
Далее новинки применяются рядовыми производителями автомобилей.
Ок.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Виктор,
тут экономисту стало интересно,
как работает ваш дизайн "в поле".

Взял клиента из "Кейсы" на вашем сайте.
Благодарственное письмо клиента имеет дату — май 2019.
Также оно имеет ИНН в печати, а дальше — дело техники)

Похоже, по данным солидного, кмк, источника,
Дизайн таки работает (или уже отработал).
Клиент 2 года получал прибыль (сейчас на сайт зайти не вышло).

Источник прилагается.

p/s Люблю цифры за то, что помогают убирать "вкусовщину"
при оценке дизайна). Что думаете, Виктор?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

На прибыль в бизнесе влияет огромное количество факторов и на мой взгляд нельзя переоценивать вклад дизайна в него. Да, это важно, но это не единственное. :)

Клиент, которого вы отметили — один из примеров, когда дизайн является лишь дополнением к правильно выстроенным бизнес-процессам. Мы в целом только с осознанным бизнесом и стараемся работать.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Понравилось, что не забрали все лавры себе.

С другой стороны, если вышеописанным способом проверить
достаточное число клиентов (от 10 и выше, лучше от 30), то можно вывести некий средний процент роста прибыли клиентов после помощи от вашей компании.

И честно написать на сайте вилку:
"Наш Дизайн помогает увеличить прибыль в среднем на Х—YZ%."
(кмк, и ваши продажники будут рады, а уж их радость чревата ростом прибыли для вашей компании))

p/s можно считать и рост оборота.. но это, кмк, для новичков..
С вашим опытом что выберете "первее": рост оборота или прибыли? Блин, туплю!-) Вы же уже выбрали в 2018м. Так же?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

Есть продуктовая разработка, где команда отвечает за процессы — там уже можно говорить о влиянии команды на прибыль и выручку.

Но когда мы отвечаем только за сайт, писать ожидания по выручке/прибыли — не совсем честно, так как может ввести клиента в заблуждение. Наивно связывать только дизайн с выручкой.

Мы гарантируем, что сайт получится великолепным и будет решать задачи маркетинга, а показатели бизнеса — это ответственность самого бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Muraviev

Ставлю лайк заочно за то что финский залив показал)
а потом иду читать

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

Приезжай ещё — познакомлю с конём из того самого видео :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Бахирев

Воодушевляюще! Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kaplin

Круто, что смогли выйти из зоны комфорта когда было тепло и хорошо! Удачи в конкурсах!

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

Кирилл, спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку
WhoCares

В принципе вы всем обязаны Лагуте, без них ничего бы не вышло, держитесь за них как тарзан за лиану.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

Держимся конечно! Спасибо что объяснили на такой наглядной метафоре. А то у нас бы не вышло даже разобрать ваш комментарий((

Ответить
Развернуть ветку
Sambur Alexandr

А Ваши дизанеры эти сайты на больших и относительно больших диагоналях смотрели? Просто как-то громоздко и неорганично они смотрятся на таких мониторах, много пустого места, которое можно было легко забить полезной инфой. Это подобно тому, если открыть сайт сделаный только для смартфонов на компьютере, огромные кнопки, огромные буквы (просто ороменные даже я бы сказал), надписи, трудно вобщем воспринимать подобные сайты на компьютере, хочется побыстрее уйти с такого сайта, думаю на смартфонах будет всё лучше выглядеть но на большом мониторе это напрягает, такое всё гигантское.. Даже менюшка как в мобильной версии сайта, скрыта за спец. иконкой, хотя места для всех пунктов меню на экране хватает. Вобщем надо бы поработать над десктопной версией сайтов как на мой взгляд.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

Добрый день. Наша задача не «забить сайт инфой», а сделать продукт, который решает бизнес-задачи клиента и закрывает потребности пользователей. Мы разрабатываем столько версий разрешений, сколько оправдано.

По поводу «пустого места» — так как продукт зачастую сложный и нагруженный — мы вынуждены порционно подавать информацию, правильно расставлять акценты с помощью расположения элементов на сайте, размеров шрифтов и так далее. При этом все элементы не разваливаются, а масштабируются без изменений пропорций верстки.

Если вы нашли какие-то баги, то пришлите пожалуйста конкретные примеры с указанием разрешения/браузера. Будем благодарны за подсказку.

Это всё что касалось UX.

А что касается UI: дизайн – это в целом субъективная штука, но кол-во наград за наши сайты подтверждает то, что они нравятся не только нам 🙂

Ответить
Развернуть ветку
sana svyazhin

благодарю.
круто было почитать о вас.
обожаю ваши работы.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Рындин
Автор

Привет. Спасибо вам. Скоро будем публиковать еще статьи, причем не только про дизайн, но и про техническую часть, процессы и вообще жизнь агентства. Подписывайтесь :)

Ещё, кстати, есть ежемесячный дайджест: можете прислать свою почту на [email protected] и мы добавим вас в рассылку.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 24 комментария
null