Цифровой театр в формате ONLIFE
Всем привет, это команда Международного театрального фестиваля Onlife iDEA Fest. Мы расскажем, как создали новый формат трансляций спектаклей.
Всё начиналось с корпоративного театра. Мы с командой организовывали онлайн-спектакли в крупных компаниях во время пандемии коронавируса. Это был прекрасный инструмент объединения и взаимодействия в командах, спасение от локдауна. Тогда мы поняли, что эмоции, энергетика и чувства, которые передаются зрителю через экран компьютера, обладают уникальной и неповторимой силой.
Год назад мы сделали первый спектакль с профессиональными актерами в формате onlife, а затем решили, что пришло время для фестиваля.
Onlife – это новый, признанный театральными экспертами формат театральных перформансов. В формате onlife актёр играет на профессиональной платформе вживую, в тот самый момент, когда зритель смотрит на него. Его сценой является окно видеоплеера, а роль декораций исполняют возможности цифровой платформы, на которой зритель смотрит спектакль.
Фестиваль бесплатный и проходит уже во второй раз, первый – весной 2022 года. Каждую субботу до 10 декабря выходит по спектаклю в неделю. Трансляции проходят на YouTube и в ВКонтакте. В осеннем сезоне Onlife iDEA Fest принимают участие спектакли из Объединенных Арабских Эмиратов, Молдовы, Казахстана, Эстонии и России. Можно увидеть авторские пьесы и постановки по произведениям великих классиков: Алексея Толстого, Николая Гоголя и Федора Достоевского.
Наша команда отбирает российские и зарубежные коллективы. Это профессионалы в своём деле: лауреаты международных конкурсов и участники, которые зарекомендовали себя и вызвали интерес у международного жюри других фестивалей. Ещё важный критерий для отбора – разнообразие: в программе фестиваля присутствуют спектакли, поставленные по пьесам современных драматургов, и классика.
Мы берём качественный продукт и адаптируем его в формат onlife. Получается новый творческий спектакль, созданный на стыке театрального перфоманса, кино и медиаискусства. Благодаря прямому воздействию на зрителя и точной игре актёра возникает уникальная атмосфера, которую невозможно достичь в сценической версии.
В команде есть продакшн-директор Алексей Рожнов, который занимается обеспечением трансляций в техническом и творческом плане. Это командная работа с режиссером, монтаж и визуальное воплощение.
Организация трансляции onlife – это сложный процесс, который требует максимальной концентрации и реализации нескольких действий одновременно. Для работы используется мощный компьютер с программным видеомикшером vMix. Это профессиональный софт для прямых трансляций в любых соцсетях и хорош тем, что поддерживает работу с самыми разнообразными видео форматами.
Работает это так: сигнал кодируется и отправляется на медиа-серверы и стрим-серверы. Поскольку vMix соединяет в себе аудио- и видеомикшер, то в нее помещаются либо видео- и аудио-заготовки, либо сигнал от Zoom. Перед этим размещаются уникальные ключи, которые выдают VK или Youtube (или другая стриминговая платформа). Вбиваем их в программу – и путь для вещания открыт.
Монтаж и создание визуальных эффектов происходит в программах Adobe. Заставки, текст на экране, визуальное оформление и декорации подготавливаются заранее и внедряются в прямом эфире. Есть экран мастера – то, что уже идет в эфир, и экран предмастера – то, что только собирается пойти в эфир. Есть линейка эффектов смещения и замещения кадров мастера. То есть они меняются, при нажатии на переход видеофрагмента.
С учетом формата актёры играют с телефона или компьютера в Zoom, а мы создаем условия, чтобы они видели, что происходит. Никаких суфлеров, актер один на один со зрителем. Во время трансляции мониторятся расхождения в цвете, в масштабе, и задержка видео в 1-2 секунды. Качество сигнала обеспечивает, конечно же, стабильный интернет. Репетиции спектакля проходят тоже в Zoom, где проводится тест визуальных эффектов и наложений. Каждый спектакль в формате onlife становится премьерой, поэтому перед выходом готовится трейлер.
Во время трансляции наши модераторы следят за порядком, а администраторы отвечают за выход в прямой эфир. Весной мы работали на Пруфикс, в этом сезоне решили использовать более популярные сервисы для удобства зрителей. ВКонтакте оказался менее сложным в плане настроек, чем Youtube. Но у последнего более качественная статистика и анализ.
На сайте зритель проходит простую регистрацию и получает ссылки на трансляцию. Также мы задействовали бота в Телеграм от leadtex.ru, который присылает напоминание нашим зрителям. На данный момент спектакли осеннего сезона посмотрело уже более 330 тысяч человек.