Удобный онбординг в мобильном приложении

Всем привет! Меня зовут Илья, я работаю в Garage Eight и в свободное время люблю экспериментировать с интерфейсами в своем приложении для учета расходов «Монетал». В этой статье речь пойдет об варианте онбординга в мобильном приложении, на котором я остановился. В других приложениях я такого не встречал, поэтому и решил им поделиться.

Проблема

Мое приложение — это классический трекер расходов. За 10 лет разработки в него было добавлено множество функций. Чтобы не загромождать интерфейс и не путать новых пользователей, часть из них изначально скрыта. Рассказываю, как устроен онбординг в моем приложении.

Пользователи не любят читать документацию, а разработчики не любят ее писать. Конечно, мы надеемся, что однажды наши интерфейсы станут насколько понятными, что справка будет не нужна. Однако, чем больше фичей мы реализуем, тем сложнее становится интерфейс и выше риск того, что пользователь не найдет часть функционала. Когда аналитика подсказывает, что юзер не использует все добавленные возможности, мы начинаем ему помогать.

Это могут быть небольшие подсказки, встроенные в интерфейс или блокирующие его. По моему опыту, их чаще всего закрывают и пытаются разобраться самостоятельно. Некоторые приложения содержат полноценные страницы помощи. Этот вариант я тоже пробовал, но энтузиастов, которые читают такие лонгриды, днем с огнем не сыщешь. Да и это действительно перебор.

Решение

В очередной попытке проанализировать воронки просмотра экранов я обнаружил, что хочу от пользователя выполнения определённой последовательности действий и только после этого считаю его освоившимся в приложении. Таких действий у меня получилось 9. Это не так мало, чтобы вести пользователя за руку подсказками, но в то же время это основные фичи, которые должен уметь каждый из них. Прибавляем сюда еще 15 менее важных и более специфических действий, итого — 24 операции.

Итак, нам нужно, чтобы каждый пользователь как можно скорее выполнил 9 основных действий, для оставшихся 15-ти пусть знает, что они есть и как их выполнить:

Основные возможности:

  • Создайте счет
  • Сделайте транзакцию
  • Посмотрите историю по счету
  • Откройте справку

Дополнительные возможности:

  • Сгруппируйте счета в кошельки
  • Поиск по транзакциям
  • Выберите тему оформления
  • И так далее...

Для решения мы будем использовать встроенные в интерфейс подсказки, шкалу прогресса и страницу помощи.

Подсказки

Для первых трех основных фичей — Создайте счет, Добавьте транзакцию, Посмотрите историю — я добавил встроенные в интерфейс подсказки. Они занимают место, но и экраны пока пустые. Пока эти фичи не сделаешь, подсказка никуда не денется, а как сделал, появляется следующая. Никаких блокировок интерфейса нет — пользователь может сам изучать приложение, а подсказки работают как путеводитель, к которому можно вернуться в любой момент и продолжить изучение.

Шкала прогресса

Снизу добавлена шкала прогресса обучения. Прогресс тут считается только по количеству выполненных основных фичей. Шкала прогресса остается на главной странице до тех пор, пока все основные фичи не будут выполнены. При клике по ней попадаем на экран помощи.

Страница помощи

Здесь собраны все 24 возможности приложения, использования которых мы ждем от пользователя. Они сформулированы призывами к действию и отсортированы по важности. При нажатии на каждое действие можно узнать, как его выполнить. Когда юзер попадает на этот экран первый раз, сверху он видит несколько уже выполненных фичей. Так мы показываем пользователю, что нужно выполнить все действия из списка. Чем дольше он работает с приложением, тем больше фичей отмечается зелеными галочками.

Важная фича среди обязательных к выполнению — Открыть экран помощи через меню, а не через шкалу прогресса. Благодаря ей в будущем мы сможем скрыть шкалу прогресса обучения и не бояться, что пользователь не найдет помощь.

Что получилось

У пользователя появился ясный план по изучению возможностей приложений, гибкий и ненавязчивый. Он может выполнять эти мини-задания в любом порядке и быстро находить инструкции для нужных действий. Все действия помечаются выполненными/невыполненными, что помогает пользователю не тратить время на изучение того, что он и так умеет. К тому же эти события можно затем использовать в аналитике по онбордингу. Например, посчитать, какой процент пользователей выполняет основные фичи к N-ому дню, или выявить какие-то проблемные фичи, с выполнением которых у пользователей возникают проблемы.

Список возможностей можно сделать интерактивным, чтобы скрыть неактуальное для пользователя. Например, у меня скрыта возможность группировки счетов, если их меньше трех.

Еще мне нравится, что с таким подходом легко поддерживать новый функционал и сообщать пользователям о новых возможностях. Например, при очередном обновлении мы информируем об этом на главном экране на месте шкалы прогресса — Доступны новые возможности! — и ведем на страницу помощи, где новые возможности выделены каким-то способом.

Этот подход универсальный и подойдет для практически любых приложений.

Выпишите фичи своего приложения, отсортируйте их по важности, покажите пользователю и учитывайте, что он уже выполнил, а что еще нет.

А где же цифры?

Увы, цифр не будет.

Здесь было бы классно написать, как это круто повлияло на процесс онбординга и ретеншн, но, к сожалению, именно при внедрении этого функционала я уже избавился от одной аналитики, а другую еще не подключил, поэтому сравнить было/стало и выразить разницу в процентах не представляется возможным. По моему субъективному ощущению, стало явно меньше обращений в поддержку по поводу функционала.

Посмотреть на реализацию можно тут. Напишите в комментариях, что думаете о таком подходе, и что можно в нем еще улучшить. Спасибо, что дочитали до конца!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда