(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93256750, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93256750, 'hit', window.location.href);

Как создать свой бренд одежды: опыт запуска и принципы управления командой

Продолжаем делиться историями наших клиентов, которые используют мессенджер для бизнеса Compass, чтобы улучшить рабочие процессы и коммуникацию в команде.

Дмитрий Шабуров, исполнительный директор бренда женской одежды RUWO.

От компьютерных клубов до бренда женской одежды

Осознанной цели заниматься производством и продажей женской одежды у меня не было, пока партнёр по бизнесу, Антон Струганов, не предложил развиваться в новой нише.

С 2020 по конец 2021 года бизнесмены управляли сетью компьютерных клубов в России — и хотя бизнес приносил прибыль и имел перспективы, было принято решение продать клубы. Эта сфера больше не совпадала с целями партнёров.

Всё это было «неэкологично» — ты работаешь и при этом отчётливо понимаешь, что ничего хорошего тут не будет. Хотя я с далёких десятых годов интересовался играми. Двенадцать лет жизни на это положил и сам приезжал поиграть в компьютерный клуб. Но мне к тому моменту захотелось всё поменять. У нас была франчайзинговая сеть, мы всё продали и вышли из бизнеса.

А вот рынок ритейла и фэшн-индустрия стали для Дмитрия вызовом. Причин для выбора этой сферы было несколько — во-первых, после ухода многих брендов с российского рынка ниша освободилась. Во-вторых, у команды были знакомства и связи, с помощью которых наладить производство и открыть магазин получилось гораздо быстрее.

За создание коллекций отвечает их партнёр и креативный директор Татьяна Мальчикова, бывшая ученица Вячеслава Зайцева (передача «Модный приговор») — под её контролем находятся материалы, модели одежды и всё, что можно предложить аудитории RUWO. Дмитрий отвечает за команду и систематизацию бизнеса, а генеральный директор RUWO Антон Струганов занимается вопросами масштабирования и развития бренда.

И у меня, и у партнёра по бизнесу гардероб состоит из чёрно-белых футболок, и нам всегда с этим было нормально. Вообще не разбираемся в моде, поэтому Татьяна нас здесь спасла, конечно. Она отвечает за тренды, а я — за то, чтобы в команде был порядок.

RUWO — стартап, в котором активно экспериментируют с форматами одежды и её презентации в магазине. Большая часть вещей создаётся в России на контрактном производстве и в небольших ателье. Средний чек в магазине — 15 тысяч рублей. Дешевле, чем в 12 Storeez, примерно на уровне LIME и Mango. «Фишка» RUWO в том, что в магазине бесплатно работают стилисты — они подбирают клиенткам образ и продают «капсулу».

Путь в оффлайн — как создавалось RUWO?

Процесс создания магазина не был идеальным. Дмитрий и Татьяна присоединились к проекту Антона Струганова за несколько месяцев до открытия. Им нужно было решать, что и как в магазине будет продаваться. И если концепция была готова, то с производством оставалось много вопросов. Поэтому до открытия все члены команды полностью погрузились в проект — чтобы всё успеть, приходилось работать сутками.

Наш магазин находится в ТРК, а ТРК — это всегда бюрократия. Вот здесь мне впервые в жизни и понадобился аттестат, который лежал в колледже за 2000 километров от Москвы. Я закончил девять классов, школьный аттестат впервые запросил в этом году — понадобилось для пожарной безопасности. Получил с ним удостоверение по охране труда — теперь я ещё и электрик. Откровенно говоря, не понимаю, зачем это нужно, но такие требования у торгового центра.

У ТРК очень много требований к магазинам, которым они сдают помещения. Например, есть особое условие — любые высотные работы (выше полутора метров со стремянками) только с официального разрешения в ТРК. Приходилось тратить время, запрашивая разрешения, и уже потом договариваться о работах.

Ещё одна сложность — это производство, мало достойных производств и хороших швей. Особенно на небольших объёмах.

Фундамент бизнеса — это прежде всего команда, а не личность предпринимателя

Большую часть команды Дмитрий подбирал сам, уделяя особое внимание тем, кто будет работать в бутике и онлайн-магазине. И хотя часть найма передали директору по продажам, Дмитрий самостоятельно корректирует стратегию, подбирает заместителей, ассистентов. В подборе команды для Дмитрия важнее всего опыт, внимательность к деталям, энергичность, открытость и уважение друг к другу. Первичный отбор начинается уже на уровне собеседования в Zoom:

Камеру не умеет настраивать? Отказ. Микрофон не может включить? Отказ. Не подготовился к собеседованию — то же самое. Потому что вся небрежность, с которой кандидат относится к собеседованиям, обязательно проявится и в работе. Лучше сразу отсеять человека, чем столкнуться с его ошибками и серьезными последствиями. Нужно, чтобы человек был энергичным и мотивировал команду, особенно если речь об управленцах. Если они меня не заряжают, как они команду-то заряжать будут? А вот возраст и образование меня вообще не интересуют!

В команде налажен процесс обратной связи по принципу eNPS* — раз в месяц сотрудникам отправляют анонимную гугл-форму, в которой можно поделиться, что нравится в работе, что нет, насколько бы порекомендовали вакансию другу. Анонимность помогает получить непредвзятую оценку — так сотрудники могут сказать то, что никогда не сказали бы в лицо.

* eNPS (Employer Net Promoter Score) — метод оценки, который позволяет организациям измерять лояльность сотрудников.

3 фундаментальных принципа работы

  • Всё должно быть оцифровано

Дмитрий «помешан» на базах знаний и обучении сотрудников. Любой сложный процесс должен быть оцифрован — в заметках, в своей базе знаний или с помощью какого-либо приложения. По словам Дмитрия, если понадобится, он сам будет снимать видео и показывать, как всё работает. Стремление документировать каждый процесс помогает организовать команду, в том числе в его отсутствие — чтобы ничего не сломалось, когда руководитель в отъездах и других задачах.

  • Нужно уметь продавать свою компанию

По мнению Дмитрия, схема «Ну расскажи, потенциальный сотрудник, чего ты стоишь» больше не работает. Нужно уметь продать эту вакансию, рассказать о компании так, чтобы в ней захотелось работать — это особенно важно из-за того, насколько сейчас перенасыщен рынок труда в сфере продаж. Кроме того, продажа вакансии помогает найму. Кандидат ведь должен понимать, интересна ли ему такая работа, соответствует ли она его ценностям, будет ли он развиваться с компанией. Если вы продаёте вакансию, вы помогаете сориентироваться — и в случае несоответствий вы просто не тратите время друг друга.

  • Фокус — на подборе кадров

Дмитрий считает так: «Не надо думать, что вы — самые умные и лучше всех умеете подбирать людей». Любой человек, ответственный за подбор персонала, допускает ошибки, упускает кадры. На своём опыте найма в RUWO Дмитрий понял, что его опыта подбора людей в компьютерный клуб недостаточно. Нельзя просто нанять человека на ресепшн, чтобы он улыбался — нужно смотреть на общительность и умение продавать. Будьте готовы к тому, что вас ждёт ожесточённая конкуренция за кадры. Команда — это фундамент бизнеса, и к подбору людей нужно относиться ответственно.

Как найти системное решение для бизнеса?

Команда RUWO как и все работала в Telegram, но сложности с мессенджером появились ещё тогда, когда в команде было только 5 человек. Стали теряться переписки и важная информация — всё-таки Telegram предназначен не для работы, а для общения с друзьями и потребления развлекательного контента из каналов. Начался хаос — и за ним последовали проблемы в бизнесе.

Нам нужно было заказать стойку с подсветкой. Мы договорились об этом в телеграм, человек потерял наше сообщение в рабочем чате и забыл. А оставалось две недели до открытия! Конечно, в итоге всё успели, но было тревожно. Было ещё несколько подобных ситуаций, после которых захотелось удалить все нерабочие мессенджеры и найти системное решение для бизнеса.

Партнёры предлагали разные варианты — Slack к концу 2022 года уже закрывался, в WhatsApp* было неудобно, в Telegram творился привычный хаос из кучи каналов и переписок, от которого не спасали даже «задачники» и Kanban-доска.

* принадлежит Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Пришлось искать специальный инструмент для общения — по первой поисковой странице в Google ничего не приглянулось, а потом бизнес-партнёр Дмитрия порекомендовал мессенджер для бизнеса Compass. Продукт выбрали из-за минимализма — Дмитрию понравилось, что нет ничего лишнего. К тому же, в отличие от других популярных бизнес-мессенджеров, в Compass ничего настраивать не нужно — всё продумано и интуитивно понятно.

Не хотелось лишний раз заморачиваться на этапе установки и настройки. Compass радует тем, что всё интуитивно, понятно и структурировано. Работает сразу без сложных настроек — скачал и пользуешься.

Как устроена работа команды сейчас?

Сейчас все рабочие процессы ведутся в 3 инструментах: Compass для общения, Platrum для задач, финансового учёта и базы знаний, Notion для заметок.

Больше всего в Compass Дмитрий ценит треды — это позволяет не терять информацию, достаточно прийти в нужный тред и пролистать его. Это очень помогает, когда в компании больше 10 человек, есть разные отделы и оффлайн-доставка — и всех сотрудников нужно синхронизировать. Удобно, что это больше не ответственность руководителя — теперь все отчёты под рукой, договорённости можно просмотреть в любой момент.

Мне не нужно влиять на процессы: всё само по себе организовывается, я сразу могу понять, как идут дела, по отчётам коллег. Например, ассистенты в магазине пишут про расходы по корпоративной карте в отдельном чате — будь это в Telegram, я бы наверняка потерял эти сообщения. А ещё огромное спасибо за реакции. Например, в чате с отчётами я отмечаю галочками расходы сотрудников, которые я уже компенсировал. Иначе я с ума сошёл бы всё это сам считать и контролировать.

Новому инструменту обрадовалась и команда — по словам Дмитрия, не было сопротивления, все быстро привыкли за счёт минимализма и продуманного дизайна Compass. Отсутствие лишних чатов и каналов пошло на пользу — всё общение и работа в корпоративном мессенджере стали удобными для команды. В RUWO создали правила общения в рабочих чатах, чтобы упорядочить работу. Теперь для каждого процесса есть соответствующий чат. Дмитрий как исполнительный директор в любой момент может посмотреть, что происходит в чатах — и не суетиться в поисках нужной ему информации.

5 советов начинающим руководителям и предпринимателям

  • Уделите время подготовке к созданию бизнеса

Не торопитесь выходить в оффлайн! Перед тем, как открывать магазин, команда RUWO полгода наблюдала за потенциальными помещениями в ТРК перед открытием магазина. Они проводили исследования целевой аудитории. Важно было понять, как часто женщины определённого возраста проходят возле тех или иных локаций, сколько времени они проводят в магазинах ТРК. Полезно было узнать и ежедневный средний чек покупок в магазинах конкурентов.

Дмитрий советует не торопиться с открытием бизнеса тем, кому до этого никогда не приходилось работать с командой — ошибки в коммуникации с сотрудниками могут стоить денег и нервов.

  • Будьте гибкими и открытыми

Давление и жёсткий менеджмент в бизнесе не всегда уместны. Чаще всего такой подход скорее вредит командной работе. Надо уметь признавать, что ошибаются не только коллеги, но и руководители. Нельзя просто срываться на команде и ждать адекватной реакции в ответ. Нормальный уважающий себя сотрудник, который понимает свою ценность в компании, не будет терпеть такое отношение.

  • Выстраивайте здоровые отношения с командой

Нужно уметь выстраивать диалог, иначе возникнет непонимание и конфликт интересов. Дмитрию очень важна открытость — он ждёт её не только от коллег, но и от себя.

У меня была ситуация, когда сотрудник выгорел на работе — стал ошибаться, качество и продажи сильно упали. Я выносил предупреждения, потому что у нас есть правило — 3 предупреждения и увольняем. После второго он попросил неделю отдыха. Я у него одно спросил: «Чего ты раньше не сказал? Я же со своей стороны вижу только халатную работу. Ещё до всех этих ошибок отпустил бы спокойно».

  • Не занимайтесь микроменеджментом

Не усложняйте работу в команде. Дайте сотрудникам автономность при условии еженедельных отчётов. Ваша команда — самостоятельные взрослые люди, которых вы нанимали не просто так. Объясните коллегам зоны ответственности и ваши ожидания, продумайте, как будете проверять выполнение задач без постоянного надзора.

  • Придумайте свой Х-фактор

По словам Дмитрия, один из самых важных аспектов создания бизнеса — понимание, что в одиночку всё не вывезти. Обязательно нужно то, с помощью чего вы сможете увеличивать продажи — любые уникальные фишки и методики. Наш Х-фактор — подбор хорошей команды, которая влюблена в бренд.

Попробуйте Compass в действии. Для команд до 10 человек — бесплатно навсегда. Для команд побольше бесплатный пробный период 30 дней.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Григорий

Классно. Друзья, желаю вам успехов и развития!

Ответить
Развернуть ветку
Стас Бондарчук

Очень интересно про систему написали и процессы, редко кто вот так хорошо расписывает - одно удовольствие было прочесть, спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
Buddha

И вы - преданный фанат Compass. Ну опять фу-фу. Налайкивать себя и комменты хвалебные постить.

Признайтесь - кто ваш агент? Кто такую фуфловую работу делает?

Я объясню - ваша аудитория - не дураки (ну по крайней мере вы не должны так считать). И весь труд по написанию статьи (а это труд) разбивается о подобные низкие и ленивые методы продвижения. Вы просто сжигаете деньги и засоряете ресурс (

Ответить
Развернуть ветку
Брусничный пирожок

Я хоть и пирожок, но давно перешел на отечественные бренды))) они реально лучше

Ответить
Развернуть ветку
Buddha

Аудитория российских брендов понятна. Пирожки, хлебушки.

Ответить
Развернуть ветку
Брусничный пирожок

Не надо завидовать тому, что я румяный и у меня есть вкус

Ответить
Развернуть ветку
Buddha

Вы пирожок-уроборос? Уделали меня, получается 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Dorothea Pashina

Классный проект! Полностью согласна про то, что каждому бизнесу нужны уникальные фишки и Х-фактор. И вообще читать интересно, уже куча обзоров из самых разных областей

Ответить
Развернуть ветку
Buddha

А вы только материалы Compass лайкаете и комментируете, да? 🧐

Ответить
Развернуть ветку
Брусничный пирожок

Что вы такой вредный? Поешьте сладенького

Ответить
Развернуть ветку
Buddha

Я в целом уже неоднократно озвучивал причины своих претензий к подобном постам. Вообще не вижу смысла повторяться. Это не вредность, но принципиальность.

Ответить
Развернуть ветку
Неопознанный Енот
И у меня, и у партнёра по бизнесу гардероб состоит из чёрно-белых футболок, и нам всегда с этим было нормально


Жаль, что вы не увидели в этом возможность. Вместо конкруенции в низших слоях модного ритейла, могли бы выйти королями базового гардероба. Мне кажется предприниматели сильно недооценивают нишу стильной базовой одежды с постоянным ассортиментом (не меняющимся).

Ответить
Развернуть ветку
Dima Shaburov

Приветствую!

На рынке сейчас немало компаний с базовыми коллекциями и конкурировать с ними на этапе зарождения компании - сложнее.

Есть вполне хорошие российские представители: GATE 31, 12 storeez, LIME и др.
Это не говоря о разных сервисах с подписками на базовый гардероб.

Для себя определили концепцию в одном предложении: "Яркость и база в одном флаконе!".

Экспериментировать на этом поприще будем продолжать, и сейчас хотим расширить ассортимент базовой коллекции.

И конечно, для нас чем более конкретнее ЦА, тем проще удовлетворить их потребность и качественней с ней работать.

P.S.
После запуска салона и бренда в целом, мои лично вкусы к базовым вещам не изменились. Даже иногда сам покупаю у нас базовые футболки (к счастью унисекс) 😅

Ответить
Развернуть ветку
Неопознанный Енот

Женские бренды с базой появились, мужских нет. Эта ниша свободна чуть более, чем полностью.
Бренды, которые вы перечислили это не базовая одежда с постоянным ассортиментом даже близко, и только в одном из них есть мужское.

Я понимаю, что это текст в пустоту - вы делаете, то что делаете, и вряд ли будете делать что-то другое. Более того, это промо-пост Компаса, и обсуждать здесь одежду даже не имеет смысла. Тем не менее, я увидел в тексте вашу потребность, она не закрыта, как и у меня, например - я собираю свой супер-простой гардероб по разным магазинам, каждый раз скрестив пальцы, чтобы коллекции не поменяли (поменяли!). Раз в несколько лет приходится искать замену, потому что больше не производится, в модель что-то добавили или убрали или изменили состав и т.д. до бесконечности. Уверен, что не одинок

Ответить
Развернуть ветку
Dima Shaburov

Да, поддерживаю вашу мысль.

С точки зрения мужского гардероба, есть такая потребность, которую я лично до сих пор испытываю. И самому приходится искать в разных брендах какие-то базовые элементы.

Проблема не в новинку. Но про ряд стартапов, которые делают базовую одежду по подписке - наслышан)

У нас были причины, почему по крайней мере сейчас мы зашли в женскую одежду:
- Компетентность нашего Креативного Директора, большой опыт именно работы с женской одеждой
- Легче войти, чем в мужскую одежду, разница в долях рынка
- Опять же проще найти своего покупателя и дойти до цели бизнеса (прибыль), и дальше развиваться

Ответить
Развернуть ветку
thinkabout1t

на фото шьёт такое юное создание как будто ребенок прям

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виталя

Статью написали хорошо, по полочкам все разложили. Перешел на сайт и подумал ( о привет фоточки с садовода или тяк ). Ребята на том же ВБ или ОЗОНе вкладываются в картинку. Чувство после фото - тряпка на манекене. Вложились бы в съемку, взяли бы модель в аренду (студию, фотозону, фотографа со своим оборудованием и тд) отсняли бы все это. Сделали подачу интересную. Мимика, постановка позы, образ модели и тд. В общем этот момент сильно огорчил и на главное странице сайта, уж одна девушка в очках прям отстранила своим образом.
Вот редирект с ruwo.store (классного домена) на menusa.app
Вначале подумал что скамят, перепроверил и все ок, так задуманно.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Shaburov

Виталий, да, тут сложно не согласиться, что контент на сайте не соответствует уровню рядовых брендов. Тут и не было пока такой цели сделать его "как надо", так как в основном работаем с оффлайн трафиком в ТЦ.

Как можно заметить, через сайт ничего нельзя заказать. И фотографии эти делают для сотрудников Склада, чтобы было проще адаптироваться в "Мой Склад".

Поэтому стараемся сейчас настроить базовую интеграцию со складом и сайтом. А "Menuza" от Фёдора Овчинникова была взять как быстрая реализация "каталога на коленке".

Ответить
Развернуть ветку
Виталя

Приручите этот сегмент и откусите неплохой % ))

Ответить
Развернуть ветку
Виталя

Справа - ОК
Слева - не ОК
но это мое мнение и взгляд. Так что в плане этого мне не зашло.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

RUWOmen - гениально, шикарно, топчик ))))))))))))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда