{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Мы дошли до финала акселерационной программы «Спринт» от ФРИИ и Минцифры. Как это было

Команда онлайн-сервиса автоматической вёрстки печатных и электронных книг «Метранпаж» дошла до финала Первой акселерационной программы 2023 года от ФРИИ и Минцифры России. Ура! А теперь честно отвечу на самые важные вопросы о том, как это было – от составления заявки до финального Демо-дня.

Финал акселератора. Мы – наверху справа :)

Почему мы решили участвовать и наша миссия

Мы решили, что Метранпаж должен участвовать в Спринте, сразу же, как узнали об акселераторе. Конечно – ведь миссия программы совпадает с нашими задачами: Спринт создан, чтобы стимулировать развитие отечественных IT-проектов в области новых коммуникационных интернет-технологий (НИИТ).

В области внимания Спринта находятся очень разные команды (занимающиеся как онлайн-образованием, так и, например, серверным ПО), но все – связанные с развитием цифрового общества.

То есть общества, большинство участников которого работают с информацией и данными. И для поддержки перспективных проектов, занимающихся релевантными вопросами, Спринт обеспечивает бесплатную образовательную и информационную поддержку на протяжении 12 недель.

Я же, в свою очередь, ещё до столкновения с акселератором был уверен в том, что профессионалам любых областей надо пользоваться всеми благами цивилизации :) И, следовательно, необходимо предоставить им условия для облегчения работы с помощью цифровизации и автоматизации.

Я – основатель Метранпажа и дизайнер со стажем в 18+ лет. Давно обратил внимание на то, что рабочая рутина отнимает слишком много времени. Бесценные минуты могли бы быть потрачены на творческие и интересные задачи, но вместо этого уходят на выполнение повторяющихся нудных действий. Решив, что так дела не делаются, 2 года назад я собрал команду и начал разработку Метранпажа.

(Всё, конечно, было немного сложнее. Узнать полную историю создания сервиса можно здесь).

Метранпаж делает за дизайнеров автоматическую вёрстку книг. Времени на нее уходит значительно меньше, чем на вёрстку обычную – несколько минут вместо нескольких дней. Цены у нас на сервисе тоже ниже, чем у верстальщиков-людей – в среднем экономия составляет 80%.

Метранпаж умеет работать с многостраничными изданиями любого формата, верстать все возможные элементы текста: заголовки разного уровня, примечания, цитаты, стихи, а также такие визуальные вставки, как таблицы, изображения и подписи к ним и т.д.

Сейчас у нас уже более 3000 активных пользователей (а как сервис пришёл к первой тысяче, рассказано здесь).

Как мы подавали заявку?

Сначала – просто. Зарегистрировались на сайте, когда стартовал приём заявок, и прикрепили нужные документы.

Список документов для нашего набора был такой:

  • Согласия на обработку персональных данных всех участников;
  • Справка из ФНС о том, что у компании нет налоговых задолженностей;
  • Презентация о проекте.

А потом – сложно. К заявке нужно прикрепить большую анкету. Заполняли мы её несколько дней.

Листайте галерею, чтобы посмотреть все вопросы!

Все скрины вопросов взяты из официальной документации Спринта. Если планируете участвовать, очень советую ознакомиться с полной версией документа. Сейчас, кстати, идёт набор на следующий поток, так что до 15 июня вы можете успеть :)

Совет: если вы хоть раз питчились со своим стартапом, то вас эта анкета не испугает. Но если Спринт – первая подобная программа, в которой вы участвуете, то будьте готовы к тому, что понадобится немало ресурсов и времени на её заполнение. А это значит, что приступить к ней нужно задолго до конца набора потока. И на заметку: эта анкета станет для вас отличной базой знаний для заполнения подобных документов, питчей, инфосправок в медиа, СМИ и т.д. Поэтому не забудьте её сохранить!

Мы подали анкету. Что потом?

Встреча-интервью с представителем ФРИИ. С каждой из команд, которые заполнили анкету и подали заявку, были персональные онлайн-встречи, на которых в приятной и дружелюбной атмосфере задавались вопросы: об истории проекта, о сложностях реализации, об успехах, о команде.

Совет: Отдельно хочется отметить, что ваше поведение на этом созвоне и уверенный увлечённый разговор о проекте также добавят веса для успешного прохождения отбора в акселератор.

Нас взяли. Как проходит акселератор?

Программа акселератора очень насыщена обучающими лекциями, мастер-классами, интенсивами на разные темы, которые обязательно пригодятся вам как на первых ступенях развития стартапа, так и при ведении уже состоявшегося бизнеса: изучение целевой аудитории, маркетинг, продажи – то есть всё, что позволяет получить трекшн по проекту. И самое важное в программе на мой взгляд – встречи с ведущим и линейным трекерами. Это два ключевых человека, которые вас курируют, направляют, вдохновляют, указывают на сильные и слабые стороны.

Подчеркну!

Особо ценно в акселераторе то, что программа не акцентирует внимание на технологии вообще! Программа ориентирована на подтверждение спроса вашего решения на рынке.

Это серьёзная болезнь любого начинателя стартапа, так как они (мы) считают свой проект жизненно-необходимым для рынка / человечества / общества, забывая об истинном спросе. Благодаря акселератору мы вылечились от такой важной болезни, как фичеризм, оставив в своём проекте только ключевые и самые важные функции, которые необходимы рынку.

Участие в мероприятиях

Одно из самых ценных мероприятий, которое я посетил, было посвящено обработке целевой аудитории и проведению глубинных интервью. Это тот фундамент, который позволит вам не заболеть фичеризмом, а создать проект, действительно решающий проблемы целевой аудитории.

Совет: Если вы находитесь в Москве, рекомендую посещать именно офлайн-мероприятия. Мне, к сожалению, не удалось попасть ни на одно мероприятие очно, в онлайне чувствовалась отдалённость и отсутствовала стопроцентная вовлечённость.

Взаимодействие с экспертами

Нашим ведущим трекером в рамках акселератора был Александр Пустовит: с ним встречались 1 раз в неделю. А линейным трекером был Александр Рощин, с которым мы взаимодействовали чаще – 2 раза в неделю. Ведущий трекер отвечал больше за стратегию, а линейный – за тактику. Они оба были глубоко погружены в наш проект и обменивались между собой дополнительными мыслями и идеями, что приводило к действительно классной синергии.

Благодаря личным встречам с трекерами я увидел кровоточащие раны в проекте. В частности – проблемы с командой. Интересно то, что общение с трекером происходило по принципу общения с психологом. Они не давали плана чётких действий, а подсвечивали слабые места, обсуждали их и давали рекомендации. Этот подход позволил определить слабые звенья в команде и экологично с ними попрощаться.

Главная рекомендация при общении с трекерами: не бойтесь задавать вопросы. Самый плохой вопрос – тот, который не был задан.

Помимо плотного общения с трекерами мы получали от них направления на консультации с экспертами. Были решены такие вопросы, как:

  • Мотивация команды
  • Ценообразование
  • Тарифная сетка
  • Составление коммерческого предложения
  • Формирование опционного пула компании
  • Защита интеллектуальной собственности
  • Маркетинговые инструменты
  • «Починка» воронки продаж

При общении с трекерами мы получили огромный пакет готовой документации, который позволял фиксировать успехи и неудачи и бодрее идти по пайплайну.

Глобально все эти действия привели нас к пивоту – развороту. Мы увидели возможности помощи корпоративным клиентам, научились оцифровывать потери в конкретных метриках (потерянное время, потерянные деньги) и сформировали рабочее ценностное предложение. Это стало настоящей находкой для проекта.

Мы – в финале акселератора!

Завершение акселератора не означает, что вас допустят к Демо-дню. Главный критерий попадания на Демо-день – трекшн: продажи или хотя бы заключённые договоры.

Подготовка к Демо-дню незамысловатая и похожа на подготовку к любому питчингу: презентация, опрятный вид, отрепетированная речь. Время на питчинг – 3 минуты.

Совет: Все рекомендации по питчингу вам дадут трекеры, а от себя добавлю только одно: не пытайтесь впихнуть всю информацию в короткий питч, не занимайтесь заучиванием скороговорок. Отделите зёрна от плевел, расскажите о самом важном, покажите самые жирные результаты и самые яркие кейсы.

Презентация, с которой мы выступали: https://disk.yandex.ru/i/UnLKAyog5Ae27A

Ложка дёгтя: на Демо-дне не хватило вовлечённости приглашённых экспертов и их вопросов, нетворкинг после выступлений получился, скорее, с участниками акселератора, нежели с представителями корпораций и экспертами.

И что?

Программа действительно крутая и мощная. Во многих моментах опустила меня с небес на землю, развернула в сторону клиентов, целевой аудитории. Заменила мышление молодого стартапера, мечтающего создать космический корабль, на бизнес-мышление.

Главный совет: советуем участвовать!

0
4 комментария
Александр Алексеев

Вами проделана большая работа, получен ценный опыт. Проект действительно заслуживает внимания, желаю быстрого роста и крутых клиентов :)

Ответить
Развернуть ветку
Алеоп

Во ФРИИ жесткие менторы, поздравляю)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Podgaiets

👏👏👏

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Никулин

Сочувствую вам. Через полгода-год ждите на рынке крупного конкурента. ФРИИ забирает перспективные идеи себе, так что рано радуетесь. С нами это уже произошло, не думаю, что с вами будет какое-то исключение. Мы поучаствовали в акселераторе ФРИИ, раскрыли им все карты, а через полгода обнаружили прямого конкурента, в лице нашего трекера. Получилось, что мы поработали на него и нас послали, выдав бумажку о том что мы победители. Руководство ФРИИ знает об этой проблеме, но ничего сделать не может, а скорее всего просто не хочет. Интересная схема вырисовывается.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда