Выбирай профессию, а не ВУЗ II. Опыт стороны студентов

Чтобы проиллюстрировать свою позицию по описанному ранее, ниже я приведу выдержки из реального опыта студентов, полученного и увиденного мной в ходе обучения, а затем и преподавания по специальности, в которой сейчас работаю. В этой части поговорим о том, как многие выбирают ВУЗ, и как об этом потом приходится жалеть. Как видят студенты процесс обучения, а также предметы и преподавателей в нем, и что в этом видении истина, а что – заблуждение. Что такое ответственность, почему ее осознание важно именно им, и как само отношение к учебе может влиять на дальнейшую жизнь.

Выбирай профессию, а не ВУЗ II. Опыт стороны студентов

Определение.

Студенческий путь всегда начинается с выбора, когда, куда и на кого. Сам я поступил в универ сразу после школы, в 2003 году. И сейчас сомневаюсь, что поступил правильно. Причиной той ошибки была элементарная неразборчивость. Когда ты не до конца осознаешь сути всех составляющих интересной тебе отрасли и не можешь точно определить, что в ней востребовано, а что – нет. И вместо того, чтобы взять тайм-аут, перепроверить и разобраться, сначала «ставишь» 6 лет жизни «на черное», и лишь только затем начинаешь задавать сам себе актуальные вопросы.

В отличие от года 2003-го, когда экзамены выпускные и вступительные были сюжетами разных историй, от чего подаваться чисто физически можно было только в одно место за раз, концепция нынешних поступлений представляет собой пародию на выбор путевок в горящие туры в Ад продолжительностью в 4 года. Ибо теперь абитуриенты подают документы в ВУЗ исходя не из самой сути выбранных направлений, а просто по совпадению набора необходимых для поступления предметов. Ни разу не смущаясь того, что кроме этих предметов, общего там вообще ничего нет. От чего студенты часто оказываются за партами не потому, что хотели именно сюда, а потому, что куда хотел, все равно не взяли, а из оставшихся – здесь просто к дому ближе.

В целом, что тогда, что сейчас, проблемы и ошибки примерно одинаковые. При выборе профессии на момент поступления абитуриенты не имеют полного представления о будущей специальности. Само решение о поступлении принимается чаще импульсивно или по наитию, чем на основе рациональных целей. Место обучения выбирается по доступности и отзывам от друзей и знакомых, а не на основе статистики трудоустройства выпускников этого ВУЗа и выбранной в нем специализации. Ну и, наконец, по умолчанию ставив в приоритете бюджетное обучение, никто не задумывается о том, что при рыночной экономике хорошо работает только то, что в условиях жесткой конкуренции имеет постоянный стимул к развитию. Бюджетное же образование, и без того пользующееся постоянным спросом, сегодня предпочитает деградировать.

Учеба.

Само обучение с точки зрения осознания процесса получения знаний можно разделить на восприятие дисциплин и их нужности, восприятие преподавателей и их адекватности, отношение к самому процессу обучения как таковому и принятие ответственности за любые свои действия или их отсутствие.

«Ненужные» предметы

Насчет дисциплин, что тогда, что сейчас, горячие молодые головы с неподдельным видом экспертов всегда рассуждали о том, что нужно, а что – нет. Однако если в прошлые времена все это обсуждалось на квартирниках между собой, нынешние «герои борьбы за справедливость» не стесняются предъявлять претензии как к составу, так и самой сути той или иной дисциплины, прямо в глаза ведущему ее преподавателю, на основании одной простой идеи: «я студент, и вы должны учить меня, как это надо мне». Видимо, считая, что им явно лучше знать о том, чему и как их должны учить. При том, что иногда вплоть аж до диплома не способны самостоятельно сформулировать даже сути задач, которые придется решать по своей специализации в реальной жизни.

Однако неправы при этом, что те, что другие. Целесообразность ряда дисциплин в любом направлении образования действительно может вызывать вопросы. И любые подобные сомнения любой учащийся имеет право высказывать. Однако делать это надо не с подскоком с табуретки, а согласно нормам цивилизованного общества, через определение соответствия учебного материала утвержденным программам, а их – стандартам минобразования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 34. п 18). И не приличия ради, а хотя бы потому, что чем дальше во взрослую жизнь, тем с все большими «странностями» вам придется сталкиваться, и тем больнее будет отдача на любой ваш неадекватный выпад. Потому, решив набраться знаний перед вступлением во взрослую жизнь, постарайтесь научиться решать возникающие проблемы так же, по-взрослому.

«Мутные» преподаватели

Что до живых титулованных артефактов и их юных приспешников, а также добрых и веселых «норм мужиков» и «адекватных теток». Неформальная оценка преподавателей в ВУЗе со стороны студентов присутствовала всегда. Не имея иной объективной системы такой оценки, студенты чаще всего делят преподов на молодых и старых, злых и добрых, унылых и позитивных, толковых и бесполезных, на тех, у кого можно прогулять и тех, у кого прогуливать нельзя, а также тех, кто сам прогуливает или не прогуливает пары, или хотя бы предупреждает, что очередной пары с ним снова не будет, потому что «и без вас, неучей, есть чем заняться».

О том, что есть преподаватели, и что на самом деле стоит за их нахождением в ВУЗах, я расскажу позже. Но если вернуться к теме их оценки со стороны студентов, то всю вот эту схему я бы свел всего к трем позициям: наличие действительного на данный момент подтвержденного практического опыта – по баллу за соответствие каждому слову в этом предложении; способность свободно и, в тоже время, системно излагать материал; умение видеть в человеке потенциал, если этот потенциал в нем действительно есть. Все остальное, про возраст и харизму – уже приложения. Точно также, как строгость и требовательность. Ибо если человек в 18-23 года хочет научиться, он научится. Если же нет – нянчиться с ним никто не обязан. Однако какова бы в итоге ни была эта ваша оценка, по факту вам при любом раскладе не останется ничего, кроме как сосуществовать с одними людьми и безоговорочно «принимать отставки» других, ибо в наших реалиях сменить ВУЗ, гражданство и пол будет в нанадцать раз проще, чем провести успешный обряд изгнания с должности даже самого бесполезного препода вне зависимости от уровня его инфантилизма или маразма, равно как и оставить в ВУЗе того, к которому хождения на пары не были мукой.

Учебный процесс

По отношению к самому процессу учебы все студенты делятся на условных отличников, «смертников, балансирующих на грани» и «да, вроде норм». Однако строить прогнозы относительно будущего человека на основе его успеваемости хоть в одну, хоть в другую сторону, не самый верный метод.

Быть отличником в ВУЗе при наличии мозгов не так уж и сложно. Для этого достаточно лишь всецело и без остатка посвящать себя только учебе, умасливая преподов беспрекословным соблюдением «до запятой» любых навязываемых решений. Пусть даже сама суть задачи вызывает сомнения своей адекватностью. Однако если принять, что факт поступления в ВУЗ изначально говорит о том, что абсолютное большинство студентов имеют эти самые мозги, можно сделать вывод, что все они способны следовать этим нехитрым правилам. Но следуют им, почему-то, не все.

Судя по опыту, основная разница между отсталыми отличниками и преуспевающими троечниками заключается не в цвете диплома на выходе, а в том, что пока одни штамповали унылые курсачи строго по утвержденной методичке, вторые постоянно ставили в них свои самые безумные и смелые эксперименты. Первые все свое время упражнялись в банальном соблюдении правил и демонстрации уже имеющихся навыков, вторые – искали новые варианты достижения той же цели и прокачивали себя в прыжках выше своей головы. Итого, избравшие первый подход не выносили из стен универов ничего, кроме веры в собственного гения и сопутствующего ей комплекса недооцененности. Вторые же шли в реальную жизнь, минимум с живым опытом реальных ошибок.

В остальном отношение к самому процессу учебы у многих всегда меняется от года к году, и не в лучшую сторону. Первый страх перед сессией к диплому сменяется обыденным пофигизмом. Интерес к новым знаниям – рутинной необходимостью к зубрежке. Стремление к достижению каких-либо успехов в научной внеучебной деятельности улетучивается вместе с постепенным принятием факта о том, что все это – лишь суета во имя показателей ВУЗа для очередной аккредитации. Однако статистика по тем, кто в итоге чего-то достиг, говорит о том, что больше всего успехов в жизни добиваются именно те, кто постоянно находится в движении. И весь вопрос здесь не в истинных целях учебных программ и проведения тех или иных мероприятий, а в том, какую выгоду из всего этого сможешь извлечь именно ты.

И при этом в любом случае надо понимать, что конечный итог определяет гораздо большее количество факторов, чем описанные выше усредненные параметры настройки приоритетов и алгоритмов обучения. И отличник может быть во всем сильно успешнее потому, что на самом деле во многом талантлив. Точно также троечник может оказаться на дне, ибо на самом деле – просто рас3,14здяй и пофигист по жизни, а не за то, что всю жизнь типа «шел против системы». Точно также, как и любое движение тупо ради движения не приводит ни к чему, кроме необратимых разрушительных колебательных процессов.

Ответственность

Важный аспект понимания учебного процесса – осознание ответственности и прилагающихся к ней последствий, которые в универе обычно выражаются минимально в «сдал - не сдал» и соответствующем «студент – солдат». Однако на деле все не так однозначно. И суть даже не в том, что теперь из ВУЗов практически не отчисляют.

Сказать, что в свое время мы били раздолбаями – это ничего не сказать. Молодежь есть молодежь. Гудеть весь семестр по съемным квартирам и общагам, откладывая все на последнюю ночь – тема историй и анекдотов еще с советских времен. Однако понимание всех рисков и видение иных берегов были неотъемлемой частью нашей буйной юности. Что, разумеется, приводило порой к очевидным последствиям, которые мы всегда с болью, но также неотвратимо принимали.

Теперь же фактически каждый «ребенок» на любой упрек в свою сторону без лишней задумчивости расскажет вам о своих правах и ваших по отношению к нему обязанностях. И сделает неподдельно изумленный вид, если вы попытаетесь указать ему хотя бы на теоретическую возможность обратного. Еще со школы привыкшие к роли объекта постоянного внимания, каждый из них требует абсолютного участия в любых его проблемах. И под статьи уважительных причин, необходимых к безоговорочному принятию при провале очередной миссии, у 18-23 летних «детей» подпадали проблемы на личном фронте, общественная деятельность, хобби и вообще любые мелочи, которым мешает учебный процесс. И да, именно так, но никак не наоборот. Причем открытое поощрение этого явления со стороны родителей в купе с их же периодическими претензиями к качеству образования провоцировало в сознании явный когнитивный диссонанс.

Так, например, одни и те же родители у нас сначала спрашивали за несоответствие времени и объема проводимых занятий официальному расписанию, а после сами же допускали и даже финансровали «отпуска» своих чад прямо в середине учебного процесса продолжительностью не редко под две недели.

Ответственность за все свое, происходящее вокруг - это когда студенты вместо «мы должны учиться» вдруг говорят: «нас должны учить». С этого момента учебный процесс начинает принимать максимально извращенный вид. Ибо в любом абсолютно провале отныне виноват препод. И теперь уже не «я не понимаю», а «вы плохого объясняете». Не «я не успел», а «вы не предупредили». Не «я не сдал», а «вы не спрашивали». Как когда после третьей непринятой пересдачи курсача из-за одной и той же допущенной в нем буквально под копирку, неоднократно разобранной фатальной ошибки, студент заявил, что это не он не способен выполнить уже просто под диктовку простое действие, а я осознанно к нему цепляюсь. От чего ему «придется требовать проведения пересдачи перед сводной независимой комиссией…»

Подобный инфантилизм, при всей его «няшности», вряд ли может способствовать успеху хоть в чем-либо. И если в школе это еще могло работать, то в ВУЗе и далее в жизни –точно нет. Банально потому, что за пределами аттестата нянчиться ни с кем уже никто не будет. Ибо если ВУЗу и бизнесу как системе в принципе на все по касательной, то даже самые светлые и добрые люди от них просто понимают, что раз уж родители и школа вместе не воспитали из ребенка человека за 18 лет, то их магия за отведенные 4 года в этом точно бессильна. Так что не стоит играть во взрослую жизнь по детским правилам. Шанс проиграть необычайно велик.

Ссылки на продолжение материала с откровениями бывшего преподавателя, опытом наемного работника, отчаяниями нынешнего работодателя, и, самое главное, максимально подробными инструкциями о методе выбора профессии и направлений на обучение в ней, контролю качества собственного образования и противостоянию идиотизму ВУЗовской системе, а также о том, как и где набраться необходимого опыта, чтобы после диплома иметь возможность сразу найти работу за достойные деньги, будут выложены позже в комментариях под статьей.

1515
21 комментарий

Студенческий путь всегда начинается с выбора, когда, куда и на кого.

Важно отметить, что сейчас этот выбор скорее начинается с оценкой своих возможностей. Большинстве финансово невыгодно поступать в некоторые ВУЗы (как бы не были привлекательны там специальности), и я говорю не только про плату за учебу, но и про жизнь в городе (не все родились в мегаполисах с хорошим институтом через пару станций метро).

Многие мои знакомые, да и я сам помню выбирал даже по фактору студенческого общежитие (доступность и качество), ну и по затратам на жизнь в городе. Думаю про коррупцию в плане общежитий рассказывать и не стоит.

По специальности, да, есть проблема, что в последнее время фиг поймёшь чему где учат, началось оно после бакалавриата, как я понимаю. Ведь нет никакого маркетинга специальностей, в описание пихают общий обзор дисциплин с канцеляризмами, или тупо список предметов.
Вот я закончил школу, и тут мне говорят, выбирай: "Углублённое изучения дифференциальные уравнений частных производных" или "Архитектура вычислительных систем и сетей" — а ты пришел учиться игры делать. А ну конечно в конце написано "наши выпускники работают в [нефтяной гигант], [банк гигант], ..." — ну да, я работал например, за прожиточный минимум столбики в таблицах эксель переставлял.

У самих ВУЗов маркетинг тоже стрёмный — репутация у большинства испорчена. Почему так уделяет, что мы строим впечатление о вузах по отзывам окружения? Они же сами ну никак себя не продвигают.
Многие вузы даже сайт себе понятный не могут позволить, сделать простой и внятный, без этих бюрократических дебрей со всякими офф.документами и списками. Что мешает сделать дополнительный сайт для абитуриента, в котором всё будет максимально понятно? Как выбирать вуз, если у них маркетинга нет или у нему колхозное отношение (продажи себя).

Судя по опыту, основная разница между отсталыми отличниками и преуспевающими троечниками заключается не в цвете диплома на выходе, а в том, что пока одни штамповали унылые курсачи строго по утвержденной методичке, вторые постоянно ставили в них свои самые безумные и смелые эксперименты.

Мне кажется студент это не только про учебу — это некий статус в обществе. Тем самым студент выбирает, нужно ли ему учиться на отлично, или нужно ли ему работать (+отдыхать пока молодой). Тем самым даже самые "способные", просто из-за естественного желания голода или потребительства, пренебрегут учебой.

В моей практике и среди друзей было более чем нормально балансировать успеваемость с работой. Т.е. был достаточный минимум сил, которые отдавались учебе (да, выходит, что в учебе приоритет ниже). Преподавателей конечно бесили фразы "У меня же выходит тройка автоматом уже? Ну тогда всё, остальные лабы я сдавать не буду. Когда с зачеткой подойти?". И я считаю это нормально, студенты не виноваты, что на стипендии нельзя прожить месяц, нельзя отдыхать, нельзя заниматься саморазвитием... и конечно не виноваты, что ВУЗ сам не предоставляет достойную работу студентам.

2
Ответить

Хуита.
1. Не нужно попадать по предметам на 100%
Западный опыт, где студенты выбирают себе план обучения и наш опыт, где вчерашние инженеры работают экономистами говорит о том, что знания пластичны и универсальны. Да и их большая часть нужна только лучшим - тем, кто хочет стать кун-фу мастером в своем деле.
2. Никто не обязан содержать вас. Да, несправедливо. Но так и везде. Естественный отбор - он таков. Но нет непреодолимых препятствий. На своем опыте могу сказать, что просасыват только те, кто сам долбаеб. Все остальные будут вознаграждены хотя бы за усердие, даже если ее сильно умны
3. Вузы катятся по инерции советской системы,но.. что за вздор? Что за детсад?
Если вас не научили к 17-18 годам самостоятельности и инициативности, это косяк родителей и учителей, а не вузов


Неадаптированные преподы такие же жертвы стстемы, как и неадаптированные студенты. Но это их проблемы.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Здравствуйте. Уже давно не секрет, что все студенты, которые не могут сами даже чертеж в Автокаде начертить, тем более во время сессии, наступающей с постоянной периодичностью, после получения диплома идут кричать "свободная касса". Так что спасибо, что делаете кадровый состав нашего общепита максимально укомплектованным.

3
Ответить