Хакатон в небольшой компании: как устроить, не вваливая вагон ресурсов

В конце лета мы в HFLabs провели хакатон — такой прокачанный «Брэйн ринг» для айтишников. Хакатон в классическом формате — масштабная затея, поэтому мы для начала сделали лайт-версию и прониклись. Расскажу на правах организатора, как готовились, где ошиблись и что получили.

В закладки
Аудио

HFLabs делает сложные штуки с данными: например, мы чистим и обогащаем контакты клиентов для больших компаний и строим клиентские базы на сотни миллионов записей. В московских офисах трудятся 65 человек, еще около десятка — удаленно из других городов.

Любая работа порой не то чтобы надоедает, но становится пресноватой. В этот момент полезно сменить фокус, попробовать что-то новое. Поэтому мы с полгода присматривались к хакатонам.

Хакатон — это такое состязание для айтишников: несколько команд собираются и два дня подряд решают сложные задачи. Обычно соревнуясь за приз, который присуждает жюри.

Нам хотелось опробовать формат и развлечься, но классический хакатон — довольно масштабная, хлопотная и дорогая затея. Поэтому мы провели лайт-версию почти без бюджета. А в итоге остались довольны и даже сделали кое-что полезное.

Зачем хакатон компании

Классические хакатоны обычно устраивают не от широты души. Организаторы или решают практические задачи, или пиарятся. Под цель выбирают и формат хакатона.

  • Решить практическую задачу. Организатор ставит цели, а участники выбирают подходящую и решают.

  • Продвинуть свои инструменты. Организатор выдает участникам собственное ПО, язык программирования или API. Цель — сделать заданными инструментами что-то полезное.

Хакатон с практической задачей: сделать для банка новый алгоритм скоринга клиентов. Организатор выдает участникам обезличенные данные клиентов для оценки.

Хакатон с готовым инструментом: условный Google дает доступ к своему голосовому переводчику и ждет интересных вариантов применения.

Дополнительная цель большого хакатона — представить организатора завидным работодателем, внутри и снаружи. Гости из других компаний проникнутся офисом, организацией, широтой возможностей. Свои — новыми задачами, свободой, общением.

Например, «ВКонтакте» организует здоровенный хакатон. Его сложно отнести к одному типу: слишком уж много направлений

Как у нас

Главная цель всей затеи для HFLabs — внутренний HR. Мы видели хакатон как еще одну совместную активность за рамками работы. Сплотить, взбодрить, развлечь — вот это все.

Кто-то ходит командами на футбол, кто-то на квизы. Хакатон — еще один формат встреч вне повседневных дел. Который, конечно, не отменяет ни квизы, ни футбол.

При этом хакатон, даже в лайт-формате, — не чистое развлекалово. Например, одна команда в итоге написала текстовый квест, с нуля изучив механику ботов в Telegram. Это замечательно: когда человек пробует что-то новое и пытается разобраться, у него появляются свежие идеи. Для повседневной работы в том числе.

Мало того, в итоге мы получили полезные инструменты, хотя практических задач не ставили вообще. Но об этом — в конце.

Для чего хакатон участникам

Участники приходят на классический хакатон, чтобы познакомиться с технологиями, попробовать новый опыт или заработать. Причем людей из последней категории как будто бы становится больше.

  • Попробовать новые технологии или методы. По будням каждый разработчик сидит на своем стеке технологий, порой годами. А на хакатоне можно попробовать что-то новое — или только что появившееся, или просто интересное.
  • Пройти продуктовый путь в миниатюре. Айтишникам интересно создать полноценный продукт за считанные дни. Пройдя при этом весь цикл от концепции до презентации.

  • Заработать. Порой сильные специалисты собираются в команды профессиональных хакатонщиков — сыгранные и тренированные. Они выбирают мероприятия с богатым призовым фондом и выносят всех за счет опыта и подготовки. Некоторые организаторы сразу отсеивают таких ловкачей. Другие — приветствуют.

Как у нас

Для начала спросили у команды — нужен ли хакатон в принципе. Принудительно мы ничего не проводим, поэтому хотели заранее измерить интерес. Для опросов взяли «Google Формы».

В команде 65 человек, опрос прошли 20. Раз 75% из них интересуются — нужно делать!

Вторая задача — мотивировать колеблющихся, которых больше половины. Следующий опрос показал: приз в этом деле не поможет.

Дальше выяснилось, что нашим интересно делать новые продукты. Пусть с крохотным приложением, но пройти путь от идеи до рабочего прототипа

Начали собирать темы для хакатона, которые заинтересуют. Снова силой команды: подняли чат в Telegram, где накидывали идеи кто во что горазд. Без тормозов: что в голову придет, то и годится.

Собрали 25 тем и запустили голосовалку в confluence. Пять самых популярных проектов — они на картинке — взяли на хакатон

Сколько все это продолжается

Классический хакатон длится два дня и ночь между ними. Ночь — привет от старой ИТ-школы, одновременно прагматический и романтический штрих. Что делать в темное время суток, каждая команда или участник решают самостоятельно.

Ночью можно спать, организаторы и слова не скажут. А а можно действовать: программировать, дизайнить, проектировать, тестировать.

Как у нас

О ночном бдении мы и речи не вели. Мало того, еще сильнее урезали формат и взяли только один день. Иначе пришлось бы либо тратить на эксперимент два рабочих дня, либо вытаскивать коллег на полные летние выходные. На второй вариант согласились бы немногие: выходные летом в цене.

Звучали пожелания, что неплохо бы собраться в будни. Но в рабочее время устраивать все это не хотелось. Как ни старайся, на неделе от работы не отгородиться: пишут клиенты, о чем-то спрашивают коллеги, в офисе что-нибудь кипит, назначают какие-то встречи. Все переключатся на обычные дела.

Поэтому следующий опрос — готовы ли хакатонить в выходные.

Безоговорочно пожертвовать выходным готовы не все. Но сомневающихся больше половины, остается их соблазнить

Чуть позже, в июне, спросили участников о датах. Слоты выделили аж до осени — летом коллеги в отпусках и на дачах, а пропускать событие не хочется. Поэтому решили, что предложим все субботы. Выбрать можно несколько — в какие свободен, те и отмечай.

Казалось бы, все субботы одинаковы, но нет — две вышли вперед

В итоге запланировали хакатон на 17 августа. Альтернативное 27 июля совпало с моей командировкой, и вариант отвалился.

Где проводят мероприятие

Обычно большинство участников собирается в общем пространстве. Коммуникация — важная часть хакатона, поэтому организатор выделяет оупенспейс или целое здание.

Однажды я участвовал в хакатоне Google. Организаторы выделили двухэтажное здание, внутри — пуфики, столы и прочая мебель. Команды сами рассредотачивались на местности и устраивали рабочие рабочие места.

Но строгих ограничений чаще нет: если кто-то заранее предупредит и подключится удаленно, препятствий чинить не станут.

Как у нас

Поскольку хакатон получился камерный, на семь человек, субботнего пустого офиса хватило с запасом. Даже если не учитывать, что один участник подключился из Волгограда.

Мы планировали, что все вместе засядем в переговорке

Что с победителями

На классические хакатоны назначают жюри, которое объявляет лучший проект. В жюри включают кого-то от организаторов или спонсоров — тех, кто оплачивает весь банкет.

Демо проектов — важная часть хакатона. Команды показывают коротенькую презентацию, а потом демонстрируют свое решение жюри. Это что-то вроде защиты диплома в вузе.

Иногда работы оценивает компьютер: побеждает та, что набрала больше баллов в тесте. Правда, мне такой подход кажется слишком формальным: оценивая решения «попугаями», организаторы убивают продуктовую составляющую хакатона. Он походит на состязание по спортивному программированию, а не творчество.

Как у нас.

Мы поступили радикально: просто отменили жюри и соревновательность в принципе. Потому что не ставили цель создать лучшее решение проблемы или получить готовый продукт.

Раз задача — получить удовольствие, пусть участники спокойно пилят проекты без оглядки на другие команды.

День Ха в HFLabs

Хакатон стартовал еще вечером в пятницу, за день до. Участники собрались, каждый выбрал тему. Оформились готовые команды.

Сбор и нежданные участники

В офис пришли к 11–12 субботы — чтобы не вставать как в будни, спозаранку. Участников осталось шестеро, еще один подключился из Волгограда.

Оглашение даты не прошло бесследно — бойцы начали активно покидать чат хакатонщиков. Но катастрофы не случилось и кворум сохранился

В течение дня внезапно появлялись новые участники. Коллеги, которые не собирались на хакатон, выкраивали три–четыре часа. Приходили, выбирали проект и помогали. Для классического формата это нехарактерно, а нам в удовольствие.

Команды и проекты

Вышло так, что три человека делали свои проекты в одиночку. Это — главный минус мероприятия, в команде работать поинтереснее. Нащупать взаимодействие — это вообще важная штука в концепции хакатона.

Текстовый квест на движке Telegram. Практической пользы нет, зато внутри — цеховой юмор и локальные мемы

А через пару часов после начала один проект остался без разработчиков: автор покинул детище и ушел в другую команду. Это нормально даже для классического формата: хорошие идеи притягивают людей.

Сначала кажется, что будешь делать свой проект до конца. А потом погружаешься и видишь — не успеть, нечего даже пытаться. Или уходишь к соседям, потому что там и весело, и дело идет, и продукт полезный.

Серега — фронтендер из Волгограда — немного заскучал, поэтому придумал себе проект «от ножа». И немедленно к нему приступил.

В углу одного из наших продуктов живет котик. Раньше кот просто спал и создавал уют, но Серега научил меховика реагировать на события

В конце дня количество проектов осталось прежним — пять. Один отвалился, другой добавили.

Пространство и расписание

Вначале под хакатон запланировали самую большую комнату в офисе — переговорку. Но когда дошло до дела, все привычно рассредоточились по своим кабинетам. В таком виде и начали.

Сначала казалось, общее пространство не принципиально. Раз проекты не связаны, соревновательности нет, можно сидеть и по отдельности. А для обсуждений собираться в холле — главное, не разбегаться дальше шаговой доступности.

Но через несколько часов раздробленность сама собой прекратилась. Те, кто творил в одиночестве, под влиянием скрытой силы один за другим пересели в самый населенный кабинет. И стало интереснее — разговоры живее, вопросы сложнее и чаще.

Прерывались раз в пару часов — делились впечатлениями, присматривались к чужим проектам. В середине дня пообедали.

На обеде в канву хакатона ворвался болельщик, все это время незримо витавший рядом: в офис внезапно привезли чизкейки

Время не ограничивали: кто сколько хочет, тот и сидит. Уходили, обычно доводя проект до более или менее законченного состояния.

Демо сразу проводить не стали — решили, что расскажем о хакатоне во вторник для всего офиса.

Последний участник ушел около 22:00.

Итоги и жизнь после

Хакатон-лайт дал даже больше профита, чем я предполагал.

HR

Мы отлично позабавились: закрыли гештальт с хакатоном и пообщались на умные темы без рабочей суеты. Все это за бюджет, равный стоимости дороги до офиса и обеда. Плюсом взрастили в офисе евангелистов внутренних хакатонов.

А проекты внезапно получились еще и полезными.

Проекты

В течение дня мы не довели до конца ни один из пяти проектов. Но это не беда: обычно цель мероприятия в том, чтобы решить задачу принципиально, найти идею. Хороший результат — минимально работающий инструмент, пусть с костылями и багами.

Антон Жиянов, главный по нашему продукту DaData.ru, делал email-рассыльщик. Выглядит как браузерный редактор, к которому цепляют CSV-файл с адресатами. Так удобнее, чем в перегруженном Mailchimp

Зато после хакатона проекты пошли в жизнь или готовятся к тому. Рассыльщиком уже рассылаем емейлы, а котик умиляет клиентов. Остальные приложения доделывают авторы, причем уже по просьбам снаружи. Пока раздаем знакомым бесплатно и по-свойски, но когда-нибудь может дойти до коммерческого использования.

Минусы

Главный недостаток — собрали мало людей. В итоге три из пяти проектов делали по одному человеку, а это не так интересно. Когда хакатонишь один, теряешь эффект продуктовой команды. Уже не с кем налаживать взаимодействие.

Еще я понял, что более жесткий регламент сработает в плюс. Нужно больше организации:

  • Четкий тайминг.
  • Мерч для участников.
  • Жюри и демо в тот же день, пока все еще заряженные.
  • Подготовка — анонсы, описания проектов.

Еще можно позвать кого-то со стороны, но совсем не обязательно. И звать, скорее всего, точечно. Без масштабной рекламы.

Будущее

На общее демо во вторник собралось пол-офиса. И вот тогда я уже увидел интерес к проектам, к формату. В эксперимент не все хотели ввязываться, но после первой пробы желающих прибавилось. Думаю, в 2020-м сделаем событие помасштабнее.

Если у вас есть вопросы по хакатону, ободряющие или горькие слова — пишите в комментариях. Внимательно читаю и отвечу всем, кому смогу помочь.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Михаил Берёзин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 18, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 82355, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 10 Sep 2019 12:28:55 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 82355, "author_id": 358674, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/82355\/get","add":"\/comments\/82355\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/82355"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
3 комментария
Популярные
По порядку
–2

Краткое содержание: Как заставить сотрудников работать в выходной да еще чтобы они сами этого хотели? Ответ: Хакатон! Не благодарите

Ответить
4

Правда не ваша. «Заставить… — сами хотели…».

Ну противоречие же, ну ;)

Ответить
0

Понедельник начинается в субботу

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }