Смотрите «Дом Дракона» 22 августа в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
«Дом Дракона»
Смотрите в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
18+
Личный опыт
borodutch

Абырвалг — Аджайл, который мы заслужили

Автор Telegram-канала "Золото Бородача" Никита Колмогоров делится системой, которую внедряет во все компании, с которыми работает. Эта система поднимает все метрики компании. Продукт начинает развиваться, таски начинают выполняться, разработчики перестают выгорать, время экономится, все рады, всем хорошо. Как? Читайте дальше.

Привет всем! Меня зовут Никита, и я, время от времени, консультирую IT-стартапчики эти ваши. Первое время я был немного ошеломлен количеством методологий, которые используют менеджеры всех пород — и в скором времени даже начал применять канбаны, аджайлы, скрамы, четко следовал всем правилам и терпеливо наблюдал, как команды медленно, но верно приходят к застою.

Смотрел и старался не менять сильно законы, по которым работали команды разработки до моего прихода. Поддавался всем обещаниям о том, насколько более структурированными будут задачи и насколько более приятно будет работать по методологии. Высчитывал очки разработчиков, бывал скрам-мастером, вел спринты. Все было в порядке, пока я не переступил на следующую ступень руководства.

Когда я начал обучать других менеджеров правилам даже самого простейшего скрама, пошли вопросы — особенно от умелых менеджеров. Оказалось, что не всем нравится «универсальный подход к продуктивности команды» — а большая часть процессов переусложнена донельзя. В итоге, главной целью процесса всегда становились не эффективность с продуктивностью, а сам процесс.

И тут начались проблемы: споры, негодование, возмущения разработчиков о невероятной неэффективности ежедневных стендапов; появились явные «любимчики» у всех менеджеров, мешки под глазами разработчиков усугубились, кофе начали пить больше, продуктивность падала, разработчики начали «обманывать» систему — а менеджеры пытались показать рост эффективности на бумаге. Самый страшный кошмар любого руководителя на яву, в общем.

Почесав голову, я упростил классический скрам и внедрил упрощенную систему в ряд предприятий, с которыми тогда сотрудничал. И абсолютно чудесным образом разработка снова зашевелилась, как будто ей снова включили кислород. Менеджерам больше не приходилось врать о цифрах, разработчики внезапно начали любить свою работу, а таски начали выполняться. За полгода работы с новой системой, команда закрыла в два раза больше бизнес-задач, а в офис снова стало приятно приходить утром.

Не хочу вас обманывать: ничего нового я не придумал. Все, что я сделал — это взял классический скрам и изменил одну вещь: я его упростил. Уменьшил количество телодвижений и метрик. Увеличил вовлеченность разработчиков в процесс планирования.

Решил рассказать вам об этом способе, потому что верю в свободное распространение информации и в обмен опытом. Информация — это не конечная игра, от того, что я с вами поделюсь знаниями, у меня меньше знаний не станет — а кому-то, возможно, поможет вдохнуть новую жизнь в выгоревшую команду разработчиков.

Сразу отвечу на ряд возражений: да, метод неидеален; да, он не универсален; да, вы можете сколько угодно аппелировать к недостаткам этой идеологии; в конце концов — вы можете даже просто начать поливать автора помоями, потому что вам нужно выпустить пар. Делайте все это — пишите, насколько эта система не работает и насколько автор не придумал ничего нового, это самое правильное, что вы можете сделать на данный момент.

На все возражения я отвечу просто: главный плюс этой методологии — это ее гибкость. Делайте с ней все, что взбредет вам в голову. Считаете, что какой-то из пунктов необязателен или недостоен? Избавьтесь от него! Кто я вообще такой, чтобы говорить вам, что делать и как жить вашу жизнь?

Под звуки фанфар я открываю занавес — встречайте…

Абырвалг

Идея названия пришла ко мне в голову, как шутка, вот в этом посте в Телеграме.

Абырвалг — это тот же самый скрам, к которому вы привыкли, но упрощенный и проверенный боем в десятке стартапов. Скрам непременно приводит к застою, читингу, бернауту и на определенном этапе всегда убивает эффективность в ноль. Абырвалг, с другой стороны, позволяет любую команду (даже самую выгоревшую) заставить работать максимально продуктивно.

Абырвалг, в отличие от скрама, прост и не требует учиться на скрам-мастера два месяца. Принципы Абырвалга максимально просты:

1. Есть только 2 командных митинга: час в понедельник и час в пятницу. В понедельник смотрим, что будем делать в эту неделю, в пятницу закрываем неделю и смотрим, что сделали. Раз в две недели понедельник — это еще и планирование спринта.

2. Спринт — это две недели или 10 рабочих дней. Задачи спринта замораживается на момент начала спринта. Если появляются новые задачи — они идут в беклог. Если что-то в спринт не успели к концу спринта — это идет в беклог. Повторяю: ничто не добавляется в задачи спринта после его начала.

3. Есть четыре столбца в табличке спринта: беклог, спринт, в работе, сделано. Первый — это вообще все таски, которые существуют, всегда отсортированные по приоритетности. Второй — это задачи текущего спринта. Третий — это то, над чем человек работает. В четвертый столбец задача переносится только, когда она протестирована, замержена и готова к релизу; то есть в самом конце жизни таска.

4. Каждая задача должна быть либо сама призывом к действию (actionable), либо должна быть разбита на действия с обязательным наличием следующего действия, которое нужно предпринять. "Сделать красиво", "Поправить кнопку" и тому подобные задачи в беклог никогда не попадают. Только конкретные "Изменить яркость с 90% до 50%" и "Сместить кнопку на 10 пикселей влево".

5. Нет никаких поинтов для разработчиков и градации задач по сложности. Если вы хотите поставить задаче что-то выше "легко", то вам нужно разделить задачу на несколько, каждая из которых будет "легко". Задачи должны щелкаться, как семечки, а не тянуться в течение нескольких спринтов.

6. Нет никакого разделения по департаментам (типа бекенд, мобайл, фронтенд) или по проектам. Есть только общий беклог — и из него все забирают задачи. Если ваш мобайл программист боится трогать сервер — у вас проблемы и их нужно решить до начала спринта.

7. Каждое начало спринта — это раздача задач каждому отдельно. У каждой задачи в спринте должен быть исполнитель.

8. После того, как задачи раздали, менеджер должен индивидуально подойти к каждому работнику и выдать каждой задаче четкий день работ и выполнения. Если у вас есть задача без четкого дня, прикрепленного к ней, то эта задача выполнена не будет.

9. Каждый день утром менеджер должен индивидуально пройтись по задачам, которые сделал каждый работник вчера — и что он будет делать сегодня. Руководствуйтесь роадмапом из пункта 8. Меняйте роадмап, если нужно. На каждого работника должно быть потрачено на этом этапе не более 3-5 минут. Это просто "что сделал и что сегодня будешь делать", а не разбор полетов.

Вот и все. Все остальные метрики и свистелки вам больше не пригодятся. Девять пунктов выше — это упрощенный скрам. Переставайте переусложнять методологии и начинайте упрощать. От добавления сложности продуктивность никогда не поднимется.

Решайте корень проблемы с научным Абырвалгом. Хватит пытаться лечить симптомы гомеопатическим скрамом. Переставайте тратить время на никому не нужные совещания и начинайте выстраивать индивидуальные роадмапы для каждого разработчика.

Недалек тот момент, когда вы раздадите все таски — и окажется, что их хватит всего на неделю из необходимых двух. Дай Бог вам такие проблемы.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Rastorguev

Из того что вы писали, 4й пункт ключевой. Четко поставленную задачу понятно как решать. Соответственно и решаться она будет быстрее. Но обычно, в болотистых компаниях, либо нет людей способных четко поставить задачу, либо у них 7 пятниц на неделе. И вот тут как раз теряется связь между всегда логичной разработкой и хаотичным развитием продукта. А если команда общается не с лицом, принимающим решения, а с очередным чайка-менеджером... Автоматом получаем отсутствие логики в развитии продукта, планов, невыполнение договоренностей и другой сумбур. В таких условиях теряется мотивация и вовлеченность команды. А это самое страшное в разработке: все толковые разбегутся а остальные будут отбывать номер.

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Согласен полностью, что 4 пункт ключевой. Внедрение его одного приведет к 80% результата — оставшиеся пункты нужны для еще 20% буста эффективности. Спасибо за комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Спасибо за комментарий. Ценная информация.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Демешко

Можете идею расшифровать? А то даже глядя на картинку - подтормаживаю :(
Мне кажется это соотносится с внедряемым мной принципом - что каждая задача отвечает на вопрос "Нафига ее делать?" но может это и нечто другое, более ценное.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Korian Sanders

Добавлю немного от Линуса Торвальдса (создателя Linux и Git, например).

 
/ The Linux Foundation и конкретно ядро Linux,  это пожалуй, самый большой из успешных коллективных проектов, который делается полностью удаленно и распределенно.

C 2005 года в проекте участвовало более 13 тысяч разработчиков, ежедневно добавляющих около 10 тысяч строк кода, удаляющих 8 тысяч строк и изменяющих чуть больше полутора тысяч (для справки) /
_
Это особенно интересно, в проекции на тему всяких "живых совещаний", генерации "покерных бэклогов" и прочей "живой agile-интерактивности".

Мы занимаемся этим уже 25 лет, и одной из постоянных проблем является то, что люди постоянно наступают друг другу на пятки. 
Поэтому на протяжении всей истории создания Linux мы занимаемся не организацией людей, а организацией кода, даже организацией *потока* кода и организацией поддержки, и это позволяет не наступать на больную мозоль. 
Проект структурирован так, что люди могут работать независимо, объяснил Торвальдс: “Мы разбиваем код на небольшие модули, и это даёт возможность распараллеливать работу”.
На самом деле наш рабочий процесс устроен так хорошо, что даже становится скучно.
Ответить
Развернуть ветку
Korian Sanders

Чет легкий когнитивный диссонанс в терминологической базе (у меня или у автора).

Насколько я помню, Agile - это термин, означающий парадигму, т.е. подход, а точнее идею подхода (в корне которого создать "подвижность" в противовес "костности классических управленческих иерархий"), своего рода обобщающий термин для целого ряда подходов и практик, и выхолощенный в итоге некоторый набор принципов, позволяющих прицелиться в Agile.
_
То есть, фраза "я взял стандартный Agile и сократил метрики", наверное должна звучать, "я взял стандартный scrum  (потому что это популярная имплементация Agile-подхода)."
_
Т.к. в самом Agile никаких скрам-мастеров нет и быть не может, это парадигма. И есть по меньшей мере 3-4 другие методологии на равне со scrum, конкурирующие за идею приготовить Agile.
_
Поправьте, если я что соврамши.

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Конечно же, это у автора когнитивный диссонанс от новогоднего недосыпа. Вы правы, статью поправил. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

А что должно смущать? То, что митинг на 1 час в понедельник — это планирование спринта раз в две недели?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Между пятницей и понедельником, да, два дня выходных.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Думаю, это вполне себе возможно сделать. Благо, Абырвалг расширяем и полностью видоизменяем. Мне, наверное, просто удобнее было чисто морально разделить митинги на начало и на конец — чтобы у команды были четкие психологические "закрытия" и "открытия" рабочих недель.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Ну, что могу сказать, Абырвалг — это видоизмененный Аджайл, в котором, к слову, каждый день стендап митинги :) Соглашусь, что гораздо лучше искоренить все заседания разом. Но, что есть — то есть.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рисков

Плюсанул, хотя я и не разработчик. Эти ваши аджайлы, скрамы и кабаны мимо меня летят. Но я сегодня добрый. Почему? Просто я начал прибухивать по утрам) Совет на все времена. Пей винчик — топи токсичность, еееее!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 19 комментариев
null