«Тайный орден айтишников»: собрали 2000 человек на ночной IT-конференции за счет черного рынка и промо в стиле масонов
Есть много способов провести IT-конференцию, но мало кому удается выделиться и оставить отпечаток в сердце айтишника. За решением такой задачи к нам пришел Иннополис: мы задизайнили 8 локаций в стиле масонов, добавили пасхалки, рубрики с батлом, исповедью, баром и пульсом ведущего. Показываем, как прошло первое собрание «Тайного ордена айтишников».
Мы в ITD Agency 10+ лет помогаем IT-компаниям креативно привлекать лучших спецов с рынка и повышать узнаваемость бренда. Инструментов в нашем арсенале много — тут и IT-ивенты, и PR-кампании, и креативные тимбилдинги, и спецпроекты. В этой статье расскажем об инструментах ивента — здесь много тонкостей, без которых онлайн-событие останется проходным, а деньги на него будут потрачены зря.
Что общего у айтишника и масона?
Концепция тайного ордена айтишников родилась неожиданно — в процессе брейншторма с командой Иннополиса. Иннополис — самый молодой и технологичный город страны со своим IT-университетом, где каждый третий житель является ученым или IT-специалистом. Мы обменивались идеями и перебирали, чем айтишники отличаются от других людей. И сошлись во мнении, что они:
- пишут на языке, который часто понятен только им;
- создают свои секретные алгоритмы, которые меняют мир;
- собираются в сообщества и общаются на непонятные темы;
- любят поработать под покровом ночи;
- зарабатывают хорошие деньги, разбираясь в непонятных материях, чем создают вокруг себя ореол мистики и избранности для обычных людей.
И тут нас инсайтнуло: «Это ж новые масоны!» Братство со своей идеологией, ритуалами, способами влияния на мировую повестку. Только вместо циркуля и наугольника у них клавиатура и код.
Так зародилась идея собрать айтишное братство на конференции IT Nights и создать атмосферу заседания тайного ордена. Эта концепция сразу решала несколько задач: гарантировала интерес и вовлеченность аудитории, повышала чувство сопричастности к избранному кругу. И заодно давала простор для креативной рекламы.
Но об этом позже. А пока вот тут ролик-расследование, с которого начиналось заседание нашего ордена.
5 инструментов креативного ивента: «Тайная ложа» вместо зала и игра на коины вместо просмотра
Классическая ошибка организаторов IT-конференций — сосредоточиться на пользе и забыть об эмоциях. Кажется, если спикеры уважаемые, а доклады содержат кучу умной инфы, это уже заявка на победу. Так не работает.
Чтобы отвлечь людей от рутины и увлечь просмотром докладов, одной пользы мало. На каждом этапе нужно добавить эмоции: азарт, интерес, удивление, волнение, ожидание и много чего еще. Для этого есть ряд инструментов. Вот пять главных из них, которые мы добавили в конференцию.
1. Эстетика локаций создает первое впечатление
Всё начинается с картинки. Скучный белый фон за спикером или простенький антураж вебинарной комнаты превратят событие в «любительский» эфир, который не держит внимание аудитории. Люди в онлайне любят глазами. Поэтому красивый кадр — первое, что влияет на вовлеченность.
Для рубрик тайной встречи айтишников мы оформили восемь локаций. Над локациями работали профессиональные художники-декораторы: делали эскизы, собирали винтажную мебель, доставали декор по всему городу. Часть реквизита кастомизировали.
Например, у нас была рубрика «Рыцари круглого стола», где спикеры должны были раскрыть спорную айтишную тему вроде «Введут ли в будущем унифицированный язык программирования?». Мы оформили локацию для нее в стиле гостиной масонского сообщества с винтажными стульями.
Перед дискуссией каждый участник делал ставку, насколько острый соус он готов съесть, если проиграет в дебатах. Победителя выбирали зрительским голосованием, а проигравший должен был расплатиться вкусовыми рецепторами.
Еще одно слагаемое картинки — правильный свет. Например, вот так выглядел компьютерный клуб Университета Иннополиса до нашей работы — это одна из локаций, откуда вели трансляции. Офисный свет совершенно не подходит для места тайной встречи.
2. Кастомная платформа дополняет визуальную форму в онлайне
Трансляция события проходит в онлайне. Чтобы обеспечить крутое виртуальное присутствие, мало офлайн-картинки — онлайн-платформа для трансляции должна быть не менее захватывающей. Можно сразу забыть про стандартные Zoom, Бизон или Вебинар.ру. Ну какая, в питон, тайная встреча на Вебинаре.ру?
Платформу делали кастомную: дизайн, копирайт, функционал, даже реакции — всё адаптировали под тематику тайного сообщества. Ссылку на платформу участник получал в пригласительном билете и по логину с паролем мог подключиться к трансляции в день эфира.
На платформе было два зала:
Зал 1. Тайная ложа. Здесь шла прямая трансляция со вставками уже записанных видео. Выступали самые топовые топы — 16 спикеров из лидирующих IT-компаний мира: Яндекса, Фейсбука, VK, F5 Retail.
Зал 2. The X-Files. Второй зал был для спонсоров, и его мы позиционировали как зал с хардовыми лекциями. Выступали представители Альфа-Банка, Мир.Платформы, Semrush, Dell и другие.
Но на одних выступлениях интересное не заканчивалось. Даже с таким звездным составом нам нужны были дополнительные стимулы, чтобы аудитория не просто сидела перед монитором, а вовлекалась в происходящее действием. Для этого нужны следующие два инструмента.
3. Игровые механики вовлекают действием в процесс обучения
Во всех залах участники могли получать игровые коины — баллы за активность. Для этого нужно было участвовать в викторинах, побеждать в играх, активничать в чате и изучать инфу. Коины стали валютой на нашем виртуальном «черном рынке» — самые активные ребята могли обменять их на худи, футболки, боксы и другой мерч от IT Nights и партнеров.
В дополнение к коинам в каждой рубрике была спрятана особая пасхалка. Если собрать все восемь, узнаешь номер телефона — по нему можно было позвонить и пообщаться с ведущими шоу. А среди дозвонившихся мы разыгрывали поездку в Иннополис на следующую встречу IT Nights.
4. Взаимодействие со спикерами добавляет эмоции живого общения
Любое мероприятие в онлайне конкурирует одновременно с Ютубом, новой серией сериала и мемами в мессенджерах. Чтобы выиграть это соревнование, зрители должны оставаться в гуще событий и в постоянном взаимодействии со спикерами. А это не только реакции и комментарии — есть более продвинутые приемы.
Например, в рубрике «Адреналин» мы добавили опцию: следить за пульсом ведущего. Выступал Валерий Бабушкин из Фейсбука — рассказывал, как корпорации оценивают разработчиков. Параллельно с рассказом мы выводили на экран уровень его пульса и сопровождали изменения визуальными эффектами.
Чтобы добавить экшена, мы ввели еще одно правило: на пульс спикера зрители могут влиять сами. По ходу выступления мы проводили голосование, и участники решали, что будет происходить в комнате дальше. Например, админ трансляции мог неожиданно лопнуть шарик, позвать зомби. Или еще неожиданнее — сделать спикеру массаж головы.
5. Яркие ведущие расставляют акценты в выступлениях
Ведущие IT-конференции делают половину успеха. Они должны быть в теме IT, при этом обладать харизмой и талантом удерживать внимание, развлекать, расставлять акценты и общаться с аудиторией через экран.
Кроме того, между главными ведущими обязательно должен быть конфликт. Например, один — айтишник до мозга костей, а второй — не совсем из этой тусовки, но умеет работать с аудиторией и может поднять настроение уместной шутейкой. Мы долго искали эту парочку, но за два дня до конференции пришлось менять состав.
Два месяца искали ведущего, а он не смог прилететь и узнал об этом за два дня до эфира
На поиск ведущих мы потратили два месяца беспрерывной работы. Ночами смотрели шоу и подкасты на Ютубе, а днем обсуждали кандидатов и проводили отбор. В качестве вариантов рассматривались:
- Сергей Дружко — медийный персонаж, адепт передачи «Необъяснимо, но факт»;
- Антон Зайцев — ведущий легендарной программы «От винта», первого шоу о компьютерных играх в начале 90-х;
- Владимир Маркони — вел шоу «Реутов-ТВ» на «2×2», а сейчас снимается в возрожденном «Галилео»;
- Михаил Шац — ведущий с огромным опытом в шоу-бизнесе;
- Ян Топлес — шарит за IT, к тому же любит разбирать тайны и легенды.
В итоге на роль заводилы и ответственного за юмор мы позвали Влада Аганова, ведущего подкаста «Идеальный подкаст» с 30 млн просмотров на Ютубе. При этом Владу пришлось сильно готовиться к специфике и изучать, что и как шутится у айтишников. На роль заядлого айтишника мы позвали Алексея Картынника — автора подкаста «АйТиБорода».
И тут вмешалась жизнь. За два дня до съемок выяснилось, что Алексей Картынник не сможет прилететь из Беларуси — нужно срочно искать замену и всё переигрывать. Что делать?
Барух также выступил в рубрике «Исповедь», на которую летел изначально. Он рассказывал, как построить личный бренд в IT, при этом находился в специальной шумонепроницаемой будке для исповеди.
Дьявол ивента — в мелочах: удивляли и завлекали айтишников разными фишками
Айтишники — искушенная публика. Чтобы им было интересно на мероприятии, нужно говорить с ними на одном языке, шутить их шутками, понимать внутреннюю кухню и «мифологию». В своих ивентах и других продуктах, которые направлены на эту ЦА, мы учитываем сотни мелких деталей, чтобы оживить коммуникацию и добавить эмоции. Вот примеры трех фишек, которые использовали на тайной встрече.
Стелс-комната. Стелс-технологии — это технологии, которые защищают объект от распознавания локации. В одной из рубрик мы обыграли эту тему по-своему: спикер находился в специальной стелс-комнате, которая могла незаметно перемещаться в любую точку планеты. В ходе голосования зрители выбирали, куда отправится комната, и в окне менялась картинка локации.
Сыворотка правды. Где еще айтишнику поговорить за жизнь, как не у барной стойки. Мы создали эту стойку из местного ресепшена: участники пили за ней коктейли и общались на айтишные темы. При этом мы пригласили настоящего бармена, который делал настоящие коктейли для спикеров.
DeBattle — Java или Kotlin. Что может быть приятнее, чем поспорить на айтишную тему, в которой нет правильного ответа. В рубрике «Острая тема» мы устроили дебаты про популярные языки программирования: поставили железную сетку, трибуны с названиями языков и обыграли поле батла подходящим светом.
Эти и многие другие фишки из мира айти помогают нам создать среду, в которой зритель чувствует себя в своей теме, в своем кругу, внутри своего мира, от которого не хочется отрываться и листать новости в Телеграме параллельно с трансляцией. Зритель с удовольствием проводит это время с нами. А потом еще и делится инфой о событии в своих соцсетях.
Запустили вирусную рекламу для Тайного ордена и шокировали Минкультуры
Виральный эффект играет на руку при проведении повторных мероприятий. Но чтобы собрать первых зрителей, приходится выкрутить свой креативный скил на максимум. Для продвижения IT Nights мы комбинировали офлайн- и онлайн-инструменты.
Световая реклама в Иннополисе. В один из вечеров на доме в центре города появилась проекция с неоновым логотипом IT Nights. Люди подходили, фотографировали, делились в соцсетях и пытались понять, что тут происходит. Проекцию широко обсуждали в телеграм-канале города — это главный канал коммуникации жителей Иннополиса.
Бумажные письма. Однажды ночью на улицах Иннополиса появились люди в темных мантиях, они ходили по городу и бросали черные конверты в почтовые ящики. Внутри писем было секретное послание с приглашением на собрание тайного ордена. Так мы сделали обычную курьерскую рассылку событием, которое привлекло внимание.
Таргет, контекст, блогеры. Параллельно запустили все онлайн-инструменты: продвижение у блогеров, таргет в соцсетях, контекст, посевы на 150 чатов в Телеграме и VK. Моделями в рекламных креативах были только тру-айтишники — никаких вылизанных актеров с идеальными лицами.
Приглашенные спикеры тоже продвигали событие в своих аккаунтах, для каждого из них мы сделали свою обложку с персональным промокодом на скидку.
Спецпроект на Хабре. Для продвижения конференции на этой площадке мы запустили криптографический тест. Достаточно хардовый — специально для аудитории Хабра. Всем, кто справился с тестом, отправили промокод на тайную встречу.
Видеоролики для таргета на Ютубе. Самый забавный случай произошел на съемках видеороликов. Мы хотели провести съемки в антуражном месте, максимально похожем на масонское ложе: отсмотрели десятки локаций и выбрали здание со столетней историей — дом Ушковой в Казани. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. О съемках договорились с администрацией, приехали и начали снимать.
Все актеры были в масках и мантиях. Локацию украшали свечи. Со стороны посмотришь — ну точно спиритический сеанс. В этот же день посетить дом Ушковой приехала министр культуры Татарстана — и попала прямо в разгар съемочного процесса.
Чек-лист для сильного эдьютейнмент-ивент в онлайне
Каждая конференции IT Nights — как часть в «Гарри Поттере»: история со своей отдельной концепцией, правилами, шоу, смыслами. Например, для IT Nights в 2020-м мы собрали всех спикеров в одном большом доме, вдохновившись идеей, что главные айтишники в мире придумывали гениальные идеи в гараже.
В каждом запуске IT Nights мы воплощаем все базовые принципы эдьютейнмент-ивента и плотно работаем с инхаус-командой клиента, чтобы докрутить фишки. Вот пять рекомендаций, которые помогают нам собрать и не потерять зрителей.
✅ Работайте в эфире, а не в записи. Эффект живого участия не сравнить с обучением в записи: возможность общаться с другими участниками, влиять на то, что происходит в кадре, зарабатывать баллы, получать подарки и моментальный фидбэк от спикеров — бесценна.
✅ Сделайте зрителей частью истории. Люди любят истории, а особенно — когда они становятся частью этой истории. Наша забота о зрителе проявляется в том, чтобы вовлечь его в историю через продуманный концепт, дизайн и копирайт на всех точках касания: от сайта до финального сообщения в соцсетях.
✅ Ютубный формат шоу. Позаимствуйте крутые приемы у популярных ютуб-шоу: картинки, заходы, рубрики, соотношение юмора и полезной инфы. Шутки по ходу выступлений — это вообще база, которую многие упускают.
✅ Создайте вселенную мероприятия. Яркая эстетичная картинка, объединенная общей концепцией, — это тот самый фон, который создает дух мероприятия. От освещения до мебели на локациях, от написания музыкального трека для перебивок между рубрики до форматов рубрик, от игровых активностей до смайлов в реакциях — каждая деталь должна укладываться в общую вселенную.
✅ Используйте удобную платформу. Людей бесит, когда приходится ходить по сломанным ссылкам, заполнять десять форм авторизации и переподключаться из-за нестабильного соединения. Убедитесь, что к платформе легко подключиться участникам, или положите ее в открытый доступ.
Какие события и мероприятия для айтишников в онлайне вас поразили и запомнились? Посоветуйте в комментариях, что бы вы еще включили в такой концепт.
Я не айтишник, но уже хочу туда
у айтишников не все так просто
придется и "не туда" и нехотя
Надежда, может вы айтишник в душе?) ждем вас на следующем мероприятии, анонс будет здесь)
я не айтишница, но уже не хочу туда))) ЭТО для избранных...
Боже, визуал ВСЕГО просто офигенский. Сначала пролистала фотки и посмотрела видосы, потом уже прочитала :)
Но не могу отделаться от вопроса: вот это все что вы провернули стоит бешеных денег. Окупилось?
Татьяна, спасибо! Визуал как раз многие упускают в it-мероприятиях, а мы наоборот делаем ставку на него. Изначально проект IT-nights рождался с имиджевой целью, но его коммерческая привлекательность растет в геометрической прогрессии из года в год и количество партнеров с каждым годом становится больше.
Самый яркий ит проект на мой памяти в котором довелось поучавствовать)
Тимур, спасибо! Ждем вас снова на будущих заседаниях.
Параллель с масонами очень уместная, действительно современное масонство, а я и не задумывался )
Родион, спасибо! Очень органичная концепция получилась, новое прочтение масонства)
приглашение как билет в Хогвартс)
Спасибо, Руслан, немного Хогвартса в повседневной жизни не повредит)
Красивый кадр решает, это правда
Сколько времени ушло на подготовку проекта? Результат просто восторг!
Елена, по срокам это около 5-6 месяцев от идеи до реализации. Более простой концепт можно воплотить быстрее, здесь мы работали буквально над каждой деталью с не самой простой стилистикой.
Уже пришлось извиняться перед оскробленными верующими? Что-то не то вы делаете, пока вся страна в едином порыве освобождает соседей от морока...
Сергей, обошлось) у наша целевая аудитория к счастью с чувством юмора и другими чувствами все в порядке)
Фотки и вправду атмосферные)
И айтишники симпатиШные, не как в мемах шутят)))
Зачем выбирать между красивыми и умными, если можно прийти к нам и встретить тысячи симпатишных айтишников в одном вирутальном зале)
Проект который просто хочется съесть!
Как вкусно все упаковано, боже. Эстетический восторг.
Татьяна, спасибо вам за оценку! Вкусная подача улучшает восприятие полезной информации в докладах, проверяли много раз)
капец айтишники там веселятся! А простых смертных пускаете?
Пускаем тех, кто пройдет криптографический тест) а вообще людям из смежных сфер тоже будет интересно в сообществе.
Именно так я всегда и представляю айтишников – в темноте и тапках-единорогах
Это оч круто! Концепт, визуал, упаковка!
Ксения, спасибо вам за оценку!)
Это. Очень. Круто.
Апплодирую))
Спасибо, Валерия!
Сколько же человек было задействовано, чтобы организовать все это? Эстетический восторг!
Даша, порядка 50 человек
Давно уже не видела таких цельных и грамотно упакованных проектов ! Ребята , респект !
выглядит немного кринжово) но безусловно атмосферно
Это мощно!
Красиво! Со вкусом! Оригинально!
Какая-то херня, а боты в комментах уписались кипятком от восторга.
приятно видеть грамотно написанную статью :)
Да, айтишники однозначно знают свое дело!
Спасибо, Дмитрий!
Стильно получилось
Ну вот, теперь и IT-конференции превратились в карнавал под кодовым названием "Как мы пытались быть оригинальными"
разве оригинальность мешает профессионализму?
Айти борода, получается за деньги - да, а то разговоров было год назад…
Попробуй научиться работать с календарем 🤡
Про деньги в статье речь не шла, все эксперты и ведущие в первую очередь по любви)
https://youtu.be/EJHOGtHutV8?si=ZhEvtRZNtMmxgj1y - наш баттл с Тагиром и меня зовут Артём Панасюк, я, конечно, в ордене котлина, но зовут меня не Паша :) Финкельштейн, при всем уважении к Паше. У вас фотка в тексте некорректно подписана.
Артем, все исправили, спасибо вам!)
Боже, какой же красивый визуально проект и какое крутое воплощение! Ну гении)
Просто масонство это и есть изначально сообщество профессионалов, причем ложи это отрасли, то есть там каменьщики или водопроводчики это девопсы или тестеры, все на поверхности. Ну и да, процесс собеседования, который мало относится к работе и почти не выявляет компетенции, зато помогает понять, являются ли люди с разных концов стола «на одной волне» - туда же
Да просто в разные времена сообщества по разному собирались, проводили время и обменивались знаниями.
и правда похоже🙏
Айтишников бы поближе к обычному Люду спустить, а вы им еще больше ореол уникальности добавляете)
А почему такое мнение?)
Сборище клоунов
удалено