От фольклора до нейросетей: как бизнес использует любовь к музыке

От фольклора до нейросетей: как бизнес использует любовь к музыке

Наверняка у каждого есть саундтреки к некоторым моментам жизни: стоит услышать начало мелодии, и она уносит в воспоминания или создает настроение. Говорят, что с музыки началась цивилизация и культура. Музыка может быть просто фоном, тем временем, незаметно для сознания воздействуя на мозг. Она везде и всюду, так что не сомневайтесь — многие треки стоят на службе маркетинга.

Итак, 4 крутых идеи, где музыка встает на службу технологиям и маркетингу!

Музыка для макарошек

Одна из главных идей продвижения бизнеса в B2C в том, чтобы покупатель мог делегировать какую-то неприятную для него задачу вашему сервису. И кейс Barilla ослепляет своей простотой и гениальностью.

Barilla — крупный производитель макаронных изделий. Итальянская традиция не позволяет сделать так, чтобы все макароны варились одно и то же количество минут — каждый сорт предполагает свой тайминг. Нужно каждый раз читать на упаковке, сколько варятся пенне, а сколько — спагетти. Потом следить за минутами или ставить будильники. Это, конечно, мелочь, но повторяющаяся регулярно, и тех, кто готовит каждый день, может раздражать. Так почему бы не совместить приятное с полезным: разгрузить домашних кулинаров от слежки за временем, а заодно подкинуть эндорфинов?

Что сделали в компании? Правильно, решили вопрос с помощью музыки. Они составили отдельный специальный плейлист для каждого из популярных продуктов, который длится ровно столько, сколько нужно по инструкции.

От фольклора до нейросетей: как бизнес использует любовь к музыке

Так в Spotify появились плейлисты «Топ-хиты спагетти», «Пенне приятной меланхолии», «Бум-бап фузилли». Песни подобраны с учетом других правил музыкального маркетинга — они должны быть приятными, но не должны отвлекать от процесса готовки. На всякий случай создали по два плейлиста с разными настроениями.

Музыка для профи и любителей

Антропологи говорят, что, возможно, пение появилось раньше языка. С помощью интонаций и изменения высоты голоса люди передавали друг другу информацию. Так что вокал — одно из древних занятий, и поют и напевают если не все, то многие. Мы любим напевать что-то, подпевать песням, и этим же объясняется популярность караоке.

Создатели приложения Smule скрестили эту страсть с соцсетями и получили приложение для совместного пения.

Ты любишь петь, считаешь, что у тебя неплохо получается, но записывать свои песни и собирать залы — не для тебя? Ну что ж, вот тебе приложение, где ты можешь не просто открывать рот «под фанеру», но и пять в прямом эфире для своих подписчиков. А если повезет — дуэтом с любимым исполнителем.

От фольклора до нейросетей: как бизнес использует любовь к музыке

Это дало возможность не просто найти друзей, которые любят музыку, но и продвинуться молодым исполнителям и авторам песен.

И это дает хороший простор для монетизации — от платных аккаунтов до рекламы. Почему бы и нет?

Музыка для покупок

Представьте, что вы готовите подарок для девушки, мамы, сестры, дочери, и заходите в цветочный магазин, чтобы упаковать коробку. Какова вероятность, что вы купите еще и букет цветов? Это зависит от того, какая музыка будет играть на фоне.

Исследование американских маркетологов подтвердило, что вероятность выше, если в магазине играют песни со словами о любви или классические романтические мелодии. А вот поп-музыка не стимулирует делать незапланированные покупки.

В другом исследовании проверяли, влияет ли музыка на продажи товаров социальной идентичности (элитные бренды одежды и обуви, алкоголь и т. д.). И да, музыка влияет: если это классический инструментал — продажи растут, если кантри-блюз — уже нет. А последнее, напомним, в США несет флер old money. Поэтому, магазины и заведения, где играет такая музыка, люди, которым важна принадлежность в этому сообществу, охотнее делают покупки.

Это уже классический канал продвижения, начиная от треков, играющих в магазине, и заканчивая музыкальным сопровождением картинок в тиктоке. Подобрав правильный трек, можно настроить читателя на нужную волну, чтобы он совершил покупку, перешел по ссылке или чуть больше укрепил свою лояльность к бренду.

И на этой почве существует собственная индустрия музыкальных стримингов для бизнеса.

Немного биологии: мы слушаем музыку правым полушарием, а анализируем левым. То есть через музыку можно даже воздействовать на бессознательное — пробудить ностальгию, настроить на позитивный лад или, наоборот, пробудить агрессию. Ну и грех этим не пользоваться в маркетинговых целях.

Как пример, популярная в России сеть «Додо пицца» — пример музыкального маркетинга. В отзывах часто отмечают уютную атмосферу. Здесь можно отдохнуть семьей, зайти попить кофе с друзьями и отметить детский день рождения. На протяжении всего визита вас сопровождает музыка, тщательно подобранная саунд-дизайнерами.

Конечно, популярность сети не является заслугой одной лишь музыки, но она точно имеет смысл для создания настроения.

Если прислушаться к ежедневному музыкальному фону, можно обнаружить, что каждое место — магазин, кофейня, супермаркет, кинотеатр, — имеет свой музыкальный фон. Для офлайн-бизнеса сейчас это практически необходимый атрибут. И если вы еще не следите за музыкальным сопровождением, то пора над этим задуматься.

Но и переоценивать звуки не стоит: есть целая прослойка людей, которые ходят в наушниках 24/7 или при просмотре роликов не включают звук на устройстве. То есть не дают постороннему шуму вмешаться в их голову.

От фольклора до нейросетей: как бизнес использует любовь к музыке

Например, до половины пользователей смотрят видео без звука, предпочитая субтитры. Например те, кто залипает в соцсети ночью, смотрит тиктоки в рабочее время или просто те, кто просто не любит шум и включает любые видео без звука.

Нейромузыка для собак и людей

Японский стартап One By One Music предлагает хозяевам собак, уходя на весь день, включать поток нейромузыки для питомцев, чтобы те не чувствовали себя одинокими. Треки генерирует нейросеть в режиме реального времени.

Впрочем, и для самих людей есть ИИ-инструменты для прослушивания музыки. Подойдет меломанам, которые переслушали уже, кажется, всю музыку на свете. Может, роботу под силу создать что-то новое, но такое знакомое и любимое?

От фольклора до нейросетей: как бизнес использует любовь к музыке

На некоторых стримингах уже есть функция нейромузыки. Кроме этого, есть несколько платных и бесплатных сервисов, которые пишут для вас музыку в прямом эфире. Это может быть полноценным бизнесом, а может — лишь маркетинговым инструментом, который генерирует музыку в зависимости от пожеланий заказчика или даже времени суток.

Особый постмодерн в сервисах вроде «нейромузыка восьмидесятых», где сеть пишет треки в стиле ретровейв. Кстати, тут можно снова почувствовать забытое чувство тоски, когда ты слышишь классную песню по радио, но не можешь услышать ее повторно, и даже не у кого спросить название. Ну чистые восьмидесятые!

А если вам и тут всё покажется пресным и «уже где-то было», то есть несколько открытых нейросетей для написания музыки (бесплатных или по подписке). Например, Soundful напишет готовый трек — надо лишь указать жанр и скорость. Jukebox требует большего участия человека — в запросе надо указать музыкальные инструменты и тембр голоса. А Image to Music напишет песню для изображения — например, вы загружаете фото для соцсети с картинками, а она генерирует музыку для аудиофона. Это уже можно использовать для продвижения.

Отдельным пунктом стоит упомянуть песни, сгенерированные с участием музыкантов. Например, в прошлом году вышла официальная песня Linkin Park с голосом Честера Беннингтона, ушедшего в 2017 году, а бесконечных нейрокаверов на известные песни в сети уже и не сосчитать.

И пока реальные музыканты спорят, какое будущее у нейромузыки, маркетологи и предприниматели ищут способы использовать музыкальный искусственный интеллект. Ничего личного.

Правду говорят: чтобы люди у тебя что-то купили — надо влиять на подсознание. И музыка здесь на одном из первых мест. Песня может засесть в голове на весь день, может испортить настроение, а может вознести до небес. Так что музыкальный маркетинг останется с нами на ближайшие годы, и нам интересно понаблюдать за его метаморфозами.

Кстати, есть ли песни, которые вы периодически слушаете на репите по несколько дней? Или, наоборот, какой трек заедал на весь день так, что было невозможно сосредоточиться на важном?

Материал подготовила Алёна Мартынова

33
Начать дискуссию