«YTM ПРОТИВ GTM: НЕ БОЙТЕСЬ НОВОГО –РАЗБЕРИТЕСЬ!»
Здравствуйте, дорогие друзья!
Меня зовут Артём и сегодня мы поговорим о новинке, которую многие из нас ждали с нетерпением: о Яндекс Тег Менеджере, или просто YTM. Инструмент только-только появился, и уже успел наделать шума в чатах маркетологов. Сам я ждал YTM с нетерпением больше полугода, а потому рад поделиться с вами первыми впечатлениями и наблюдениями.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
О том, что Яндекс готовит свой собственный тег-менеджер, я узнал ещё в октябре 2024 года (писал об этом у себя в Телеграм), и тут же подал заявку на тестирование.
Увы, доступа до релиза я так и не получил, но буквально через пару дней после появления YTM в интерфейсе Яндекс Метрики — я уже успел протестировать ключевые функции. И теперь хочу рассказать вам, как им пользоваться и почему ругать его на старте — не справедливо.
ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ РУГАТЬСЯ НА YTM
В профильных чатах YTM разносят в пух и прах. "Ребята, вы серьёзно...?"
Не согласен с вами!
Во-первых, инструмент только вышел, он ещё в бете, и это нормально! Любой новый продукт требует времени на доработку.
Во-вторых, сравнивать его с Google Tag Manager (GTM) — некорректно. Давайте честно: Google создавал GTM более 10 лет, и с бесконечными ресурсами. Если сравнивать напрямую — это как обвинять молодую рок-группу в том, что они не Beatles.
Предлагаю мысленно представить, что GTM никогда не существовал. Вот просто нет его и всё!
Что бы мы делали, если бы нужно было:
- Настроить цель, которую нельзя создать в Метрике напрямую?
- Передать в Метрику параметры визитов, событий, посетителей или UserID?
- Добавить скрипт на сайт без доступа к коду: Callibri, Roistat и др...?
- Настроить расширенное отслеживание конверсий (Advanced Matching)?
Правильно — страдали бы! Искали программиста, делали всё сами или не делали вовсе. А теперь у нас появился YTM, который даёт нам возможность управлять тегами без доступа к коду сайта — и это уже революция!
Резюмируя, считаю, что сравнение «не было — стало» куда более объективнее!
А ЕСЛИ ЗАВТРА ЗАПРЕТЯТ GTM?
Реальность такова, что Роскомнадзор (РКН) может в любой момент ввести ограничения на работу GTM в России. Уже сегодня приходится задумываться о трансграничной передаче данных. И вот тут как раз-таки YTM и может стать единственным спасением. Поэтому считаю, что лучше разобраться с инструментом сегодня, чем бегать в панике и заниматься переносом всей аналитики завтра.
ГДЕ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ О YTM?
У самого Яндекса уже есть официальная инструкция по работе с YTM. А Яков Осипенков, признанный специалист по аналитике, у которого мне посчастливилось учиться, — уже подготовил обзор по теме — тоже рекомендую ознакомиться.
Я же в этой статье расскажу не про весь функционал (считаю, что это излишнее), а только о различиях YTM и GTM, плюс бонусом расскажу, как работать с режимом отладки в YTM.
О настройке целей, отслеживании кликов по элементам на сайте, и о прочих более нетривиальных настройках я обязательно напишу в последующих статьях (спойлер: уже пишу).
GTM vs YTM: БАЗОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ? *
* Отличия на момент 14.06.2025
Итак, давайте в общем посмотрим на каждый инструмент по отдельности.
GTM
У Google Tag Manager есть отдельный сайт:
Он входит в экосистему Google Marketing Platform.
Чтобы создать контейнер тегов Google, мы сначала должны создать аккаунт.
Затем создать контейнер и выбрать, как будем его использовать: выбираем целевую платформу (Веб-сайт, iOS/Android, AMP или Server).
Интерфейс – это три ключевые вкладки: Рабочая область, Версии и Администрирование.
В Администрировании (GTM) есть множество разделов, но сегодня я просто напомню о самых важных — тех, с которыми мы сталкиваемся в работе чаще всего.
1. Управление доступом
Здесь настраиваются разрешения:
- На уровне аккаунта можно выдать доступ ко всем контейнерам. Даже выдать права администратора, который может изменять разрешения пользователей.
- На уровне контейнера — доступ только к определённому контейнеру. На проекте их может быть несколько. В моей практике у меня было максимум 5 контейнеров на 1 аккаунте – разные посадочные страницы одного проекта. На этом уровне нельзя выдать доступ, при котором возможно изменять разрешения пользователей и закрытие доступа при желании.
2. Установка GTM
Этот раздел содержит тот самый код контейнера, который нужно вставить в <head> и <body> на каждую страницу сайта. Зачастую мы передаём его владельцу сайта или его разработчикам для внедрения. На некоторых конструкторах достаточно просто добавить ID контейнера: GTM-XXXXXXXX
Версии: история изменений
Во вкладке «Версии» хранятся все опубликованные редакции контейнера. Для меня этот раздел всегда ассоциировался с «машиной времени» — можно откатиться к предыдущей версии, если что-то пошло не так, что очень круто, на мой взгляд.
Рабочая область
В рабочей области вас встречают:
- Теги — например, код счётчика Яндекс Метрики, любые ваши личные скрипты и коды различных инструментов.
- Триггеры — это условия срабатывания тегов (просмотр страницы, клик по кнопкам и т. д.).
- Переменные — это поля для хранения данных, которые помогают нам фильтровать работу триггеров и извлекать разные части кода (URL, ID элементов и прочее). Бывают встроенные и пользовательские. Обязательно поговорим о них чуть детальнее в последующих статьях.
В целом, этих разделов уже достаточно для 90% задач любого специалиста! Остальные вкладки пригождаются гораздо реже.
YTM
У YTM установка проще, ведь главное удобство — YTM уже встроен прямо в интерфейс Яндекс Метрики!
Иначе говоря: нам не нужно создавать аккаунт, в нём контейнеры и присылать разработчику код для установки на сайт.
YTM можно включить всего в пару кликов.
Для этого:
- Зайдите в Яндекс Метрику.
- Перейдите в "Настройки счётчика".
- Включите чекбокс «Яндекс Тег Менеджер».
- Обязательно активируйте «Пользовательский HTML» — это нужно, чтобы вы могли использовать собственные скрипты.
- Нажмите «Сохранить».
Всё! Поздравляю вас! YTM активирован и готов к работе!
Но не обошлось и без нюансов. Кто-то уже счёл это крупным недостатком, однако для меня это не является какой-то существенной проблемой. О чём речь?
Дело вот в чём.
Включить YTM может только владелец счётчика!
Если у вас права на «редактирование», «аналитику» или «просмотр» — вы не сможете активировать чек-бокс.
Чтобы узнать, кто именно владелец:
Если доступа к владельцу больше нет (он, например, уволился, не помнит логин или не хочет восстанавливать), счётчик можно перенести на другой аккаунт. Это делается вручную по инструкции.
Вся статистика и данные сохраняются — ничего не пропадёт, не переживайте!
Как видите, проблема — не проблема вовсе! Здорово, что инструмент включается в 1 клик там же, где и Автоматические цели, Контентная аналитика, Электронная коммерция и Вебвизор.
Примечание: пока YTM можно подключить только для веб-сайтов, что уже самое главное! Отсутствует установка на iOS/Android, AMP или Server. Но со временем всё обязательно начнёт появляться!
Итого: главное преимущество перед GTM — вам не нужно лезть в код сайта или просить разработчика. Всё работает «из коробки». Просто включаете в интерфейсе Метрики.
Как получить доступ к YTM?
Даже если вы НЕ владелец счётчика, вы можете запросить к нему доступ:
- Откройте любой раздел в YTM — теги, триггеры или переменные – не важно.
- Кликните «Запросить доступ».
- Выберите нужный уровень доступа и ваш логин в Метрике.
- Нажмите «Сохранить».
После этого владелец увидит ваш логин в списке запросов и сможет выдать вам права — или он сам может вам выдать доступ. Всё интуитивно понятно (и Яндекс уже добавил подсказки в интерфейсе).
В конце концов, всегда можно прислать владельцу счётчика вот такую ссылочку на справку. Нет нужды писать инструкцию самостоятельно.
Но я всё равно подготовил для вас фотоинструкцию:
Что вас ждёт внутри YTM?
После входа в раздел Тег Менеджер (бета) вы увидите знакомую структуру — всё, как в GTM:
- Теги
- Триггеры
- Переменные
- Шаблоны
- История версий
Есть даже удобная вкладочка «Обзор», в которой вы сразу сможете понять, какая версия контейнера опубликована, какие вообще изменения проводились и кто их производил.
Все это и есть ваша рабочая область, где вы будете настраивать отслеживание событий, отправку данных, цели и прочие действия.
Дальше я расскажу о различиях каждого блока подробнее.
Рабочая область YTM и основные различия от GTM
Как я и писал выше, детальный разбор интерфейса есть у Якова Осипенкова и в документации от команды разработчиков. Здесь же я хочу поделиться основными отличиями YTM от GTM, которые особенно важны для тех, кто только начинает погружаться в работу с новым инструментом.
Итак, поехали.
Нет папок
В YTM пока отсутствует вкладка “Папки”, которая в GTM позволяет группировать теги, триггеры и переменные по разным смысловым блокам. Это не критично, но тем, кто привык к порядку, придётся продумать об определённом шаблоне названий.
Нельзя создавать собственные переменные в шаблонах
YTM пока позволяет создавать только шаблоны тегов. Но нам уже дают понять, что эта функциональность уже в разработке и скоро появится.
Каталог шаблонов очень ограниченный
По сравнению с GTM, в YTM шаблонов пока немного. Сейчас есть лишь ряд базовых, из которых я бы выделил, Calltouch, Вариокуб, Яндекс Взгляд, “Hello world” и Яндекс Метрика. Зато с последними двумя вы точно будете работать регулярно — они станут вашими настоящими “боевыми товарищами” на старте, уверяю вас – вы их очень полюбите!
А благодаря нейросетям вы сможете довольно создавать и собственные шаблоны, если потребуется, и даже делать их общедоступными. У меня в планах попробовать как раз разработать как минимум один такой шаблон.
Меньше встроенных переменных
В GTM встроенных переменных — 44. В YTM — пока 18. Нет переменных “Прокрутка”, “Видимость”, “История”, “Видео”, “Ошибки”. А среди переменных форм почему-то нет переменной “Form Text”. Но я уверен, что скоро она появится, как и переменные видео.
На счёт видео… – особенно интересно! Реализуют ли в YTM переменные, которые позволят отслеживать различные аспекты взаимодействия пользователей с видеоконтентом с платформ вроде VK и Rutube.
Пока почти нет пользовательских переменных
На текущий момент доступно всего 5:
Переменная уровня данных;
Собственный файл cookie;
Переменная JavaScript;
Константа;
Случайное число.
Этого недостаточно для сложных конфигураций. Не хватает переменных вроде “Собственный код JavaScript”, “Видимость элемента”, “Элемент DOM” — то есть всей категории “Элементы страницы”. Именно они чаще всего нужны для продвинутой настройки целей и параметров. В GTM на данный момент 23 пользовательские переменные. Надеюсь, что список переменных в YTM начнёт увеличиваться.
Список триггеров тоже ограничен
Особенно не хватает триггеров “Видимости элемента” и “Глубины прокрутки”. Первый — вообще ключевой: многие действия на сайте нужно отслеживать именно при появлении элемента. Например, сообщение об успешной отправке формы или появление всплывающего окна. Пока приходится использовать “костыли”, про один из которых расскажу уже в следующей статье. Ещё нет возможности объединять триггеры в группу по логике “И”.
Очень надеюсь, что и этот триггер появится — работа с несколькими условиями сейчас потребует нестандартных решений.
Режим отладки — главное отличие
Вот мы и добрались до самого главного отличия. В GTM мы могли кликнуть “Предварительный просмотр” и попасть на отдельную страницу: https://tagassistant.google.com
У нас открывалась страница сайта, и мы могли смотреть в сводке детально: какие триггеры у нас срабатывают по порядку с момента инициализации до загруженного окна и далее. Можно было провалиться внутрь каждого события и посмотреть, что именно произошло.
YTM работает иначе.
При нажатии на кнопку “Предварительный просмотр” появляется сообщение: “Версия для предварительного просмотра компилируется”.
Через несколько секунд появляется зелёная плашка и кнопка с предложением перейти.
Далее вы сразу попадёте на сайт (не нужно как в GTM добавлять ссылку на интересующую Вас страницу).
Но — и вот тут начинается самое интересное — никакой визуальной сводки, как в GTM, вы не увидите. На этом этапе большинство специалистов, привыкших к GTM, впадают в ступор: «Где, что и как проверять?»
Подсказка: всё работает через консоль! В официальной документации сказано: “Вы можете отследить срабатывания вручную (через консоль).”
И это ставит многих в тупик: какую консоль?
На самом деле тут имеется ввиду та самая консоль, которую мы привыкли вызывать при помощи добавления к url:
Параллельно откройте DevTools браузера (Ctrl + Shift + J или Cmd + Option + C на Мак). Далее расскажу, зачем.
Это не так удобно, как интерфейс GTM, но позволяет получить нужную информацию — если вы знаете, где искать.
В следующей статье я покажу, как отследить ошибку 404, а пока — небольшой бонус:
2 рабочих способа, как можно заменить привычный режим отладки в YTM.
КАК ПРОВЕРИТЬ СРАБАТЫВАНИЕ ТРИГГЕРА В ЯНДЕКС ТЕГ МЕНЕДЖЕРЕ (YTM)
СПОСОБ 1. С ПОМОЩЬЮ ШАБЛОНА ТЕГА ИЗ КАТАЛОГА — HELLO WORLD
Шаг 1:
Добавляем тег
1. Перейдите во вкладку Теги.
2. Нажмите Добавить тег.
3. Задайте имя — например, ‘Hello world’.
4. Кликните на поле Шаблон тега.
5. Прокрутите вниз до блока «Шаблоны из каталога» и откройте каталог.
6. Найдите и выберите шаблон ‘Hello world’.
7. Сохраните тег пока без триггера.
Шаг 2:
Создаём триггер
1. Перейдите во вкладку Триггеры.
2. Нажмите Добавить триггер.
3. Назовите его, например, «Просмотр любой страницы».
4. Тип — Просмотр страницы.
5. Условие активации — все события.
6. Жмите «Сохранить».
Шаг 3:
Привязываем триггер к тегу
1. Вернитесь в Теги.
2. Откройте ранее созданный тег ‘Hello world’.
3. Добавьте к нему триггер «Просмотр любой страницы».
4. Нажмите Обновить.
5. В правом верхнем углу включите тег — измените статус с «На паузе» на «Запущен».
Кстати, при помощи кнопки "Сохранить как..." можно создать копию триггера, тега или переменной".
Шаг 4:
Проверка
1. Нажмите Предварительный просмотр.
2. Дождитесь появления зелёной плашки: «Версия для предварительного просмотра готова».
3. Перейдите на сайт.
4. Откройте консоль разработчика:
- F12 или Ctrl + Shift + J на Windows;
- Cmd + Option + C на Mac.
5. Если всё сделано правильно — в консоли вы увидите сообщение Hello world.
Теперь вы можете использовать этот способ для проверки любого триггера: клик по ссылке, просмотр конкретной страницы, любое другое событие.
Главное — прикрепите нужный триггер к тегу ‘Hello world’!
Способ 2. С помощью тега "Пользовательский HTML"
Запомните, тег “Пользовательский HTML” – в будущем обязательно станет вашим самым лучшим “другом” при работе с YTM. Уверяю вас: в ближайшее время вы с ним будете работать очень часто.
Итак, порядок действий такой:
Шаг 1:
Создаём тег
1. Перейдите во вкладку Теги.
2. Нажмите Добавить тег.
3. Назовите тег, например, Проверка триггера.
4. В типе шаблона выберите Пользовательский HTML.
5. Вставьте код:
Вместо текста 'Тег сработал' вы можете написать любой свой текст.
Только помните: любой текст должен быть обёрнут в кавычки ‘Вот так’ — это незыблемое правило JavaScript!
И ещё...
Важно: всегда оборачивайте код в открывающий и закрывающий теги <script></script> — иначе ничего не сработает!
6. Пока сохраните тег без триггера.
Шаг 2:
Создаём триггер
1. Перейдите во вкладку Триггеры.
2. Нажмите Добавить триггер.
3. Назовите его, например, «Клики по сайту».
4. Тип триггера: Клики — все элементы.
5. Условия — все события.
6. Жмите «Сохранить».
Шаг 3:
Привязываем триггер
1. Вернитесь в Теги.
2. Откройте тег Проверка триггера.
3. Добавьте триггер «Клики по сайту».
4. Включите тег — статус должен быть «Запущен».
5. Нажмите Обновить.
Шаг 4:
Проверка
1. Нажмите Предварительный просмотр.
2. Дождитесь зелёной плашки.
3. Перейдите на сайт.
4. Кликните в любом месте страницы.
Если всё настроено правильно — появится всплывающее окно «Тег сработал».
Оба способа позволяют убедиться, что ваш триггер работает корректно. Выбирайте тот, что вам ближе:
ВАЖНО: пока вы не нажали «Опубликовать», все эти действия работают только в режиме отладки и только для вас!
В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ...
Я расскажу, как настроить отслеживание страницы 404, даже если document.title не меняется, а триггера "Видимость элемента" в YTM пока нет. Будем использовать нестандартный, но рабочий способ. Проверено на личном кейсе. Более того, расскажу, что делать, если у вас по каким-то причинам старый счётчик Яндекс Метрики:
С ним не работает стандартный шаблон тегов Метрики в YTM. Но решение есть!
Если статья оказалась полезной — напишите об этом в комментариях. Расскажите, пробовали ли вы уже что-то настраивать самостоятельно? Как успехи?
И если ждёте следующую статью, ставьте «сердечки»!
Если же есть вопросы или нужно помочь Вам в настройке — пишите:
или на почту: deep9111@yandex.ru
Крепкого здоровья и финансового Вам благополучия! Благодарю, что дочитали до конца!
С Ув. специалист по настройке контекстной рекламы Артем Буц.